Ресурсы экономических служб в медицинских учреждениях | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пироговский, М. Л. Ресурсы экономических служб в медицинских учреждениях / М. Л. Пироговский. — Текст : непосредственный // Новые задачи современной медицины : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 75-78. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/86/3854/ (дата обращения: 16.11.2024).

Последние десятилетия в большинстве стран отмечается быстрый рост затрат на здравоохранение, что привело к повышению внимания к проблемам управления больничным хозяйством. Так, по данным, приводимым К. Е. Брауншвейгом, в Германии только за счет совершенствования системы управления больницами можно сэкономить около 3,7 млрд. евро в год [2]. В Российской Федерации наблюдаются аналогичные процессы. Многие специалисты отмечают, что низкие темпы структурных преобразований в системе здравоохранения являются следствием несовершенства действующих экономических механизмов, неэффективности управления ресурсами и финансовыми потоками, слабого контроля за отдачей финансовых вложений, недостаточного развития стратегического и текущего планирования деятельности медицинских учреждений [4].

В условиях все большего распространения в отрасли рыночных отношений, обеспечение населения качественной медицинской помощью во многом зависит от принятия правильных экономических решений на всех уровнях управления. В свою очередь, развитие новых организационно-правовых и финансовых условий в деятельности системы здравоохранения приводит к тому, что значение экономических служб в управлении медицинскими учреждениями все более возрастает, при этом существенно меняются их функции, характер и содержание работы.

Работа специалистов экономического профиля в лечебно-профилактических учреждениях в последние годы становятся все более сложной, в частности происходит расширение их функций за счет: развития системы закупа и услуг через процедуру конкурса или аукциона; реализации национального проекта «Здоровье»; изменений системы оплаты по обязательному медицинскому страхованию через многочисленные страховые организации; перехода учреждений здравоохранения на новую систему оплаты труда. Количество же работников экономической службы медицинской организации устанавливается согласно норматива штатных должностей, который определяется исходя из положений приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 июля 2003 г. № 230 «Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения». Согласно этому приказу штаты экономической службы больницы зависят от величины её коечного фонда, однако в реальности объем работы экономистов по таким разделам, как отчетность, планирование расходов, ведение документации по национальному проекту «Здоровье» и других мало связан с мощностью госпитальной службы.

Несмотря на высокие требования, предъявляемые к экономическим службам в здравоохранении, исследований по анализу их ресурсного потенциала крайне мало [1,2,5]. Результаты одного из них, выполненного в Свердловской области в первые годы текущего столетия показали, что кадровые ресурсы экономических подразделений медицинских учреждений малочисленны, а профессионально-квалификационный состав их работников не отвечает задачам, стоящим перед отраслью. В 2004 г. при 673,75 штатных ставках фактически работало 480 человек, из которых 399 в муниципальных, а 81 в областных лечебно-профилактических учреждениях. Среди заместителей главных врачей по экономике и начальников планово-экономических отделов лишь 55 % имели высшее экономическое образование, 15 % — высшее техническое, а 30 % руководителей составляли лица со средним техническим или иным образованием. Что же касается специалистов экономических служб, то лишь 61 % из них имел высшее образование, в том числе 48 % высшее экономическое, а 13 % иное, в основном техническое, а 29 % составляли работники со средним образованием [3].

Для оценки состояния и динамики изменения кадровых ресурсов экономических служб учреждений здравоохранения в качестве объектов исследования были избраны 6 типичных больниц Свердловской области: по две областного уровня, городского и районного уровня. Как видно из материалов, приведенных в таблице 1, за последние 3 года ситуация с кадровым обеспечением экономических служб в целом была стабильной, однако при этом укомплектованность штатных должностей оставалась низкой: среди областных учреждений здравоохранения она составляла 50,0–63,6 %, в городских больницах — 49,1–45,9 %, а в центральных районных больницах — 84,2 %.

Таким образом, сопоставление этих данных позволяет сделать заключение о сохраняющейся в Свердловской области в течение последних лет невысокой укомплектованности экономических служб медицинских учреждений специалистами, причем в наибольшей степени это относится к организациям областного и городского уровней. На наш взгляд, такое положение может быть обусловлено следующими причинами: недостатком квалифицированных кадров, невысокой привлекательностью учреждений здравоохранения как места работы для специалистов экономического профиля, стремлением руководства больниц сохранить вакантные ставки для повышения заработной платы работников экономических служб.

Таблица 1

Укомплектованность экономических служб различных лечебно-профилактических учреждений Свердловской области, 2009–2011 гг.

Учреждения здравоохранения

2009 г.

2011 г.

штат. должн.

