Актуальные тенденции развития административно-правового регулирования оборота гражданского огнестрельного оружия в Российской Федерации
Автор: Володин Андрей Викторович
Рубрика: 5. Административное право
Опубликовано в
XIV международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Казань, апрель 2022)
Дата публикации: 19.04.2022
Статья просмотрена: 116 раз
Библиографическое описание:
Володин, А. В. Актуальные тенденции развития административно-правового регулирования оборота гражданского огнестрельного оружия в Российской Федерации / А. В. Володин. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы XIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 5-11. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/438/17113/ (дата обращения: 16.11.2024).
Как обоснованно утверждает А. Н. Посадков, вопросы, связанные с приобретением гражданами Российской Федерации прав на приобретение, хранение и ношение оружия, приобретают особо острый характер под влиянием резонансных происшествий, связанных с противоправным применением гражданами оружия, принадлежащего им на законных основаниях.
Наиболее показательными в этом смысле являются беспрецедентный для нашей страны массовый расстрел учащихся их сверстником в Керчи, аналогичные события в Благовещенске, наконец, убийство сотрудников и обстрел здания центрального аппарата ФСБ в центре Москвы. Неудивительно, что после каждого из подобных случаев выдвигается значительное количество различных предложений, направленных на ужесточение правового режима приобретения гражданского оружия, часть из которых реализуется в виде изменений и дополнений базового нормативного акта в данной области — Федерального закона «Об оружии» от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ (далее — ФЗ «Об оружии»). Представляется, что обозначенная тенденция имеет существенный недостаток — функционирование законодателя в режиме реагирования на спорадически возникающие явления не способствует формированию логически последовательного механизма правового регулирования соответствующих общественных отношений. Более того, нередко такие предложения вносятся лицами, далёкими от практического правоприменения и имеющими смутное представление об оружии как о непосредственном объекте правового регулирования. По этой причине вносимые указанными лицами законопроекты имеют ситуативный и зачастую конъюнктурный характер, не учитывают сопутствующие социально-психологические и организационно-технические факторы, что впоследствии создаёт серьёзные проблемы при реализации разработанных подобным образом правил поведения. В свете изложенного нетрудно понять, почему многочисленные поправки, вносимые в ФЗ «Об оружии», в значительной мере не достигают ожидаемого результата [3].
В этой связи Н. А. Артёменко и Д. А. Корецкий закономерно указывают, что на фоне «резонансных» вооруженных преступлений и необоснованных, не вытекающих из статистики, утверждений о повышенной криминогенности огнестрельного оружия ограниченного поражения (ОООП), был принят ряд противоречивых дополнений в Закон РФ «Об оружии», которые, якобы, обеспечат профилактику вооруженной преступности.
Массовые расстрелы каждый раз влекли предложения о поднятии возраста приобретения и охотничьего оружия, но они отклонялись. Наконец, после Пермской трагедии, такое изменение в закон все же внесено, и возрастная планка повышена до 21 года (вступает в силу с 29.06.2022). Но этот порог не обоснован ни анализом статистики, ни мнением специалистов. Между тем, по данным криминологических исследований, вооруженные преступления совершаются, в основном, следующими возрастными группами: 22–28 лет (50 % одиночных и 33 % групповых преступлений); 29–39 лет (25,7 % одиночных и 26 % групповых).
Указанные исследователи видят в том лишь видимость решения проблемы, при которой подлинные причины прячутся в тени, а законодательные новеллы никакого результата не приносят — после каждого из четырех массовых расстрелов, совершенных за три последних года в качестве «профилактических» мер внесен ряд ограничений на приобретение оружия, в зависимости от его тактико-технических характеристик, не фигурировавших в ранее совершенных аналогичных преступлениях, и не играющих в них определяющей роли [1].
Так, Федеральный закон от 28 июня 2021 г. № 231-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об оружии“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает, среди прочего, следующие изменения:
- Оружие признано источником повышенной опасности.
- О хранении, дарении, продаже списанного оружия придется уведомлять Росгвардию.
- Увеличен возраст, дающий право купить оружие.
- Магазинное оружие — только через два года.
