История Астраханского базового медицинского колледжа | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 2. История медицины и здравоохранения

Опубликовано в

III международная научная конференция «Медицина и здравоохранение» (Казань, май 2015)

Дата публикации: 24.03.2015

Статья просмотрена: 1832 раза

Библиографическое описание:

Гриценко, В. В. История Астраханского базового медицинского колледжа / В. В. Гриценко. — Текст : непосредственный // Медицина и здравоохранение : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 8-15. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/154/7632/ (дата обращения: 16.11.2024).

В Астрахани очень много старых зданий, которые были построены на деньги купцов, они старались проявить заботу о людях именно в строительстве разных заведений. Между Покровским кафедральным собором и Александро-Мариинской больницей находится здание, в котором много лет находилось Астраханское медицинское училище (ул. Савушкина, 45). Именно в этом здании находился в свое время приют, известный в народе под названием холерного, носящий имя Елизаветинского, в честь его покровительницы Великой княгини Елизаветы Федоровны — родной сестры последней русской императрицы, жены Николая II. Елизавета Федоровна была известна своей благотворительной деятельностью, стала покровительницей приютов и богаделен России, основала Марфо-Мариинскую обитель сестер милосердия. Погибла летом 1918 года.

В Астрахани Елизаветинский приют возник летом 1892 г., когда холера уносила сотни жизней жителей и ежедневно обнаруживались десятки беспризорных сирот. Особенно трагичным было положение рабочих, едущих через Астрахань из южных портов Каспия. Заболевая или умирая, они оставляли детей прямо на улице, не имея в городе ни знакомых, ни родных.

В Городской думе был поставлен вопрос о срочном открытии Сиротского дома, что было одобрено губернатором Н. Н. Тевяшовым. Почетный гражданин города А. А. Репин отдал в бесплатное временное пользование принадлежащий ему дом, куда привели восемь сирот, бывших или в руках полиции, или в больницах. 5 июля 1892 года состоялись молебен и освящение открываемого приюта. Был создан попечительский Совет из известных купцов и деятелей города, которые сделали значительные денежные вклады, обеспечившие существование и дальнейшее развитие учреждения. Эти средства составили основной капитал приюта. В 1894 г. И. И. Губин подарил в собственность приюта принадлежавший ему особняк на Покровской площади города, в котором и процветал приют до 1918 г.

Сиротский дом имел три стипендии для обучения лучших учениц в Мариинской женской гимназии. При сиротском доме была устроена церковноприходская школа для обучения детей грамоте. Возраст воспитанников колебался от 5 до 16 лет. Дети также обучались ремеслам. Воспитанники одевались в платье и обувь, изготовленные собственными руками. В школе было три отделения: старшее, среднее и младшее. В воскресные дни хор воспитанников пел в Покровской церкви. В среднем, в разные годы, проживало от 65 до 80 детей. Все воспитанники были православного вероисповедания (например, для калмыков-сирот был свой приют). 18 ноября 1898 г. Министерство внутренних дел России утвердило Устав Елизаветинского приюта, и сиротский дом из временного — холерного — превратился в постоянно действующий, имевший целью призревать не только детей, лишившихся родителей в холерную эпидемию, но и всех других, нуждающихся в общественной благотворительности. Приют постоянно опекался добровольными пожертвованиями.

После революции в здании Елизаветинского приюта был тоже приют, уже № 1, а затем его перенумеровали в приют № 2 для подростков.

Приют — это одна из предысторий развития медицинского образования в Астрахани. Кроме купцов-меценатов, которые отдавали должное внимание благотворительности, помощь оказывали губернаторы края. Один из губернаторов — Иван Николаевич Соколовский, посвятил Астраханской губернии 11 лет. Он происходил из дворянской семьи Херсонской губернии. Родом соей деятельности выбрал военную службу. Окончив юнкерское училище, принимал участие в боевых действиях в Нижне-Дунайском отряде генерала Веревкина, в русско- турецкой войне 1877–1878 годов. Затем продолжил учебу в Николаевской Академии генерального штаба. В 1895 году И. Н. Соколовский назначен вице-губернатором, а в 1901 году — военным губернатором Семипалатинской губернии. В 1903 году он получил должность Уфимского губернатора, а в 1906 году — Астраханского губернатора и наказного атамана Астраханского казачьего войска. Ему принадлежит инициатива расширения сети учебных заведений в Астраханской губернии. В их числе и фельдшерско-акушерская школа, 6 гимназий и 3 ре6альных училища. События февраля 1917 года изменили жизнь провинциальной Астрахани, и 3 марта 1917 года губернатор И. Н. Соколовский был арестован. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Астраханский базовый медицинский колледж по праву считается одним из старейших профильных учебных заведений России.