физ. лица

коэф-т совмест.

уком-ть (%)

штат. должн.

физ. лица

коэф-т совмест.

уком-ть(%)

Областные

10,0

5

2,0

50,0

11,0

7

1,6

63,6

Городские

14,75

7

2,1

47,5

15,25

7

2,2

45,9

Районные

4,75

4

1,2

84,2

4,75

4

1,2

84,2

Как уже отмечалось выше, нормативное количество штатных должностей в экономических службах медицинских учреждений устанавливается согласно Приказа Минздрава России от 9 июля 2003 г. № 230 с учетом мощности коечного фонда, однако руководитель организации имеет право, исходя из производственной необходимости вводить должности, не предусмотренные штатными нормативами. Представляло интерес установить, существует ли в реальности такая зависимость. Для этого был проведен расчет коэффициентов корреляции количества штатных должностей и физических лиц экономистов с мощностью коечного фонда больниц. Величина первого из них составила 0,74, а второго 0,79. Столь же сильная корреляционная связь этих двух показателей была установлена и с количеством штатных должностей в целом по организации — 0,72 и 0,83 соответственно. Эти результаты свидетельствуют о реально существующей зависимости численности работников экономических служб от мощности лечебного учреждения.

Наряду с количеством работников экономического профиля, значение имеет уровень их профессиональной подготовки. Согласно данным, представленным в таблице 2, 71,4 % специалистов экономических служб в рассматриваемых медицинских учреждениях имеют высшее экономическое образование, в том числе 8,6 % по специальности «экономика и управление здравоохранением» (ЭУЗ). В то же время, 25,7 % работников имеют лишь среднее специальное образование, причем у каждого четвертого из них оно не экономического профиля. Обращают на себя внимание значительные различия в уровне образования специалистов в разных лечебных учреждениях. Так, в областных больницах 100 % имеют высшее экономическое образование, причем 21,4 % по профильной специальности (ЭУЗ), что же касается центральных районных больниц, то здесь ситуация принципиально иная — только 37,5 % работников имеют высшее экономическое образование, остальные же обучались в колледжах (техникумах) и получили квалификацию бухгалтера, а часть из них вообще не имеет базового экономического образования.

Таблица 2

Уровень образования специалистов экономических служб различных лечебно-профилактических учреждений Свердловской области, 2009 г. (%)

Учреждения здравоохране­ния

Высшее

Среднее

Повышали квалифика­цию

экономическое

В т. ч. по спец-ти «ЭУЗ»

не экономи­ческое

Областные

100,0

21,4

0

0

57,1

Городские

69,2

0

7,7

23,1

46,2

Районные

37,5

0

0

62,5

12,5

Всего

71,4

8,6

2,9

25,7

42,8

Сравнивая эти результаты с данными за 2004 год, можно отметить небольшое улучшение кадрового потенциала экономических служб учреждений здравоохранения Свердловской области, произошедшие, однако, преимущественно в организациях областного уровня, где доля специалистов с высшим специальным образованием возросла с 58 до 100 %. Что же касается центральных городских и районных больниц, то там ситуация осталась без изменений.

Медицинские работники обязаны проходить повышение квалификации 1 раз в 5 лет, но, к так называемому вспомогательному персоналу, к которому относятся и экономисты, подобные требования не предъявляются. Несмотря на то, что в рассматриваемых медицинских учреждениях за период 2009–2011 гг. повышали квалификацию 42,8 % работников экономических служб, но более детальный анализ показал, что если в областных больницах доля таковых составляла 57,1 %, то в районных — лишь 12,5 %. Таким образом, можно констатировать, что проблема профессиональной подготовки работников экономического профиля остается не решенной, особенно в лечебных учреждениях районного уровня. Основными причинами такого положения являются: недостаток финансовых средств, выделяемых на соответствующую статью расходов; отсутствие понимания важности этой проблемы со стороны руководства больницы, недостаток информации о возможности повышения квалификации. В тоже время, по данным проведенного опроса, среди форм обучения работники экономических служб отдают предпочтение одно-двух-дневным семинарам по узким вопросам, проводимым в пределах региона дислокации медицинского учреждения, поскольку они дешевле, не занимают много времени а, главное, высоко информативны и имеют четкую практическую направленность.

