К вопросу об организационных гарантиях обеспечения достоверности волеизъявления народа при бумажной системе организации голосования
Автор: Кравченко Олег Александрович
Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право
Опубликовано в
II международная научная конференция «Государство и право: теория и практика» (Чита, март 2013)
Статья просмотрена: 168 раз
Библиографическое описание:
Кравченко, О. А. К вопросу об организационных гарантиях обеспечения достоверности волеизъявления народа при бумажной системе организации голосования / О. А. Кравченко. — Текст : непосредственный // Государство и право: теория и практика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, март 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 16-20. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/83/3612/ (дата обращения: 16.11.2024).
Организационные гарантии служат обеспечению свободы волеизъявления избирателей различными средствами, которые в основном закрепляются нормами права, но в силу их специфического характера позволяют рассматривать их как особую группу гарантий. Они нацелены на активное участие самих избирателей в организации выборов, создают условия для личного и тайного голосования избирателей, публичного опечатывания и вскрытия избирательных ящиков, гласного подсчета голосов избирателей [4, с. 8–9]. Организационные гарантии определяют процедурные и технологические условия реализации активного и пассивного избирательного права [1, с. 21]. Организационные гарантии представляют собой условия, правила, процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан через механизмы назначения выборов, формирования избирательных комиссий, регистрации (учета) избирателей, составления списков избирателей, образования избирательных округов и избирательных участков, обеспечения участия в голосовании избирателей, создание надлежащих условий для деятельности избирательных комиссий [1, с.64].
Выборы понимаются в Конституции Российской Федерации как высшая форма выражения воли народа, в ней же закреплено право граждан избирать, в связи с чем, обязанностью государства является организация выборов и обеспечение избирательных прав.
В нашей стране реализацией и обеспечением права избирать занимаются избирательные комиссии. К вопросу о принципах формирования избирательных комиссий в странах с устоявшимися демократическими традициями, реальным разделением властей и развитым гражданским обществом обеспечение права избирать возлагается на одну из ветвей власти. Там же где отсутствует многолетняя традиция независимости административных властей от органов политической власти, Венецианская комиссия рекомендует создавать независимые, беспристрастные избирательные комиссии [8, с. 630]. Отвечают ли названным критериям российские избирательные комиссии?
Существует мнение, которое ничем не подтверждено о том, что в настоящий момент исполнительная власть представляет своих кандидатов в комиссии всех уровней, получая реальный механизм лоббирования собственных интересов уже на первых этапах формирования представительных органов власти [5, с. 15].
Авторы Д. О. Парамонов, В. В. Кириченко, отмечают, что после того, как день разрешенной агитации прошел, полными хозяевами выборов становятся избиркомы [6, с. 27]. Исследователи отмечают, что часто достаточного, чтобы фальсификациями занимались один-два члена комиссии и лучше всего на эту роль подходят председатель и секретарь избирательной комиссии и они могут быть фальсификаторами поневоле, вынужденными выполнять указания начальства, от которого зависят [3, с. 41–43].
Каким образом избежать искажения волеизъявления народа (избирателей)? Какие организационные гарантии обеспечат достоверность волеизъявления народа?
В юридической литературе предлагаются различные механизмы. Так, по мнению В. В. Виноградова необходима избирательная система, основанная на добровольной регистрации избирателей [5, с. 19]. Чрезвычайно важной организационной гарантией использования гражданами своих избирательных прав, такой автор как А. В. Иванченко, называет включение их в списки избирателей, которые являются документированным подтверждением активного избирательного права [2, с. 202]. Такой автор как А. В. Иванченко указывает, что возможен переход на заявительный порядок включения граждан в список избирателей непосредственно в день голосования по предъявлении документа удостоверяющего личность избирателя, но такой подход значительно снижает гарантии участия граждан в выборах и референдумах [2, с. 202].
Однако, указанные авторы, предлагая одномоментные меры, слишком просто подходят к проблеме выявления организационных гарантий обеспечения достоверности волеизъявления народа.
Представляется, что организационные гарантии обеспечения достоверности волеизъявления народа должны представлять собой стройную систему основные элементы которой различаются в зависимости от системы голосования (голосование на бумажных носителях и электронное голосование) и заключаются в следующем.
