Взаимодействие бывших союзных республик по вопросу гражданства
Автор: Акулова Юлия Александровна
Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право
Опубликовано в
II международная научная конференция «Право: история, теория, практика» (Санкт-Петербург, июль 2013)
Статья просмотрена: 746 раз
Библиографическое описание:
Акулова, Ю. А. Взаимодействие бывших союзных республик по вопросу гражданства / Ю. А. Акулова. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 39-42. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/84/4072/ (дата обращения: 16.11.2024).
Гражданство — это устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей, а также взаимной ответственности государства и гражданина.
Вопросы гражданства в основном относятся к внутренней компетенции каждого государства и регулируются его внутренним законодательством. Вместе с тем в отношении отдельных вопросов применяется международно-правовая регламентация в форме двусторонних и многосторонних соглашений между государствами.
Законодательное урегулирование вопросов гражданства стало необходимым в связи с принятием в республиках деклараций о государственном суверенитете и существенным изменением их правового статуса. Они воплотили в себе те перемены, которые произошли в обществе.
В 1990–1991 гг. во многих республиках, входивших в состав Союза ССР, были приняты законы о гражданстве [1, с. 57].
Эти законы, явились значительным шагом в деле становления суверенных государств. Они, в отличие от ранее закрепленных положений в конституциях республик, четко определили понятие республиканского гражданства, установили круг граждан, регламентировали иные институты гражданства [2, с. 124].
Законы о гражданстве большинства стран СНГ (России, Украины, Грузии, Республики Молдова, Республики Беларусь) допускают наличие другого гражданства у своих граждан и предусматривают, что приобретение гражданами этих стран второго гражданства не влечет утраты первого гражданства, т. е. гражданин России, Украины, Грузии, Республики Молдова и при определенных условиях Республики Беларусь, приобретая иное гражданство, остается во взаимоотношениях с государственными органами своей страны как ее гражданин.
Например, гражданин Украины репатриировался в Израиль и приобрел гражданство Израиля по «Закону о возвращении» (в соответствии с которым Израиль не требует от нас отказываться от предыдущего гражданства). Таким образом, Вы становитесь гражданином двух государств: для Украины Вы гражданин Украины, со всеми правами и обязанностями, а для Израиля Вы гражданин Израиля. И это означает, что Вы имеете два гражданства: украинское и израильское. Гражданство сохраняется у того, кто, на момент приобретения гражданства Израиля, уже является гражданином вышеперечисленных стран СНГ.
Однако, если у Вас нет гражданства одной из стран СНГ, то для приема в гражданство других стран СНГ, установлены требования возраста, дееспособности, постоянного проживания на территории государства и отказ от гражданства других государств. То есть, гражданин Израиля для того, чтобы приобрести гражданство России, Украины и др. стран, должен отказаться от израильского гражданства.
Но есть и исключение из этого правила: Молдова — единственная страна СНГ, где нормы предоставления гражданства изменились — от запрета к разрешению, но на это были свои причины. Оказалось, что в республике огромное количество жителей приняло российское и румынское гражданство. Молдавии грозило получить ситуацию, когда полстраны — граждане РФ, а другая половина имеет гражданство Румынии. Положение усугубляло то, что около миллиона человек (четвертая часть населения) стали гастарбайтерами в РФ и странах Евросоюза. И все эти люди, чтобы не потерять работу, могли с легкостью отказаться от гражданства своей страны в пользу иностранного. Понимая это, молдавский парламент принял закон о многократном гражданстве и этим сохранил свой собственный народ [3, с. 121].
В настоящее время у России действуют два международных Договора об урегулировании вопросов двойного гражданства:
1) Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995 г.). Во исполнение этого Договора был принят Федеральный закон от 15 декабря 1996 года № 152-ФЗ «О ратификации договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства».
2) Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (Ашхабад, 23 декабря 1993 г.), на основании которого был принят Федеральный закон от 25 ноября 1994 года № 41-ФЗ «О ратификации соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства». Несмотря на то, что 10 апреля 2003 г. Российской Федерацией и Туркменистаном был подписан Протокол о прекращении действия этого Соглашения, оно по-прежнему продолжает действовать, так как этот протокол до сих пор не вступил в силу [4, с. 78].
Также действует Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Республикой Армения от 29 декабря 1991 года. Около 90 % граждан Абхазии имеют российское гражданство.
Также Россия совместно со странами СНГ осуществляет программу переселения соотечественников.
Соотечественнику для участия в Госпрограмме необходимо пройти следующие административные процедуры:
1. Подготовка регистрации соотечественников в качестве участников Государственной программы путем подачи анкеты.
2. Оформление участия в Государственной программе путем подачи заявления о выдаче свидетельства участника Государственной программы.
3. Получение документов, определяющих правовое положение соотечественника и членов его семьи на территории Российской Федерации: для иностранных граждан и лиц без гражданства — разрешение на временное проживание; для граждан Российской Федерации — действительный паспорт гражданина РФ.
4. Регистрация в качестве участника Государственной программы на территории вселения (на территории Российской Федерации)
Участники Госпрограммы и члены семей освобождаются от уплаты таможенных платежей за товары для личного пользования (включая автомобили), приобретённые ими до въезда в Российскую Федерацию, при их ввозе в течение 18 месяцев после регистрации участника Госпрограммы в территориальном органе ФМС России на территории Российской Федерации.
С 2007 года — начала ее реализации — в Россию прибыло 62590 участников программы. В Тюменскую область за первое полугодие 2012 года прибыло 669 человек, из них 294 участника программы и 375 членов их семей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что страны СНГ ведут активное взаимодействие друг с другом в вопросах гражданства, осуществляют различного рода программы, заключают взаимные договоры, в некоторых вопросах идут на уступки. Данная тема ежегодно совершенствуется и дорабатывается, пополняясь новыми программами и законами.
Литература:
1. Варлен М. В. Гражданство: Россия и СНГ. \ М. В. Варлен — М, 2010. — 328 с.
2. Басик В. П. Правовой статус граждан и иностранцев на территории Российской Федерации: социально-правовые основы и сравнительный анализ \ В. П. Барсик — М., 2005. — с. 311.
3. Кулматов Т. Ш., Сластунина О. А. Нормативное регулирование института гражданства в правовой системе СНГ // Журнал российского права. М.: Норма, 2004. N 4. С. 118–131.
4. Кучин, М. В. Вопросы гражданства: Соотношение договорного и законодательного регулирования в рамках Содружества Независимых Государств /М. В. Кучин. //Правоведение. -1992. — № 5. — С. 76–80