Нарушение речевой функции как последствие инсульта | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Клиническая медицина

Опубликовано в

V международная научная конференция «Медицина: вызовы сегодняшнего дня» (Санкт-Петербург, июль 2018)

Дата публикации: 06.07.2018

Статья просмотрена: 1956 раз

Библиографическое описание:

Холод, Н. Ю. Нарушение речевой функции как последствие инсульта / Н. Ю. Холод. — Текст : непосредственный // Медицина: вызовы сегодняшнего дня : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 30-35. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/304/14429/ (дата обращения: 15.11.2024).



По данным средств массовой информации, только по России ежегодно регистрируют более 400 тысяч инсультов и 40 процентов из них кончается летальным исходом. С инсультом в больницы попадают люди не только пожилого возраста. Инсульт «молодеет». По данным Всемирной организации здравоохранения (из СМИ), из оставшихся в живых после инсульта около 40 процентов оказываются с нарушениями двигательных функций и высшими психическими функциями, одна из которых речевая. Нарушение речи проявляется в форме афазий и дизартрий, которые могут сочетаться с различными агнозиями и апраксиями и психическими расстройствами. Разнообразные профессии требуют голоса как основного орудия труда, и его потеря или искажение приводят к неблагоприятным последствиям. Меняется социальный статус человека, невозможность его самореализации в обществе, нетрудоспособность, получение инвалидности. При нарушении двигательных функций и затрудненность или невозможность самообслуживания, что в свою очередь приводит к нарушению привычного образа жизни всей семьи, так как требуется постоянная помощь близких людей. У пациентов могут появиться психические расстройства как естественная реакция на свой дефект. По данным ВОЗ (из СМИ), 30 процентов, перенесших инсульт, — люди допенсионного возраста, а 80 процентов, перенесших тяжелое нарушение мозгового кровообращения или тяжелую черепно-мозговую травму, полностью теряют способность трудиться. В результате тяжелых расстройств речевой функции и нарушений в двигательной сфере больные получают инвалидность 1 и 2 группы без права работать. При этом одним из основных факторов при получении группы инвалидности является степень нарушения речи. Из этого видно, как остро стоит проблема оказания данному контингенту пациентов оказания своевременной и комплексной реабилитационной помощи, которая бы включала в себя весь аспект восстановительных мероприятий, дающих либо полное восстановление, либо максимальную компенсацию потерянных как высших психических функций, так и двигательной сферы.

Комплексная система восстановительного лечения пациентов с нарушениями высших психических функций должно начинаться как можно раньше. Эффективность восстановления напрямую зависит от сроков начала реабилитационных мероприятий. Для восстановительного лечения самым благоприятным сроком считается срок до 6 месяцев после возникновения инсульта.

Для оказания помощи больным с нарушениями речи и других высших психических функций создана логопедическая служба, функционирующая при больницах, реабилитационных центрах, психоневрологических диспансерах, госпиталях, лечебно-профилактических учреждений. При этом на местах должно оказывается комплексное лечение данного контингента пациентов и их нейрореабилитация. Комплекс реабилитационных мероприятий включает в себя: медикаментозное лечение; занятия ЛФК; физиотерапия; массаж; восстановительное логопедическое обучение, в которое входят как индивидуальные и групповые занятия с логопедом, так и психолого-коррекционного воздействие; социально-бытовая и социально-трудовая терапия; психотерапия, включая семейную. Необходимо проводить и разъяснительную работу с членами семьи, учить их правильному подходу к больному, научить помогать и поддерживать своего родственника и оказывать помощь в восстановительном лечении. При выходе из острого состояния пациент начинает оценивать свое состояние, затрудненность или невозможность общаться при помощи речи, социально-бытовую ограниченность, зависимость при самостоятельном передвижении, и временную или постоянную нетрудоспособность, свою неполноценность. Все это негативно сказывается на его психическом состоянии, больной впадает в депрессию, появляются суицидальные мысли, и другие психические расстройства, проявляющиеся из-за сокращения или полного лишения возможности удовлетворить свои социальные потребности, т. е. социальной депривации. Этим больным необходима поддержка родственников и близких людей.

