Правовое регулирование налоговой амнистии в Российской Федерации
Автор: Белова Татьяна Александровна
Рубрика: 7. Финансовое право
Опубликовано в
II международная научная конференция «Право: история, теория, практика» (Санкт-Петербург, июль 2013)
Статья просмотрена: 502 раза
Библиографическое описание:
Белова, Т. А. Правовое регулирование налоговой амнистии в Российской Федерации / Т. А. Белова. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 62-67. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/84/4127/ (дата обращения: 19.12.2024).
В данной статье рассмотрена проблема отсутствия законодательного закрепления налоговой амнистии. Проанализированы характерные особенности налоговой амнистии и ее роль в системе российского права. Выявлена и обоснована необходимость правового регулирования института налоговой амнистии с учетом ее межотраслевого характера. На основе проведенного анализа автором предлагается включение в Налоговый кодекс Российской Федерации в целях правовой регламентации института налоговой амнистии норм, определяющих понятие налоговой амнистии и условия ее применения.
Ключевые слова:правовая политика Российской Федерации, амнистия, налоговое право, налоговая амнистия, налоговая ответственность, налоговое правонарушение, основание освобождения от налоговой ответственности.
В теории государства и права отмечается, что «право — это система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются государством и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений» [1, c. 80].
Кроме того, предлагается и широкое понимание права, в соответствии с которым понятие права включает в себя не только нормы, но и другие правовые явления, такие как: правосознание, правоотношения, субъективные права, акты применения права и т. д. [2, c. 80].
Важнейшим требованием к изучению права является сочетание двух подходов: исторического и логического. С учетом указанных методов в истории права принято выделять две эпохи: варварскую и цивилизованную. Давая краткую характеристику каждой из эпох, следует отметить, что варварской эпохе присуща система обычного права, поскольку в данный исторический период времени отсутствовала какая-либо развитая государственность. Однако с эволюцией общественных отношений человечество пришло к цивилизованной эпохе права, которому характерно уже наличие системы статутного права.
Генезис развития общества свидетельствует о том, что степень использования права на каждой стадии развития общества была различной. Но в связи с усложнением общественных отношений, а также процесса эволюции самого права, наблюдается устойчивая тенденция к повышению роли права практически во всех сферах жизнедеятельности человека.
Следует учитывать, что поскольку право представляет собой относительно самостоятельное явление общественной жизни, оно имеет возможность влиять на политику, устанавливая границы социально значимой деятельности государства, гарантируя от узурпации политической власти. Более того, с помощью правой формы в государстве обеспечивается доступ граждан к государственному управлению, а также возможность оказывать влияние на разработку и принятие важных социально значимых решений. В связи с чем право создает обязанность государства обеспечить осуществление прав и свобод граждан.
Таким образом, учитывая неразрывную взаимосвязь права, политики и экономики, следует признать, что для эффективного правового развития государства, а также обеспечения прав граждан и их свобод необходима выработка такой научно обоснованной правовой политики, которая сможет соединить возможности и политики, и экономики, и права.
Одной из основных задач современной политики государства является совершенствование действующего законодательства, ориентируя общество и соответствующие органы власти на решение актуальных проблем общества, прежде всего,- на защиту прав и законных интересов субъектов, развитие страны в целом и оптимизацию правового регулирования отношений в различных сферах общества.
Стержнем правовой системы Российского государства выступает Конституция, принятая «многонациональным народом Российской Федерации… исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов… утверждая незыблемость демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России…»
Российская Федерация в соответствии с основным законом страны объявлена демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления [3].
Также презюмируется, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [4]. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства [5].
Таким образом, правовая политика современного общества основана прежде всего, на принципах равенства всех граждан перед законом и гуманизма.
Одним из инструментов, направленных на реализацию принципа гуманизма, выступает амнистия, проявляющая в форме самостоятельного акта государства милосердие лицам, совершившим правонарушения.
История развития отношений в различных сферах общества позволяет наблюдать тенденцию возникновения и развития института амнистии во многих отраслях законодательства, в частности, в сфере уголовного, административного, налогового, уголовно-исполнительного законодательства. В связи с чем совершенно обоснованно и целесообразно в литературе многими исследователями проблемы амнистии признается межотраслевой характер института амнистии.
Более того, в сфере экономики появились свои новые виды амнистии — налоговая, финансовая, экономическая, амнистия капиталов и т. д. [6].
При этом, единство такого института подтверждается не только общим названием, которое встречается и реализуется в различных отраслях права, но и общими принципами действия, действующими на каждом уровне правового регулирования [7].
