Особенности эмоционального состояния специалистов с экстремальными видами деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Особенности эмоционального состояния специалистов с экстремальными видами деятельности / А. В. Склярова, Л. Е. Механтьева, Т. П. Склярова [и др.]. — Текст : непосредственный // Медицина: вызовы сегодняшнего дня : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 77-79. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/118/4669/ (дата обращения: 19.12.2024).

Актуальность исследования. Специалисты с экстремальными видами деятельности чаще других подвергаются воздействию негативных факторов. Для успешного решения профессиональных задач специалисту важны личностные особенности (мотивация, направленность, когнитивная сфера, характер), психофизиологические особенности (темперамент, особенности ВНД, память, внимание, мышление, воображение), а в отношении определенных видов деятельности — высокий уровень физического развития и качества, получаемые в процессе профессионального обучения, самоподготовки. В процессе профессиональной деятельности специалиста часто отмечается снижение профессиональной мотивации: напряженная работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляется апатия и даже негативизм по отношению к своим обязанностям, которые сводятся к минимуму. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения индивидуума, выражающийся в способности экономно расходовать энергетические ресурсы организма. Оно может отрицательно сказываться на выполнении профессиональной деятельности или отношениях с окружающими.

Цель исследования — изучить влияния стрессовых воздействий на особенности эмоционального состояния организма и формирование синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) у специалистов, работающих в экстремальных условиях ЧС.

Материалы и методы исследования. Работа проводилась на базе психофизиологической лаборатории Воронежского территориального клинического центра медицины катастроф среди специалистов, которые проходили обучение организации оказания первой помощи в чрезвычайной ситуации, и чья работа связана с экстремальными видами деятельности и оказанием первой помощи в чрезвычайных ситуациях. Выборку составили специалисты правоохранительных органов, МЧС и фельдшера скорой медицинской помощи (30 человек), которые работают в соответствующих формированиях оказания первой помощи в чрезвычайных ситуациях (чаще — ДТП). Диагностика уровня эмоционального выгорания проводилась по методике В. В. Бойко. Для интегральной оценки качества здоровья применяется модифицированный расчет адаптационного потенциала системы кровообращения Р. М. Баевского [2].

Результаты исследования.

Результаты опроса по методике В. В. Бойко представлены на рисунках 1 и 2:

-          73,1 % — показатель выраженности имеющегося отдельного симптома эмоционального выгорания невысок (от 10 до 18 баллов), т. е. складывающийся или сложившийся симптом (при этом стаж работы 1–2 года);

-          17,4 % — фазы напряжения или резистенции в стадии формирования, наблюдалась у специалистов с экстремальными видами деятельности, чей стаж 2–9 лет;

-          9,5 % — сформировавшаяся фаза (напряжения, резистенции или истощения) эмоционального выгорания, наблюдалась у сотрудников с экстремальными видами деятельности, чей стаж от 9 до 27 лет. В структуре синдрома эмоционального выгорания на долю фазы резистенции приходится 47,5 %, напряжения -30 %, истощения -22,5 %.

Рис. 1. Результаты опроса на наличие синдрома эмоционального выгорания

Рис. 2. Структура сформировавшихся фаз СЭВ

Для интегральной оценки качества здоровья применяется модифицированный расчет адаптационного потенциала системы кровообращения Р. М. Баевского

Метод исследования адаптационного потенциала по модифицированной формуле Р. М. Баевского показал следующие результаты (рис.3):

Рис. 3. Результаты исследования функциональных резервов организма

Выводы.

Проанализировав полученные данные можно сделать вывод:

1.                  Синдром эмоционального выгорания у специалистов формируется спустя 5–9 лет профессиональной деятельности.

2.                  При появлении и развитии признаков СЭВ у пациента необходимо обратить внимание на улучшение условий его труда, характер складывающихся взаимоотношений в коллективе, личностные реакции и заболеваемость.

3.                  На начальном этапе адаптационные механизмы скомпенсированы. Но если сотрудникам не будет оказана психологическая помощь и поддержка, изменение условий труда, то произойдёт истощение функциональных резервов организма, это повлечёт за собой усугубление процесса вплоть до срыва адаптации.

4.                  Необходим постоянный ежегодный плановый мониторинг оценки качества здоровья и психоэмоционального состояния среди специалистов экстремальных служб.

Литература:

1.      Сидоров П. // Конспект врача — Медицинская газета. — М., 2005, № 43

2.    Баевский Р. М., Берсенева А. П., Палеев Н. Р. // Совершенствование организации медицинской помощи населению. — М., 1987, Вып.10, с.1–19

3.      КругловА.Г., МягкихН.И., Шутко Г. В. // Физиология труда. Учебная литература для слушателей системы последипломного образования». — М., ГНИИИ ВМ МО РФ, 2005. 21с.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, экстремальный вид деятельности, специалист, адаптационный потенциал системы кровообращения, интегральная оценка качества здоровья, модифицированный расчет, профессиональная деятельность, результат опроса, функциональный резерв организма.

Похожие статьи

Способы профилактики эмоционального выгорания в профессиональной деятельности специалистов организаций социального обслуживания населения

Специфика социального престижа специалиста по адаптивной физической культуре

Особенности социально-педагогической деятельности в реабилитационном центре

Методы и приемы формирования навыков самообслуживания у младших школьников с нарушением интеллекта

Особенности и пути развития коммуникативных навыков младших школьников с нарушением интеллекта

Особенности психологической подготовки газоспасателей в рамках повышения квалификации

Особенности психологического здоровья учащейся молодежи

Особенности профессиональной компетенций молодых педагогов

Особенности сохранения психического здоровья пятиклассников в адаптационный период

Особенности социально-бытовых навыков у детей с умственной отсталостью

Похожие статьи

Способы профилактики эмоционального выгорания в профессиональной деятельности специалистов организаций социального обслуживания населения

Специфика социального престижа специалиста по адаптивной физической культуре

Особенности социально-педагогической деятельности в реабилитационном центре

Методы и приемы формирования навыков самообслуживания у младших школьников с нарушением интеллекта

Особенности и пути развития коммуникативных навыков младших школьников с нарушением интеллекта

Особенности психологической подготовки газоспасателей в рамках повышения квалификации

Особенности психологического здоровья учащейся молодежи

Особенности профессиональной компетенций молодых педагогов

Особенности сохранения психического здоровья пятиклассников в адаптационный период

Особенности социально-бытовых навыков у детей с умственной отсталостью