В последние годы происходит постоянный рост объемов информации, с которой приходится работать экономистам медицинских организаций, что остро ставит проблему использования современных информационных технологий. Проведенный анализ показал, что для экономических служб рассматриваемых медицинских учреждений характерны достаточно высокая подготовленность персонала и технического оснащения рабочих мест: у каждого специалиста имеется компьютер, все службы располагают выходом в Интернет, информационными системами типа «Гарант» или «Консультант», а также специальными экономическими программами. Вместе с тем, в целом по Свердловской области компьютерную грамотность экономистов здравоохранения можно оценить как невысокую. Это подтверждают и данные, приводимые И. Л. Леонтьевым [5], согласно которым пользователями компьютерной техники являются 74,8 % работников экономических служб, но при этом специальную подготовку прошли лишь 5,9 %. Опрос их показал, что среди трудностей в работе 52,9 % респондентов назвали слабую оснащенность рабочих мест компьютерной и оргтехникой, 29,4 % отметили отсутствие необходимого программного обеспечения.

Результаты проведенного исследования показали, что доля финансирования экономических служб в структуре расходов рассматриваемых медицинских учреждений составляла в 2009 г. 0,34 %, а в 2011 г. 0,46 %. Вместе с тем, как видно из приведенных в таблице 3 данных, за три года фактический объем их финансирования вырос на 94 %, при том, что общие расходы больниц в целом повысились только на 68 %.

Таблица 3

Доля финансирования экономических служб в общих расходах различных лечебно-профилактических учреждений Свердловской области, 2009–2011 гг. (%)

Учреждения здравоохранения

2009 г.

2011 г.

Рост финансирования по сравнению с 2009 г. (%)

экон. служб

ЛПУ в целом

Областные

0,3

0,4

100

52

Городские

0,45

0,65

97

102

Районные

0,35

0,39

87

70

ВСЕГО

0,34

0,46

94

68

Средняя заработная плата специалистов экономических служб весь рассматриваемый период времени была выше, чем в среднем по учреждению, причем такая ситуация наблюдалась во всех типах больниц, однако в 2011 г. в областных медицинских организациях это превышение было наиболее значительным — 83,2 %, а в городских и районных составило только 11,9 и 8,4 % соответственно.

Обращает на себя внимание и тот факт, что средняя заработная плата экономистов, работающих в разных типах медицинских учреждений сильно различалась: наиболее высокой она была в областных больницах, а наименьшей в районных. В 2009–2011 гг. эти различия составляли 2,8 раза, при том, что уровень таковых по средней заработной плате всего персонала больниц эти же годы был равен 1,7- 1,8 раза. Вместе с тем, следует отметить, что за этот период времени рост заработной платы персонала медицинских учреждений происходил более быстрыми темпами, чем работников экономического профиля.

Таким образом, на основании результатов исследования можно сделать заключение, что кадровый и технологический потенциал экономических служб российского здравоохранения не в полной мере соответствует сложности задач, стоящих на настоящем этапе развития отрасли. Это обусловлено, на наш взгляд, отсутствием должного внимания к проблеме их укрепления, о чем, в частности, свидетельствует крайне ограниченное число публикаций в отечественных журналах, посвященных управлению больничным хозяйством и оценке состояния и деятельности различных вспомогательных служб. Одной из наиболее актуальных задач является подготовка в высшей школе экономистов по специальности «Экономика и управление здравоохранением», а также создание систем повышения квалификации специалистов, работающих в отрасли. За счет успешного их решения можно будет обеспечить повышение эффективности деятельности медицинских учреждений в условиях все большего распространения рыночных отношений в социальной сфере.

Литература:

1.         Блохин А. Б. Экономические кадры здравоохранения / А. Б. Блохин, Н. Н. Кивелева // Экономика здравоохранения.-2001.-№ 11–12.- С.59–60

2.         Брауншвейг К. Е. Управление больницами в Германии / К. Е. Брауншвейг // Лекции по управлению и экономике здравоохранения.- Екатеринбург: «СВ-96», 2007.- С.35–59.

3.         Кивелева Н. Н. Укомплектованность и квалификация экономических служб лечебно-профилактических учреждений региона / Н. Н. Кивелева, Н. В. Махинова // Менеджер здравоохранения.- 2004.- № 1.- С. 37–41.

4.         Кучеренко В. З. Кризис здравоохранения — диалектика решений: от «бизнеса на болезнях» и «медицинского коммунизма» к рентабельной экономике общественного здоровья / В. З. Кучеренко, Н. А. Кравченко, А. В. Рагозин // Экономика здравоохранения.- 2010.- № 3.- С.5–17.

5.         Леонтьев И. Л. К вопросу об уровне квалификации экономических кадров медицинских учреждений Свердловской области / И. Л. Леонтьев // Экономика региона.- 2010.- № 1.- С. 207–211.

Основные термины (генерируются автоматически): Свердловская область, служба, учреждение, экономический профиль, высшее экономическое образование, работник, больница, больничное хозяйство, большее распространение, Российская Федерация.