Профессиональное выгорание педагогов среднего профессионального образования (на примере Усть-Ордынского медицинского колледжа имени Шобогорова М. Ш.) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 1. Общие вопросы медицины и здравоохранения

Опубликовано в

III международная научная конференция «Медицина и здравоохранение» (Казань, май 2015)

Дата публикации: 07.05.2015

Статья просмотрена: 471 раз

Библиографическое описание:

Демидова, И. В. Профессиональное выгорание педагогов среднего профессионального образования (на примере Усть-Ордынского медицинского колледжа имени Шобогорова М. Ш.) / И. В. Демидова, Т. С. Кожевникова. — Текст : непосредственный // Медицина и здравоохранение : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 3-4. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/154/8094/ (дата обращения: 16.11.2024).

В современных условиях деятельность педагога буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность, недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме». Сейчас обществом декларируется образ социально успешного человека, это образ уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего карьерных успехов. Поэтому многие люди стараются соответствовать этому образу, чтобы быть востребованными в обществе. Но для поддержания соответствующего имиджа учитель должен иметь внутренние ресурсы [1].

Также, профессия педагога является одной из профессий альтруистического типа, что повышает вероятность возникновения выгорания.

Профессия педагога относится к «группе риска» по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний, так как работа педагогов связана с большими нервно-психическими нагрузками — это не только физиологические факторы, связанные с условиями труда, а прежде всего, психологические и организационные трудности.

Как правило, при обучении в профессиональных учреждениях (ВУЗах, колледжах) будущих педагогов не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него (целенаправленно) соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для преодоления эмоциональных трудностей профессии [2].

Данное исследование проводилось на базе Усть-Ордынского медицинского колледжа им. Шобогорова М. Ш. В опросе приняли участие 16 респондентов, среди них мужского пола-3 педагога, и 13- педагогов женщин.

Выяснилось, что в педагогическом коллективе колледжа преобладают педагоги в возрасте 46–55 лет, что составляет 31 %. Молодые педагоги составили всего 12 %, в возрасте до 71 года — 6 %.

Из общего состава педагогов колледжа большой педагогический стаж (от 30 лет и старше) — имеют 12 % опрошенных, преобладают педагоги со стажем от 10 до 30 лет, что составило 69 %.

Для исследования симптомов профессионального выгорания использовали методику эмоционального выгорания по В. В. Бойко. В результате проведенного тестирования, нами было выявлено, что у 56,25 % педагогического состава колледжа преобладает симптом «Неудовлетворенность собой». Данный симптом характеризуется тем, что в результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Действует механизм «эмоционального переноса» — энергетика направляется не только и не столько вовне, сколько на себя. По крайней мере, возникает замкнутый энергетический контур «Я и обстоятельства»: впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травмируют личность и побуждают ее вновь и вновь переживать психотравмирующие элементы профессиональной деятельности. В этой схеме особое значение имеют известные нам внутренние факторы, способствующие появлению эмоционального выгорания: интенсивная интериоризация обязанностей, роли, обстоятельства деятельности, повышенная совестливость и чувство ответственности. На начальных этапах «выгорания» они нагнетают напряжение, а на последующих провоцируют психологическую защиту [3].

У 6,25 % педагогов преобладает симптом «загнанности в клетку», который возникает не во всех случаях, хотя выступает логическим продолжением развивающегося стресса. Когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно, к нам часто приходит чувство безысходности. Мы пытаемся что-то изменить, еще и еще раз обдумываем неудовлетворительные аспекты своей работы. Это приводит к усилению психической энергии за счет индукции идеального: работает мышление, действуют планы, цели, установки, смыслы, подключаются образы должного и желаемого. Сосредоточение психической энергии достигает внушительных объемов. И если она не находит выхода, если не сработало какое-либо средство психологической защиты, включая эмоциональное выгорание, то человек переживает ощущение «загнанности в клетку». Это состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика. В жизни мы часто ощущаем состояние «загнанности в клетку», и не только по поводу профессиональной деятельности. В таких случаях мы в отчаянии произносим: «неужели это не имеет пределов», «нет сил с этим бороться», «я чувствую безысходность ситуации». Нас повергает в исступление бюрократическая казенщина, организационная бестолковщина, людская непорядочность, повседневная рутинность [3].

У 18,75 % респондентов сложился симптом «Редукция профессиональных обязанностей». Термин редукция означает упрощение. В профессиональной деятельности, предполагающей широкое общение с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. По пресловутым «законам редукции» нас, субъектов сферы обслуживания, лечения, обучения и воспитания, обделяют элементарным вниманием. Врач не находит нужным дольше побеседовать с больным, побудить к подробному изложению жалоб. Анамнез получается скупым и недостаточно информативным. Больной жалуется на кашель, его надо послушать с помощью фонендоскопа, задать уточняющие вопросы, но вместо этих действий, требующих подключения эмоций, доктор ограничивается направлением на флюорографию. Медсестра, пришедшая к вам на дом сделать инъекцию, не обронила доброго слова, «забыла» дать пояснения к приему назначения. Официант «не замечает», что надо сменить или хотя бы стряхнуть скатерть на вашем столике. Проводник не спешит предложить чай пассажирам. Стюардесса, общаясь с вами, смотрит «стеклянными глазами». Одним словом, редукция профессиональных обязанностей — привычная спутница бескультурья в деловых контактах.