Одно из последствий острого нарушения мозгового кровообращения или черепно-мозговой травмы может является такое сложное речевое расстройство как дизартрия.

Патогенез сложных речевых расстройств обуславливается различными очаговыми поражениями мозга разной этиологии. Это могут быть: опухоли мозга, черепно-мозговые травмы, церебро-васкулярные заболевания. Локализация очагов поражения мозга при дизартрии разнообразна: различные отделы ствола мозга, кора мозга, ядра, спинной мозг, периферические нервы.

При дизартрических расстройствах отмечается нарушение речевого дыхания, просодики, мышечного тонуса артикуляционного аппарата. Может наблюдаться: снижение амплитуда движений органов артикуляции; нарушение мимического праксиса: лицо гипермимичное, гипомимичное или амимичное; колебания мышечного тонуса (дистония): мышцы языка в гипре- или гипотонусе; провисание мягкого неба (провисание небных занавесок часто бывает асимметричное), что придает речи нозализованный (носовой оттенок); гиперсаливация (повышенное слюнотечение) во время речи и в спокойном состоянии; асимметрия лица (сглаженность носогубных складок); девиация (отклонение) языка от средней линии, тремор языка (мелкое дрожание кончика языка); нарушение чувствительности лица, языка; недостаточность артикуляционного праксиса (диспраксия) или кинестетическая апраксия, которая проявляется в хаотическом поиске заданной артикуляционной позы. Так же при дизартрии может наблюдаться нарушение или колебание темпа речи, присутствие в ней ненормативных пауз, скандированность. При дизартрической речи наблюдается и расстройство голосовой функции. Дисфония — частое явление при дизартрических расстройствах. Снижается сила голоса, он становиться тихим, слабым, затухающим в процессе высказывания, постепенно речь становится неразборчива. Голос может стать хриплым, глухим, с носовым оттенком, сдавленным, слабомодулированным. Или, наоборот, напряженным, гортанным, форсированным. Затруднено или полностью отсутствует возможность изменять высоту тона голоса. Так же при дизартрии нарушается и звукопроизношение: в некоторых случаях изолированно звуки могут произноситься четко, но в спонтанной речи отмечаться смазанность, неточная артикуляция гласных и согласных звуков, звуковые искажения, замены, отсутствие ряда звуков. При некоторых формах дизартрии наблюдаются насильственные движения, насильственный смех и плач.

В тяжелых случаях может наблюдаться анартрия — полное отсутствие речи при сохранном интеллекте.

Одним из опасных осложнений при дизартрии может стать дисфагия (нарушение глотания) разной степени выраженности: от пеперхивания, першения в горле, застревания пищи до полной невозможности проглатывания еды и попадания пищи в носовую полость.

Все вышеперечисленные симптомы могут наблюдаться в разных сочетаниях при разных или смешанных формах дизартрии.

Такому контингенту больных, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения различного генеза и имеющих речевую патологию необходима логопедическая помощь. Раннее начало восстановительного обучения благоприятно сказывается на эффективности преодоления речевого дефекта у пациентов. Логопед проводит диагностическое обследование, составляет индивидуальную программу реабилитации для каждого пациента. Совместно консультирует с лечащим врачом и другими специалистами по реабилитации. Определяет степень тяжести и этап заболевания. Проводит консультативную работу с родственниками больных и дает рекомендации относительно занятий с больным в домашних условиях. Проводит динамическое наблюдение таких пациентов.

