Логопедия как часть комплексной реабилитации детей с врожденной расщелиной губы и неба. Работа медицинской сестры с пациентами | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шатова, Е. А. Логопедия как часть комплексной реабилитации детей с врожденной расщелиной губы и неба. Работа медицинской сестры с пациентами / Е. А. Шатова. — Текст : непосредственный // Медицина: вызовы сегодняшнего дня : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 12-19. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/348/15240/ (дата обращения: 16.11.2024).



Хотя улучшение речи и кормления ожидается сразу после операции, занятия с логопедом помогут ребенку с развитием речи и произношением звуков.

Франческо Гаргано, пластический хирург из Нью-Джерси

В настоящее время количество аномалий зубочелюстной системы возрастает. На основании эпидемиологического стоматологического обследования населения РФ установлены зубочелюстные аномалии у 60 % обследованных до 14 лет [4].

Хирургическое восстановление врожденной расщелины неба значительно снизит вероятность возникновения проблем с речью в будущем. Однако примерно половина всех детей с оперированной расщелиной неба все еще нуждается в какой-либо форме логопедии.

Данные проведенных статистических исследований по всему миру говорят о том, что количество речевых расстройств с каждым годом увеличивается. Один из факторов, влияющий на формирование зубочелюстной системы у ребенка является нарушения внутриутробного развития (ведет к раннему органическому поражению ЦНС, врожденным расщелинам твердого и мягкого неба), что приводит в будущем к возникновению проблем с речью. А также, на произносительную сторону речи ребенка влияют челюстно-лицевые аномалии. В большинстве случаев, если у ребенка появляется миофункциональная проблема, то родители сразу же обращаются к логопеду. В настоящее время существуют современные эффективные средства, которые позволяют эффективно бороться с проблемами миофункциональных нарушений.

Проведя анализ общения родителей на Портале детской челюстно-лицевой хирургии и стоматологии, Улыбки наших детей и Особый ребенок, можно сделать вывод о том, что одной из многих проблем родителей детей с врожденной расщелиной губы и неба (ВРГН) является организация занятий с логопедом.

Согласно Приказа Министерства здравоохранения РФ от 13 ноября 2012 г. № 910н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями» (С изменениями и дополнениями от: 17 июля 2013 г., 19 августа 2014 г., 3 августа 2015 г., 28 сентября 2016 г.), медицинская помощь детям оказывается в виде: первичной медико-санитарной помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, медицинская помощь детям может оказываться в следующих условиях: амбулаторно, в дневном стационаре, стационарно. По данному приказу рекомендовано предусматривать кабинет логопеда в структуре детской стоматологической поликлиники, однако, в рекомендуемых штатных нормативах детской стоматологической поликлиники (отделения) и рекомендуемых штатных нормативах детского отделения челюстно-лицевой хирургии (30 коек) должность логопеда не предусмотрена.

Хирургическое воссоздание нёба или устранение анатомического врожденного дефекта нёба обязательно сочетается с дооперационным и послеоперационным логопедическим обучением.

Основной задачей логопедической работы с детьми с врожденной расщелиной нёба в до- и послеоперационном периодах является обучение нормальному звукопроизношению без носового оттенка. Тесная взаимосвязь в лечении детей с врожденной расщелиной губы и неба хирурга, врача-ортодонта и логопеда позволяет своевременно устранить анатомические и функциональные дефекты, восстановить психоэмоциальное состояние ребенка. Все это позволяет провести полноценную реабилитацию таких пациентов с возвращением их в общество.

Логопед и лингвист (SLT) проведут первоначальную оценку проблем с речью после операции, а затем последующую оценку, когда ребенку исполнится три года. В случае, если в ходе оценки выявляются проблемы с произношением ребенка, лингвист научит родителей упражнениям речи, чтобы помочь развитию ребенка с данной патологией. Специалисты также могут выполнять ряд индивидуальных упражнений с ребенком. Дети, рожденные только с врожденной расщелиной губы, обычно не нуждаются в дальнейшей логопедической терапии. Логопед и лингвист будут работать с ребенком до тех пор, пока ему нужна помощь. Логопедическая терапия, как правило, не требуется после семи лет, хотя могут потребоваться специальные исследования.

