Особенности организации медицинской помощи городскому населению
Автор: Закиева Лилия Фаритовна
Рубрика: 9. Организация и управление здравоохранением
Опубликовано в
Дата публикации: 19.11.2016
Статья просмотрена: 2821 раз
Библиографическое описание:
Закиева, Л. Ф. Особенности организации медицинской помощи городскому населению / Л. Ф. Закиева. — Текст : непосредственный // Новые задачи современной медицины : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 76-78. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/239/11398/ (дата обращения: 16.11.2024).
На современном этапе развития РФ в качестве приоритетных направлений определяются сферы, связанные с формированием человеческого капитала, качество которого во многом зависит от состояния здоровья населения. Высокое качество здоровья населения достигается посредством целого комплекса медико-организационных, экономических и градостроительных мер. Сложившаяся ситуация в сфере здравоохранения стала основанием к разработке и внедрению государственных программ, стратегий и концепций долгосрочного развития, направленных на модернизацию системы здравоохранения. Целью внедрения данных документов является определение приоритетных направлений и постановка задач в сфере здравоохранения. В данном исследовании проанализированы следующие документы:
– Стратегия развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015–2030 гг.;
– Национальный приоритетный проект «Здоровье»;
– Государственная программа развития здравоохранения в РФ и РТ;
– Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года.
В результате анализа выявлено, что основная цель всех документов — оказание доступных и качественных медицинских услуг, развитие инновационной и высокотехнологичной медицины.
Мероприятия по организации службы медицинской помощи ведутся в нескольких направлениях. В первую очередь, планируется изменить организацию первичной медицинской помощи населению. На данный момент сложилась ситуация, когда первичное звено оказания медицинской помощи слаборазвито, в результате чего стационарные учреждения испытывают большую нагрузку [1]. Определена необходимость формирования Центров здорового образа жизни, расширения сети профилактических медицинских учреждений, формирование патронажной и диагностических служб. Развитие учреждений профилактической направленности — приоритетная цель в сфере оказания первичной медицинской помощи, так как раннее выявление заболеваний способствует недопущению осложнения заболеваний и облегчает работу учреждений второго звена.
Все стратегические документы указывают на необходимость повышения роли медицинских учреждений первичного звена в системе здравоохранения. Планируется расширение сети амбулаторно-поликлинических учреждений (далее АПУ), открытие центров общей врачебной практики. Государственная программа развития здравоохранения в РТ в качестве пилотной программы определяет внедрение клинико-инновационных центров в микрорайонах крупных городов. Предполагается, что в результате создания данных центров, населению будет оказываться высококвалифицированная помощь в амбулаторных условиях, что является основой концепции стационарзамещающих технологий.
В качестве отдельного направления выделяется вопрос организации стационарных учреждений. В первую очередь, необходимо расширение дневных стационаров. Необходимо совершенствование специализированной стационарной помощи: должны развиваться онкологические, травматологические, сосудистые больницы. Стратегия развития здравоохранения РФ предлагает внедрение трехуровневой системы оказания стационарной помощи, в результате чего планируется сформировать сеть межрайонных специализированных стационарных учреждений. С целью модернизации сложившейся ситуации в сфере стационарной помощи национальный проект «Здоровье» закладывает программу строительства центров высоких технологий. Важной составляющей эффективной системы здравоохранения является деятельность службы скорой медицинской помощи.
Реабилитация является одним из ключевых элементов системы здравоохранения. В рамках модернизации, предлагается развитие медицинской реабилитации, санаторно-курортного лечения, медико-социальной реабилитации в результате введения паллиативной помощи, домов престарелых. На территории региона планируется создание межрегиональных центров медицинской реабилитации, направленных на оказание помощи населению не только муниципального округа, но и всего региона.
Вышеперечисленные меры будут безрезультатными, если не изменить сложившуюся ситуацию в сфере медицинского образования. На сегодняшний день в мире не хватает около 4 миллионов медицинских работников [2], поэтому в настоящее время приоритетным направлением развития медицины является подготовка высококвалифицированных кадров. Для достижения данной цели во всех документах указывается необходимость проведения мероприятий в сфере медицинского образования. Так, Государственная программа развития здравоохранения в РФ подразумевает создание научных платформ и современных научно- исследовательских центров. Национальный проект «Здоровье» отмечает необходимость подготовки среднего персонала, поэтому требуется изменить ситуацию в средне-специальных учебных заведениях. Согласно Стратегии развития здравоохранения в РФ требуется создание национальных научно-исследовательских медицинских центров. Сформирована Стратегия развития медицинской науки до 2025 года, которая поддерживает идею создания научных платформ и определяет «развитие передовых технологий медицинской науки и внедрение на их основе инновационных продуктов» в качестве приоритетной цели. Необходимо добиваться непрерывного образования медицинских работников [3].
Данные факты говорят о том, что в ближайшее время в сфере здравоохранения ожидаются масштабные преобразования, обусловленные большим объемом неудовлетворенного спроса, вниманием со стороны федеральных органов власти и наличием структурированной программы реформ.
Грамотная организация медицинского обслуживания играет важную роль в системе здравоохранения. Экономически развитые страны перешли на трехступенчатую систему здравоохранения, которая включает в себя профилактический, патронажный, госпитальный этапы [4].