26 апреля 1906 года Государственный Совет России, рассмотрев представление Министерства внутренних дел, выносит решение об учреждении с 1 июля 1906 года в Астрахани школы фельдшеров и фельдшериц-акушерок. Необходимость открытия школы заключалась в том, что в губернии не хватало специалистов-фельдшеров и акушерок. В образованных и сведущих помощниках нуждались не только сельские врачи в губернии, но и врачи Киргизской и Калмыцкой степей, рыбопромышленники, обязанные организовывать на рыбных промыслах медицинскую помощь. С острой необходимостью вставал вопрос о создании в Астрахани собственной школы.

12 мая 1906 г. астраханскому губернатору И. Н. Соколовскому была послана копия Положения и штата школы, утвержденного императором Николаем II. На подлинном списке стояла подпись императора: «Быть по сему». Школа находилась в ведении Министерства внутренних дел, попечителем школы являлся астраханский губернатор И. Н. Соколовский, а содержалась школа за счет частных, губернаторских и благотворительных средств. Для школы было снято в аренду здание на углу Набережной Кутума и Ново-Исадной улицы (ул. Ногина), принадлежащее мещанину Николаю Минеевичу Мадатову.

Описание: P1019200_hnf.jpg

Рис. 1. Здание на углу Набережной Кутума и Ново-Исадной улицы (ул. Ногина), где начала работу Астраханская фельдшерско-акушерская школа

 

Арендная плата составляла 2180 рублей в год и уплачивалась в 2 срока. Помещение состояло из 20 комнат. Здание было отдано в наем школе с 1 сентября 1906 г. на год, но с условием продления срока найма до 4-х лет. В сентябре 1910 г. Астраханская школа фельдшеров и фельдшериц-акушерок заключает договор с астраханским купцом 2-ой гильдии А. М. Федоровым, который отдает под наем школе и интернату при ней помещение, находящееся на улице Ново-Исадной. Руководство школы неоднократно ставило перед городскими властями вопрос о постройке собственного здания.

10 июня 1906 г. был принят Устав школы фельдшеров и фельдшериц-акушерок. В школе было учреждено 4 класса: 3 — фельдшерских со сроком обучения 3 года и 1 акушерский — со сроком обучения 1 год. В школу принимались лица мужского и женского пола всех званий, не моложе 16 и не старше 28 лет. Желающие поступить в школу подавали прошение не позднее 15 августа. Поступающие должны были предоставить: свидетельство о рождении, звании и вероисповедании, удостоверение об образовании, свидетельство о состоянии здоровья. В школу не принимались лица слабого телосложения, больные или имеющие физические недостатки. Несовершеннолетние должны были представить разрешение родителей или опекунов, а замужние — согласие мужа.

Учащиеся в школе разделялись на приходящих и пансионерок. Пансионерок по штату значилось 10 человек, на их содержание выделялось 1500 рублей в год (на питание, одежду и белье), а число приходящих — ежегодно определялось перед началом учебного года педагогическим советом в зависимости от помещения и учебных пособий школы. Приходящие платили за обучение 50 рублей в год. Плата вносилась за полугодие вперед и не возвращалась в случае отчисления из учебного заведения. Несостоятельные лица, с разрешения попечителя, освобождались от оплаты, но обязаны были прослужить в сельской местности по полгода за каждый год освобождения от оплаты. При школе имелось общежитие на 10 пансионерок. Пансионерки снабжались всем необходимым: пищей, одеждой, обувью и книгами. Каждой штатной пансионерке, по окончании школы, выдавался безвозмездно, в собственность, акушерский и фельдшерский набор, и по одному экземпляру учебников по всем медицинским предметам. Белье, одежда и обувь также считались собственностью выбывших пансионерок. Штатные пансионерки обязаны были прослужить в сельской местности по 1,5 года за каждый год содержания в школе.

