Виды нарушений в ходе предвыборной кампании
Автор: Турбало Инна Александровна
Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право
Опубликовано в
II международная научная конференция «Право: история, теория, практика» (Санкт-Петербург, июль 2013)
Статья просмотрена: 3879 раз
Библиографическое описание:
Турбало, И. А. Виды нарушений в ходе предвыборной кампании / И. А. Турбало. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 42-51. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/84/4109/ (дата обращения: 19.12.2024).
В последнее десятилетие возросло количество нарушений на разных стадиях предвыборной кампании. Законодателем не предусмотрено понятие «предвыборная кампания», его значение тождественно понятию «избирательная кампания», когда подразумевается деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов. [4] При проведении выборов в Единый день голосования 14 октября 2012 года в Тюменской области было зафиксировано 20 нарушений. [6] При проведении выборов Президента РФ 4 марта 2012 года в ЦИК РФ поступило 28 обращений граждан, из них 7 подтвердились. [8] Что говорит о наличии пробелов в избирательном законодательстве.
Объектом данного исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере проведения предвыборной кампании.
Предметом — федеральное и региональное законодательство, а также корпоративные нормы политических общественных объединений.
Целью работы является рассмотрение видов нарушений в процессе проведения предвыборной кампании.
Основные стадии избирательного процесса жестко регулируются законодательством и другими нормативными правовыми актами. Это объясняется необходимостью исключить волюнтаризм, способный порождать конфликты и задержки в развитии процесса. Демократические выборы проходят под пристальным наблюдением общественности.
Несоблюдение правовых норм при выдвижении и регистрации кандидата, а также проведении предвыборной агитации в законодательстве:
- Конституции РФ (25 декабря 1993 года);
- N 67-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»;
- N 51-ФЗ от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 02.05.2012) «О выборах Президента Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»;
- Законы субъектов Российской Федерации;
- Иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации — относятся к правонарушениям в сфере соблюдения правил проведения выборов в Российской Федерации. Данные правонарушения возникают на всех стадиях предвыборной кампании и в процессе голосования.
Законодательство Российской Федерации выделяет следующие виды нарушений предвыборной кампании:
1. Подкуп избирателей. В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидатам и их уполномоченным представителям запрещено:
а) производить вознаграждение избирателей в зависимости от итогов голосования;
б) проводить льготную распродажу товаров или распространять товары, за исключением продукции изготовленной для избирательной кампании либо референдума;
в) безвозмездно предоставлять услуги или на льготных условиях;
г) воздействовать на электорат путём выдачи денежных средств, ценных бумаг и прочих материальных благ;
д) заниматься благотворительной деятельностью (в период от начала регистрации и до окончания выборов).
Например, 27 февраля 2012 года в селе Ижма Республики Коми был осужден гражданин РФ, который 04 декабря 2011 года, в период проведения голосования за Депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, с целью подкупа избирателей выплачивал деньги жителям села Ижма, чтобы последние проголосовали в пользу партии «Единая Россия». Он был признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст.5.16 Кодекса об административных правонарушениях РФ, а также ему было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей. [7]
2. Нарушение принципа равноправия кандидатов. Так, в п. 1 ст. 39 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что все кандидаты обладают равными правами и обязанностями, за исключением случаев установленных законом.
Для реализации равноправия законодательство установило одинаковую для всех процедуру регистрации, порядок финансирования и сроки проведения агитации.
