Особенности правового регулирования процесса участия граждан в охране общественного порядка
Автор: Щеголева Наталья Владимировна
Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Челябинск, ноябрь 2012)
Статья просмотрена: 4166 раз
Библиографическое описание:
Щеголева, Н. В. Особенности правового регулирования процесса участия граждан в охране общественного порядка / Н. В. Щеголева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 21-24. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/43/3045/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемами правого регулирования процесса участия граждан при охране общественного порядка, раскрываются возможные пути разрешения возникших затруднений в данной области, а также перспективы дальнейшего развития.
Ключевые слова: охрана общественного порядка, народные дружины, общественные отношения, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
На проект ФЗ №146414-5 «Об участии граждан в охране общественного порядка» возложена обязанность восполнить пробелы и коллизии в законодательном регулировании на федеральном уровне правовых основ участия граждан в охране общественного порядка. В законопроекте находят свое отражение ряд важных конституционных положений, имеющих значение при привлечении населения в процесс охраны общественного порядка. По определению общественный порядок — сложившаяся в обществе система отношений между людьми, правил взаимного поведения и общежития, регулируемых действующим законодательством, обычаями и традициями, а также нравственными нормами. Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов[10]. Охраной общественного порядка занимаются полиция и другие правоохранительные органы. К охране общественного порядка привлекаются и другие структуры: таможня, органы государственной безопасности, пожарные, судебные исполнители, лесники, частная охрана и т. д., а в силу ч.1 ст. 132 Конституции Российской Федерации, охрану общественного порядка осуществляют и органы местного самоуправления[1]. В современных условиях органы местного самоуправления должно быть наделены полномочиями по созданию и руководству народными дружинами, а также по координации деятельности формирований общественной самодеятельности. В законопроекте «Об участии граждан в охране общественного порядка» подробно регламентируется порядок создания и организации деятельности народных дружин, деятельности формирований общественной самодеятельности, взаимодействия их с органами внутренних дел [4].
Охрана общественного порядка, это та сфера, в которой непосредственно пересекаются интересы практически всех граждан страны. Без поддержания спокойствия, правопорядка в общественных местах функционирование государственных и общественных институтов невозможно, поэтому важно, чтобы в поддержании такого спокойствия участвовали сами граждане[9]. В России состояние правопорядка на улицах и в других общественных местах далеко от совершенства. Согласно статистике, в Российской Федерации обозначились негативные тенденции в динамике криминальных проявлений в местах массового пребывания граждан ― это нельзя так оставлять, с этот фактом необходимо эффективно бороться.
Анализ деятельности и функционирования общественных объединений, принимающих участие в обеспечении правопорядка, показывает, что на территории Российской Федерации зарегистрировано достаточно большое количество общественных формирований правоохранительной направленности, речь идет о народных и казачьих дружинах, студенческих оперативных отрядах и т.д. [9].
Членами общественных объединений во взаимодействии с сотрудниками органов внутренних дел проводится работа по поддержанию общественного порядка на улицах и в других общественных местах, по предупреждению и пресечению административных правонарушений и по раскрытию преступлений в целом. Общественными объединениями добровольцев выявляются административные правонарушения, с их участием в год раскрывается десятки тысяч преступлений. Основными направлениями деятельности указанных общественных формирований являются: участие в охране общественного порядка в населенных пунктах, в местах массового отдыха граждан, при проведении массовых культурных и спортивных мероприятий. Содействие правоохранительным органам в борьбе с отдельными видами преступлений; предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних и детской безнадзорности; участие в природоохранных мероприятиях, борьбе с браконьерством, нарушениями правил охоты и рыболовства; помощь правоохранительным органам в выполнении задач по поддержанию правопорядка при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях, и др. [5].
В настоящий период, вопросы участия граждан в охране общественного порядка регламентированы не связанными друг с другом федеральными законами, а также законами и иными нормативными правовыми актами. Так, для регламентирования деятельности общественных формирований более чем в 62 субъектах Российской Федерации (Волгоградской области, Удмуртской Республике, Ростовской области, Республике Саха (Якутия), Саратовской области, Камчатской области, Республике Дагестан, Алтайском крае, Белгородской области, Санкт-Петербурге, Орловской области, Республике Башкортостан, Курской области и др.) приняты нормативные правовые акты органов законодательной и исполнительной власти, в их числе: 1) Законы – «Об участии граждан в охране общественного порядка», «О добровольных народных дружинах», региональные и муниципальные программы профилактической направленности. 2) Постановления – «Об участии населения в охране общественного порядка», «Об утверждении положения о добровольных народных дружинах», «О мерах по усилению охраны общественного порядка». 3) Положения – «О добровольных народных дружинах», «Об окружных штабах добровольных народных дружин», «О деятельности молодежных студенческих отрядов» [5].
Например, в Белгородской, Томской, Воронежской, Псковской областях - добровольные народные дружины, студенческие оперативные отряды, круглосуточные посты и группы патрулирования в местах массового пребывания граждан, общественные пункты охраны порядка, советы (группы) профилактики правонарушений. В Красноярском крае действует Краевой штаб «Добровольной молодежной дружины» по охране общественного порядка, который объединил все действующие на территории края общественные молодежные формирования правоохранительной направленности. Все это составляет неплохие предпосылки для создания муниципальной милиции на уровне местного самоуправления.