В школе преподавались следующие предметы: Закон Божий, латинский язык, геометрия, черчение, зоология, ботаника, физика, анатомия и физиология, фармакология и рецептура, патология и терапия, уход за новорожденным и болезни новорожденных, детские болезни, хирургия и десмургия, глазные болезни, учение о массаже, уход за больными и оказание помощи внезапно заболевшим, гигиена, эпидемические болезни, венерические и кожные болезни, акушерство и женские болезни, ведение медицинской отчетности и законоположения, касающиеся фельдшерской службы. Помимо этих предметов, в курс учения входили практические занятия в больничных аптеках, приемных покоях и других лечебных заведениях города. Практические занятия учениц 4 класса по акушерству и гинекологии, велись в родильном отделении губернской больницы Приказа общественного призрения, где каждая ученица обязана была письменно изложить ход родов и послеродового состояния матери и новорожденного ребенка в 2-х случаях родов, и сделать не менее 20 самостоятельных приемов. В мае, ежегодно, проводились испытания по всем изучаемым предметам. В результате учащиеся переводились в высший класс или же оставались на второй год. Выпускники получали Свидетельства об окончании школы, лучшие — награждались похвальными листами.

Описание: P1019191_hnf.jpg

Рис. 2. Практическое занятие по отоларингологии. 1913 г.

 

В школе обучались казахи Киргизской Орды и калмыки. Еще в 1906 г., из доходов Внутренней Киргизской Орды, ежегодно отпускалась специальная сумма — 2700 рублей на учреждение при астраханской школе 15 стипендий. Стипендиаты назначались астраханским губернатором из киргизов и русских, знающих казахский язык. Все стипендиаты обязаны были отработать в Орде не менее 3 лет.

Штат школы состоял из директора, надзирателей и 10 преподавателей. На надзирателя, имеющего среднее образование, возлагался надзор за учащимися в школе, а на надзирательницу, выбираемую из фельдшериц-акушерок — в общежитии. Кроме того, надзиратели заведовали хозяйственной частью и канцелярией.

Преподаватели выбирались директором, по согласованию с губернским врачебным инспектором, и утверждались попечителем. Преподаватели медицинских предметов избирались из числа врачей и фармацевтов. В состав преподавателей школы входили лучшие медицинские кадры губернии: А. А. Алеев, В. Л. Винников, В. М. Мышкин, Ф. М. Топорков, В. М. Калантаров, С. А. Залкинд, А. Л. Аваков, А. Я. Шварц и другие.

Описание: P1019155_hnf.jpg

Рис. 3. Преподавательский состав фельдшерско-акушерской школы. 1913 г.

 

29 мая 1909 г. в школе состоялся первый выпуск — Свидетельства о звании фельдшера и фельдшерицы получили 14 человек.

Постановлением педсовета школы от 4 января 1908 года, при школе были организованы курсы подготовки санитаров-дезинфекторов (на случай появления в городе холеры). Курсы были открыты 7 января 1908 г., на них направлялись, по рекомендации учреждений, грамотные люди. Курсы давали право быть санитаром-дезинфектором. Помещение школы позволило принять лишь 50 человек.

В 1908 г., из МВД, по всем врачебным учреждениям империи, рассылается сообщение о введении в фельдшерских и фельдшерско-акушерских школах, обучение массажу, врачебной и гигиенической гимнастики.

В 1914 году школа была переименована в фельдшерско-акушерскую.

