Роль и значение свободы слова и информации в построении гражданского общества
Автор: Мухаммадиев Абдужаббор Уракович
Рубрика: 6. Информационное право
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Челябинск, ноябрь 2012)
Статья просмотрена: 13854 раза
Библиографическое описание:
Мухаммадиев, А. У. Роль и значение свободы слова и информации в построении гражданского общества / А. У. Мухаммадиев. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/43/3009/ (дата обращения: 16.11.2024).
Усиление ощутимого влияния информационной сферы на жизнь человека, на деятельность государства и общества превратилось в одну из особенностей социального развития второй половины ХХ века и начала ХХI века. Это, во-первых, определяется научно-технической революцией в сфере вычислительной техники и телекоммуникаций, новыми достижениями ощутимо повышающими эффективность деятельности, связанное с информацией, во – вторых, права и свободы в сфере «информационной» деятельности человека отмечаются как главные ценности современной цивилизации.
Защита прав и свобод в сфере информационной деятельности человека, совершенствование инфраструктуры национальной информации и обеспечение её стабильной деятельности занимает важное место в системе интересов общества, как информационный элемент, отражающий интересы развития «информационной» национальной экономики.
Признание правдивости и справедливости, ясности, открытости свободы слова и информации, в первую очередь, зависит от того, в какой мере свобода выражения мысли, свобода слова обеспечены во всех происходящих в обществе реформах и процессах.
Свобода слова и мысли право всех граждан. В данный момент, если анализировать их в связи с избирательными процессами в соответствии и с национальным, и с международным практическим опытом, осуществлением гражданами прав свобод слова и мысли граждан во время подготовки и проведения данного важного социально-политического события приобретает особо важное значение[1, с.2].
В свою очередь, свобода средств массовой информации означает осуществление права критики без политической цензуры, запугивания или любого политического давления на представителей, кандидатов хакимията и других оппонентов. Слово журналиста, являющееся качественным результатом такой свободы, в большинстве случаев способно в корне изменить общественную мысль.
Ответственность, которая ложится на плечи журналистов определяет необходимость объективного освещения всех реформ и проводимых в обществе в средствах массовой информации в соответствии с действующем законодательством, и требованиями социально - политической и правовой грамотности.
Обеспечение свободы слова и информации, открытость, ясность всех проводимых реформ и процессов в большинстве случаев зависит от того, насколько свободно и демократично проводимые процессы освещаются прессой и другими средствами массовой информации, поскольку свобода слова, свобода деятельности средств массовой информации является особым знаком демократии[1, с.2]. Как отмечает глава нашего государства Ислом Каримов: « Демократия является свободой на всех этапах управления. Самое главное, иметь сильные законы, дающие право свободы слова».
Свобода слова и прессы, демократические принципы, обеспечивающие открытость, ясность реформ, проводимых в обществе должны существовать не на словах и на бумаге, а внедряться в практическую жизнь и являться приоритетным направлением качественного обновления и развития общества., так как свобода слова, свобода прессы, свобода мысли в сущности, созвучны с понятиями открытость, ясность, справедливость и демократия полностью раскрывающим суть всех реформ проводимых в обществе.
В Конституции Республики Узбекистан закреплены основные принципы, направленные на обеспечение свободы слова, прессы и мысли. Данные конституционные принципы можно классифицировать на две группы:
Статьи о личных правах и свободах гражданина, установленных Основным Законом, гарантируется свобода слова и мысли человека и граждан, а также невозможность лишения их без решения суда.
Как отмечается в статье 29 Основного Закона « Каждый имеет право на свободу мысли, слова и убеждений. Каждый имеет право искать, получать и распространять любую информацию, за исключением направленной против существующего конституционного строя и других ограничений, предусмотренных законом.
Свобода мнений и их выражения может быть ограничена законом по мотивам государственной или иной тайны» [2, с.8].
Хотя не во всех статьях Конституции использованы такие понятия, как свобода слова и информации, свобода прессы, свобода мысли, свобода совести, они служат обеспечению и защите этих прав.
Конституционные нормы, установившие правовой статус средств массовой информации в обществе, направлены на прямое обеспечение свободы слова и прессы, человеческой мысли.