Положения законопроекта о полномочиях органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению участия граждан в охране общественного порядка отдают приоритет в организации этих процессов органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления. Именно на этом уровне предлагается возможность по созданию органов координации деятельности народных дружин (штабов). Тем не менее, законопроектом устанавливается и достаточная компетенция федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, которые вырабатывают и реализуют государственную политику по вопросам участия граждан в охране общественного порядка; организуют привлечение граждан к реализации государственной политики в области охраны общественного порядка; осуществляют меры по совершенствованию нормативно-правового регулирования участия граждан в охране общественного порядка; разрабатывают и реализуют федеральные и ведомственные целевые программы по участию граждан в охране общественного порядка; рассматривают гражданские инициативы в области охраны общественного порядка, имеющие общероссийское значение; оказывают правовую, социальную, информационную, методическую и иную поддержку гражданам, их объединениям, участвующим в охране общественного порядка; поощряют граждан, участвующих в охране общественного порядка; реализуют другие меры по обеспечению участия граждан в охране общественного порядка, предусмотренные законодательством Российской Федерации [8, с. 34].
По законопроекту «Об участии граждан в охране общественного порядка» участие граждан осуществляется в трех основных формах, представляющих собой:
самостоятельную защиту гражданами прав и законных интересов в сфере общественного порядка (т.е. граждане вправе принимать меры, не противоречащие законодательству, по самозащите прав и свобод в сфере охраны общественного порядка, а также обращаться с предложениями по вопросам охраны общественного порядка в органы, уполномоченные осуществлять охрану общественного порядка);
объединение граждан в целях охраны общественного порядка (т.е. граждане участвуют в деятельности общественных объединений, формирований общественной самодеятельности, а также в деятельности народных дружин);
участие граждан в работе органов, уполномоченных осуществлять охрану общественного порядка (т.е. содействуют органам внутренних дел и другим органам, уполномоченным осуществлять охрану общественного порядка, либо в сотрудничестве на внештатной основе с органами внутренних дел) [5].
В тексте законопроекта раскрываются названные формы участия граждан в охране общественного порядка. Граждане могут участвовать в деятельности общественных объединений, задачами которых является участие в охране общественного порядка и оказание содействия органам, уполномоченным осуществлять охрану общественного порядка, а также формирований общественной самодеятельности, которые в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей, участвуют в охране общественного порядка исключительно на территории дворов, подъездов, на придомовой территории или по месту нахождения собственности [4].
Содействие органам, уполномоченным осуществлять охрану общественного порядка, выражается в их информировании о правонарушениях и угрозах общественному порядку, а также в участии в мероприятиях по охране общественного порядка и в работе координационных, консультативных, экспертных и совещательных советов, проводимых данными органами. Внештатное сотрудничество с органами внутренних дел предполагает долговременное и добровольное участие граждан в охране общественного порядка под непосредственным руководством должностных лиц данных органов[6, с. 42-44].
Подводя итоги вышесказанного, необходимо отметит, что скорейшее принятие полноценного, отвечающего всем необходимым требованиям закона, позволит привлечь к обеспечению правопорядка максимально возможное количество заинтересованных в этом граждан, а также создать условия для самозащиты гражданами прав и свобод в сфере общественного порядка. Так как при анализе региональных законов, регламентирующих участие граждан в охране общественного порядка, выделено два основных недостатка:
отсутствие финансовой мотивации граждан, участвующих в охране общественного порядка;
незащищенность жизни и здоровья граждан, участвующих в охране общественного порядка.
При условии устранения данных недоработок в уже принятых нормативно правовых актах, а так же при принятии законопроекта «Об участии граждан в охране общественного порядка» выводом всему станет наведение должного порядка в общественных местах.
Литература:
Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Российская газета от 25.12.1993 г. №237. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).
Федеральный Закон от 07.02. 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ 2011. № 7.ст. 900. (ред. от 25.06.2012).
Федеральный Закон от 06.10.2003 г. №131- ФЗ (ред. от 10.07.2012) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ 2003. № 40 ст. 3822.
Проект Федерального закона № 146414-4 «Об участии граждан в охране общественного порядка» (ред. внесена в ГД ФС РФ).
Бекетов О. И., Матузко Т. В., Пономарёв А. Ю. Правовые основы и организационные формы участия граждан в охране правопорядка: учеб.пособие / Омск, Омская Академия МВД России, 2010.
Бельский К.С. «О функциях исполнительной власти». // Государство и право, 2007, № 3, с.15.
8.Кононов А.М. Роль и место органов местного самоуправления в осуществлении охраны общественного порядка // Государство и право, № 12, 2007, с.36.
Официальный веб-сайт МВД РФ - URL: // http://www.mvd.ru
Свободная энциклопедия «Википедия».- URL: //: http://ru.wikipedia