Предлагается следующая бумажная система организации голосования, которая основана на следующих положениях:
помещение для голосования должно быть организовано по типу конвейера. Конвейер состоит из одного входа в помещение для голосования, одного магнитного турникета на входе, одного места для идентификации избирателя на входе, одного электронного счетчика с циферблатом на входе, одного места для выдачи бюллетеня, одной или несколько прозрачных кабинок для голосования, одной или несколько прозрачных урн для голосования, одного магнитного турникета на выходе, одного электронного счетчика с циферблатом на выходе и выхода из помещения для голосования. Данный конвейер должен быть прямым. Очередь допускается только перед входом в помещение для голосования. Конвейер может состоять от одной до четырех избирательных дорожек, под которой понимается пространство от места выдачи бюллетеня до магнитного турникета на выходе. На избирательной дорожке может находиться только один избиратель. Помещение для голосования оборудовано несколькими видеокамерами (на входе, выходе и над урной для голосования) с записью на жесткий диск. За полную или частичную потерю данных для членов избирательной комиссии устанавливается административная ответственность в виде штрафа в размере не менее 300000 рублей;
за час до начала голосования каждый наблюдатель вправе проверить помещение для голосования и провести самостоятельный подсчет бюллетеней. После чего составляется протокол об общем количестве бюллетеней. В случае несоответствия количества бюллетеней, отраженных в протоколе об общем количестве бюллетеней и протоколе об итогах голосования, последний признается недействительным. Если имеются основания полагать, что член избирательной комиссии, наблюдатель, работник правоохранительных органов или любое другое лицо имеют при себе неучтенные бюллетени наблюдатель, член избирательной комиссии, работник правоохранительных органов вправе провести досмотр такого лица. В случае выявления неучтенных бюллетеней наблюдатель поощряется в размере 10000 рублей за один бюллетень, а виновное лицо подлежит административной ответственности в виде штрафа в размере 10000 рублей;
член избирательной комиссии не имеет права покидать помещение для голосования во время проведения голосования и подведения его итогов. В случая неисполнения данной обязанности член избирательной комиссии подлежит административной ответственности в размере 50000 рублей;
после прохождения магнитного турникета в месте для идентификации избирателя устанавливается его личность по паспорту и право голосования на данном избирательном участке. Если избиратель еще не голосовал и имеет право голосования на данном участке, то в паспорте членом избирательной комиссии проставляется печать с отметкой о голосовании на соответствующих выборах. Наблюдатель вправе проверить самостоятельно паспортные данные и наличие отметки о голосовании каждого избирателя;
при прохождении электронного счетчика избирателем циферблат увеличивается на единицу, что позволяет показывать количество избирателей, принявших участие в голосовании в режиме on-line. Незаконный проход электронного счетчика избирателем, наблюдателем, членом избирательной комиссии влечет административную ответственность в виде штрафа не менее 10000 рублей. После завершения голосования на основе данных двух счетчиков составляется протокол о количестве избирателей, принявших участие в голосовании. В случае превышения данных на основе бюллетеней по отношению к данным на основе счетчиков о количестве избирателей, принявших участие в голосовании, голосование на данном участке признается недействительным;
после прохождения счетчика в месте для выдачи бюллетеня избирателю выдается один бюллетень. Член избирательной комиссии не вправе выдавать более одного бюллетеня одному избирателю. В случае неисполнения данной обязанности член избирательной комиссии, который выдает бюллетени, несет административную ответственность в виде штрафа в размере 10000 рублей;
обязательная уникальная нумерация бюллетеня, которая состоит из двух частей. Ведущие цифры позволяют идентифицировать конкретный избирательный участок, остальные — служат для индивидуализации и дальнейшей проверки достоверности волеизъявления избирателя и народа;
бумажный бюллетень должен состоять из частей, разделенных перфорацией. Каждая часть бюллетеня представляет определенный политический выбор. Для голосования избиратель в кабинке для голосования отрывает нужную часть бюллетеня и опускает в прозрачную урну. Каждая из частей содержит уникальный номер бюллетеня. В том случае, если избиратель опускает в урну более одной части, то его голос не учитывается;