Примерный план работы логопеда с ребенком с ВРГН: логопедическое лечение до и после уранопластики, тренировка мышечного каркаса мягкого неба, стенки глотки, развитие речевого дыхания, пред- и послеоперационное логопедическое лечение, развитие фонематического слуха, формирование связной речи. Периоды активного наблюдения: 1–2 года, 4–5 лет, 7–13 лет [3].

В периоде комплексной реабилитации, а именно, в периоде грудного возраста, который длится от 1 месяца до 1 года, акцент реабилитационных мероприятий направлен на подготовку и проведение первичного оперативного вмешательства для устранения анатомических нарушений и восстановления эстетики лица. В центре реабилитации детей с врожденными патологиями накоплен большой опыт оказания системной и этапной помощи детям с ВРГН [12]. Активным участником педагогического процесса становятся родители.

Появляется триада общения: ребенок — родители — логопед, в которой родители выступают то со стороны ребенка, то со стороны логопеда. Родители должны понимать, что оперативное лечение само по себе не обеспечит нормальной речи, а только создаст анатомо-физиологические условия для восстановления правильной речи [14].

Большая и интенсивная работа проводится в дооперационный период. Это способствует лучшему исходу операции и сокращает сроки послеоперационной логопедической работы.

В дооперационный период обязательно проводите массаж артикуляционной области, логопедическую гимнастику, упражнения для формирования ротового и носового дыхания, протягивания гласных звуков и развития слухового восприятия. После операции коррекционные задачи усложняются.

Проведенные наблюдения свидетельствуют, что своевременно оказанная ранняя, необходимая и достаточная логопедическая помощь дает положительные результаты уже к трехлетнему возрасту. Дети способны посещать дошкольное общеобразовательное учреждение, общаться со сверстниками и взрослыми.

Далее следует период — ясельная группа (1–3 года). В этом периоде продолжается предоперационное и послеоперационное ортодонтическое лечение, направленное на коррекцию твердого неба, предупреждение сужения и уплощения верхнего зубного ряда. Проводятся мероприятия по нормализации функции речи и носового дыхания. Логопедическая терапия направлена на развитие подвижности оперированного неба [12].

В возрасте 1–2 лет ребенок с ВРГН наблюдается в специализированном центре или детской стоматологической поликлинике с периодичностью 1 раз в 6 месяцев, после чего по показаниям производят госпитализацию для оперативного лечения. В этот период времени педиатр продолжает курировать пациента, контролирует его физическое и психо-эмоциональное развитие. Логопед осуществляет логопедическое обучение. В возрасте 2–4 лет и 5–7 лет диспансерный учет осуществляют с той же частотой и объемом. Параллельно адаптируют ребенка к поступлению в детский сад, а затем в школу. Проводят циклические стационарные логопедические обучения пациента, по показаниям — госпитализацию для оперативного лечения. В 7–15 лет текущую консультацию в специализированном центре или детской стоматологической поликлинике производят 1 раз в 1–2 года. На данном этапе диспансеризации по показаниям выполняют хирургическое устранение вторичных деформаций и хирургическую коррекцию прикуса наряду с общеоздоровительными, профилактическими мероприятиями, ортодонтическим лечением. Обеспечивают максимально полную социальную и педагогическую реабилитацию, после чего снимают с диспансерного учета. Сроки и методы лечения больных с ВРГН зависят от состояния здоровья ребенка, его физического и психомоторного развития, наличия сопутствующих заболеваний или других врожденных пороков развития, а также организационных причин. Лишь своевременно начатое лечение, проводимое с действенной помощью родителей, при участии должного спектра смежных специалистов делает возможным практическое выздоровление 80 % детей. Контроль за успехом закрепления знаний родителями и эффективностью проведения разного рода занятий (логопедических, физических) и лечебно-оздоровительных мероприятий в первую очередь осуществляется участковым педиатром и специалистом центра [3].

Период — дошкольная группа (3–6 лет). Этот период необходимо максимально использовать для подготовки ребенка к важному социальному событию — поступлению в школу [12].

При врожденных расщелинах губы и неба развивается тяжелое речевое расстройство — ринолалия. При которой страдают все стороны речи: дыхание, голос, наблюдаются изменения в мышцах глотки, ротовой полости и лица, развивается патологическая артикуляция, нарушается фонематический слух, искажается слуховое восприятие [11].

Открытая ринолалия, обусловленная врожденными расщелинами верхней губы и неба, представляет собой проблему, как для логопедии, так и для целого ряда наук медицинского цикла [10].

