Страхование врачебной ошибки как организационно-правовая проблема в профессиональной деятельности врача-стоматолога
Авторы: Скавинская Олеся Анатольевна, Демченко Артем Анатольевич, Аверьянов Василий Николаевич, Баянова Наталья Александровна
Рубрика: 10. Медицинское право
Опубликовано в
Дата публикации: 08.12.2016
Статья просмотрена: 966 раз
Библиографическое описание:
Скавинская, О. А. Страхование врачебной ошибки как организационно-правовая проблема в профессиональной деятельности врача-стоматолога / О. А. Скавинская, А. А. Демченко, В. Н. Аверьянов, Н. А. Баянова. — Текст : непосредственный // Новые задачи современной медицины : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 89-96. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/239/11520/ (дата обращения: 19.12.2024).
Одной из основных целей социальной политики, проводимой в России, является обеспечение для каждого гражданина такого уровня жизни, который позволит жить продуктивно в социальном и экономическом плане и максимально долго. В то же время данные социальной и медицинской статистики, результаты эпидемиологических научных исследований свидетельствуют в последнее время о неблагоприятных тенденциях в состоянии здоровья человека, в том числе и стоматологического.
Активизация процессов рыночного реформирования отечественного здравоохранения обусловливает необходимость широкого обсуждения проблемы развития социальной стоматологии в новых экономических условиях на основе грамотного использования в этой сфере широкого спектра административных и экономических механизмов управления и регулирования. Осуществление медицинской деятельности неизбежно сопряжено с риском причинения вреда жизни и здоровью пациентов в силу объективной невозможности полного предотвращения неблагоприятных реакций на медицинское вмешательство, а также всегда имеющейся вероятности непреднамеренных врачебных ошибок и упущений со стороны медицинского персонала. В определенной степени это связано с рисками, характерными для ряда медицинских профессий, а также с усложнением медицинских технологий, применением различных современных методов обследования, внедрением новейших биомедицинских технологий, что не исключает, а скорее предопределяет вероятность возникновения труднопрогнозируемых осложнений. Профессиональные ошибки встречаются у врача, как и у представителя любой другой профессии, однако именно врачебные ошибки могут приобретать большое общественное значение. Врач обязан распознать болезнь, поставить правильный диагноз, обеспечить оказание пациенту необходимой медицинской помощи. Существует мнение, что нельзя возлагать на врача юридическую ответственность за каждый случай ошибочной диагностики.
Актуальность проблемы оценки действий медицинских работников в случаях неблагоприятных исходов лечения обусловлена тенденцией к увеличению количества жалоб, обращений, исков в правоохранительные инстанции по поводу «ненадлежащего» исполнения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей, а также несовершенством медико-правовой терминологии, включающей основные понятия юридических аспектов медицинской деятельности. Неблагоприятные исходы лечения сами по себе являются поводом для обсуждения с целью анализа причин, условий и обстоятельств их возникновения. Необходима подготовка врачей, способных эффективно анализировать и разрешать этические проблемы, возникающие в профессиональной деятельности медицинского работника, в том числе в клинической практике, формирование представления об общих этических ценностях, а так же юридически грамотных.
Цель данной работы: рассмотреть страхование врачебной ошибки, как организационно-правовую проблему врачей-стоматологов; основные положениях права и правовой науки, позволяющего адекватно оценивать возникающие правоотношения при осуществлении профессиональной медицинской деятельности
Задачи:
‒ рассмотреть правовые вопросы медицинского страхования при оказании стоматологической помощи (услуги);
‒ показать права и обязанности медицинских работников стоматологических учреждений принципы и положения их социально-правовой защиты;
‒ рассмотреть вопросы ответственности врачей-стоматологов за причинение вреда здоровью, за профессиональные и профессионально-должностные правонарушения;
‒ формирование способности и готовности анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность.
- Сущность понятия ивиды врачебных ошибок.