К профилактическим медицинским учреждениям относятся «консультативно-диагностические центры» и АПУ. Учреждения скорой помощи и специализированные медицинские учреждения также относятся к объектам первичной медицинской помощи. Данные учреждения выполняют функции по оказанию лечебной помощи, реабилитации, профилактики, укреплению здоровья населения. Медицинские учреждения первичного звена размещаются по участковому принципу: территория делится на участки, за каждым участком прикрепляется определенный врач, в результате чего учреждение, оказывающее медицинскую помощь, максимально приближено к месту жительства. К одному участку относятся 1700 жителей старше 14 лет. Патронажную и госпитальную медицинскую помощь оказывают многопрофильные стационары. Специализированные больницы обслуживают население всего города. Многопрофильные стационары размещаются в каждом административном районе и обеспечивают выполнение требования доставки пациента службой скорой помощи в течение 10 минут. Данные медицинские учреждения необходимо размещать с учетом транспортного и рекреационного каркаса территории. Специализированные медицинские учреждения и многопрофильные больницы высокой мощности (более 1000 коек) рекомендуется располагать на периферии города в непосредственной близости к рекреационным территориям, соблюдая при этом разрыв 1000 м. от селитебной зоны.
При размещении медицинских учреждений необходимо учитывать ряд факторов.
- Социально-экономические.
Формируя сеть объектов здравоохранения, необходимо учитывать потребности населения в коечном фонде, обеспечивать вариабельность и доступность медицинских учреждений. Требуется учитывать специфику размещения объектов здравоохранения для всех категорий больных (онкологических, психических, туберкулезных больниц), а также удовлетворить потребности в лечебных учреждениях для особых групп населения (дети, ветераны, маломобильные группы населения). Необходимо учитывать различие в потребности медицинской помощи у городских и сельских жителей.
С экономической точки зрения, для территорий с низкой плотностью застройки или с невысокой численностью населения целесообразно развивать сеть кабинетов врачей общей практики (далее ВОП). Данные учреждения встраиваются в существующие здания, занимают малую площадь и имеют в штате небольшое число сотрудников. Не смотря на это, кабинеты ВОП оказывают всю необходимую первичную помощь населению, при этом не требуют особых экономических затрат на содержание и эксплуатацию.
- Медико-демографические.
Анализ медико-демографических показателей региона позволяет выявить наиболее уязвимые области в системе здравоохранения. Так, зная, что высокая смертность населения возникает в результате сосудистых заболеваний, онкологических новообразований и несчастных случаев, на градостроительном уровне появляется необходимость строительства сети сосудистых центров, онкологических больниц и диагностических центров. Демографические показатели позволяют выявить наиболее густонаселенные территории, которые требуют размещения больниц с высокой мощностью и пропускной способностью.
- Административно- территориальные.
Административное районирование территории, в первую очередь, влияет на развитие сети учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Административное разделение города требует соблюдения требования развития в каждом районе трехуровневой системы оказания медицинской помощи. Численность и структура населения учитывается при выборе территории для размещения медицинских учреждений, обозначении мощности и определении специализации больницы. При проектировании лечебных учреждений в сельской местности необходимо учитывать территориальные факторы при распределении населения по территории района в связи с развитием промышленной, сельскохозяйственной, селитебной и рекреационных зон на перспективу.
- Градостроительные.
При выборе территории для размещения объектов здравоохранения, необходимо учитывать транспортный каркас города. Для больниц скорой помощи и стационаров важное и решающее значение имеет время доставки пациента, поэтому данные учреждения должны примыкать к городским магистралям непрерывного движения. Для учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в первую очередь, необходимо обеспечить доступность для пешеходов
- Природно-географические.
Большое значение имеет сохранение ландшафтно-рекреационного каркаса. Вписывая медицинские учреждения в зеленый каркас города, одновременно сохраняется существующий ландшафт территории и создается садово-парковая зона для медицинских учреждений. В зависимости от природных условий выбирается специализация медицинского учреждения. Так, на территориях с благоприятной экологической составляющей размещаются санаторно-курортные учреждения и реабилитационные центры. Природно-географический фактор также помогает определять специфику распространения заболеваний и грамотно организовать медицинскую службу. Известно, что в странах с жарким климатом быстро распространяются инфекционные заболевания, в странах с высокой влажностью воздуха чаще страдают от сердечнососудистых заболеваний.
- Санитарно-гигиенические.
Медицинские учреждения должны размещаться в соответствии с санитарными нормами: на территориях ранее не использованных под свалки, скотомогильники, в удалении от аэропортов и железных дорог, учитывая ветровой режим и обеспечивая требуемый уровень шума.
Таким образом, сохранение здоровья и продление долголетия населения в результате развития высокотехнологичной медицины закладывается в качестве приоритетного направления стратегий и концепций развития большинства регионов. Достижение данной цели станет возможным, если вести работы в нескольких направлениях: развить сеть профилактических и диагностических учреждений, расширить сеть АПУ, модернизировать стационарную помощь и улучшить качество подготовки специалистов в области медицинской науки. Повышение эффективности системы здравоохранения способствует улучшению социально-демографических показателей страны. Анализ данных показателей позволяет выявить наиболее уязвимые области в системе здравоохранения, относительно которых необходимо принимать дополнительные меры.
Литература:
- Концепция развития здравоохранения — Ключевые направления модернизации здравоохранения Российской Федерации до 2020 г.: постановление Правительства РФ от 24 декабря 2012 г. № 2511-р // Собрание законодательства РФ. — 2012.
- Качалин А. А. Глобальная нехватка работников здравоохранения и ее последствия // Здравоохранение за рубежом, 2007, № 3. — С. 20–27.
- Улумбекова Г. Э. Здравоохранение России. Что надо делать. — М.: ГЭОТАР, 2010. — 96 с.
- Баранов А. А., Альбицкий В. Ю., Терлецкая Р. Н., Зелинская Д. И. Многоуровневая система оказания медицинской помощи детскому населению // Вопросы современной педиатрии,2014, № 13. — С. 5–10.