К механизму фантомных болей
Авторы: Нургожа Айдана Нурлановна, Илешова Асель Куанышбеккызы
Рубрика: 11. Прочие отрасли медицины и здравоохранения
Опубликовано в
III международная научная конференция «Медицина: вызовы сегодняшнего дня» (Москва, январь 2016)
Дата публикации: 29.12.2015
Статья просмотрена: 1199 раз
Библиографическое описание:
Нургожа, А. Н. К механизму фантомных болей / А. Н. Нургожа, А. К. Илешова. — Текст : непосредственный // Медицина: вызовы сегодняшнего дня : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 79-83. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/193/9425/ (дата обращения: 19.12.2024).
Актуальность:
Больше десяти лет назад психологи обнаружили иллюзию, которая позволяет убедить человека в том, что резиновая рука является его собственной.
Этому эксперименту не так уж и много лет, всего десять. Данный эксперимент актуален. Потому что, если человечество раскроет тайну, которая на данный момент противоречит законам физиологии, то в будущем пациент (ампутант) сможет ощущать и управлять протезами, а выводы эксперимента могут использоваться для помощи людям с параличом в обучении работе с роботизированной рукой.
Цель исследования:
1. Определить иллюзию восприятия
2. Изучить возрастную особенность данной иллюзии
Задачи исследования:
- Дать теоретическое обоснование темы, изучение научной литературы
- Провести эксперимент с резиновой рукой
- Сделать сравнительную характеристику между студентами и преподавателями для выявления возрастной особенности
- Выяснить и обосновать, в каких случаях иллюзия не возникает
Основные атрибуты сознания человека — чувство единства разума и тела, то есть ощущение себя единой, неделимой личностью. Как же работает механизм отождествления разума с телом, которое он населяет? Иными словами, как наш мозг создает схему тела, давая нам ощущение физических границ собственной личности?
Мы все знаем, что все вышесказанное относится к одному из основных задач когнитивной нейронауки. Отсюда вопрос: каковы корреляции между физиологическими изменениями в мозге и изменениями в восприятии человеком собственного тела?
Фантомные конечности и связанные с ними фантомные боли ощущают около 98 % ампутантов. Природа данного феномена кроется в деятельности одной из вертикальных полос головного мозга, где находится так называемая соматосенсорная карта (карта Пенфилда). Этот участок мозга отвечает за сенсорные реакции разных частей тела. Удивительная вещь: у человека ампутирована рука или нога, а он продолжает чувствовать в них боль, как будто никакой операции и не было. Такая боль называется фантомной (от фр. fantome — призрак), или каузалгией. Фантомные боли в конечностях — один из наиболее загадочных феноменов в медицине. Простыми словами можно сказать, что это «БОЛЬ ИЗ НИОТКУДА». В целях определения иллюзий восприятия, мы провели эксперимент резиновой руки среди студентов.
Объект исследования:студенты Казахского национального медицинского университета (кол -во-73 чел) 1–5 курса — в возрасте от 17 до 25 лет.
Метод исследования – экспериментальный;
В чем заключается суть эксперимента?
Для этого опыта нужна резиновая рука или надутая резиновая перчатка, кусок картона и две кисточки. Поместите резиновую руку на стол перед собой, а свою руку спрячьте за картон. Попросите кого-то одновременно поглаживать настоящую и резиновую руку, используя одни и те же движения кисточками.
Через несколько минут у вас появится ощущение, будто искусственная рука стала вашей плотью. Если попросить другого человека ударить резиновую руку, человек почувствует беспокойство и боль, так как мозг убежден, что резиновая рука настоящая.
В ходе эксперимента данный опыт был проведен на 73 студентах. Все они были разделены на 3 экспериментальные группы. По разным группам были проведены разные опыты.
Во-первых, чтобы в дальнейшем дать конкретные выводы по эксперименту, мы должны были провести тот же эксперимент, как указано в научной литературе, публикациях и статьях.
Во-вторых, изучая научную литературу, публикации и статьи, можно встретить множество экспериментов, которые доказывают, когда данная иллюзия не возникает. Значит, при решении той или иной проблемы, касающейся данной гипотезы, мы должны учитывать и эти моменты.
Опыт № 1: Эксперимент резиновой руки как в инструкции.