Обеспечение российских граждан качественной медицинской помощью является основной стратегией здравоохранения Российской Федерации. На III Всероссийском съезде (Национальном конгрессе) по медицинскому праву в 2007 г. значительное внимание было уделено правовой и медицинской проблеме ненадлежащего оказания медицинской помощи [2].
Ключевым понятием, определяющим отношение врача к неблагоприятному исходу лечения, является термин «врачебная ошибка», который имеет широкий диапазон толкования. Традиционно это понятие основывалось на случайном причинении вреда пациенту при добросовестном отношении врача к своим обязанностям. Однако врачебной ошибкой также называют действия врача, обусловленные разнообразными факторами, например дефектами в организации лечебной помощи.
Нередко пациенты бывают недовольны результатами лечения и обвиняют в этом врачей, которые, по их мнению, действовали неверно. Пациенты в своих претензиях не всегда правы — случается, что самый добросовестный врач не в состоянии помочь, хоть диагноз поставлен верно, лечение назначено адекватное и все необходимые инструменты, медикаменты и диагностическая аппаратура в его распоряжении имелись. Но возможен и другой вариант, когда врач действительно что- то не предусмотрел, не использовал все возможности или, напротив, назначил “лишние” лекарства, процедуры.
Термин «врачебная ошибка» употребляется лишь в медицинской литературе и практике. В Уголовном кодексе этот термин отсутствует. В Гражданском кодексе есть понятие «ответственность за причинение вреда».
В справочнике для юристов «Судебно-медицинская экспертиза» можно прочитать следующее: «Врачебными ошибками считают вытекающее из определенных объективных условий добросовестное заблуждение врача без элементов халатности, небрежности и профессионального невежества; при этих действиях врача полностью исключен умысел» [1].
В «Энциклопедическом словаре медицинских терминов» сказано: «Врачебная ошибка — ошибка врача при исполнении своих профессиональных обязанностей, которая явилась следствием добросовестного заблуждения, не могла быть им предусмотрена и предотвращена, т. е. не являлась следствием халатного отношения врача к своим обязанностям, его невежества или злоумышленного действия».
В книге А. А. Старченко «Руководство по защите прав пациентов (застрахованных лиц)» говорится: «Врачебная ошибка — это такое действие или бездействие врача, которое способствовало или могло способствовать увеличению риска прогрессирования имеющегося у пациента заболевания, возникновению нового патологического процесса или осложнений имеющегося заболевания». [1].
1. Виды врачебных ошибок [1]:
- Диагностические ошибки.
- Лечебно-тактические ошибки:
а) неправильный выбор методов исследования для установления диагноза;
б) неправильная оценка результатов исследования;
в) ошибки в установлении показаний и противопоказаний к тому или иному методу лечения.
- Лечебно-технические ошибки — неправильное выполнение диагностических или лечебных манипуляций.
- Организационные ошибки:
а) неправильная организация рабочего места;
б) неправильная организация лечебного процесса.
- Ошибки в ведении медицинской документации. Документы, которые оформляет медицинский персонал, могут быть либо оправдательными, либо обвинительными. Если пациенту оказана медицинская помощь, а записи в истории болезни нет, действие предполагается несовершенным; если пациенту ничего не сделали, а запись в истории болезни есть — действие совершено. История болезни, написанная только в компьютере, считается недействительной.
- Ошибки поведения медицинского персонала — нарушение принципов этики и деонтологии между всеми работниками медицинского учреждения.
За действия среднего и младшего медицинского персонала отвечает врач, и не имеет значения, присутствовал он при действиях медсестры, санитарки или нет.
2. Причины врачебных ошибок
В настоящее время в отечественной и зарубежной практике продолжается переход к комплексной оценке адекватности оказания медицинской помощи пациенту по совокупности критериев, объединенных в понятие «стандарты лечения». Соответствие действий врача этим «стандартам» должно предполагать освобождение его от ответственности в случае неблагоприятного исхода лечения.
Практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев причинами неблагоприятного исхода лечения являются тяжесть и характер самого заболевания или травмы, а действия медиков направлены на сохранение жизни и здоровья человека. Поэтому основная задача правосудия заключается в установлении прямой причинной связи между неблагоприятным исходом лечения и ненадлежащим исполнением медицинскими работниками своих обязанностей.
Рост числа врачебных экспертиз не является показателем низкого качества оказания медицинской помощи в республике, а скорее отражает постепенное возрастание юридической грамотности населения. Соотношение обнаруженных дефектов оказания медицинской помощи и правильных действий персонала из года в год остается примерно одинаковым, как и перечень врачебных специальностей, где риск неблагоприятного исхода достаточно велик, — хирурги, анестезиологи-реаниматологи, акушеры-гинекологи, терапевты, врачи и фельдшеры станций скорой медицинской помощи. В последнее время в материалах изучаемых дел все чаще фигурируют стоматологи и косметологи. Поводами для проведения юридической проверки и назначения экспертизы в основном служат жалобы пациентов или их родственников, реже это инициатива правоохранительных органов.
К объективным факторам, влияющим на вероятность возникновения неблагоприятного исхода, относятся своевременность оказания медицинской помощи, адекватность выбора метода лечения, состояние больного в момент поступления, особенность течения заболевания, обеспеченность медицинского учреждения аппаратурой, инструментами, лекарственными средствами, условия труда (температура, освещение, шум и др.). Из объективных факторов основными являются квалификация врача, уровень его знаний, стаж работы. Данные зарубежных авторов указывают на важность эмоционального фактора в действиях врача — сильный стресс в экстремальных ситуациях, предъявляющих особые требования к быстродействию, увеличивает вероятность ошибки в 2–10 раз [1].
Причины врачебных ошибок (объективные):
- Непостоянство отдельных постулатов в медицине, в результате чего меняются диагностика заболевания и его лечение. В связи с развитием медицины и, в частности, стоматологии особенно быстро такие изменения происходят в последнее время.
- Неналаженное обеспечение и несовершенство медицинской техники. Все это может привести к неполноценному медицинскому обследованию, а следовательно, и лечению.
- Недостаточно четкая организация работы лечебного учреждения: перегрузка врачей, низкая исполнительная дисциплина среднего и младшего медицинского персонала [1]..
Причины врачебных ошибок (cубъективные):
- Отсутствие достаточного опыта у врача. Опыт появляется со временем, но это не значит, что опытные врачи не ошибаются.
- Несовершенствование врачом своих знаний.
- Несоблюдение принципов деонтологии (пессимизм или излишний оптимизм, предвзятость, нелогичность, врач может поставить «оригинальный» диагноз и т. д.) [1].
3. Последствия врачебных ошибок.
Количество исков пациентов по вопросам неудовлетворительного оказания медицинской помощи неизменно увеличивается, а доля судебных процессов по стоматологии занимает второе место среди других медицинских специальностей [3]. Этому способствует значительная информированность населения по вопросам защиты прав потребителей и целый ряд публикаций о наступлении административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности медицинских работников в случае ненадлежащего оказания медицинской помощи [4]. Весь этот поток информации стимулирует потребителей медицинских услуг, подготавливает их к будущим судебным процессам еще на этапе первого визита к врачу с момента начала оказания медицинской помощи.
При этом количество больных с воспалительными заболеваниями челюстно-лицевой области одонтогенной этиологии, как и в предыдущие десятилетия, составляет от 55 до 75 % среди госпитализированных больных специализированные лечебные учреждения, в том числе после ненадлежащего оказания стоматологической помощи и допущенных ошибок на уровне поликлинического звена [5].