5 марта 2011 года Пограничным районным судом Приморского края рассматривалось гражданское дело о защите избирательных прав. Решением Территориальной избирательной комиссией (ТИК) ФИО2было отказано в регистрации в качестве кандидата на должность Главы Пограничного муниципального района ПК, т. к. из проверенных подписей недействительными были признаны 31 подпись, что составляет 17 %, при этом Решением ТИК Пограничного района в качестве кандидата на должность Главы Пограничного МР ПК был зарегистрирован ФИО1. ТИК Пограничного района ПК не объективно подошла к оценке действительности подписей в подписных листах кандидатов на должность Главы Пограничного района и нарушила равенство кандидатов, в т. ч.и права заявителя как кандидата, отдав предпочтение самовыдвиженцу ФИО1 Решением суда, в связи с тем, что заявителем ФИО2 не было представлено достаточных доказательств того, что его активное избирательное право нарушено в результате действий/ бездействий/ ТИК Пограничного района ПК явился отказ в исковых требованиях. [7]
3. Выдвижение подставных кандидатов. Его выражение зачастую проявляется в следующем:
1) выдвижении кандидата для последующего снятия его кандидатуры с целью впоследствии выдвинуть обвинение против избирательной комиссии;
2) использовании подставного кандидата для привлечения к нему внимания общественности с целью раскола потенциального электората наиболее популярного кандидата;
3) поддержании основного кандидата и последующего перевода ему части голосов;
4) привлечении внимания избирателей к какой-либо посторонней проблеме для отвлечения от политического соперника.
4. Использование служебного положения. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет перечень действий, которые расцениваются как использование должностного или служебного положения.
1) привлечение лиц, находящихся в служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума;
2) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами МСУ, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями;
3) использование различных связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов МСУ, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением случаев предусмотренных законом;
4) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий. Исключения — лица, пользующиеся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране;
5) сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе и т. д. в ходе служебных командировок;
6) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума, ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом;
7) агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;
8) обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда. [4]
29 февраля 2012 года в Энгельском районном суде Саратовской области было рассмотрено уголовное дело в отношении Ручкина А. Н., который совершил вмешательство с использованием должностного положения в осуществление избирательной комиссией ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование и указание должностного лица по вопросам подсчета голосов избирателей и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии. Суд приговорил Ручкина А. Н. к штрафу в размере 150000 рублей в доход государства. [7]
5. Ненадлежащее оформление подписных листов. К данному виду нарушений относится:
1) изготовление подписного листа не по установленной законом форме;
2) сведения о кандидате неполные или неточные;
3) отсутствие на подписном листе данных о сборщике подписей избирателей или его подписи; [5, с. 179]
14 февраля 2011 года Собинский городской суд Владимирской области рассмотрел заявление кандидата М. о защите избирательных прав. Нарушения выразились, со стороны кандидата Ш., в ненадлежащем оформлении подписных листов, отсутствии даты внесения ею своей подписи в подписной лист для сбора подписей в поддержку кандидата на должность депутата Совета народных депутатов г. Лакинска, а со стороны избирательной комиссии не были проверены подписи на предмет их действительности. Решением суда была отменена регистрация в кандидаты гражданки Ш., а также возврат государственной пошлины в пользу кандидата М. 200 рублей. [7]
6. Предоставление в окружную избирательную комиссию недостоверных подписей избирателей. Как указано в ч. 8 ст. 41 Избирательного Кодекса Тюменской области, недействительными считаются:
а) на выборах в органы местного самоуправления подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем заверения, копии списка кандидатов соответствующей избирательной комиссией или уведомления соответствующей избирательной комиссией о выдвижении кандидата;
б) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом;
в) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности;
г) подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Кодексом, либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист;
д) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
е) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями не собственноручно;
ж) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы;
з) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) подписью кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа и т. д.
и) подписи избирателей, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, либо с принуждением избирателей в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением избирателей за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат;
к) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, — на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;
л) все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных вторым предложением абзаца второго пункта 1 статьи 38 и (или) приложениями 6, 7, 9, 9.1 и 10 настоящего Кодекса;
м) все подписи избирателей в подписном листе, который заверен осуществлявшим сбор подписей лицом, не внесенным в список, составленный в соответствии с частью 3.1 статьи 38 настоящего Кодекса;
н) все подписи избирателей в подписном листе, который был заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, до внесения подписей избирателей в соответствующий подписной лист.
Бердюжским районным судом Тюменской области 21 сентября 2010 года было рассмотрено заявление Яковлева С. М. об отмене решения избирательной комиссии муниципального образования Зарословское сельское поселение № 35 от 08.09.2010 г., которым ему было отказано в регистрации его кандидатом в депутаты Думы Зарословского сельского поселения по одномандатному избирательному округу № 3.