Неоценим подвиг медиков в военные годы. 1 сентября 1914 г. в Астрахани проходил сбор пожертвований в пользу семей, члены которых были призваны на войну. В нем участвовали и ученицы школы. Было принято решение на 3-ем и 4-ом курсах начать занятия позже, т. к. учащимся школы приходилось работать в госпиталях и больницах, ухаживать за ранеными. В 1914 г. в школу было принято 129 человек. В 1915 г. на педсовете школы обсуждался вопрос об ускорении занятий, ввиду большой потребности медицинского персонала в военное время. Выносится решение о проведении занятий на 2–4 курсах школы в праздничные дни. В августе 1918 г. при фельдшерско-акушерской школе были открыты курсы для пополнения знаний ротных фельдшеров и лекарских помощников. В феврале 1919 г. педсовет школы, опираясь на распоряжение власти, принимает постановление «О мобилизации учащихся 3 и 4 курсов для борьбы с сыпным тифом в губернии». 30 декабря 1919 г. при фельдшерско-акушерской школе, были организованы 2-х месячные курсы ротных сестер милосердия. 24 января 1920 г., на заседании школьного совета, обсуждается обращение начальника санитарной части 11-ой Армии, который просил ускорить, в связи с усилением сыпного и возвратного тифа в Астрахани, выпуск учащихся 4 курса школы, к середине февраля.

11 марта 1917 г. общее собрание учащихся фельдшерско-акушерской школы постановило, что в дальнейшем на педсовете школы будет присутствовать выборное количество делегатов от каждого курса с правом решающего голоса. Решено было исключить из программы обучения школы Закон Божий. В 1917 г. в учебных заведениях Министерства народного просвещения, на основании распоряжения Главного врачебного инспектора, отменялись переводные и выпускные экзамены. Отменены были экзамены и в Астраханской фельдшерско-акушерской школе. Перевод осуществлялся из класса в класс на основании решения педсовета школы по годовым баллам учащихся. В 1919 г. был принят новый Устав школы.

17 октября 1921 г., при школе, создается комиссия для организации переезда фельдшерско-акушерской школы в здание бывшего мужского духовного училища на улице Александровской (ул. Бурова). В этом же здании открывается сестринская школа и курсы аптечных работников. Количество поступающих, в связи с переездом в новое помещение, увеличивается. В 1921 г. было подано 179 заявлений.

1 апреля 1920 г., на базе Астраханской фельдшерско-акушерской школы, была открыта фармацевтическая школа с 2-х годичным сроком обучения на 25 человек. С 1927 года школа стала именоваться техникумом, который просуществовал до 1935 г. Техникум состоял из двух отделений: акушерского и сестринского по уходу за больными. В 1934 г. было открыто заочное отделение, выпуск средних медицинских работников по сравнению с 1906 г. увеличился более чем в 5 раз. В декабре 1935 г. техникум был вновь переименован в фельдшерско-акушерскую школу.

Описание: P1019208_hnf.jpg

Рис. 4. Здание на ул. Советской, в котором располагался медицинский техникум

 

Гиппократ сказал: «Медицина есть поистине благородное из всех искусств». Вся история медицины от большой драматической до малой — есть неустанное сражение за каждую минуту жизни больного».

Неоценим подвиг медиков в годы войн. В любых экстремальных ситуациях медицинские работники всегда оказывались на высоте. Не оставались в стороне и учащиеся Астраханской фельдшерско-акушерской школы.

Молодым сестрам милосердия того времени порой не хватало опыта, инвентаря, медикаментов. Кроме сил, энергии, умения проявлять заботу и милосердие, им требовалось и немалое мужество.

С первых дней Великой Отечественной войны 146 выпускников и 397 учащихся Астраханской фельдшерско-акушерской школы ушли на фронт.

Описание: P1019224_hnf.jpg

Рис. 5. Выпускницы фельдшерско-акушерской школы, участницы Великой Отечественной войны

 

В 1941–1942 годах в Астраханском округе было развернуто свыше 80 госпиталей, в которых астраханские медики спасли жизнь тысячам воинов.

Среди участников войны и преподаватели: Д. А. Рукавишников, В. В. Миляев, Н. Ф. Чиликанов и другие, директор медицинского училища Г. Ф. Стерлигов, награжденный за участие в Великой Отечественной войне орденом Отечественной войны I степени и многочисленными медалями.

С 1944 г. Астраханская фельдшерско-акушерская школа получила статус областной. В послевоенные годы школа наращивает число выпускников, было открыто энтомологическое отделение, по окончании которого присваивалось звание помощника энтомолога. Первый выпуск энтомологов состоялся в 1950 году.