Логопедические занятия по коррекции открытой органической ринолалии проводят как в дооперационном, так и в послеоперационной периоде. До операции проводится такие мероприятия, как: артикуляционная гимнастика; дыхательная гимнастика; логопедический массаж (пальцевой массаж фрагментов твердого нёба и вибрационный массаж мягкого нёба).

В настоящее время в практику работы учителя-логопеда активно внедряются информационно-коммуникационные технологии, и они находят широкое применение в работе с родителями воспитанников с тяжелыми нарушениями речи. Одной из таких технологий являются виртуальные стены и доски — инструменты, которые позволяют объединять текст, изображение, видео, аудио в интерактивный формат. Использование виртуальной стены позволяет решить, по крайней мере, две важных проблемы: нехватка времени и отсутствие необходимых знаний у родителей. В своей практике они используют веб-сайт Padlet ‒ замечательно интуитивный, удобный и многофункциональный сервис для хранения, организации и совместной работы с различными материалами [5].

На сайте Speech and Language kids представлена Универсальная программа артикуляции и комплект материалов eBook, а также экран артикуляции, полный набор артикуляционных карт, создание программы домашних заданий. Все страницы и инструкции написаны так, чтобы родители могли их понять и работать с ними.

Кроме того, говориться о том, первое, что должен сделать логопед, когда начинает работать с ребенком с ВРГН, — это убедиться, что ребенок состоит на диспансерном учете в специализированном центре или детской стоматологической поликлинике, что соблюдает примерный план хирургического лечения. В зарубежной практике за ребенком должна наблюдать междисциплинарная бригада по организации ухода за детьми с врожденными расщелинами губы и неба на всех этапах комплексной реабилитации. В помощь для родителей на данном сайте дана ссылка, по которой они смогут найти ближайшую междисциплинарную бригаду. Далее логопед при работе с ребенком с данной патологией проверяет наличие слуха. Дети с этими заболеваниями более склонны к кондуктивной потере слуха в более позднем возрасте, поэтому их слух должен регулярно проверяться в течение всего детства.

Логопедом определяются общие цели терапии. Существуют определенные аспекты терапии, которые логопед должен рассмотреть для всех детей с расщелиной губы и неба как часть их состояния.

Младший школьный возраст. В этом периоде дети с ВРГН должны наблюдаться и лечиться у психоневролога, и обязательно состоять на диспансерном учете по месту жительства в детской стоматологической поликлинике или специализированном центре, соблюдать примерный план диспансерного наблюдения при данной патологии [12].

В зависимости от уровня психического и речевого недоразвития и по согласованию с другими специалистами ребенку рекомендуется обучение в соответствующих профильных дошкольных и школьных учреждениях. В случаях умственной отсталости такие дети после хирургического лечения направляются в специализированные детские сады, а для обучения в речевую, вспомогательную школы, классы компенсирующего обучения.

Старший школьный возраст. В этом периоде все проводимые реабилитационные мероприятия направлены на оптимизацию психологического статуса подростка, что обеспечивает его лучшую социальную адаптацию. Хирургическое лечение на данном этапе относиться к эстетическим операциям, при этом допустимо прибегать к использованию дополнительных пластических материалов [12].

Решение организационных, методических, медико-технических, социальных вопросов в комплексном подходе к реабилитации детей с ВРГН позволяет добиться стабильного результата в 80–85 % случаев, снизить сроки инвалидности детей с ВРГН в дошкольном возрасте [12].

В проведенном исследовании Степановой Ю. В., Цыплаковой М. С. продемонстрирована логопедическая помощь детям с данной патологией в Санкт Петербурге. Начиная с первых месяцев рождения детям с врожденной расщелиной верхней губы, логопед проводил лого-педагогическое сопровождение семей по профилактике и исправлению речевых нарушений. Занятия с логопедом дети с врожденными расщелинами неба начинали уже в стационаре с первых дней после уранопластики.

В данной статье говорится о том, что раннее ортопедическое лечение, а именно плавающий обтуратор, является профилактикой речевых нарушений.