- Владелец обязан представлять оружие для осмотра [5].
При этом общественная дискуссия развивается и в сторону либерализации административно-правовой модели оборота гражданского огнестрельного оружия. Так, на интернет-ресурсе «Российская общественная инициатива» размещена инициатива с предложением полностью переработать действующее оружейное законодательство — провести разработку и принять новый Федеральный Закон «Об обороте оружия и патронов в Российской Федерации» с использованием открытого общественного обсуждения проекта закона.
Среди прочего авторы инициативы предлагают вместо «спортивного» и «охотничьего длинноствольного оружия» ввести понятие «гражданское длинноствольное оружие», к которому уже далее по закону должен быть прописан порядок приобретения для разных целей: охота, спорт, самооборона, или для комбинации этих целей.
Помимо того, авторы инициативы обращают внимание на то, что введённые Федеральным законом от 28.06.2021 № 231-ФЗ формулировки выводят из статуса гладкоствольного оружия оружие со сверловкой Ланкастера и с конструкций ствола «Парадокс», что является необоснованным реальной статистикой уголовных и административных правонарушений с применением такого вида оружия ограничением оборота такого оружия на территории Российской Федерации. Важно отметить, что массовое появление такого оружия в период примерно с 2015 года явилось спасением для отечественных производителей оружия, лишённых возможности поставлять на экспорт ранее производимые модели оружия, и в связи с отсутствием конкуренции с внешних рынков дало возможность загрузить производственные мощности актуальной востребованной оружейной продукцией, которая на внутреннем рынке нашла большой, растущий по сей день спрос, а также косвенно спасло пороховые и капсюльные заводы. Перевод такого оружия в статус нарезного приведёт к значительному падению интереса и реального спроса на него, что в свою очередь крайне негативно отразится на всех предприятиях, которые переориентировали своё производство и понесут значительные экономические потери, результатом чего станет увольнение и потеря квалифицированных кадров на этих и смежных предприятиях, которые в настоящее время участвуют в гособоронзаказе, когда такой заказ поступает на предприятие.
В этой связи авторами инициативы предлагается вернуть статус «гладкоствольного» оружию со сверловкой ствола «Ланкастер» и нарезной частью «Парадокс», т. к. повышенная общественная опасность такого оружия за прошедшие 5 лет ничем не подтверждена.
Помимо того, в целях повышения культуры обращения с оружием, а также выработки необходимых навыков у граждан, владеющих оружием, в том числе на основе давно сложившейся практики, авторами инициативы предлагается снять ограничения на количество патронов в магазине оружия, используемого на стрелковом объекте и при проведении пристрелки, так как существующая в данный момент норма является избыточной и необоснованной.
Также авторам инициативы видится необходимым упразднить обязательную сертификацию каждой ввозимой единицы оружия и патронов. Учитывая, что такое оружие и патроны уже есть в обороте, существующая система сертификации выглядит атавизмом, который не несёт в себе какой-либо значимой функции. Указанная норма законодательства должна быть рассмотрена с точки зрения значимости и возможности отказа от такой практики.
Изучение действующего регулирования показывает, что введённое Федеральным законом от 28.06.2021 № 231-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об оружии“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ограничение возраста приобретения оружия от 21 года является необоснованным статистически, и по факту указанные граждане в возрасте от 18 до 21 года не представляют какой-либо открытой общественной опасности по сравнению с лицами более старшего возраста. Введенное ограничение ставит под удар развитие культуры обращения с оружием граждан. В этой связи авторами инициативы предлагается вернуть право владения и приобретения оружием гражданам, не имеющим противопоказаний к владению оружием, с 18 лет.
Помимо того, на взгляд авторов инициативы, следует исключить неопределённость, связанную с накоплением стажа на нарезное оружие, изменив действующие формулировки статьи 13 Закона „Об оружии“ таким образом, чтобы исключить возможность его толкования, как необходимость непрерывного владения в течение установленного срока гладкоствольным оружием для накопления достаточного стажа для приобретения оружия с нарезным стволом. Также на данный момент согласно действующему законодательству имеется необходимость владения гладкоствольным оружием для приобретения или продления нарезного оружия, это заведомо абсурдное требование также необходимо устранить.