В сентябре 1954 г. Астраханская областная фельдшерско-акушерская школа была реорганизована в Астраханское базовое медицинское училище № 1.

В 1966 г. в Астраханском медицинском училище подготовка велась на 6 отделениях: зубоврачебном, фельдшерском, акушерском, медсестринском (младшее и детское отделение).

22 июня 1978 г. было принято решение произвести узкую специализацию двух групп фельдшерского отделения на базе 8–10 классов по курсу «Фельдшер скорой помощи».

В 1985 г. Астраханское медицинское училище переехало в новое здание по ул. Н.Островского. В 1988 г. было открыто отделение повышения квалификации средних медицинских работников.

В марте 1995 г. училище реорганизовано в Астраханский базовый медицинский колледж.

С момента появления среднего медицинского учебного заведения его возглавляли директора, которые играли одну из ведущих ролей в подготовке медицинских работников в Астраханской губернии и области.

Первым директором школы был доктор Николай Яковлевич Шмидт (с 10 июля 1906 г. по 13 июля 1907 г.).

Описание: P1019170_hnf.jpg

Рис. 6. Н. Я. Шмидт — первый директор

 

13 июля 1907 г. Высочайшим приказом по гражданскому ведомству директором школы был назначен Михаил Петрович Романов. В 1912 г. он назначается мировым судьей Астраханского городского округа, директором школы назначается Федор Григорьевич Фарманов. С 23 августа 1914 г. директором школы был назначен Любомир Францевич Леневич, работавший до этого старшим врачом Астраханской губернской земской больницы. 11 февраля 1918 г., на заседании педагогического совета фельдшерско-акушерской школы, директором был выбран Ф. Г. Фарманов. В 1920 г. он был избран заведующим кафедрой стоматологии Астраханского медицинского института, оставаясь одновременно директором фельдшерско-акушерской школы. С 1932 по 1949 гг. директором школы был Абрам Яковлевич Шварц. С 1949 по 1954 гг. — Г. Ф. Стерлигов. С сентября 1954 г. медицинское училище возглавил А. М. Жучков. В 1957 г. директором назначена А. Г. Еремеева. В 1959 г. директором стал Ф. З. Кухаренко, а затем В. П. Никитина, затем В. П. Антонова (1962–1963 гг.), П. И. Далечина (1963–1977 г.г.), М. С. Шиганов (1978–1994 г.г.), В. П. Грященко (1994–2006 г.г.), А. Е. Гаврилов (2006–2014 гг.). В настоящее время подготовкой специалистов руководит директор колледжа, кандидат медицинских наук, доцент Милёхина Наталья Васильевна.

За время своего существования учебным заведением было выпущено более 40 тысяч специалистов. Среди выпускников Астраханского медицинского училища есть люди, которые продолжив свое образование, закончили медицинский институт, посвятили себя науке, стали организаторами здравоохранения. Среди них: Юрий Семенович Татаринов — доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент Академии медицинских наук, видный ученый.

Борис Павлович Богомолов — доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, видный ученый, автор монографий, научных статей и методических пособий для врачей.

Александр Константинович Рогаткин — профессор Российской Академии естествознания, кандидат медицинских наук, организатор госсанэпидслужбы и социальный гигиенист высшей категории. «Отличник здравоохранения», «Заслуженный врач РФ». Более 17 лет проработал начальником Астраханской противочумной станции Минздрава России.

Татьяна Алексеевна Козлова — профессор Российской Академии естествознания, кандидат биологических наук, зоолог высшей категории, «Отличник здравоохранения», «Заслуженный работник здравоохранения РФ». Окончила с отличием Астраханское медицинское училище в 1969 г. Проработала на Астраханской противочумной станции 33 года, в том числе заведующей зоолого-паразитологической лабораторией — 16 лет. С 2004 г. — ассистент кафедры микробиологии АГМА.

Валентина Павловна Колчина — кандидат медицинских наук, доцент кафедры терапии последипломного образования АГМА, «Отличник здравоохранения», «Заслуженный врач РФ». Окончила с отличием Астраханское медицинское училище в 1969 г. С 1976 г. — инспектор лечебного отдела облздрава Астраханской области. С 1986 г. — главный терапевт облздрава Астраханской области. С 2005 г. — начальник отдела лечебно-профилактической помощи взрослому населению, главный терапевт Министерства здравоохранения АО.

