История становления военной конфедерации саков-массагетов на территории Казахстана
Автор: Накишева Махаббат Кенжехановна
Рубрика: 2. История государства и права
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Челябинск, ноябрь 2012)
Статья просмотрена: 3249 раз
Библиографическое описание:
Накишева, М. К. История становления военной конфедерации саков-массагетов на территории Казахстана / М. К. Накишева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/43/2742/ (дата обращения: 18.12.2024).
In this article considered specialty of state policy of skif-sak war confederation on the Evrazion territory.
Одним из самых первых общественных объединений на казахской земле было объединение саков – массагетов. Как известно, сведения о саках – массагетах уходят в первое тысячелетие до нашей эры. Когда-то на территории кочевых казахов было расположено несколько государств. Эти государства объединялись в различные политические союзы, на территории Евразии, прежде чем появилось Казахское ханство.
В науке нет полноценных данных о том, что у саков было государство. В основном, многие ученые общество саков рассматривали как протогосударство. Если посмотреть с другой научной точки зрения, то можно увидеть, что сакское общество делилось на различные социальные слоя. Также, в обществе саков имело место определенная политическая система управления. Сведения о сакских племенах можно найти в трудах древнегреческих и древнеримских мыслителей. По мнению «Отца истории» Геродота, существовали следующие типы сакских обществ: «Ближе всего от торговой гавани борисфенитов (а она лежит приблизительно в середине всей припонтийской земли скифов) обитают каллипиды – эллинские скифы; за ними идет другое племя под названием ализоны. Они наряду с каллипидами ведут одинаковый образ жизни с остальными скифами, однако сеют и питаются хлебом, луком, чесноком, чечевицей и просом. Севернее ализонов живут скифы-земледельцы. Они сеют зерно не для собственного пропитания, а на продажу. Наконец, еще выше их живут невры, а севернее невров, насколько я знаю, идет уже безлюдная пустыня. Это – племена по реке Гипанису к западу от Борисфена.
За Борисфеном же со стороны моря сначала простирается Гилея, а на север от нее живут скифы-земледельцы. Их эллины, живущие на реке Гипанис, называют борисфенитами, а сами себя эти эллины зовут ольвиополитами. Эти земледельцы-скифы занимают область на три дня пути к востоку до реки Пантикапа, а к северу – на одиннадцать дней плавания вверх по Борисфену. Выше их далеко тянется пустыня. За пустыней живут андрофаги – особое, но отнюдь не скифское племя. А к северу простирается настоящая пустыня, и никаких людей там, насколько мне известно, больше нет.
Восточнее этих скифов-земледельцев, на другой стороне реки Пантикапа, обитают скифы-кочевники; они вовсе ничего не сеют и не пашут. Во всей земле скифов, кроме Гилеи, не встретишь деревьев. Кочевники же эти занимают область к востоку на десять дней пути до реки Герра.
За рекой Герром идут так называемые царские владения. Живет там самое доблестное и наиболее многочисленное скифское племя. Эти скифы считают прочих скифов себе подвластными. Их область к югу простирается до Таврики, а на восток – до рва, выкопанного потомками слепых рабов, и до гавани у Меотийского озера по имени Кремны. Другие же части их владений граничат даже с Танаисом. Севернее этих царских скифов живут меланхлены – другое, не скифское племя. Севернее меланхленов, насколько мне известно, простирается болотистая и безлюдная страна [1, с.219]. По нашему мнению, сакское общество все-таки относилось к такой организационной форме, как военная конфедерация. Потому, что, после того, как они достигали своих целей, начинали жить как отдельное государство. До нашего времени, не на достаточном уровне было исследованы вопросы военных конфедераций на территории Казахстана. Если основываться на данных Геродота, то можно полагать, что общество саков состоит из нескольких отдельных образовании. Саки были воинственными, так как они часто воевали с различными окружающими племенами, государствами. С целью того, чтобы эффективнее противостоять вражеским нападкам, саки были сплоченными.
У саков было сформированы свои военные обычаи. Военные обычаи саков были следующими: «Военные обычаи скифов следующие. Когда скиф убивает первого врага, он пьет его кровь. Головы всех убитых им в бою скифский воин приносит царю. Ведь только принесшии голову врага получает свою долю добычи, а иначе – нет. Кожу с головы сдирают следующим образом: на голове делают кругом надрез около ушей, затем хватают за волосы и вытряхивают голову из кожи. Потом кожу очищают от мяса бычьим ребром и мнут ее руками. Выделанной кожей скифский воин пользуется, как полотенцем для рук, привязывает к уздечке своего коня и гордо щеголяет ею. У кого больше всего таких кожаных полотенец, тот считается самым доблестным мужем. Иные даже из содранной кожи плащи, сшивая их, как козьи шкуры. Другие из содранной вместе с ногтями с правой руки вражеских трупов кожи изготовляют чехлы для своих колчанов. Человеческая кожа, действительно, толста и блестяща и блестит ярче почти всякой иной. Многие скифы, наконец, сдирают всю кожу с вражеского трупа, натягивают ее на доски и затем возят ее с собой на конях.