В обоснование своих требований Яковлев С. М. указал, что при проверке подписных листов избирательной комиссией было установлено, что подписи избирателей были внесены в подписной лист до дня, следующего за днем подачи заявления о согласии баллотироваться. В силу п. 1.1 ст. 42 Избирательного кодекса Тюменской области избирательная комиссия, не позднее, чем за три дня до дня своего заседания, обязана была уведомить его о несоблюдении требований закона к оформлению документов, и что он имел право заменить подписные листы, представленные в избирательную комиссию. Письменное извещение из избирательной комиссии он не получал, соответственно не знал о том, что допустил нарушение. А когда его уведомили по телефону о том, что подписные листы оформлены неправильно, он сразу оформил другой подписной лист и сдал его за 4 дня до начала заседания. Однако ему отказали в приеме указанно листа.
Руководствуясь ст. ст.ст.194–198, 261 ГПК РФ, суд решил: в удовлетворении заявления Яковлева Сергея Михайловича об отмене решения избирательной комиссии муниципального образования Зарословское сельское поселение № 35 от 08.09.2010 г. и о возложении обязанности на избирательную комиссию зарегистрировать Яковлева Сергея Михайловича по одномандатному избирательному округу № 3 кандидатом в депутаты представительного органа муниципального образования Зарословское сельское поселение, отказать полностью. [7]
7. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином РФ своих избирательных прав либо работе избирательной комиссии. [3]
Трусовским районным судом в отношении наблюдателя от партии «Справедливая Россия» Суриковой Л. вынесен приговор в виде 160 часов обязательных работ. Сурикова Л. Н., находясь в помещении для голосования участковой избирательной комиссии избирательного участка общалась с избирателями перед голосованием и заглядывала в кабинку для голосования, где находился избиратель, тем самым воспрепятствовала свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав и нарушала тайну голосования, что было зафиксировано членами избирательной комиссии с правом решающего голоса путем составления соответствующего акта.
8. Проведение агитации в период и местах ее запрещения. [2] Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.
Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума вне агитационного периода, установленного законодательством о выборах и референдумах, либо в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
04 декабря 2012 года в Саратове было рассмотрено административное дело в отношении Шейна Э. В., который 09 октября 2012 года в 10 часов 30 минут во дворе дома ххх, осуществлял расклейку плакатов агитационного характера на фасаде данного дома, в месте где проведение агитации запрещено законодательством о выборах и референдумах. Шейна Э. В. признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 5.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 (одна тысяча) рублей. [7]
Подводя итог моего исследования, хотелось бы внести предложения по усовершенствованию законодательства в сфере избирательного права, и санкций налагаемые за данные виды правонарушений.
1. Ужесточить санкции за нарушения в сфере избирательных прав граждан, а именно запрет занимать государственные должности на период до трех лет.
2. Ужесточение санкций за нарушения проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах: для должностных лиц от пятнадцати тысяч рублей до снятия с занимаемого рабочего места, на избирательные объединения и на иные юридические лица от пятидесяти тысяч рублей до двухсот тысяч рублей.
3. Проводить мероприятия, направленные на повышение правовой культуры населения.
4. По итогам проведения выборов предоставлять статистическую информацию через каналы теле- и радиовещания, а также в печатных периодических изданиях по количеству поданных жалоб на нарушения в ходе предвыборной кампании, по количеству подтвердившихся нарушений во всех регионах РФ.
Литература:
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // «Российская газета». — № 7. — 21.01.2009.
2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.02.2013) от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.02.2013) // «Российская газета». — № 256. — 31.12.2001.
3. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.03.2013) // «Российская газета». — № 113. — 18.06.1996.
4. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 03.12.2012) // «Российская газета». -№ 106. — 15.06.2002.
5. Сунцов А. П. Правонарушения в сфере избирательной системы субъекта Российской Федерации: монография / А. П. Сунцов. — Уральская гос. юрид. академия, Тюмен. юрид. ин-т МВД России. — Тюмень, 1999. — 216 с.; 179с.
6. http://www.kartanarusheniy.org
7. http://www.rospravosudie.com
8. http://www.cikrf.ru