Приватизация лесных ресурсов в Российской Федерации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 14. Экологическое, земельное, лесное, водное и воздухоохранное право

Опубликовано в

международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Челябинск, ноябрь 2012)

Статья просмотрена: 6544 раза

Библиографическое описание:

Колокольчикова, О. С. Приватизация лесных ресурсов в Российской Федерации / О. С. Колокольчикова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 59-61. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/43/3013/ (дата обращения: 17.10.2024).

Леса России относятся к одному из важнейших возобновляемых природных ресурсов и выполняют средообразующие и средозащитные функции.

Принятие в 2006 году ЛК РФ вызвало много вопросов и споров, прежде всего из-за попыток установить право частной собственности на лес. В отношении права собственности на леса понятие леса фактически сводится к лесному участку (см. ст. 8 ЛК РФ), под которым понимается земельный участок с границами, установленными согласно положениям ЛК РФ [1].

Конституция Российской Федерации допускает многообразие форм собственности на леса. В ч. 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации установлено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий их границы определяются в соответствии с земельным, лесным и градостроительным законодательством.

Согласно ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

  1. земли сельскохозяйственного назначения;

  2. земли населенных пунктов;

  3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

  4. земли особо охраняемых территорий и объектов;

  5. земли лесного фонда;

  6. земли водного фонда;

  7. земли запаса.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 ЛК РФ). Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничены в обороте. Так, в ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" прямо установлено, что отчуждению в соответствии с данным Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда. Кроме того, лесной фонд поименован в перечне объектов, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена (п. 2.1 Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 года N 2284) [2].

Стоит отметить, что большинство лесов находится на землях лесного фонда. Из 1183,4 млн. га площади лесов 97% расположено на землях лесного фонда, оставшиеся 3% - на землях особо охраняемых территорий, обороны и безопасности, населенных пунктов и иных категорий. В связи с этим можно сделать вывод, что все же основной формой собственности на лесные участки является федеральная [3].

Ввиду того что только в отношении лесных участков, находящихся в составе земель лесного фонда, законом установлены исключительно федеральная форма собственности, а также прямой запрет на их приватизацию, можно заключить, что допускается приватизация в пределах иной, кроме земель лесного фонда, категории земель. Например лесного участка особо охраняемой природной территории или участка городского леса на территории населенного пункта.

К числу изъятых из оборота относятся леса, расположенные в государственных природных заповедниках и национальных парках.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности лесные участки в пределах особо охраняемых природных территорий из состава земель лесного фонда, расположенные на землях, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности. В отношении последней группы лесных участков приватизация возможна в том случае, если это допускается соответствующим федеральным законом. Например, приватизация допустима в порядке реализации прав собственников зданий, строений, сооружений на приватизацию соответствующего земельного участка. Следует также учитывать, что законодательно разрешен перевод земель из одной категории в другую. Таким образом, даже лесные участки из земель лесного фонда могут быть приватизированы после изменения категории земель.

О том, что передавать лес в частную собственность в нынешних условиях рано, заявил Президент Российской Федерации Владимир Путин, отвечая в прямом эфире на вопрос работника Кондопожского ЦБК, который выразил обеспокоенность возможностью передачи лесов в частную собственность при принятии нового ЛК РФ. Как пояснил Президент, передача лесов в частное пользование считается среди либеральных экономистов более правильным решением. "Однако в наших условиях пока рановато передавать такое национальное достояние, как лес, в частные руки. Я такой закон не подпишу", - пообещал В.В. Путин. Он также отметил, что нужно передавать участки леса в длительное пользование, в аренду. "Такие инструменты есть, и мы пойдем по такому пути", - сказал Президент

В аспекте приватизации лесных ресурсов следует обратить особое внимание на следующие условия договора аренды. Договор аренды лесного участка может быть заключен на срок до 49 лет. Это срок неоправданно большой и фактически путем заключения договора аренды на столь длительный срок государство передает лесной участок в частное владение, т.е. приватизирует. Более того, в ЛК РФ также установлено, что арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок [6].