На своих занятиях по восстановлению речи у больных с дизартрией логопед использует разные виды работ, цель которых: нормализация мышечного тонуса, нормализация речевого выдоха и нормализация просодики. Для нормализации мышечного тонуса, устранения гипергипотонуса в лицевой мускулатуры и мышцах органов артикуляции применяется массаж. Так как при дизартрии может быть нарушение кинестетического восприятия в органах артикуляции, то логопедический массаж также стимулирует развитие ощущений положения органов артикуляции относительно друг к другу. В тяжелых случаях пациента некоторое время приходиться кормить через зонд. Спустя какое-то время состояние пациента улучшается, и он может самостоятельно дышать, и есть специальную пищу, но двигательная активность губ, языка и глотки и других органов артикуляции остается все еще скованной. С этой целью пациенту проводят массаж языка, мягкого неба, учат глотать слюну, что восстанавливает подвижность парализованных глотки, гортани, маленького язычка и «корня» языка. Наравне с этим проводят и массаж лица и губ, который впоследствии могут делать дома пациенту его родственники. В процессе массажа также преодолеваются гиперкинезы, синкинезии и др. сопутствующие дизартрии симптомы.

Также во время индивидуальных логопедических занятий проводится работа над речевым дыханием, вырабатывается экономичный, продолжительный и довольно сильный голос, который позволит говорить долго и без охриплости. Идет работа и над просодической стороной речи, где отрабатываются интонационно-выразительными параметры речи.

Для восстановления точных мелких дифференцированных движений пальцев рук (мелкой моторики) применяют пальчиковую гимнастику.

Для восстановления достаточного объема движений в мышцах органов артикуляции и нормализации тонуса этих мышц, пациенту предлагают выполнять ряд следующих упражнений:

‒ растянуть в улыбке губы (губы сомкнуты, зубы не показывать)

‒ растянуть в улыбке губы так, чтобы видны были зубы

‒ вытягивать губы вперед трубочкой, как для поцелуя (губы при этом сомкнуты)

‒ вытягивать губы вперед трубочкой, как для поцелую, при этом губы разомкнуты, как будто произносит звук «О»

‒ чередование растяжки сомкнутых в улыбке губ с вытягиванием сомкнутых губ вперед в виде трубочки

‒ чередование растяжки губы в улыбке (зубы видны) с вытягиванием губ вперед как при произношении звука «О»

‒ сначала поднимать верхнюю губу, так чтобы видны были только верхние зубы, нижняя губа не двигается, затем опускать нижнюю губу, чтобы были видны только нижние зубы, при этом верхняя губа неподвижна.

‒ сомкнуть плотно губы, как бы произнося звук «П», при этом щеки не надувать

‒ при широко открытом рте поднимать язык вверх к губе, опускать вниз, поворачивать влево и вправо

‒ при широко открытом рте в медленном темпе и в разных направлениях облизывать верхнюю губу, затем нижнюю губу, затем по кругу.

‒ при широко открытом рте вытягивать вперед узкий язык, затем расспластать язык на нижней губе и расслабить, затем поднять язык в виде чашечки

‒ при широко открытом рте медленно облизывать зубы снаружи и изнутри сначала верхние, затем нижние зубы

‒ при широко открытом рте язык поднять к верхним зубам, затем опустить к нижним зубам

‒ медленно и плавно открывать и закрывать рот

‒ при широко открытом рте положить язык на нижнюю губу и расслабить, затем широкий язык поднять к верхней губе

‒ при широко открытом рте языком гладить небо

‒ покусать бока языка, его кончит, спинку

‒ покусать губы по очереди и вместе

‒ упирать язык в щеки, в зубы

‒ надувать щеки, перегонять воздух из одной щеки в другую

‒ поцокать

‒ нахмурить брови, поднять лоб вверх, нахмурить нос

Все эти упражнения должны выполняться ежедневно, в течении длительного времени, так как результаты появляются на сразу, а в процессе регулярных занятий.

Литература:

  1. Винарская Е. Н. Дизартрия. — М., Астрель, 2005
  2. Дефектологический словарь /под ред. А. И. Дъячкова/ 2-е изд. — М.,1970
  3. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педвузов /под ред. Л. С. Волковой/. — М., Владос, 2004
  4. Шохор-Троцкая (Бурлакова) М. К. Коррекция сложных речевых расстройств. — М., В.Секачев, 2015
Основные термины (генерируются автоматически): открытый рот, нижняя губа, верхняя губа, губа, дизартрия, зуб, мозговое кровообращение, мышечный тонус, нарушение, нарушение речи.