Симптом «эмоциональной отстраненности» сложился у 18,75 % педагогов. Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ее почти ничто не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика — ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Причем это не исходный дефект эмоциональной сферы, не признак ригидности, а приобретенная за годы обслуживания людей эмоциональная защита. Человек постепенно научается работать как робот, как бездушный автомат. В других сферах он живет полнокровными эмоциями. Реагирование без чувств и эмоций — наиболее яркий симптом «выгорания». Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения. Партнер обычно переживает проявленное к нему безразличие и может быть глубоко травмирован. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстраненности, когда профессионал всем своим видом показывает: «наплевать на вас» [3].

Данная диаграмма показывает, что у 75 % респондентов развивается синдром профессионального выгорания, а у 25 % респондентов он отсутствует.

Рассматривая влияние организационных факторов, мы видим, что наиболее значимыми являются такие факторы как: количество студентов в группе — при большом количестве (30 и более), перегруженность рабочей недели; низкий уровень оплаты труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой.

Подводя итоги исследования можно сказать, что причинами эмоционального выгорания педагогов являются: низкий уровень эмоциональной устойчивости; недостаточное развитие умений и навыков саморегуляции; напряжение, сдержанность, подчиненное поведение, расслабленность; аналитический стиль мышления, уровень интеллектуального развития. По результатам проведенной диагностики педагоги были приглашены на тренинговое занятие по профилактике профессионального выгорания, были даны рекомендации по способам саморегуляции.

Также, можно предположить, что педагогам с формирующимся синдромом эмоционального выгорания, более присущи такие качества как: невротичность, депрессивность, застенчивость, они более подвержены смене настроения. И напротив, педагоги с не сформировавшимся синдромом, обладают гораздо менее выраженными невротичностью и депрессивностью, они менее застенчивы, а также имеют менее выраженную эмоциональную лабильность. Следовательно, можно предположить, что, наличие у педагогов, данных личностных характеристик, может влиять на формирование и развитие синдрома эмоционального выгорания.

 

Литература:

 

1.      Профессиональное выгорание педагогов: сущность, диагностика, профилактика http://www.b17.ru/article/3458/

2.      Синдром педагогического выгорания // http://kopilkaurokov.ru/psihologu/testi/185124

3.      Синдром профессионального выгорания: Виктор Бойко// http://rumagic.com/ru_

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, профессиональная деятельность, профессиональное выгорание, педагог, профессия педагога, психическая энергия, психологическая защита, редукция, симптом.

Похожие статьи

Особенности организации детского экологического театра (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Организация образовательной среды (на примере МДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 16 «Белочка» г. Бердска)

Практическая значимость духовно-нравственного воспитания учащихся КГУ «Риддерский многопрофильный колледж» как профилактики суицидальности (из опыта работы)

Роль рекламной деятельности в среднем профессиональном образовательном учреждении (на примере Владивостокского гидрометеорологического колледжа)

Решение проблемы гендерной социализации воспитанников (из опыта работы Канского детского дома имени Ю. А. Гагарина)

Оптимальный вариант приобретения жилья в условиях сельской местности (на примере с. Аскино и Аскинского района Республики Башкортостан)

Организация медиаподкаста «Экология языка» как форма экологического образования обучающихся (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Частота встречаемости и структура клинических вариантов синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у школьников Республики Хакасия (на примере г. Абакана)

Совершенствование аудита финансовых результатов на примере ОАО «Завод маслодельный «Атяшевский»

Организация деятельности средней общеобразовательной школы в муниципальном районе РФ (на примере МАОУ СОШ с. Бердюжье Тюменской области)

Похожие статьи

Особенности организации детского экологического театра (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Организация образовательной среды (на примере МДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 16 «Белочка» г. Бердска)

Практическая значимость духовно-нравственного воспитания учащихся КГУ «Риддерский многопрофильный колледж» как профилактики суицидальности (из опыта работы)

Роль рекламной деятельности в среднем профессиональном образовательном учреждении (на примере Владивостокского гидрометеорологического колледжа)

Решение проблемы гендерной социализации воспитанников (из опыта работы Канского детского дома имени Ю. А. Гагарина)

Оптимальный вариант приобретения жилья в условиях сельской местности (на примере с. Аскино и Аскинского района Республики Башкортостан)

Организация медиаподкаста «Экология языка» как форма экологического образования обучающихся (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Частота встречаемости и структура клинических вариантов синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у школьников Республики Хакасия (на примере г. Абакана)

Совершенствование аудита финансовых результатов на примере ОАО «Завод маслодельный «Атяшевский»

Организация деятельности средней общеобразовательной школы в муниципальном районе РФ (на примере МАОУ СОШ с. Бердюжье Тюменской области)