C:\Users\aSuS\Desktop\Interim_Palatal_Lift_Prosthesis.jpg

Рис. 1 Плавающий обтуратор Кеза

Пользование плавающим обтуратором позволяет уменьшить влияние отрицательных факторов на образование речи, препятствует образованию патологической позиции языка в полости рта и искаженному компенсаторному звукообразованию. А также способствует нормализации нарушенной функции дыхания и аэродинамических условий звукообразования, И, что самое главное, позволяет проводить логопедическую работу в дооперационном периоде. Дети с врожденными расщелинами верхней губы и нёба (ВРГН), пользующиеся плавающим обтуратором, гулят, отмечается лепет у 76 % детей, у 69 % речь развивается до 3 лет без назального оттенка. Чем лучше проведено раннее ортодонтическое лечение, тем эффективнее результаты последующей речевой коррекции, а значит и социальной реабилитации [11].

Большое значение для развития правильной речевой функции имеет тесная связь с хирургом. Отсутствие единого методологического подхода к комплексной оценке социального и речевого статуса детей с ВРГН у логопеда и хирурга отодвигают сроки при постановке звуков и улучшения качества речи [11].

Несвоевременность лечебных мероприятий приводит к неоднократным хирургическим вмешательствам, к вынужденной отсрочке проводимой адекватной речевой терапии Большие трудности в работе над речью возникают у логопеда, когда операцию уранопластики выполняют в два этапа: сначала велопластика, а затем уранопластика. При велопластике восстанавливается мягкое небо, но в области твердого нёба остается изъян, который способствует искаженному, компенсаторному способу дыхания, нарушаются аэродинамические условия звукообразования. Патологическая позиция языка в полости рта всё равно формируется, так как мягкое небо недостаточно активно при глотании и требует помощи от корня языка [11].

Эффективность восстановительного лечения на различных этапах коррекции врожденного порока краниофациальной области находится в прямой зависимости от совместной работы и согласованности в действиях хирурга, невропатолога и логопеда [11].

Ортодонтическое лечение, логопедическое обучение, санационные мероприятия вместе с массажем тканей проводятся на протяжении всего периода роста и развития верхней губы и нёба, являются стержневыми на основных этапах хирургического лечения. Постоянное сотрудничество врача и родителей ребенка является неотъемлемым фактором [11].

Патологические особенности строения и функции речевого аппарата при расщелине неба обуславливают специфические нарушения звукопроизношения. Выявлены следующие особенности фонетической стороны речи. Гласные звуки произносятся при оттянутом назад языке, при этом наблюдается их смещение по ряду и подъему. Губная артикуляция отличается вялостью и пассивностью. Большинство согласных звуков заменяется ларингеально-фарингеальными (гортанно-глоточными) образованиями. Переднеязычные, а иногда и губногубные заменяются заднеязычными. В ряде случаев у детей было отмечено наличие бокового и межзубного сигматизмов, а также участие боковых краев языка в произнесении переднеязычных звуков. Страдают просодические средства высказывания. При пении стихотворений отмечено нарушение интонационной выразительности, несоблюдение темпо-ритмической организации речи, слабая выраженность эмоциональных оттенков. Коррекционно-педагогическое воздействие должно строиться традиционно, с учетом: комплексного (медико-психолого-педагогического) подхода к устранению речевого дефекта; этиопатогенетических механизмов, симптоматики нарушения; выделения ведущих расстройств и вторичных нарушений в структуре дефекта; поэтапности коррекционного процесса; индивидуальной реакции на обучение; ведущей деятельности возраста; опоры на сохранные функции. Все логопедические занятия проводятся индивидуально. Должны учитываться особенности физического развития каждого ребенка, в зависимости от которых подбирается индивидуальное количество упражнений [10].

Результаты исследования качества речи детей, прооперированных по поводу врожденной нёбной патологии в возрасте до и после 3 лет, позволяют сделать вывод о целесообразности раннего комплексного сопровождения детей рассматриваемой категории. В современных условиях, согласно разработанной в России Концепции развития ранней помощи, этот процесс должен осуществляться в Службах ранней помощи, организованных в учреждениях здравоохранения, образования и социальной защиты. Совместная работа врачей и специалистов психолого-педагогического сопровождения создаст благоприятные условия для оптимизации сроков и качества медицинского и социального аспекта реабилитации ребенка с ВРГН [7].

Решение миофункциональных проблем ребенка — это задача целой команды специалистов. Потребуется кроме консультации логопеда, еще и консультация ортодонта, ЛОР доктора, невролога.

Большое число сложных нарушений произносительной стороны речи определяет потребность в поиске оптимизирующих логопедическую работу средств [4].