В данном опыте участвовало 30 студентов. Стоит отметить, что в эксперименте один студент участвовал лишь один раз, не зная суть и ход эксперимента. Потому что, если бы студент знал ход событий, то результаты были бы не точными. К тому же мозг, зная истинную информацию, не дал бы реакции на иллюзию.
В итоге опыта из 30 участвовавших студентов 24 человека, то есть 80 %, ощутили боль при ударе на фантом. А остальные 20 % не ощутили боль и эффект собственности резиновой руки. (Иллюстрация № 1)
Рис. 1.
Как мы определили процентное соотношение? Конечно же, методом опроса. После проведения эксперимента, исследуемым было заданы следующие вопросы. (Таблица № 1)
Таблица 1
Итоги опроса среди студентов
Вопросы/ответы |
Опыт № 1 (30 ст-в) |
Опыт № 2 (22 ст-в) |
Опыт № 3 (21 ст-в) |
Почувствовали ли Вы третью руку? — да — нет |
26 4 |
1 21 |
7 14 |
2. Ощутили ли Вы боль? — да — нет |
24 6 |
2 20 |
5 16 |
3. Почувствовали ли Вы «резиновую руку» как свою собственную? — да — нет — другое |
22 6 2 |
2 20 — |
4 16 1 |
4. Что вы почувствовали при неожиданном ударе? только боль (сильную) только боль (умеренную) боль и испуг только испуг ничего другое |
6 5 12 4 2 1 |
— 1 2 2 15 2 |
— 2 1 3 13 2 |
5. Каковы были Ваши действия при ударе? крикнул(а) резко убрал(а) собственную руку ничего не делал(а) другое |
9 12 4 5 |
1 — 19 2 |
5 6 8 2 |
Опыт № 2: Эксперимент резиновой руки с асинхронным прикосновением и лежащей в «анатомически несоответствующей» позиции
В следующем опыте участвовали 22 студента. В итоге опыта двое из них, то есть всего лишь 9 %, ощутили боль при ударе на фантом. А остальные 91 % не ощутили боль и эффект собственности резиновой руки. Но в результате данного опыта можно увидеть, что около 23 % почувствовали боли, испуг, беспокойство при неожиданном ударе. Это связано с особенностями женского пола, так как они являются более эмоциональными, чем мужчины.
Опыт № 3: Эксперимент резиновой руки с расстоянием более 30 см.
В данном опыте участвовали студенты в количестве — 21. По итогам только 24 % (5 студентов) ощутили боль. Но если посмотреть на их действия при ударе, то можно увидеть, что 59 % исследуемых крикнули, резко убрали собственную руку. Это можно объяснить опять-таки особенностями женского пола. Половина исследуемых студентов были сконцентрированы на отвлекающем разговоре экспериментатора. Налицо фактор неожиданности.
Поставленная нами цель – определение иллюзий восприятия была достигнута. Большинство исследуемых ощутили боль, и нам удалось воспроизвести иллюзию.
Кроме того, мы изучали возрастные особенности данной иллюзии, так как возрастные особенности до сих пор мало изучены.
По данной тематике можно встретить статьи и научные публикации с результатами экспериментов, которые проводились с детьми. Анализируя данные, нам стало очень интересно узнать, есть ли разница между молодыми и взрослыми. И была поставлена задача составить сравнительную характеристику между группами.
По данной работе мы рассматривали 2 вопроса: у кого больше болевых ощущений после ампутации конечностей – у молодых или у людей преклонного возраста.
Дело в том, что если человеку в молодом возрасте сделают ампутацию, у него могут быть сильные фантомные боли за счет того, что у молодых хорошо развита нервная система. Лучше, чем у людей старческого возраста. То есть у молодых передача сигнала поступающего в мозг, происходит намного быстрее.
Второй момент заключается в том, что если человеку в преклонном возрасте сделают ампутацию, могут также проявиться сильные боли. Как говорилось ранее, мозг посылает сигнал конечности, мышцы движущейся конечности высылают обратный сигнал мозгу, а копия изначального сигнала посылается в центр формирования схемы тела для отслеживания этих движений. То есть чем больше у человека таких сигналов сохраняется, тем больше вероятность того, что именно у этого человека могут быть больше ощущений, чем у молодых.
Для выяснения этого факта нами проводились те же самые опыты, но уже с людьми преклонного возраста.