На взгляд авторов инициативы, надлежит произвести анализ существующей нормы закона «Об оружии» на предмет либо сокращения стажа владения гладкоствольным оружием, требуемого для приобретения нарезного оружия, как это было сделано в союзном государстве Беларусь, так и рассмотрения возможности разделения такого стажа на разные сроки в зависимости от типа нарезного оружия (малокалиберное, под пистолетные патроны, под промежуточные патроны, под винтовочные патроны).
В этой связи авторами инициативы предлагается сократить стаж владения гладкоствольным оружием для получения права на приобретение оружия с нарезным стволом с 5 лет до 1 года для всех категорий граждан.
Кроме того, на взгляд авторов инициативы следует отменить введенный Федеральным законом от 28.06.2021 № 231-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об оружии“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» гладкоствольный стаж для магазинного и самозарядного оружия. Так как не существует какой-либо открытой статистики, свидетельствующей о том, что с использованием такого оружия совершаются преступления, которые было бы невозможно совершить с другими видами оружия, равно как и не существует какой-либо открытой официальной статистики о том, что законно зарегистрированное оружие как-либо массово участвует в незаконной деятельности.
В этой связи авторами инициативы предлагается отменить нововведенный стаж с одно- и двухствольным оружием для всех категорий граждан.
Рассматривается авторами инициативы и законодательное закрепление понятия «Модернизация оружия», допускающего установку любых не основных частей такого оружия, которые не вносили бы технических изменений, исключающих оборот данной единицы в качестве гражданского оружия. При этом необходимо рассмотреть возможность внесения изменения в основные части такого оружия владельцем такого оружия, не являющиеся ремонтом, в том числе, но не ограничиваясь, установкой кронштейна для прицела (когда требуется просверлить отверстие для установки), сглаживание кромок (заусенцев) основных деталей огнестрельного оружия, покраска, нанесение надписей и гравировок, не являющихся художественной отделкой и т. п. [4]
Таким образом, следует согласиться с А. А. Бросалиной в том, что можно выделить некоторые направления, которым необходимо уделить внимание в целях последующего совершенствования правового регулирования рассматриваемых отношений в последующем.
Во-первых, это должна быть комплексная разработка мер по сокращению незаконного оборота оружия и административных правонарушений, связанных с его использованием.
Во-вторых, это разработка мер, направленных на повышение правовой культуры владения оружием граждан и на уровень их подготовленности к его использованию.
В-третьих, необходимо установить обоснованные подходы к реализации норм законодательства в сфере оборота оружия, а также определить наиболее эффективные формы и методы правоохранительной и правоприменительной деятельности.
В-четвертых, необходимым является также обеспечение согласованного взаимодействия и функционирования федеральных органов государственной власти [2].
Литература:
- Артеменко Н. А., Корецкий Д. А. Развитие «антиоружейного» законодательства и его эффективность // Уральский журнал правовых исследований. 2021. № 3 (21). С. 13–19. DOI 10.34076/2658_512X_2021_3_13.
- Бросалина А. А. Оборот оружия в Российской Федерации: современное состояние и перспективы правового регулирования // Державинский форум. Тамбов, 2020. Т. 4. № 13. С. 24–30.
- Посадков А. Н. Актуальные проблемы приобретения гражданами Российской Федерации прав на оружие // Вестник ТвГУ. Серия: Право. 2020. № 1 (61). С. 148–158.
- Провести разработку и принять новый Федеральный Закон “Об обороте оружия и патронов в Российской Федерации” с использованием открытого общественного обсуждения проекта закона. — Текст: электронный // Российская общественная инициатива: [сайт]. — URL: https://www.roi.ru/89488/ (дата обращения: 16.04.2022).
- Что изменится для владельцев оружия в 2022 году. — Текст: электронный // Тинькофф Журнал: [сайт]. — URL: https://journal.tinkoff.ru/news/weapon-2022/ (дата обращения: 16.04.2022).
- Федеральный закон от 28 июня 2021 г. № 231-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об оружии“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // доступ из ИПО «Гарант Образование».