Анализ истории развития налогообложения в нашей стране свидетельствует о том, что становление и развитие института амнистии в России осуществлялось одновременно с эволюцией законодательства о налогообложении, и еще с ранних времен уже наблюдаются зачатки признаков указанного института, связанные с отменой некоторых видов налогов и освобождением отдельной категории лиц от уплаты налогов, причем указанные признаки с течением времени предстают в более развитом виде. В частности, годом введения на территории нашей страны первой налоговой амнистии знаменуется1993 год, когда был издан Указ Президента РФ от 27.10.1993 N 1773 «О проведении налоговой амнистии в 1993 году». По истечении 15 лет в стране снова была проведена еще раз налоговая амнистия, проявившаяся в принятом в 2006 году Федеральном законе «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами».
Однако до настоящего времени отсутствует законодательное закрепление понятия налоговой амнистии, что обусловило появление в литературе различных трактовок данного правового феномена.
Учитывая межотраслевой характер института амнистии, на наш взгляд, налоговая амнистия — это государственно-правовой акт, символизирующий ее публичный характер, которым со стороны государства гарантируется освобождение от налоговой ответственности лиц, совершивших налоговые правонарушения, при условии, что данные лица добровольно и в полном объеме внесут в бюджетную систему Российской Федерации все имеющиеся недоимки по налогам и сборам.
Следует отметить, что до сегодняшнего времени еще не исследован и не разрешен вопрос о месте налоговой амнистии в системе налогового права Российской Федерации.
По устоявшейся точке зрения налоговое право является подотраслью финансового права и представляет собой «совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению налогов и сборов, зачисляемых в бюджетную систему, введению в действие, взиманию и осуществлению контроля за их уплатой» [8, с. 387].
Однако, несмотря на то, что налоговое право является подотраслью финансового права, оно имеет собственную систему. Определяя место налоговой амнистии в системе налогового права, следует отметить, что налоговая амнистия представляет собой отдельный институт права, регулирующий отношения, вытекающие из государственно-правового акта, которым со стороны государства гарантируется освобождение от налоговой ответственности лиц, совершивших налоговые правонарушения, при условии, что данные лица добровольно и в полном объеме внесут в бюджетную систему Российской Федерации все имеющиеся недоимки по налогам и сборам.
Следует отметить, что условием применения налоговой амнистии является особый круг субъектов, к числу которым относятся только лица, совершившие налоговые правонарушения. Кроме того, амнистия применяется только в отношении лиц, совершивших правонарушения до принятия акта об амнистии, следовательно, она не может быть применима к правонарушениям, совершенным после ее издания.
Это свидетельствует о том, что факт налоговой амнистии обусловлен явлением налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и не может существовать без последнего. Данный факт позволяет сделать вывод о действии принципа детерминизма, в соответствии с которым «всякое начало обладает своим основанием, которое его определяет и из которого это начало вытекает с той или иной мерой необходимости» [9].
Таким образом, основанием возникновения налоговой амнистии является возможность привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в связи с чем, следует вывод, что налоговая амнистия является следствием налоговой ответственности.
В связи с чем является целесообразным указание в статье 109 Налогового кодекса РФ, что основанием освобождения от налоговой ответственности наряду с иными обстоятельствами также является налоговая амнистия. Исходя из этого, возникает необходимость отметить в главе 15 Налогового кодекса РФ, что актом налоговой амнистии, который объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении неограниченного количества определенной категории налогоплательщиков, данные лица освобождаются от налоговой ответственности.
Необходимость законодательного закрепления налоговой амнистии обусловлена предпосылками совершенствования правовой системы государства, гарантирующей реализацию основных прав и свобод граждан.
Литература:
1. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. — 776с.
2. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. — 776с.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. — 2009. — 21 января. Ст. 1.
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. — 2009. — 21 января. Ст. 7.
5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. — 2009. — 21 января. Ст. 2.
6. Григорьев Леонид. Амнистия капиталов/ Леонид Григорьев: доклад президента фонда «Институт Энергетики и Финансов», декана факультета менеджмента Международного университета Леонида Григорьева, представленный на круглом столе фонда «Единство во имя России» и журнала «Стратегия России» 11 октября 2005 г.//URL: http://www.polit.ru/article/2005/10/12/amnesty/ (дата обращения 16.07.2012 года).
7. И. Г. Баранникова. Амнистия как институт конституционного права // URL: http://www.blog.servitutis.ru/?p=277 (дата обращения 01.02.2012 года).
8. Н. И. Химичева Финансовое право: учебник /Н. И. Химичева [и др.]. — Норма, 2004 г.
9. В. И. Моисеев. Философия и методология науки. Принцип детерминизма. Дефинитивный детерминизм// URL: http://society.polbu.ru/moiseev_sciencephilo/ch54_i.html (дата обращения 08.05.2012 года).