Медицинская деятельность в настоящее время все чаще подвергается контролю и экспертным оценкам. Это, прежде всего, обусловлено изменениями в законодательстве РФ в сторону приоритета прав человека в области охраны здоровья. Отнесение новым Гражданским кодексом (ГК) РФ медицинской деятельности к сфере услуг существенно расширило права пациентов, однако практически не было создано механизма оценки качества и целесообразности медицинской услуги. Обеспечение прав граждан РФ на охрану здоровья и получение гарантированного объема качественной медицинской помощи в современных общественно-политических и экономических условиях невозможно без эффективной деятельности не только органов управления здравоохранением, лечебно-профилактических учреждений, страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, но и правоохранительных и судебных органов [7].
С качеством медицинской помощи непосредственно связана проблема возникновения профессиональных ошибок и неблагоприятных исходов оказания медицинской помощи.
Исследования, в которых освещаются вопросы наступления профессиональной ответственности медицинских работников при оказании некачественной медицинской помощи и при наступлении неблагоприятных исходов, в основном рассматривают возможность использования заключений судебно-медицинской экспертизы в уголовном процессе. Во многих регионах РФ в последнее время отмечается значительное увеличение случаев обращений пациентов, которым была оказана ненадлежащая медицинская помощь, в судебные инстанции [7].
В зависимости от характера правонарушения и последствий медицинский работник может быть привлечен к различным видам ответственности.
Гражданская ответственность. Применение имущественных санкций: возврат уплаченных пациентом сумм (добровольно или в порядке гражданского судопроизводства).
Административная ответственность. Наложение штрафа, конфискация имущества, временное отстранение от должности.
Дисциплинарная ответственность. Применение дисциплинарных взысканий (замечание, выговор, строгий выговор, перевод с понижением в должности, увольнение с работы).
Материальная ответственность. Возмещение причиненного ущерба (в порядке, предусмотренном трудовым законодательством).
Уголовная ответственность. Осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с Гражданским кодексом ответственность за вред, причиненный в результате повреждения здоровья пациента, несет медицинское учреждение. Такая имущественная ответственность наступает при наличии следующих условий:
‒ противоправность действий (бездействия) медицинского учреждения (его персонала);
‒ причинение пациенту вреда;
‒ причинная связь между противоправным деянием и возникшим вредом;
‒ вина медицинского учреждения.
Под противоправностью действий (бездействия) медицинских учреждений понимается нарушение их работниками законов или подзаконных актов, регулирующих лечебную деятельность этих учреждений [1].
4. Страхование профессиональной ответственности врачей.
Обеспечение ответственности медицинских сотрудников в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем в здравоохранении.
Она продиктована насущной необходимостью повысить уровень правовой и социальной защиты, как пациентов, так и лиц, оказывающих медицинскую помощь. В медицинской профессиональной деятельности существует ряд специальностей, для которых характерен повышенный риск неблагоприятного исхода лечения: хирурги, акушеры-гинекологи, неонатологи, анестезиологи, реаниматологи, стоматологи и т. д. Работники этих специальностей заинтересованы в страховании своей профессиональной ответственности в первую очередь. Кроме того, страховая защита нужна всему медицинскому персоналу на случай предъявления судебного иска пациентом (либо его представителем).
Как правило, страховая защита предлагается: медицинским учреждениям, страхующим действия всего медицинского персонала (наиболее распространено) или медицинских работников наиболее рисковых специальностей (например, хирургов, стоматологов, офтальмологов и др.), а также отдельным врачам, осуществляющим частную практику или работающим в медицинском учреждении.
Страховые риски предполагают ошибки медиков в следующих случаях: при установлении диагноза заболевания; в рекомендациях при проведении лечения; при назначении лекарственных средств; при проведении хирургических операций; при осуществлении иных медицинских манипуляций.
