Деонтологическое воспитание как важнейший компонент формирования профессиональных компетенций у студентов медицинского колледжа | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общие вопросы медицины и здравоохранения

Опубликовано в

II международная научная конференция «Медицина: вызовы сегодняшнего дня» (Москва, декабрь 2013)

Дата публикации: 28.11.2013

Статья просмотрена: 832 раза

Библиографическое описание:

Лавник, П. Н. Деонтологическое воспитание как важнейший компонент формирования профессиональных компетенций у студентов медицинского колледжа / П. Н. Лавник. — Текст : непосредственный // Медицина: вызовы сегодняшнего дня : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 2-4. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/118/4611/ (дата обращения: 16.11.2024).

Если боль других твоей не стала,

Прожита напрасно жизнь твоя.

Р. Гамзатов

Активизация научных разработок данного направления стимулируется общим духовным кризисом человечества на рубеже веков, проблематичностью самой возможности выживания, огромным количеством ноогенных неврозов, которые связаны с неосознанными поисками смысла жизни. Агрессивность, наркомания, алкоголизм, вещизм, безответственность, толитаризм, лень, апатия — это симптомокомплекс духовного нездоровья человеческого общества, а ведь на этой основе формируется профессиональное сознание работников разных сфер, в том числе образования и здравоохранения.

Духовно-нравственная составляющая врачебной деятельности — одна из основ профессионализма современного медработника. Понимание целей, задач, содержания и характера психолого-педагогических условий духовно-нравственного развития студентов-медиков, умение их создавать — это глобальная проблема медицинского образования в области этизации и гуманизации сознания и деятельности будущих российских врачей, фельдшеров, медицинских сестер.

В наши дни высокая духовно-нравственная культура немыслима вне сознания человеческих ценностей, мотивов человеческого существования как такового и, по большому счету, является залогом физического и психологического здоровья.

Со времен Гиппократа общепризнанно и бесспорно, что нравственная культура врача — это не просто заслуживающее уважение свойство его личности, но и качество, определяющее его профессионализм.

Больной вверяет врачу самое дорогое, что есть у человека — свое здоровье, а нередко и жизнь. Понятно, что он должен доверять врачу, быть в нем уверен.

Авторитет врача обеспечивается, прежде всего, знанием своего дела, высоким профессиональным уровнем. Если врач правильно ставит диагноз, умело лечит, хорошо оперирует, то это становится известно многим, к такому врачу охотно идут, с доверием у него лечатся.

Больной должен быть уверен в том, что врач не только способен ему помочь, но хочет и старается сделать для него все, что позволяют современные достижения медицины и личный опыт этого врача.

Всякий бюрократизм отвратителен, но особенно недопустимо формальное, бездумное отношение к больному человеку, ждущему помощи и облегчения своих страданий.

Справедливо говорил Бакулев, обращаясь к будущему врачу: «Посмотри на взволнованные, испуганные глаза матери, в суровое лицо отца, когда перед тобой лежит едва дышащий ребенок, и покажи, на что ты способен. Поволнуйся на каждой операции и после нее, пока не увидишь, что ты спас больного. Погорюй, а может и поплачь, когда тебе не удалось вырвать человека из лап смерти. Почувствуй радость и торжество за свою науку, когда бывший больной пожмет тебе руку и от всей души скажет скромное: «Спасибо доктор»».

Окружающая нас действительность полна примеров такого выполнения врачебного долга. Сплошь и рядом мы видим врачей, заслуживших любовь своих пациентов, героически борющихся за их здоровье и жизнь.

В приемном покое старой Обуховской больницы когда-то висел плакат: «Выдача трупов с 12.00 до 14.00 часов». Что чувствовали пациенты, входя в лечебное учреждение? Обстановка приема в лечебное учреждение не должна сопровождаться эмоциями отрицательного характера. Больной с самого начала должен быть уверен во внимательном благожелательном к себе отношении, в том, что в больнице будет сделано все возможное, чтобы ему было лучше и стало легче; в том, что весь персонал может о нем позаботиться.

На деле же бывает, что больного заставляют долго ждать, а в это время врачи, сестры ведут между собой посторонние разговоры, шутят, смеются, не обращая внимание на переживания больного.

Больной слышит, что в данный момент в больнице нет свободных мест. Если это так, то больному нужно показать, что такое положение временное и при первой же возможности его госпитализируют (так обычно и происходит).

Немало равнодушия и холодности приходится испытать и родным, посещающим больного. Большая часть неудовольствий и претензий была бы ликвидирована с самого начала, если бы с родственниками (естественно, интересующимися всем, что происходит с больным), врач просто поговорил по-хорошему, «с душой». Благожелательное, сочувственное отношение позволяет договориться, даже при отягчающих обстоятельствах. Формально-холодное отношение порождает конфликт, а проявление сочувствия и внимания к больному или его близким, помогает добиться всего, что нужно в интересах дела.

Редко, но еще встречаются врачи, которые уже входя, дают почувствовать, что их задача заключается, главным образом, в отбытии посещения, выписки рецепта и оформлении документа об освобождении от работы. Может быть, свое дело эти врачи знают неплохо, и помощь их квалифицированная, но пользы было бы больше, если бы они не формально выполняли свои обязанности, а относились к ним, как говорят, с «душой».

Пренебрежение элементарными нормами психотерапии является часто причиной неквалифицированного обращения с больным. Ссылки на недостаток времени неубедительны. Не времени требует тон, который делает музыку.

Воспитать хороший коллектив сестер, прежде всего, дело врача: наиболее эффективное средство для этого — личный пример.

Лечение будет успешнее, а врачу легче его осуществлять, если больной доверяет квалификации врача, уверен в его желании помочь и ощущает чуткое к себе отношение. Но доверие само не приходит, его нужно заслужить, завоевать добросовестной работой и гуманным отношением.