Примером этому может служить 67 статья Конституции[2, с.13].
В основе данной статьи впервые в истории Республики Узбекистан принцип свободы средств массовой информации закреплен в качестве конституционного принципа и, самое главное, отменена цензура. Запретом цензуры было предотвращено давление на средства массовой информации. Этот конституционный принцип, являясь правовым гарантом ведения настоящей свободной деятельности средств массовой информации, имеет безграничное значение в процессе обновления общества.
Во всех проводимых реформах национальным законодательством предусмотрены случаи, связанные с недопущением злоупотребления свободы средств массовой информации. Нормы, связанные с данной проблемой, предусмотрены международными документами и закреплены соответствующими гарантиями. Этому служит 29 статья «Международной декларации по правам человека» [3], 19 статья «Международного пакта о гражданских и политических прав» [4], 10 статья «Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека» [5], « Венская декларация по правам человека и программа действия» и другие международные нормативно-правовые документы. В международной и зарубежной практике уровень защиты открыто выражаемой информации и идей в политических дебатах является намного выше.
Это понятный и справедливый критерий, так как люди по мере возможности должны знать о происходящих событиях и вещах, касающихся каждого человека: «Настоящая демократическая пресса не может жить по указаниям и не будет жить по ним».
Обеспечение действующей свободы слова и прессы в Республике Узбекистан, все реформы и процессы, связанные с превращением средств массовой информации в «четвёртую власть» опирается на демократический принцип в полном смысле этого слова.
Осуществляемые в сфере информации конституционные права и свободы человека и граждан, свобода личности, защита чести и достоинства, нравственности личности и общества подкрепляются практикой применения права в сфере борьбы против незаконных действий в сфере компьютерной информации в интересах государства и общества.
Третье направление «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране» предусматривает реформирование сферы информации, обеспечение свободы слова и информации[6]. Очевидно, что для углубления демократических процессов обеспечение свободы средств массовой информации должно превратить в трибуну свободное выражение своих мыслей и идей людей, своего отношения и взглядов на происходящие вокруг события.
В этом смысле, в Концепции особо отмечен широкий спектр организационно-правовых мероприятий, направленных на обеспечение свободы слова за прошедшие годы, определены на основе жизненных примеров произошедшие в сфере информации изменения.
Анализируя пройденный в этой сфере путь, можно сформулировать следующие задачи. В Концепции предложено принятие законов « Об открытости деятельности государственной власти и органов управления», « О телерадиопередачах», «Об экономических основах деятельности средств массовой информации», «О гарантиях поддержки государством средств массовой информации» и внести соответствующие изменения и дополнения в законодательные документы, в частности, «О средствах массовой информации», «О гарантиях и принципах свободы информации» и другие [6]. Вместе с тем, определены задачи по совершенствованию законодательных норм «О телекоммуникациях» и разработке государственной программы мероприятий по переходу к системе цифрового телерадиовещания.
Осуществление вышеперечисленных мероприятий способствует укреплению роли и места средств массовой информации в системе институтов гражданского общества, полному осуществлению конституционных прав, направленных на обеспечение свободы выбора и свободы слова.
Обобщение практики создания системы правового регулирования свободы слова и информации и научно –практическое изучение проблем, возникающих в этой сфере, играет огромную роль для построения гражданского общества, для правового обеспечения в Республике Узбекистан свободы слова и информации.
Литература:
Мухаммадиев А.У. Сўз эркинлиги, оммавий ахборот воситалари фаолияти эркинлиги демократиянинг ўзига хос белгиси.// Ҳуқуқий информатика ва ахборот хавфсизлиги соҳаларини такомиллаштиришнинг долзарб масалари. Илмий - амалий конференция материаллари -Тошкент, ТДЮИ, 2011, 28 апрель. 6-10 б.
Конституция Республики Узбекистан – Т.: Узбекистан, 2009 г.
Международная декларация по правам человека. Гл. Ассамблея ООН от10 декабря 1948 года.
Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года.
Каримов И.А. Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране//Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. – Народное слово 13 ноября 2010 года.