При этом страховое возмещение, как правило, включает:
‒ компенсацию вреда, причиненного жизни и здоровью, в том числе:
‒ утраченный заработок, которого лишился потерпевший вследствие потери трудоспособности или ее уменьшения в результате причинения увечья или иного повреждения здоровья;
‒ дополнительные расходы, необходимые для восстановления здоровья (на усиленное питание, санаторно-курортное лечение, посторонний уход и т. д.);
‒ часть заработка, которого в случае смерти потерпевшего лишились нетрудоспособные лица, состоявшие на его иждивении или имевшие право на получение от него содержания;
‒ расходы на погребение;
‒ условиями страхования может быть предусмотрено возмещение морального вреда;
‒ расходы по предварительному выяснению обстоятельств страховых случаев и степени виновности, а также по внесудебной защите интересов страхователя при предъявлении ему требований в связи с такими случаями, включая расходы на оплату услуг привлекаемых экспертов;
‒ расходы по ведению в судебных и арбитражных органах дел по предполагаемым страховым случаям, включая оплату услуг адвоката [6].
Под страхование профессиональной ответственности медицинских работников подпадает нанесение фактической прямой вреда жизни и здоровью пациента (смерть, инвалидность, временная нетрудоспособность) вследствие неумышленных, случайных, непредвиденных, возможных действий. В таком случае возникает обязанность страховщика осуществить выплату страхового возмещения.
Страхованием профессиональной ответственности медицинских работников в настоящее время практически не пользуются медицинские учреждения, находящиеся на бюджетном финансировании. Договоры такого вида страхования иногда заключают хозрасчетные медицинские учреждения, частнопрактикующие врачи или учреждения, находящиеся на бюджетном финансировании, но имеющие хозрасчетные подразделения. Бюджетные же медицинские учреждения — а их большинство — не имеют источника средств для страховой защиты своего персонала.
Согласно законопроекту «Об охране здоровья в городе Москве», планируется внедрить страхование профессиональной ответственности медицинских и фармацевтических работников государственной системы здравоохранения города Москвы, в результате которой причинен вред либо ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей [6].
Основной целью внедрения системы страхования медицинских работников является повышение уровня их социальной и правовой защищённости. Введение этой системы позволит реализовать финансовую ответственность в здравоохранении, возможность заниматься своей профессиональной деятельностью, а не отвлекаться на решение проблем, которые относятся к компетенции других организаций, что в свою очередь будет способствовать повышению качества оказываемой медицинской помощи.
5. Юридические аспекты оказания стоматологической помощи.
Различными авторами признается неизбежность врачебных ошибок и, как следствие, важность выработки взвешенного подхода к правовому регулированию медицинской деятельности, определению однозначного подхода относительно юридической квалификации действий врача.
В условиях современной демографической ситуации состояния здоровья населения все в большей степени становится зависимым от качества и доступности медицинской помощи. При этом одним из аспектов понятия «качество медицинских услуг» является удовлетворенность пациента от контакта с персоналом медицинского учреждения, от того, в какой степени в этом учреждении были соблюдены его права
Социальный аспект отношений между врачом-стоматологом и пациентом в современной стоматологии приобретает особую значимость в условиях острой борьбы за пациента между стоматологическими организациями различных форм собственности
У пациента возникла мотивация и право на получение высокого уровня обслуживания и современного стоматологического сервиса, качественной стоматологической услуги. Очевидно, что роль врача-стоматолога перестает быть узкопрофессиональной, а перерождается в социальную роль.
Децентрализация управления, проявляющаяся в смещении акцентов на региональный и местный уровни, создала значительные возможности для проявления большей самостоятельности руководителей органов управления здравоохранением стоматологических организаций в решении ряда вопросов. При этом мы понимаем, что необходимо проявление соответствующей инициативы на местном и региональном уровнях, комплексное использование действующей нормативно-правовой базы, разработка единой стратегии реформирования стоматологической службы с сохранением ее социальной направленности.