Хорошего врача встречают с верой, надеждой и любовью, помогающими успеху лечения (пример осада Севастополя).К такому врачу, если нужно, больной с доверием ляжет и под нож.

Иван Петрович Виноградов, главный хирург Ленинграда, был превосходным хирургом и чутким, внимательным врачом. В больнице он бывал днем и ночью, не считаясь со временем. С ним советовались врачи всех специальностей, и он умело делился с ними своим громадным жизненным опытом. Никого не подавлял своим авторитетом и всем охотно помогал. Не терпел только людей лживых и лодырей.

Бывает хирургу нелегко уговорить больного на операцию, конечно, не всегда следует этого добиваться, но бывают случаи, когда операция жизненно необходима, а больной не нее не согласен. Некоторые берут расписку, приклеивают к истории и со спокойной совестью отходят от больного. Известны случаи с детьми, когда родители не давали согласия на операцию даже у больных с перфоративным аппендицитом.

Не существует, и не может быть такого закона, который позволил бы хирургу класть на операционный стол ребенка, если родители на это не согласны, но хирург должен добиться у них согласия, найти такие аргументы, которые помогут вместе принять правильное решение. Это возможно, если врач сумеет убедить родителей, что жизнь их ребенка ему так же дорога, как здоровье и жизнь собственного, и для спасения жизни операция необходима.

Резкое осуждение заслуживает равнодушно-формальное поведение врача, заботящегося о том, чтобы уйти от ответственности за несделанную операцию и стремящегося переложить ответственность на больного и его родственников.

Профессор Дженалидзе и И. П. Виноградов резко осуждали «перестраховку врачей», берущих расписки с отказом от операции у людей, часто не понимающих нависшей над ними угрозы.

Уверенность в своих силах врач должен воспитывать всю жизнь, сочетая ее со скромностью и честностью в признании своих ошибок. Необходимо бороться и с необоснованной самоуверенностью, ставить себе задачи — от более простой к более сложной. Особенно это важно в практике хирурга. Вред, нанесенный больному, не умаляется тем, что ошибка возникла в результате недооценки врачом своих способностей.

Очень опытный хирург и автор интереснейших работ по деонтологии Н. Н. Петров призывал врача к «накоплению опыта путем собственной работы, соответствующей подготовке хирурга, а не за счет оперируемых больных путем смелости, превышающей умение». Н. Н. Петров говорил: «Делай больному только то, что сделал бы точно в таком случае себе или своему самому близкому человеку». Основной закон хирургической деонтологии: «Хирургия для больных, а не больные для хирургии».

Нельзя вслух выражать сожаление, что больной обратился за помощью поздно, что болезнь его запущена, и излечить ее гораздо труднее. К каждому больному нужен сугубо индивидуальный подход.

Врач должен помнить, что у больного может быть повышенная, иногда ложная стыдливость. Это нужно учитывать при расспросе больного в палате при других больных. Особенно тактично нужно вести беседу в присутствии родственников и хороших знакомых, от которых имеют больше тайн, чем от чужих.

Медицинский работник (врач, фельдшер, медсестра) должен быть настоящим профессионалом.

Профессионал, выполняющий долг добровольно и осмысленно, в отличие от врача-«технаря», исполняющего обязанности механически и бездумно, отстаивает ценности своей профессии.

Поэтому развитие у студентов-медиков высоких моральных качеств — милосердия, ответственности, совестливости, справедливости, человечности, сострадания, доброжелательности, терпимости — становится основной задачей деонтологического воспитания.

Основные термины (генерируются автоматически): больной, врач, жизнь, лечебное учреждение, операция, том.

Похожие статьи

Имитационная технология обучения как средство формирование профессиональных компетенций студентов средних специальных учебных заведений

Медико-биологическое моделирование как способ формирования исследовательской компетенции на первой ступени высшего образования в медицинских вузах

Тренинг как метод активного социально-психологического формирования коммуникативной компетентности у студентов техникума

Использование метода Монтессори в формировании жизненных компетенций у детей с ОВЗ

Компетентностный подход как условие формирования профессиональной компетентности специалиста в сельскохозяйственном вузе

Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор формирования ключевых компетенций

Формирование социально-психологической компетентности будущих психологов в педагогическом вузе как необходимый и обязательный компонент профессионализма в работе с депривированными детьми

Применение проектных методов на уроках технологии в педагогическом колледже как одно из условий формирования художественно-эстетической компетенции

Проблема выбора инновационных здоровьеориентированных программ в дошкольном образовании как часть управленческой деятельности

Кейс-метод как способ формирования профессиональной компетентности будущих педагогов

Похожие статьи

Имитационная технология обучения как средство формирование профессиональных компетенций студентов средних специальных учебных заведений

Медико-биологическое моделирование как способ формирования исследовательской компетенции на первой ступени высшего образования в медицинских вузах

Тренинг как метод активного социально-психологического формирования коммуникативной компетентности у студентов техникума

Использование метода Монтессори в формировании жизненных компетенций у детей с ОВЗ

Компетентностный подход как условие формирования профессиональной компетентности специалиста в сельскохозяйственном вузе

Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор формирования ключевых компетенций

Формирование социально-психологической компетентности будущих психологов в педагогическом вузе как необходимый и обязательный компонент профессионализма в работе с депривированными детьми

Применение проектных методов на уроках технологии в педагогическом колледже как одно из условий формирования художественно-эстетической компетенции

Проблема выбора инновационных здоровьеориентированных программ в дошкольном образовании как часть управленческой деятельности

Кейс-метод как способ формирования профессиональной компетентности будущих педагогов