Частота встречаемости и структура клинических вариантов синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у школьников Республики Хакасия (на примере г. Абакана) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Эверт, Л. С. Частота встречаемости и структура клинических вариантов синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у школьников Республики Хакасия (на примере г. Абакана) / Л. С. Эверт, Т. С. Полуэктова. — Текст : непосредственный // Медицина и здравоохранение : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, ноябрь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 48-51. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/62/2712/ (дата обращения: 16.11.2024).

Введение: Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (Attention-Deficit Hyperactivity Disorder) - это дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов, начинающееся в детском возрасте [1,с.148,4,5].

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) широко распространен в детской популяции, является актуальной медико-социальной проблемой [1-3, 6, 208 с]. СДВГ является наиболее частым диагнозом при нарушении поведения у детей и отмечается по данным различных авторов от 3% до12% детей школьного возраста.

Однако, до настоящего времени в России не разработаны и не реализуются на федеральном уровне программы активного выявления, ранней диагностики, эффективной коррекции и первичной профилактики синдрома СДВГ у детей.

Целью нашего исследования являлось изучение частоты встречаемости, структуры и клинико-анамнестических особенностей синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у школьников Республики Хакасия (на примере г.Абакана). Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

  1. Изучить частоту встречаемости СДВГ у детей школьного возраста.

  2. Выявить структуру клинических вариантов синдрома, их взаимосвязь с половой принадлежностью.

  3. Проанализировать половые различия клинических проявлений синдрома СДВГ.

Материалы и методы: Объектом нашего исследования были дети школьного возраста (мальчики и девочки) с синдромом СДВГ в количестве 64 человек. Работа проводилась в 2 этапа:

1-й этап – проведение первичного скрининга для выявления детей с синдромом СДВГ, формирование группы с СДВГ.

2-й этап - углубленное обследование детей с синдромом СДВГ, заполнение родительских анкет, опросника Вандербилта для родителей и учителей, анализ данных, полученных из медицинских карт (ф.026у). Проведение сравнительного анализа изученных показателей в группах мальчиков и девочек.

Верификация диагноза СДВГ проводилась на основании результатов опросника Вандербилта (Wanderbilt) для родителей и учителей в соответствии с международным консенсусом по СДВГ.

Результаты: Синдром СДВГ выявлен у 6,25% обследованных детей, чаще он регистрировался у мальчиков, и чаще в младшей возрастной группе (7-11 лет). Наиболее частыми клиническими вариантами синдрома были: гиперактивность (у 25,7%), импульсивность (у 28,1%) и сочетанная форма (гиперактивность+дефицит внимания) – у 24,1%, несколько реже выявлялся вариант с преимущественным дефицитом внимания (у 19,6%).

Признаки дефицита внимания чаще имели место у мальчиков, чем у девочек (соответственно 31,8 и 8,3%), кроме того, мальчики отличались большей частотой встречаемости таких проявлений, как гиперактивность (46,1 и 13,6%), сочетанием дефицита внимания с гиперактивностью (32,0 и 18,2%), а импульсивность чаще регистрировалась у девочек.

Все обследованные дети с синдромом СДВГ были объединены в 3 группы. Группа «трудность школьного обучения» была сформирована на основании положительных ответов на такие вопросы анкеты как:

  1. Не в состоянии обратить ребенок внимание на детали или делает небрежные ошибки?

  2. Затрудняется фиксировать внимание на выполняемых действиях? Легко отвлекается на посторонние стимулы?

  3. Затрудняется при организации и планировании занятий?

  4. Забывчив в повседневной деятельности?

  5. Теряет вещи, необходимые для занятий?

Внутригрупповой анализ показал, что для мальчиков была более характерна рассеянность (23,9 и 14,7%), нарушение, трудность сосредоточения внимания (21,7 и 10,4%) и сложность организации самостоятельных занятий (19,5 и 4,5%), а большей забывчивостью отличались девочки – 4,3% против 2,2% у мальчиков.

Группа «затруднение социализации»: критериями включения детей в эту группу были положительные ответы на следующие вопросы анкеты:

  1. Непрерывно бегает, передвигается, крутиться, проявляет нетерпеливость, беспокойство?

  2. Чрезмерно разговорчив, болтлив, выкрикивает ответы прежде, чем дослушать вопрос?

  3. Теряет самообладание? Нетерпелив, не может дождаться своей очереди, игнорирует общепринятые правила поведения?

  4. Пропускает школу, без причины? Лжет, чтобы избежать трудностей, подставляет других?

Внутри этой группы более ярким поведением чаще отличались девочки (11,6 и 8,7%) и они же чаще, чем мальчики, лгали и пропускали школу без уважительных причин (1,4%). Для мальчиков были более характерны такие особенности, как чрезмерная болтливость (13,0 и 5,8%) и потеря самообладания (4,4 и 1,5%).

В группу «подверженность поведенческим отклонениям» были включены дети, имевшие положительные ответы на следующие вопросы анкеты:

  1. Хулиганит, выходит из равновесия? Угрожает, или запугивает людей?

  2. Провоцирует, вступает в драки?

  3. Является жестоким к людям? Преднамеренно портит или разрушает имущество? Жестоко обращается с животными?