Проводимая в России реформа стоматологической службы, внедрение рыночных отношений и переход к медицинскому страхованию требуют решения одной из наиболее важных задач — обеспечения гарантий качества стоматологической помощи. Опыт мировой и отечественной практики повышения качества стоматологической помощи показывает, что для выработки и реализации такой задачи необходимо создание адекватной клинико-организационной и методической базы, обеспечивающей успешное функционирование системы экспертизы качества стоматологической помощи. Использование разнообразных методологических подходов к решению вопросов обеспечения гарантий качества и контроля качества медицинской помощи свидетельствует о сложности и многогранности данной проблемы [7].
В условиях функционирования медицинских учреждений с различными формами собственности приоритетное значение приобретает управление системой качества стоматологической помощи как одного из самых распространенных и дорогостоящих видов медицинской помощи. Требуется решение правовых, организационных, управленческих и экономических вопросов, позволяющих сбалансировать экономические стимулы их развития с этическими принципами доступности и качества стоматологической помощи. При этом совершенствование системы экспертизы качества стоматологической помощи в медицинских организациях различных форм собственности является в настоящее время одной из первостепенных задач.
В качестве основы реформирования здравоохранения была принята система медицинского страхования — обязательного (ОМС) и добровольного (ДМС). Внедрение ОМС исходило из главной цели — получение дополнительных источников финансирования системы здравоохранения и улучшения качества медицинского обслуживания пациентов в рамках соответствующих конституционных гарантий гражданам Российской Федерации.
При этом страхование с точки зрения экономики и менеджмента повышает стабильность на финансовом рынке, защищает от финансового кризиса, обеспечивает преемственность управления, стимулирует предпринимательскую инициативу, повышает кредитоспособность, а также снижает нагрузку государства по выплате пособий и социальному обеспечению, гарантирует ассигнование инвестиционных средств из постоянно накапливающихся капиталов, поддерживает стабильность деятельности предприятий и, следовательно, предотвращает перебои в их функционировании.
Нередко на практике медицинским учреждениям, работающим в системе обязательного медицинского страхования, страховые компании отказывают в оплате оказанных услуг. Причинами этого могут быть дефекты оформления первичной медицинской документации. Вступивший в юридическую силу приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 № 230 «Об утверждении порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию» (зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2011 № 19614) содержит приложение 8 «Перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи)».
Для объективной оценки качества оформления медицинской документации необходимо применять разработанную систему балльной оценки полноты и информативности записей всех разделов медицинской карты амбулаторного больного. Особое внимание следует уделять обоснованности клинического диагноза, рациональности примененных методов диагностики и лечения, наличию или отсутствию сведений о сопутствующих и перенесенных заболеваниях. Для предотвращения возникновения конфликтов между стоматологами и пациентами необходимо подробно и в доступной форме информировать пациентов о наличии степени риска, о планах лечения, возможных осложнениях, побочных явлениях и получить их письменное согласие с предложенным планом лечебно-диагностического процесса.
Для уменьшения количества профессиональных ошибок и неблагоприятных исходов оказания эндодонтической помощи необходимо тщательно анализировать выявленные ошибки, особенно при лечении многокорневых зубов, улучшить процесс диагностики (с обязательным применением рентгенологических методов исследования на разных этапах лечения) [7].
В 2015 г. для улучшения оказания стоматологического лечения были приняты новые законы в здравоохранении:
‒ Приказ Минздрава России от 16.11.2015 № 806н;
‒ Постановление Правительства РФ от 17.11.2015 № 1246;
‒ Постановление Правительства РФ от 31.10.2015 № 1173;
‒ Приказ ФФОМС РФ от 19.10.2015 № 196;
‒ Приказ Минздрава России от 06.08.2015 № 536н.