уникальный номер бюллетеня должен находится под защитной, непрозрачной клейкой лентой. В кабине для голосования избиратель имеет право снять все или часть защитной клейкой ленты на частях бюллетеня для того, чтобы убедиться, что его волеизъявление будет учтено верно. После чего он делает свой политический выбор. В случае несоответствия номеров избиратель вправе поменять имеющийся у него бюллетень на другой. При этом составляется протокол о погашении бюллетеня;
каждая часть бюллетеня должна содержать место для указания фамилии, даты и подписи, которые избиратель может заполнить. Данное место должно скрываться (например, путем сгиба фрагмента части бюллетеня, по краям которого нанесена клейкая лента);
перед опусканием в урну части бюллетеня, он предварительно ламинируется;
на каждой части бюллетеня нанесен магнитный слой, содержащий уникальный цифровой код, совпадающий с уникальным номером бюллетеня. При входе избирателя в помещение для голосования, он должен пройти через магнитный турникет, который не подает сигнал и открывает дверь на входе в помещения для голосования только в том случае, если избиратель входит без частей бюллетеня. В том случае, если у него обнаруживаются части бюллетеня, то устанавливается, проходил ли он процедуру голосования, если да, то его не пропускают вовнутрь, если нет, то составляется протокол об административном правонарушении. При выходе избирателя из помещения для голосования, он должен пройти через магнитный турникет, который не подает сигнал и открывает дверь на выходе из помещения для голосования только в том случае, если избиратель выходит со всеми частями одного бюллетеня минус один. Во всех остальных случаях турникет подает сигнал. Это служит основанием для досмотра любым наблюдателем того избирателя, на которого сработал турникет. В том случае, когда у избирателя выявлены все части бюллетеней ему предлагается либо повторить процедуру голосования, либо по его желанию бюллетень признается недействительным, о чем составляется протокол. В том случае, если у избирателя отсутствует бюллетень (все части бюллетеня), то ему предлагается либо предъявить бюллетень, либо составляется протокол об административном правонарушении с суммой штрафа не менее 10000 (десять тысяч) рублей. В том случае, если у избирателя, имеется количество частей бюллетеня меньше необходимого (все части бюллетеня минус один), то ему предлагается предъявить недостающие части бюллетеня, либо по его желанию бюллетень признается недействительным, о чем составляется протокол. Кроме того составляется протокол об административном правонарушении с суммой штрафа не менее 10000 (десять тысяч) рублей;
должна быть создана единая электронная таблица на официальном сайте Центральной избирательной комиссии в которой должны быть отражены данные из всех протоколов об итогах голосования, а избиратель может проверить по уникальному номеру своего бюллетеня правильность учета его волеизъявления. Кроме того, данные протокола об итогах голосования должны размещаться на официальном сайте избирательной комиссии и публиковаться во всех официальных местных газетах в течение недели после дня голосования;
общее время для голосования не должно превышать шесть часов;
списки избирателей не ведутся;
в протоколе об итогах голосования должны быть указаны идентификационные номера бюллетеней с указанием соответствующих им волеизъявлений избирателей;
протокол об итогах голосования должен быть подписан всеми членами избирательной комиссии и всеми наблюдателями, после чего все оригиналы ламинируются. Количество оригиналов протоколов составляется по количеству наблюдателей плюс количество партий плюс один оригинал для избирательной комиссии. Обязанность в выдаче необходимого количества оригиналов протоколов об итогах голосования лежит на членах избирательной комиссии. Неисполнение этой обязанности влечет административную ответственность в виде штрафа не мене 300 000 рублей. Отсутствие подписи кого-либо из членов избирательной комиссии или наблюдателя, влечет недействительность протокола об итогах голосования. Член избирательной комиссии или наблюдатель не вправе отказаться от подписания протокола об итогах голосования, за исключением того случая, когда протокол об итогах голосования не соответствует волеизъявлению избирателей. В противном случае член избирательной комиссии или наблюдатель несет административную ответственность в виде штрафа не мене 300 000 рублей. Бремя доказывания факта соответствия волеизъявления избирателей протоколу об итогах голосования, лежит на избирательной комиссии. В том случае, если наблюдатель представляет еще и политическую партию, то он получает два протокола об итогах голосования. Протокол об итогах голосования сразу же после его подписания сканируется и выкладывается на официальном сайте избирательной комиссии в сети Интернет. После чего, в государственную автоматизированную систему «Выборы» вводятся данные протокола об итогах голосования;