В целях определения возрастных особенностей мы провели эксперимент резиновой руки среди ППС.
Объект исследования:ППС Казахского Национального Медицинского Университета (кол-во – 21 чел.) — в возрасте от 50 и старше.
Метод исследования – экспериментальный;
Опыт № 1: Эксперимент резиновой руки как в инструкции.
В данном опыте участвовали 11 преподавателей. Стоит отметить, что в эксперименте один преподаватель участвовал лишь один раз, не зная суть и ход эксперимента.
В итоге опыта из 11 преподавателей у 7, то есть 64 %, ощутили боль при ударе на фантом. А остальные 36 % не ощутили боль и эффект собственности резиновой руки.
Опыт № 2: Эксперимент резиновой руки с асинхронным прикосновением и лежащей в «анатомически несоответствующей» позиции.
В следующем опыте участвовали 5 преподавателей. В итоге опыта из 5 преподавателя всего лишь один, то есть всего лишь 20 %, ощутил боль при ударе на фантом. А остальные 80 % не ощутили боль и эффект собственности резиновой руки.
Опыт № 3: Эксперимент резиновой руки с расстоянием более 30 см.
В данном опыте участвовали студенты в количестве — 5. По итогам из 5 человек только 20 % ощутили боль.
Заключение:
В ходе своей работы мы узнали о временных, пространственных и анатомических ограничениях. Так, иллюзия резиновой руки не возникает, если прикосновения к резиновой и реальной рукам асинхронны, а время между рассогласованными стимулами больше 300 мс. Иллюзия не формируется в том случае, если между резиновой и реальной рукой испытуемого слишком большое расстояние (более 27,5 см.). Ещё одним ограничением выступает расположение руки: если резиновая рука лежит в «анатомически несоответствующей» позиции, или, другими словами, в неестественной позе, то иллюзии не возникнет. Также было показано, что иллюзия не формируется, если в качестве замещающего конечность объекта выступает абстрактный предмет (например, деревянный брус).
Мы считаем актуальным проведение таких исследований потому, что когда-нибудь эти выводы смогут использоваться для улучшения ощущений от использования искусственных конечностей либо могут использоваться для помощи людям с параличом в обучении работе с роботизированной рукой. Это может иметь важное значение для разработки улучшенных протезов, где пациент может ощущать и управлять дополнительной роботизированной рукой. А также данные могут помочь в исследованиях механизма подачи боли, а именно фантомных болей.
А в ходе своего исследования можно увидеть основу данной работы:«То обстоятельство, что это работает, сообщает нам нечто очень серьезное о том, как работают наши системы восприятия информации».
О возрастных особенностях можно сказать, что гипотеза, которая выдвинута первой – более подходящая по результатам исследования. Но разница невелика. Конечно, я понимаю, что делать такие выводы очень рано, так как количество исследуемых недостаточно для серьезных выводов. И к тому же мы привлекали для эксперимента здоровых людей. Информация будет достоверной, если мы продолжим работу на фундаментальных результатах данного исследования на людях с ампутированными конечностями.
Литература:
- Нарышкин А. Г., Гурчин Ф. А., Самойлов К. А., Кирсанова Г. В., Василевская Л. С., Швец Я. М.: Патогенез фантомно-болевого синдрома и его лечение. Вестник хирургии им. И. И. Грекова, 1989, № 8.
- Воробейчик Я. М.: Изменения в рефлекторной сфере у больных с фантомно-болевым синдромом. Тезисы докладов 2-й конференции Российской Ассоциации по Изучению Боли, 12–15 сентября 1995 г..
- The illusion of owning a third arm. Guterstam A1, Petkova VI, Ehrsson HH. Brain, Body and Self Laboratory, Department of Neuroscience, Karolinska Institutet, Stockholm, Sweden. материалсpubmed.gov
- Осипова Н. А., Собченко Л. А. Постампутационный фантомный болевой синдром: медицинские и социальные проблемы // Анестезиология и реаниматология. 2011. No 6. С. 41–43.
- Рок И. Введение в зрительное восприятие. «Педагогика», Книга первая. Москва, 2000
- Кукушкин М. Л. Боль как самостоятельная форма болезни // Справочник врача общей практики. 2007. No 12. С. 28–29.
- Профессор Вилейанур С. Рамачандран Gifford Lectures на тему «Иллюзии и мозг» 2012 год.