К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ (ч. 2), если иное не установлено ЛК РФ. Согласно ст. 624 ГК РФ (ч. 2) в законе или договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены. Законом могут быть установлены случаи запрета выкупа арендованного имущества. В ЛК РФ подобный запрет отсутствует. Подобное условие позволит осуществить фактическую приватизацию лесного участка после изменения целевого назначения лесного участка. Значительная часть лесов вблизи крупных городов в настоящее время находится в аренде на длительный срок, и среди негативных последствий данного явления следует отметить то, что большинство лесных участков не выполняет своих экологических функций

Использование лесов является платным: взимается арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. В 2011 году в бюджетную систему Российской Федерации поступила плата за использование лесов в размере 21593,1 млн. руб., из них: в федеральный бюджет поступило 16328,4 млн. руб., в бюджеты субъектов Российской Федерации - 5264,7 млн. руб. [6].

Среди приоритетных направлений развития лесного комплекса в период до 2020 года в Стратегии, утвержденной Приказом Минпромторга России N 248, Минсельхоза России N 482 от 31 октября 2008 года значится организация рационального, многоцелевого, непрерывного и неистощительного использования лесов. Достижение основных целей развития лесного хозяйства, связанных с обеспечением устойчивого управления лесами, сохранением и повышением их ресурсо-экологического потенциала, повышением вклада лесов в социально-экономическое развитие страны, обеспечением экологической безопасности и стабильным удовлетворением общественных потребностей в ресурсах и услугах леса, должно базироваться, в частности, на принципе сохранения государственной (федеральной) собственности на леса и земли лесного фонда в качестве доминирующей формы собственности [5].

Директор Центра экологии и управления лесов Российской академии наук Г. Коровин отметил, что в структуре документа осталась "лазейка", через которую очень легко осуществить главную идею разработчиков - о частной собственности. В Кодексе произошла подмена лесного законодательства земельным, лес из недвижимого имущества превратился в "движимое". По мнению Г. Коровина, последствия могут быть следующими: "Переводите лесные земли в любые категории и дальше - делайте с ними все, что хотите, в том числе и продавайте в частные руки".

Эту точку зрения поддерживает и другой известный ученый, заведующий кафедрой Московского государственного университета леса, академик Российской академии сельскохозяйственных наук Н. Моисеев: "В новом Лесном кодексе впервые за всю двухсотлетнюю историю управления лесами в России они становятся объектом земельных отношений, движимым имуществом. Следовательно, лес можно выдернуть из земли, как редиску, и продать куда угодно, в том числе и под коттеджи [7].

На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод. С одной стороны, практически все леса находятся в федеральной собственности и законом прямо установлен запрет на их приватизацию. В то же время в ЛК РФ закреплен механизм фактической приватизации лесов через конструкцию арендных отношений и предоставление возможности обращения в частную собственность лесных ресурсов, извлекаемых при использовании лесов. Вопрос о частной собственности на леса - достаточно спорный и постоянно является предметом исследований. Подходы к решению данной проблемы прямо противоположные. При выборе между решением проблем с бесхозяйственным использованием лесов и сохранением природного назначения леса приоритет всегда должен отдаваться последнему. С учетом того значения, которое имеет лес для всего общества в целом, лес должен быть сосредоточен в собственности государства.

Государственную собственность на леса следует рассматривать как гарантию выполнения государством своей обязанности по соблюдению и защите прав граждан на благоприятную окружающую среду.


Литература:

  1. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 года N 200-ФЗ // Российская газета. 08.12.2006. N 277.

  2. Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 года N 2284 "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. N 1. Ст. 2

  3. Основные итоги работы лесного хозяйства Российской Федерации в 2010 году и задачи на 2011 год // URL: http://www.rosleshoz.gov.ru/media/appearance/57/Slajd9.JPG.

  4. Поступление платежей за использование лесов в 2011 году и недоимки по платежам за использование лесов в бюджетную систему Российской Федерации по состоянию на 1 января 2012 года // URL: http://www.rosleshoz.gov.ru/activity/finance/stat/6.

  5. Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации N 248, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации N 482 от 31 октября 2008 года "Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года" // СПС "КонсультантПлюс". (Документ опубликован не был.)

  6. Правовое регулирование использования лесов в Российской Федерации / Под ред. А.А. Ялбулганова. М.: Институт публично-правовых исследований, 2011. С. 25 - 26.

  7. Реализация прав собственности на природные ресурсы / С.А. Боголюбов, Д.Б. Горохов, Е.Л. Минина и др. М., 2007. С. 165.

Основные термины (генерируются автоматически): лесной фонд, РФ, лесной участок, земля, лес, Российская Федерация, состав земель, частная собственность, участок, муниципальная собственность.