Техническое средство миофункциональной коррекции — трейнер «INFANT» разработано для нормализации функции глотания, жевания, носового дыхания и предупреждения формирования аномалий зубочелюстной системы и прикуса у детей 3–5 лет с факторами риска. Таким образом, трейнер подготавливает кинестетическую базу для профилактики или успешной коррекционной работы, направленной на нормализацию звукопроизношения, развитие фонематического слуха и просодики [4].

В результате проведенного исследования Архиповой Е. Ф. и анализа данных катамнеза можно говорить об эффективности применения трейнера «INFANT» в логопедической практике с целью профилактики и коррекции нарушений речи, в связи с тем, что при использовании трейнера «INFANT» вырабатывается стереотип смыкания губ и восстанавливается носовой тип дыхания, нормализуется форма неба и носовых ходов, и восстановление носового дыхания повышает эффективность логопедической работы по развитию фонематического слуха.

Ортодонтический трейнер «INFANT» (инфант) — разработка Центра Миофункциональных исследований (MRC, Австралия) для детей 2–5 лет (Рис. 2) предназначен для предупреждения формирования аномалий зубочелюстной системы у детей с факторами риска, вредными привычками и неправильно сформированными функциями дыхания, глотания и речи. Трейнер имеет в верхней своей части специальный маркерный язычок, который стимулирует ребёнка поднимать язык вверх — в физиологически правильное нёбное положение. Модель трейнера «INFANT» снабжена упругими воздушными подушечками в области жевательных зубов, стимулирующих ребенка слегка накусывать аппарат, благодаря чему обеспечивается эффективная тренировка всего комплекса жевательных структур, а также мышечных и костных лицевых структур.

C:\Users\aSuS\Desktop\95439e55-c57a-4e6d-add7-e27937424b64.png C:\Users\aSuS\Desktop\trejner-infant-t4ki-rozovyj-zhestkij1-800x800.jpg

Рис. 2 — Трейнер INFANT (вид сбоку и сверху)

Применение трейнера «INFANT» у детей рекомендовано для перевода и нормализации ротового типа дыхания в носовой, формирования правильной формы неба и носовых ходов. Следовательно, с логопедической точки зрения это воздействие трейнера «INFANT» можно рассматривать как воздействие, способствующее профилактике таких речевых расстройств, как ринофония, дислалия. Использование трейнера «INFANT у детей 2–5 лет способствует восстановлению носового дыхания путём стимуляции смыкательного рефлекса губ. Следовательно, с логопедической точки зрения использование трейнера «INFANT» будет способствовать лучшей лабиализации согласных и гласных звуков, и способствовать формированию четкой дикции [4].

Жевательная и височная мышцы при ротовом дыхании находятся в растянутом состоянии. Постоянно открытый рот приводит к вялости круговой мышцы рта. Модель трейнера «INFANT» снабжена упругими воздушными подушечками в области жевательных зубов, стимулирующих ребенка слегка накусывать аппарат, благодаря чему обеспечивается эффективная тренировка всего комплекса жевательных и лицевых структур — костных и мягких тканей. Следовательно, с логопедической точки зрения использование трейнера «INFANT» будет способствовать укреплению всего комплекса артикуляционных мышц, отвечающих за артикуляцию звуков и введение их в речь [4].

При ротовом дыхании отмечается сужение носовых ходов и недоразвитие гайморовых пазух. Нижнее положение языка и отсутствие поддержки свода верхней челюсти языком ведет к замедлению роста костных структур верхней челюсти. Использование трейнера «INFANT» способствует формированию правильной формы неба и носовых ходов. Следовательно, с логопедической точки зрения изменение резонаторной полости отражается на недостатках звукопроизношения и интонационной стороне речи. Использование трейнера «INFANT» будет способствовать улучшению качества произносительной стороны речи [4].

Выше представлено обоснование применения трейнера «INFANT» в логопедической практике и целесообразность его применения у детей с ВРГН. Кроме того, в методическом пособии «Трейнер «INFANT» в практике логопедической работы», автором которого является Елена Филипповна Архипова, подробно представлены конспекты занятий с трейнером «INFANT». Методическое пособие рекомендовано студентам дефектологических факультетов педагогических вузов, практикующим логопедам, педагогам, психологам, врачам и родителям, имеющим детей в возрасте 2–5 лет.