Таковы военные обычаи скифов. С головами же врагов (но не всех, а только самых лютых) они поступают так. Сначала отпиливают черепа до бровей и вычищают. Бедняк обтягивает череп только снаружи сыромятной воловьей кожей и в таком виде пользуется им. Богатые же люди сперва обтягивают череп снаружи сыромятной кожей, а затем еще покрывают внутри позолотой и употребляют вместо чаши. Так скифы поступают даже с черепами своих родственников (если поссорятся с ними и когда перед судом царя один одержит верх над другим). При посещении уважаемых гостей хозяин выставляет такие черепа и напоминает гостям, что эти родственники были его врагами и что он их одолел. Такой поступок у скифов считается доблестным деянием» [2, с.132]. Формированию военных обычаи саков способствовало то, что они постоянно воевали с окружающими племенами. Об этом, выше нами указанный Геродот пишет следующее: «Все договоры о дружбе, освященные клятвой, у скифов совершаются так. В большую глиняную чашу наливают вино, смешанное с кровью участников договора (для этого делают укол шилом на коже или маленький надрез ножом). Затем в чашу погружают меч, стрелы, секиру и копье. После этого обряда произносят длинные заклинания, а затем как сами участники договора, так и наиболее уважаемые из присутствующих пьют из чаши» [3, с.323]. Как мы уже указывали выше, с саки были союзниками массагетов. У массгетов тоже были своя политическая система управления, а также военные обычаи. О военных обычаях массагетов, у исследователей древности есть следующие сведения: «Массагеты носят одежду, подобную скифской, и ведут похожий образ жизни. Сражаются они на конях и в пешем строю (и так и этак). Есть у них обычно также луки, копья и боевые секиры. Из золота и меди у них все вещи. Но все металлические части копий, стрел и боевых секир они изготовляют из меди, а головные уборы, пояса и перевязи украшают золотом. Так же и коням они надевают медные панцири, как нагрудники. Уздечки же, удила и нащеченики инкрустируют золотом. Железа и серебра у них совсем нет в обиходе, так как этих металлов вовсе не встретишь в этой стране. Зато золота и меди в изобилии.
Об обычаях массагетов нужно сказать вот что. Каждый из них берет в жены одну женщину, но живут они с этими женщинами сообща. Ведь рассказы эллинов о /подобном/ обычае скифов относятся скорее к массагетам. Так, когда массагет почувствует влечение к какой-нибудь женщине, то вешает свой колчан на ее кибитке и затем спокойно сообщается с этой женщиной. /Никакого/ предела для жизни человека они не устанавливают. Но если кто у них доживет до глубокой старости, то все родственники собираются и закалывают старика в жертву, а мясо варят вместе с мясом других жертвенных животных и поедают. Так умереть – для них величайшее блаженство. Скончавшегося же от какого-нибудь недуга они не поедают, но предают земле. При этом считается несчастьем, что покойника по его возрасту нельзя принести в жертву. Хлеба массагеты не сеют, но живут скотоводством и рыбной ловлей (в реке Аракс чрезвычайное обилие рыбы), а также пьют молоко. Единственный бог, которого они почитают, это-солнце. Солнцу они приносят в жертву коней, полагая смысл этого жертвоприношения в том, что самому быстрому богу нужно приносить в жертву самое быстрое существо на свете» [4, с. 95-96]. Конечно, у массагетов были свои особенности общественного устройства и государственного управления.
Изучение истории древних конфедераций в том числе саков - массагетов, существовавших на территории Средней Азии и Казахстана, позволяет сделать вывод о том, что данные конфедерации выполняли не только военные и политические задачи, но и были направлены на реализацию такой цели, как консолидация родовых племен и способствовали национальному сплочению народов, живших на этой территории.
Главной целью объединения саков и массагетов в военный союз было защита от внешних врагов. Если конкретнее, то в задачи их союза входило:
Во-первых, защита от внешних врагов;
Во-вторых, эффективнее править своим регионом;
В-третьих, улучшать благосостояние народа за счет дани, возложенной на поверженных народностей;
В-четвертых, побеждать врагов.
В заключении необходимо указать, что сакско-массагетский военная конфедерация в свое время было самым мощным объединением на Евразийском пространстве.
Литература:
Геродот. История / Пер с греч и комм. Г.А. Стратановского. – М.: Олма-Пресс Инвест, 2004. – 640 с.
История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк)/ Нац.АН Респ.Казахстан.Ин-т истории и этнологии им.Ч.Ч. Валиханова.Ин-т археологии им.А.Х. Маргулана.Фонд развития "Казахстан"; Редкол.:.М.К. Козыбаев (гл.ред.) и др.. -Алматы: 1993г.-132с.
Кузембайулы Аманжол История Казахстана(С древнейших времен до 20-х годов ХХ в.), Алматы: Санат, 1996г.-323с.
Абдакимов Абдижапар История Казахстана (с древнейших времен до наших дней)/ Абдижапар Абдакимов. -Алматы: РИК, 1994г.-95-96с.