Проблема нормативно-правового регулирования положения персонала учреждений уголовно-исполнительной системы
Автор: Передня Сергей Сергеевич
Научный руководитель: Рысёв Алексей Андреевич
Рубрика: 16. Правоохранительные органы
Опубликовано в
XIX международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Казань, июнь 2022)
Дата публикации: 27.06.2022
Статья просмотрена: 100 раз
Библиографическое описание:
Передня, С. С. Проблема нормативно-правового регулирования положения персонала учреждений уголовно-исполнительной системы / С. С. Передня. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы XIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 15-19. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/453/17354/ (дата обращения: 15.11.2024).
Правовое положение персонала определяется целым рядом факторов социально-экономического, политического, духовного и иного порядка. Важнейшими среди этих факторов являются цели наказания, цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства и, соответственно, задачи и функции учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
Наделенный полномочиями персонал призван обеспечить выполнение задач, поставленных перед учреждениями и органами, исполняющими наказания, в сфере исполнения наказаний. Однако правовое положение сотрудников УИС определяется не только профессионально-целевыми интересами, но и во многом зависит от закрепления в законе правового положения лиц, отбывающих наказания, так как субъективные права, законные интересы и юридические обязанности осужденных выражают меру возможной и должной требовательности к ним со стороны персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.
Следует упомянуть, что к работникам уголовно-исполнительной системы относятся: лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС), федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в уголовно-исполнительной системе, рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, медицинских, образовательных и иных организаций входящих в УИС.
Порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются Федеральным законом от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» и Законом РФ от 21.07.1993 № 5473–1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Указанные нормативные правовые акты после перехода УИС из МВД в ведение Минюста России, наконец, комплексно урегулировали правовые, организационные и финансово-экономические основы прохождения службы в уголовно-исполнительной системе. По нашему мнению, закон позволил повысить требования к кадровому составу, профессиональному уровню сотрудников, обеспечить качество подбора и расстановки кадров и, как следствие, более эффективно и качественно решать ФСИН России возложенные на нее функции и стоящие перед ней задачи.
Закон «О службе в УИС» определяет правовое положение (статус) сотрудника УИС, при этом определяет, что на сотрудников возлагаются обязанности, связанные с выполнением задач, в том числе с опасностью для жизни, что обусловливает набор круга социальных гарантий и компенсаций. В отличие от прежнего НПА, в новом законе при определении правового положения сотрудника отсутствует указание на Присягу, текст которой содержится в ст. 28 Закона «О службе в УИС». Положительно следует оценить размещение статусных прав и обязанностей сотрудника, которые располагаются теперь в одной главе: статья 11. права сотрудника; статья 12. служебные обязанности сотрудника; требования к служебному поведению сотрудника; Статья 14. ограничения и запреты, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе; Статья 15. ответственность сотрудника. Эти нормы показывают все то, что ранее содержалось в различных НПА.
Но, к сожалению, законодателем не в полной мере учтены специфические особенности прохождения службы в УИС и стремление максимально защитить права сотрудника, проходящего службу, что на практике может повлечь значительные проблемы для руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя. Так, п. 8 ч. 2 ст. 84 говорит о том, что «контракт может быть расторгнут, а сотрудник может быть уволен со службы в уголовно-исполнительной системе по состоянию здоровья — на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в уголовно-исполнительной системе и о невозможности исполнять служебные обязанности».
Возникает вопрос: какие обязанности будет выполнять сотрудник в течение указанных двух месяцев при условии его ограничения по состоянию здоровья к прохождению службы? Какое решение должен принять руководитель федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя в отношении уведомляемого сотрудника, если у последнего имеется заболевание, не совместимое с обязанностями сотрудника УИС? Напомним, что Закон запрещает расторжение контракта и увольнение со службы в уголовно-исполнительной системе по инициативе руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя в период временной нетрудоспособности сотрудника (ст. 88 Закона «О службе в УИС). Безусловно, в соответствии с ч. 2 ст. 88 Закона, контракт может быть расторгнут до истечения сроков уведомления, однако только с согласия самого сотрудника. Также видится не совсем удачным название главы 13 Закона, поскольку оно не в полном объеме отражает содержание находящихся в ней статей (ст. 96, 97).
Таким образом, можно отметить, что рассматриваемый Закон «О службе в УИС» является результатом соединения нормативных актов, регламентирующих вопросы прохождения службы сотрудниками УИС, и заимствование норм трудового законодательства и представляет собой акт, комплексно устанавливающий основы прохождения службы и регулирующий служебные правоотношения со дня поступления до окончания службы в уголовно-исполнительной системе.
Исходя из вопроса «Нормативное регулирование положения персонала учреждений УИС», мы приходим к выводу, что деятельность сотрудников УИС и учреждений не полностью урегулирована. Это связано с недавним принятием ФЗ № 197, который должным образом не сконцентрировал решения всех проблем и неудобств, связанных с прохождением службы в УИС. Хотя мы можем проследить положительный опыт внедрения поправок в законодательства РФ.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, № 31, ст. 4398.
- О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свобод: Федеральный закон от 19.07.2018 № 197-ФЗ (ред.08.12.2020 № 429-ФЗ)// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 38. Ст. 4582.
- Любарский А. Ф. Общественное мнение и его влияние на правовое регулирование исполнения наказания в виде лишения свободы и деятельность исправительных учреждений: автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1996. 25 с.
- Борзенко Юлия Александровна, Косарев Кирилл Викторович. «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации «Вестник Кузбасского института, 2018, с. 15.