Трейнер «INFANT» рекомендован детям от 3 до 7 лет. Цвет трейнера розовый или голубой — на выбор мальчикам и девочкам, но розовый и голубой имеют принципиальное значение. Голубой — это начальный трейнер. Его носят пол года, а потом уместно перейти на более твердый — розовый. И носить еще 6 месяцев.

Показания для использования при миофункциональных проблемах таких, как нарушение глотания, жевания, нарушения прикуса, нарушениях звукопроизношения, укороченной уздечке языка, нарушенном мышечном тонусе. Носить трейнер необходимо днем по два часа и обязательно спать с ним. Курс лечения составляет 6 месяцев. Если ребенок старше семи лет, то Инфант ему уже не подойдет. В этом случае при наличии миофункциональных проблем следует использовать трейнер Т4К.

Коррекционная работа с детьми с врожденной небной патологией требует систематического, последовательного комплексного воздействия специалистов: хирургов, логопедов, педиатров, ортодонтов, психологов [10].

Организация сестринского ухода в педиатрии имеет ряд особенностей, связанных с тем, что объектом наблюдения и ухода является не взрослый человек, а ребенок. К таким особенностям относятся:

– трудности при субъективном обследовании (дети могут быть пугливы, не знать нудной информации, редко локализуют боль и предъявляют определенные жалобы);

– трудности при объективном обследовании (необходимость учитывать возрастные анатомо-физиологические особенности органов и систем, возрастные особенности течения патологического процесса);

– при планировании и реализации ухода необходимо помнить о возрастной диететике, о возрастной фармакологии, о психологических особенностях ребенка;

– большая роль матери ребенка в эффективности ухода (при грамотной организации медицинской сестрой взаимоотношений с родителями, они могут стать надежным помощником в осуществлении сестринского ухода);

– главное направление сестринского дела в педиатрии — профилактическое, осуществляемое диспансерным методом наблюдения за здоровыми детьми, систематической пропагандой здорового образа жизни [2].

Медицинская сестра педиатрического профиля обязана знать особенности возрастных периодов у ребенка. Медицинской сестре педиатрического профиля необходимо учитывать возрастные особенности ребенка при общении с ним. Соблюдение этики обязательно в отношении с ребенком вне зависимости от его возраста. В этом состоит специфика профессии медицинской сестры — высокий профессионализм, сочетающийся с терпением и любовью к детям. Кроме того, медицинская сестра в отношении с ребенком и родителями должна быть и педагогом [8].

Работа медицинской сестры в детских отделениях челюстно-лицевой хирургии заключается в выборке врачебных назначений и рекомендаций, мотивация родителей на систематические и регулярные занятия с логопедом, как в дооперационном, так и в послеоперационном периодах, в проведении бесед с родителями о том, что занятия логопедом нормализуют речь ребенка, а это важно сделать до поступления в школу, а также это поможет ребенку в социальной адаптации. Также медицинская сестра обеспечивает родителей необходимой литературой, памятками, брошюрами, журналами по данной теме.

Все это дало нам основание углубленно изучить эту проблему и разработать новые подходы к комплексной реабилитации детей с врожденной и наследственной патологией челюстно-лицевой области в рамках изучения деятельности среднего медицинского персонала.

Литература:

  1. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. № 910н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями».
  2. Ананьева В. А., Первухина Ю. А., Рыбникова Е. В. Учебно-методическое пособие «Сестринское дело в педиатрии». Издательство КМК. Курск, 2000 г.
  3. Андреева О. В. Поэтапная реабилитация детей с врожденной расщелиной верхней губы и неба//Вестник Чувашского университета. — 2012. — № 3. — С. 269–275.
  4. Архипова Е. Ф. Методическое пособие (монография) — «Трейнер «INFANT» в практике логопедической работы». Здоровьесберегающие технологии. Пособие для логопедов. 2012 год.
  5. Балаганская Е. А. Виртуальная стена как площадка для взаимодействия учителя — логопеда с родителями воспитанников с тяжелыми нарушениями речи// Сборник материалов V Всероссийская научно-практическая интернет — конференция «Теория и практика дистанционного обучения учащихся и молодежи с ограниченными возможностями здоровья», Кемерово, 2018. С. 28–30.
  6. Касимовская Н. А., Шатова Е. А. Поиск кадрового потенциала челюстно-лицевых отделений в решении проблем пациентов с врожденной расщелиной губы и неба и их семей на этапе реабилитации и ухода. Сборник научных трудов по материалам XVI международной научной конференции «Научный диалог: Вопросы медицины». 15 ноября 2018 г. Санкт — Петербург.
  7. Левченко И. Ю., Агаева В. Е. Современные возможности комплексной реабилитации детей с врожденными расщелинами губы и нёба. Педиатрия. 2017; 96 (5): 217–221.
  8. Матвейчик Т. В., Иванова В. И. Организация сестринского дела. Издательство «Вышэйшая школа», 2006 г.
  9. Олейник Т. В., Савин А. Б., Шатова Е. А. Сестринская деятельность на всех этапах комплексной реабилитации детей с врожденной расщелиной губы и неба [Текст] // Новые задачи современной медицины: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 19–28. — URL https://moluch.ru/conf/med/archive/331/15007/ (дата обращения: 22.07.2019).
  10. Соболева Е. А., Волосовец Т. В. Коррекционно-педагогическое воздействие на детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба. г. Москва,2002 г.
  11. Степанова Ю. В., Цыплакова М. С. Основные направления в комплексной реабилитации детей с врожденными расщелинами губы и неба. — Ортопедия, травматология и восстановительная хирургия детского возраста. — 2013. — Том 1. — Выпуск 1. — С. 36–43.
  12. Супиев Т. К., Мамедов Ад.А., Негаметзянов Н. Г. Врожденная расщелина верхней губы и неба (этиология, патогенез, вопросы медико-социальной реабилитации). Алматы, 2013.
  13. Логопед. Все для логопеда. Трейнеры ортодонтические Т4К и ИНФАНТ. Электронный ресурс: https://www.logopedshop.ru/shop/articles/mio-kor/infant-t4k/ (Дата обращения: 11.07.2019).
  14. Реабилитация детей с расщелиной верхней губы и неба. Электронный ресурс: http://medznate.ru/docs/index-70743.html (Дата обращения: 11.07.2019 г.)
  15. Speech and Language kids. Электронный ресурс: https://www.speechandlanguagekids.com/all-in-one-articulation-program-and-materials-kit/ (Дата обращения: 11.07.2019).
  16. Cleft lip and palate. Электронный ресурс: https://www.your.md/condition/cleft-lip-and-palate/ (Дата обращения: 11.07.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, логопед, использование трейнера, медицинская сестра, врожденная расщелина губы, детская стоматологическая поликлиника, мягкое небо, родитель, верхняя губа, диспансерный учет.

Похожие статьи

Лечебная физическая культура как метод социализации детей с ДЦП

Ритмика как средство коррекции двигательной сферы детей с нарушениями зрения

Мастер-класс как эффективная форма взаимодействия специалистов ДОУ с родителями детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)

Развитие сложно-координированных движений рук с использованием бумажной филиграни в логопедической работе со старшими дошкольниками с ОНР

Сказкотерапия как способ работы учителя-логопеда над успешной адаптацией ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата к условиям дошкольного учреждения

Применение развивающих пособий в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта

Особенности послеоперационного ухода за детьми с врожденной расщелиной неба после уранопластики

Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта

В статье представлено описание комплексной работы и даны методические рекомендации воспитателя и логопеда по развитию произвольной моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Логопедический массаж при коррекции стертой дизартрии у дошкольников

Уроки ритмики и ЛФК как основа здоровьесбережения и способ коррекции двигательных функций у детей с ОВЗ

Похожие статьи

Лечебная физическая культура как метод социализации детей с ДЦП

Ритмика как средство коррекции двигательной сферы детей с нарушениями зрения

Мастер-класс как эффективная форма взаимодействия специалистов ДОУ с родителями детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)

Развитие сложно-координированных движений рук с использованием бумажной филиграни в логопедической работе со старшими дошкольниками с ОНР

Сказкотерапия как способ работы учителя-логопеда над успешной адаптацией ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата к условиям дошкольного учреждения

Применение развивающих пособий в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта

Особенности послеоперационного ухода за детьми с врожденной расщелиной неба после уранопластики

Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта

В статье представлено описание комплексной работы и даны методические рекомендации воспитателя и логопеда по развитию произвольной моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Логопедический массаж при коррекции стертой дизартрии у дошкольников

Уроки ритмики и ЛФК как основа здоровьесбережения и способ коррекции двигательных функций у детей с ОВЗ