недопустимость проведения голосования на том избирательном участке, на котором отсутствуют наблюдатели от всех политических партий. Если же голосование произошло, то протокол об итогах голосования на данном участке является недействительным. При этом для членов избирательной комиссии устанавливается коллективная административная ответственность как за проведение голосования, так и составления протокола об итогах голосования при отсутствии наблюдателей в виде штрафа не мене 300 000 рублей;
обязательность направления наблюдателей на все избирательные участки от каждой политической партии. При этом один наблюдатель может представлять несколько (все) политические партии. Неисполнение данной обязанности влечет ликвидацию политической партии;
допускается непроведение голосования на избирательных участках, на которых не заявлены наблюдатели. При этом количество таких участков не должно превышать 10 % от общего количества участков на избирательном округе;
наблюдатели не могут быть удалены из помещения для голосования, они должны обладать избирательным иммунитетом в день голосования, любое применение к наблюдателям физической силы, лишение или ограничение его свободы, должно влечь уголовную ответственность;
недопустимо дистанционное голосование, то есть голосование вне помещения для голосования, в том числе и с использованием переносных ящиков для голосования;
досрочное голосование недопустимо;
недопустимо голосование по открепительным удостоверениям;
голосование избирателей за пределами Российской Федерации не допустимо;
голосование в Калининградской области проходит в то же время, что и в городе Москве;
члены участковой избирательной комиссии до дня голосования подписывают «Обязательство о полной политической ответственности за обеспечение достоверности волеизъявления народа», который содержит перечень прав, обязанностей и ответственность как за прямое, так и непрямое искажение волеизъявление народа;
искажение одного голоса влечет коллективную административную ответственность для членов избирательной комиссии в виде штрафа не менее 10000 рублей. При этом избиратель или наблюдатель, которые в установленном законом порядке выявили искажение волеизъявления избирателей подлежат поощрению в размере 10000 рублей за искажение одного голоса;
неисполнение законных требований наблюдателя влечет административную ответственность в виде штрафа не менее 10000 рублей;
наблюдатель или избиратель имеют право самостоятельно возбуждать административное или уголовное дело за любые правонарушения при голосовании, подведении его итогов и опубликовании результатов путем составления протокола об административном или уголовном правонарушении по факту и передачи соответствующего дела в суд;
Центральная избирательная комиссия должна состоять по два представителя от каждой политической партии, по одному представителю от общественной, религиозной, правозащитной организации, существующей не менее 20 лет, по одному академику от каждого отделения Российской академии наук;
в качестве заказчика избирательной документации и необходимых технических средств выступает только Центральная избирательная комиссия, при этом каждый член должен иметь право доступа к любой информации, касающейся закупки соответствующих товаров для обеспечения голосования.
Литература:
Веденеев Ю. А., Мостовщиков В. Д. Введение в избирательное право. Учебное пособие. М.: РЦОИТ, 2003.
Иванченко А. В. Избирательные комиссии в Российской Федерации: история, теория, практика. (Монографическое исследование). М.: Издательство «Весь Мир», 1996.
Любарев А. Е., Бузин А. Ю., Кынев А. В. Мертвые души. Методы фальсификации итогов голосования и борьба с ними. М.: 2007.
Нифанов А. Н. Институты народовластия в системе муниципального управления. Ростов-на-Дону: Северо-Кавказская академия государственной службы.
Новации законодательного обеспечения избирательных прав граждан и избирательного процесса в субъектах РФ. Материалы обсуждения проблемы за круглым столом в Астрахани 23 октября 2003 года. Астрахань, Астраханское региональное некоммерческое партнерство общественных организаций в защиту прав избирателей «ГОЛОС», 2003.
Парамонов Д. О., В. В. Кириченко. Методы фальсификации выборов. М.: Южно-российский институт информационных технологий, 2003.
Российские выборы в контексте международных избирательных стандартов: Материалы международной конференции. Под ред. А. В. Иванченко и А. Е. Любарева. М.: Аспект Пресс, 2006.
Свод рекомендуемых норм при проведении выборов. Руководящие принципы и пояснительный доклад. Документы Европейской комиссии «За демократию через право» (Венецианской комиссии) // Международные избирательные стандарты. Сборник документов. М.: 2004.