Также были разработаны основные положения стандартизации в здравоохранении на основе следующих федеральных законов:
‒ Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (от 22.07.1993 № 5487–1);
‒ О медицинском страховании граждан в РФ (от 28.06.1991 № 1499–1);
‒ О защите прав потребителей (от 07.02.1992 № 2300–1);
‒ О техническом регулировании (от 27.12.2002 № 184-ФЗ);
‒ Об обеспечении единства измерений (от 26.06.2006 № 102-ФЗ).
В соответствии с содержащимися в данной нормативной базе положениями под стандартом понимается документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования, производства, выполнения работ или оказания услуг.
Проблеме обеспечения качества медицинской помощи в настоящее время во всем мире придается большое значение. Однако до сих пор ни в России, ни за рубежом нет однозначного понимания критериев определения качества медицинской помощи. Ясно лишь одно — что качественная медицинская помощь должна обеспечивать продолжительность и качество жизни пациента, экономическую и медико-социальную эффективность программ развития здравоохранения. Причины возникновения профессиональных ошибок, дефектов и осложнений, вызванных медицинскими воздействиями, несмотря на актуальность, также до настоящего времени являются недостаточно изученными. Систематическое исследование причин и частоты различных осложнений, приведших к неблагоприятным исходам при оказании медицинской помощи, позволяет анализировать конкретные действия медицинских работников, наметить пути своевременной профилактики, диагностики и лечения возможных осложнений и побочных явлений.
Увеличение доступности и улучшение качества медицинской помощи населению должны быть определены как приоритетные направления здравоохранения. Актуальность решения данных проблем обусловлена сформировавшейся в последнее десятилетие негативной динамикой показателей общественного здоровья населения России и ухудшением ресурсного обеспечения здравоохранения страны. На сегодняшний день проблемы финансирования здравоохранения в стране являются самыми острыми в системе финансового обеспечения социальной защиты. Основа модернизации системы ОМС — это укрепление финансовой базы. Доминирующим принципом модернизации должна стать сбалансированность ресурсов и обязательств системы ОМС. В основу всех нормативных правовых актов, регулирующих сферу здравоохранения, должны быть положены два главных принципа: удовлетворение потребностям пациента, обладающего конституционным правом на охрану здоровья и получение гарантированной государством медицинской помощи надлежащего качества, и обеспечение деятельности врача, являющегося основной фигурой отрасли, всем необходимым для оказания качественной медицинской помощи населению.
Таким образом, современные тенденции развития рынка в стоматологической сфере наглядно свидетельствуют, что конкуренция и выбор являются все в большей степени значимыми элементами в организации оказания стоматологической помощи. Они усиливают независимость потребителя, что наиболее важно для эффективности рыночной экономики и для обеспечения прав потребителя этих услуг. Вместе с тем они могут явиться предметом выбора для осуществления инноваций в модели организации стоматологической помощи.
Литература:
- Врачебные ошибки и страхование профессиональной ответственности медицинских работников //Медицинские новости. — 2006. — № 7. — С. 68–72.
- Владыченкова Н. Д. Последствия врачебных ошибок при ненадлежащем оказании стоматологической помощи // «Медицинское право», 2008, N 3
- Гагаринов А. В. Правовые основы здравоохранения. М.: Академия, 2006. 168 с.;
- Жаров В. В., Фадеев С. П. Экспертная оценка гражданских и уголовных «врачебных дел» как показателя правового уровня населения // Сборник материалов научно-практической конференции» Судебно-стоматологическая экспертиза: состояние, перспективы развития и совершенствования». М., 2001. С. 102–107.
- Демина А. В., Пашинян А. Г., Лукиных Л. М. Правовая грамотность врачей-стоматологов. М.: Медицинская книга, 2005. 160 с.;
- Ибрагимова Р. С. Ошибки и осложнения в стоматологической практике // Стоматология. 2005. N 4. С. 13–15
- Залетов А. Страхование ответственности медицинских сотрудников — новые перспективы на рынке ДМС// журнал «Insurance Top»
- Флейшер Г. М. Юридические аспекты оказания стоматологической помощи.