Место социального самоопределения в жизненной позиции молодого поколения
Авторы: Джанибекова Нодира Абдусаломовна, Зарипов Шохбоз Алижон угли
Рубрика: 21. Государство и право зарубежных стран
Опубликовано в
II международная научная конференция «Право: история, теория, практика» (Санкт-Петербург, июль 2013)
Статья просмотрена: 272 раза
Библиографическое описание:
Джанибекова, Н. А. Место социального самоопределения в жизненной позиции молодого поколения / Н. А. Джанибекова, Ш. А. Зарипов. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 137-141. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/84/4133/ (дата обращения: 16.11.2024).
Осуществляемые в Республике Узбекистан глобальные политические и социальные преобразования требуют пересмотра вопроса об отношении к молодому поколению, ибо процесс внедрения новых социально-экономических реалий требует утверждения нового общественного сознания. Бесспорно, что перспективно роль главного носителя нового экономического сознания должна принадлежать молодежи, ибо за нею — будущее. Поэтому, взяв на себя основную ответственность за судьбы нации и народа, государство поставило перед обществом четко определенные, конкретные цели, а именно:
- психологически и морально подготовить молодежь к переходу к многообразным формам собственности и общественных отношений, способствовать ее адаптации к изменяющимся условиям;
- создать возможности для опережающего развития интеллектуального потенциала и его свободной самореализации молодым поколением в любой сфере деятельности;
- гарантировать молодежи правовую защиту путем научно выработанных и организационно закрепленных механизмов, обеспечивающих материальное и культурное пространство для свободного развития человека и становления нового типа личности.
Все это особенно важно в условиях Узбекистана, где молодежь составляет половину населения.
«Молодежь, — указывает Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов, — это наша опора, наша надежда на будущее, продолжатель наших благих дел… От того, какой будет молодежь, зависит… будет ли воплощена идея национального возрождения, особенно процветание нашего государства» [1].
С обретением республикой независимости и переходом к рыночным отношениям стали ломаться стереотипы старого мышления, меняться психология и мировоззрение людей, в том числе молодежи, в связи с чем в настоящее время особо актуальным становится исследование проблем формирования психологии молодого поколения. Центром изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» было приведено социологическое исследование на тему «Молодежь Узбекистана: жизненная позиция, нравственность, социальные ориентиры».
Жизненная позиция молодежи служит важной платформой для осознания и реализации своей роли и назначения в жизни. Результаты опросов молодежи, проведенных за годы независимости, позволяют отметить высокий уровень ее образования. Основными жизненными установками молодых узбекистанцев является получение образования и профессии, самосовершенствование. Каждый второй опрошенный считает, что это важно для занятия достойного места в жизни.
Опросом выявлен высокий интерес молодежи к сфере предпринимательства. В целом молодежь Узбекистана хорошо ориентирована на включенность в рыночные структуры, на занятие высокого положения в частном секторе.
Следует особо отметить очень важный момент — все большую ценность в глазах молодежи страны приобретает такое качество, как высокая нравственность. Как показывают результаты исследования, большинство юношей и девушек (более 90 процентов) высоко оценивает политику главы государства в вопросах повышения нравственности молодого поколения. Основные качества, которые молодое поколение связывает с понятием нравственности, это — честность, хорошее знание истории своего народа, чистота души, уважение национальных традиций, развитое чувство национальной гордости, скромность, национальная и религиозная толерантность, неприятие экстремизма.
Опрос показал, что у молодежи страны высоко развито чувство любви и преданности Родине. Патриотизм ассоциируется у молодежи с любовью к Родине, самоотверженным служением Родине, готовностью к ее защите. При этом молодые люди в целом достаточно четко характеризуют свою позицию как истинных патриотов.
Результаты исследования показали, что для наших юношей и девушек характерна взвешенная оценка уровня своей правовой грамотности. В целом участники опроса оценили свою правовую грамотность как хорошую и среднюю. Анализ полученных данных констатирует достаточно высокое знание молодыми узбекистанцами Конституции страны и основных правовых кодексов. Образование и работа, по мнению большинства молодежи, являются факторами, способствующими росту заинтересованности молодых людей в повышении своей правовой культуры [4].
Абсолютное большинство молодежи Узбекистана имеет планы на будущее. Они связаны в основном с получением высшего образования и хорошей специальности, созданием прочной семьи, открытием своего дела в сфере предпринимательства.
В целом опрос выявил достаточно высокий и устойчивый уровень социального оптимизма молодежи. Юноши и девушки чувствуют себя уверенно в условиях социальной, политической и экономической стабильности в стране, что позволяет им высоко оценивать собственные стартовые позиции, возможности и перспективы. 79,4 процента молодых респондентов отметили общее удовлетворение своей жизнью и свою готовность к защите достижений страны за годы независимости, активному участию в осуществлении социально-экономических и политических реформ [4].