  4. Чувствует себя одиноким, нежелательным? Беспокоится, волнуется? Боится начинать новые дела?

Такие характеристики, как беспокойство, застенчивость или чувство одиночества, было чаще характерно для девочек. Мальчики отличались более частыми эпизодами хулиганства (13,0 и 5,8%) и проявлениями жестокости (4,3 и 3,0%).

На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

  • Частота встречаемости синдрома СДВГ у школьников Республики Хакасия составляет 6,25%.

  • Проявления дефицита внимания верифицированы у 19,6%, данный вариант синдрома в 3,8 раза чаще регистрировался у мальчиков (31,8%), чем у девочек (8,3%).

  • Проявления гиперактивности выявлены у 25,7% детей, причем в 3,5 раза чаще у мальчиков (46,1%) в сравнении с девочками(1,6%).

  • Сочетанный вариант СДВГ (гиперактивность и дефицит внимания) имел место у 24,1% обследованных с СДВГ детей: его частота составила среди мальчиков 32,0%, среди девочек - 18,2%.

  • Мальчикам в большей степени, чем девочкам, характерна трудность в организации учебного процесса, они чаще обладают чрезмерной болтливостью, для них характерны более частые случаи хулиганства и жестокости.

  • Для девочек с СДВГ больше характерна импульсивность, более яркое поведение, большая забывчивость и склонность пропускать школу без уважительной причины.


Литература:

  1. Кропотов Ю.Д. Современная диагностика и коррекция синдрома нарушения внимания (нейрометрика, электромагнитная томография и нейротерапия).- СПб, «ЭЛБИ-СПб», 2005.- 148 с.

  2. Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.- СПб, «Речь», 2008.- 208 с.

  3. Attention-Deficit Hyperactivity Disorder // University of Michigan Guidelines for Health System Clinical Care. - October, 2005.

  4. Kathy Moore, W. Brooks Donald, Judson B. Reaney, Michael Crandell, Bruce Kuhlmann, John Huxsahl, Colleen Dobie, Steve Elias, Bernadine Lee, Laura Hay. Health Care Guideline: Diagnosis and Management of Attention Deficit Hyperactivity Disorder in Primary Care for School-Age Children and Adolescents. - Institute for Clinical Systems Improvement. - Seventh Edition/March 2007.

  5. Summary of Changes Report – March 2007. - Diagnosis and Management of Attention Deficit Hyperactivity Disorder in Primary Care for School-Age Children and Adolescents (Algorithm, Clinical Highlights, Annotations).

  6. Barkley, Russell A. Take Charge of ADHD: The Complete Authoritative Guide for Parents – 2005. New York: Guilford Publications.

Основные термины (генерируются автоматически): девочка, мальчик, ребенок, чаща, школьный возраст, синдром дефицита внимания, Хакасия, чрезмерная болтливость, школьник Республики, яркое поведение.

Похожие статьи

Особенности динамики количества женщин фертильного возраста в сельской местности (на примере Астраханской области)

Психологическая оценка склонности воспитанников специализированных учреждений г. Владимира к отклоняющемуся поведению в подростковом возрасте

Актуальные вопросы применения театрализованной деятельности как средства активизации речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях детского сада

Опытно-экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни у учащейся молодежи на примере Центра здоровой молодежи (г. Воронеж)

Особенности организации детского экологического театра (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Содержание работы учителя-дефектолога по коррекции временных представлений у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью

Опыт организации профессиональной ориентации обучающихся г.Ижевска (на примере управления образования г.Ижевска)

Практические аспекты развития коммуникативных навыков у первоклассников с тяжелыми нарушениями речи на уроках по учебному предмету «Развитие речи»

Изучение влияния автомобильного транспорта на состояние атмосферного воздуха г. Туймазы в районе ГАПОУ РБ «Туймазинский медицинский колледж»

Вербальная агрессия и основные формы ее проявления в молодежной среде (на примере студентов филиала ФГБОУ ВПО «ВГУЭС» г. Находка)

Похожие статьи

Особенности динамики количества женщин фертильного возраста в сельской местности (на примере Астраханской области)

Психологическая оценка склонности воспитанников специализированных учреждений г. Владимира к отклоняющемуся поведению в подростковом возрасте

Актуальные вопросы применения театрализованной деятельности как средства активизации речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях детского сада

Опытно-экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни у учащейся молодежи на примере Центра здоровой молодежи (г. Воронеж)

Особенности организации детского экологического театра (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Содержание работы учителя-дефектолога по коррекции временных представлений у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью

Опыт организации профессиональной ориентации обучающихся г.Ижевска (на примере управления образования г.Ижевска)

Практические аспекты развития коммуникативных навыков у первоклассников с тяжелыми нарушениями речи на уроках по учебному предмету «Развитие речи»

Изучение влияния автомобильного транспорта на состояние атмосферного воздуха г. Туймазы в районе ГАПОУ РБ «Туймазинский медицинский колледж»

Вербальная агрессия и основные формы ее проявления в молодежной среде (на примере студентов филиала ФГБОУ ВПО «ВГУЭС» г. Находка)