Анвер Рашидович Джумагазиев — профессор, доктор медицинских наук, «Заслуженный врач РФ». Председатель Астраханского отделения Союза педиатров России. Заведующий кафедрой поликлинической педиатрии с курсом семейной медицины АГМА.

Валентина Викторовна Денисова — заведующая судебно-биологическим отделением ГУЗ АО «Бюро судебно-медицинской экспертизы». Занимается научной деятельностью, автор научных статей.

Игорь Михайлович Каргин — окончил Астраханское медицинское училище в 1965 г. После окончания Астраханского медицинского института работал врачом — травматологом. С 1988 по 2002 гг. — заместитель главного врача по хирургии БСМП, с 2002 г. — заместитель главного врача по клинико-экспертной работе БСМП.

Рауза Касымовна Сейтназарова — окончила Астраханское медицинское училище в 1958 г. «Отличник здравоохранения», «Заслуженный врач РФ». С 1981 по 2003 гг. — главный врач Приволжской ЦРБ.

Сергей Константинович Исенов — главный врач ГБУЗ АО «Областной клинический стоматологический центр», главный внештатный специалист — стоматолог Министерства здравоохранения Астраханской области, кандидат медицинских наук.

Сейчас Астраханский базовый медицинский колледж — современное многопрофильное учебное заведение. Колледж осуществляет подготовку специалистов по семи специальностям: «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело», «Фармация», «Стоматология профилактическая», «Стоматология ортопедическая», «Лабораторная диагностика». Функционирует отделение постдипломной подготовки специалистов со средним медицинским образованием. Численность обучающихся в колледже более двух тысяч человек.
В образовательном учреждении работает студенческое научное общество. Темы кружковых работ интересны и актуальны для практического здравоохранения — это позволяет готовить высококвалифицированных специалистов.
Проблемы совершенствования системы подготовки, повышения квалификации и использования медицинских кадров среднего звена решаются в колледже совместно с руководством лечебно-профилактических учреждений.
Студенты оказывают помощь в благоустройстве лечебно-профилактических учреждений, уходе за больными и престарелыми людьми, активно участвуют в благотворительных акциях.
В колледже работают спортивные секции, проводятся занятия в тренажёрном зале. Студенты и преподаватели участвуют в спортивных соревнованиях различного уровня, где занимают призовые места.
В Астрахани ежегодно проходит выставка учебных заведений «Образование — инвестиция в успех». Неподдельный интерес вызывает экспозиция Астраханского базового медицинского колледжа, на одном из стендов которого начертано:
«Сохранять традиции, идти в ногу со временем, видеть перспективы». И эта связь времен вполне отражает атмосферу колледжа, уверенно развивающегося в новом веке своей истории.
 
Литература:

 
1.      http://top-antropos.com/rating/item/155-elizaveta-fedorovna-romanova
2.      http://astrahanfoto.livejournal.com/143276.html
  1. Карасева А. П., Качинская Л. Я., Лыжина С. Б. — «Астраханские губернаторы» — историко-краеведческие очерки. — Астрахань, 2010.
  2. Ушаков Н. М., Щучкина В. П., Тимофеева Е.Г и др. История Астраханского края. –Астрахань, 2009.
  3. Материалы музея ГБУ «ПОО «Астраханский базовый медицинский колледж»
  4. http://fraza.info/quote/63
  5. Материалы музея ГБУ «ПОО «Астраханский базовый медицинский колледж»
  6. Становление системы образования в Астраханской губернии (XVIII — начало XX в.): учебное пособие / А. М. Трещёв, Г. В. Алфёрова. – Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2011.
  7. Газета «Астраханские известия» № 2(781) 2014 г. 12 января.
  8. Газета «Волга» № 25, 22 апреля 2013 год.
 
Основные термины (генерируются автоматически): фельдшерско-акушерская школа, Астраханское медицинское училище, Астрахань, школа, астраханская фельдшерско-акушерская школа, директор школы, Астраханский базовый медицинский колледж, астраханский губернатор, главный врач, здание.