На наше молодое поколение, входящее в жизнь в первом десятилетии XXI века, история возложила обязанность растущего участия в решении задач коренного обновления общества, нового понимания процессов и явлений, отхода от устаревших схем и стереотипов жизни, поведения и мышления. Молодежь надо рассматривать как составную часть общества, его специфическую группу. Ее формирование и положение следует анализировать в рамках этого общества, исходя из особенностей той или иной социально-экономической формации. Поскольку молодежь диалектически сочетает в себе и сильные, и слабые в социальном отношении черты, ей, с одной стороны, свойственны социальная активность, повышенная восприимчивость и чувство нового, потребность в идеале, жажда творческого переустройства мира, бескомпромиссность, страстность и горячность, а с другой — элементы нетерпеливости, нередко бездумного критицизма, стремления отрицать всё и вся.
Социальная суть молодого поколения, его мышление и поведение зависят от совокупности общественных отношений, вытекающих из характера способа производства материальных благ. Для молодежи характерны стремление к самостоятельности и независимости и в то же время сильная подверженность групповому влиянию, зависимость от мнения компании сверстников, своего непосредственного окружения, микросреды.
Молодежи свойственны устремления в будущее. Вот почему молодому человеку весьма важно иметь четко определенные жизненные планы и цели. Верно сориентированная жизненная перспектива, четкие жизненные планы и цели активизируют участие молодого человека в общественной практике и реализуются в ней, что отвечает и его общественным интересам.
Известно также, что молодежи свойственна потребность в общении со сверстниками. Причем это выражается не только в стремлении иметь близких друзей, но и в желании иметь более широкий круг общения, «свою компанию» — группу. В условиях переходного периода центр тяжести в досуговой молодежной политике переносится из общественной системы в частную. Она должна строиться на серьезном внимании и глубоком осознании того, что данная сфера несет в себе высокий нравственный заряд и служит важнейшим механизмом в становлении национальной государственности, формировании личности, ее психологии.
В становлении личности, формировании жизненной позиции молодежи очень многое зависит от того, в какой мере и как конкретно готовится молодой человек к взрослой, самостоятельной жизни и является ли эта подготовка эффективным вхождением во взрослую жизнь. Молодые люди решают для себя проблемы самоопределения и самоутверждения. Возможности выбора типа образа жизни, своего стиля жизни, предоставляемые обществом, порождают проблемы самоопределения личности как в профессиональной сфере, так и в личной жизни.
Центральным звеном в жизненном самоопределении молодого поколения, на наш взгляд, является социальное самоопределение, то есть его интеграции в основные компоненты социальной структуры общества. Социальное самоопределение непосредственно связано с выбором профессии, когда избираются сфера трудовой деятельности и коллектив, в котором молодой человек начинает работать. Профессиональное самоопределение во многом зависит от образовательного уровня. Через систему образования человек получает соответствующую профессиональную подготовку, которая и обуславливает его вступление в ту или иную социальную группу. Это означает, что образовательный путь прямо связан с социальным самоопределением личности. А отсюда вытекает значимость эффективно действующей системы профориентации.
Важным аспектом жизненного самоопределения молодежи является вступление в брак и создание семьи, формировании ее домашней среды как основы жизнедеятельности. Создание пространственно-вещественных характеристик домашнего очага т формирует материальную основу последующей личной жизни, воспроизводства и воспитания новых поколений. Уровень развитости семейно-бытовой и культурно-домашней инфраструктуры во многом определяет сущность дальнейшего проявления молодежью своей потенциальной дееспособности. Это обусловлено тем, что именно в этой системе формируются те изначальные установки и стереотипы, которые впоследствии находят отражение в человеческих отношениях. Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов неизменно подчеркивает огромную роль семьи как основы, первичной ячейки общества [2].
Таким образом, сегодня молодежь является активным субъектом исторического процесса. Необходимо принятие действенных мер для всемерного повышения ее социальной, экономической активности, социальной дееспособности и культурно-технического потенциала, стремления и умения выполнять на должном уровне свои общественно-гражданские обязанности и функции на благо себе и своему народу.
Литература:
1. Каримов И. А. Узбекистан: свой путь обновления и прогресса. — Т., 1992
2. Каримов И. А. Юксак маънавият — енгилмас куч. — Т., 2008.
3. Жураев А. С. Ёшларга доир сиёсат. — Т., 1992.
4. http://ijtimoiy-fikr.uz