Анализ факторов синдрома эмоционального выгорания у преподавателей медицинского института | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Анесян, Ф. А. Анализ факторов синдрома эмоционального выгорания у преподавателей медицинского института / Ф. А. Анесян, Д. В. Кулаков, Д. А. Мамонова. — Текст : непосредственный // Новые задачи современной медицины : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 82-85. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/86/3872/ (дата обращения: 16.11.2024).

Проблематика стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошённости вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. «Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек», — эту метафору можно положить в основу исследований психологического феномена — синдрома эмоционального выгорания [1].

Существуют различные определения «выгорания». В наиболее общем виде это явление рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности (в зарубежной литературе он известен под термином «burnout») [2].

Ряд авторов рассматривает синдром «выгорания» как «профессиональное выгорание», что позволяет изучать данный феномен в контекте профессиональной деятельности. Установлено, что данный синдром наиболее характерен для представителей социальных или коммуникативных профессий — системы «человек-человек». В профессиональной деятельности негативные последствия межличностных коммуникаций имеют прямое отношение к сохранению здоровья, психической устойчивости, надежности и профессиональному долголетию указанных специалистов. В результате «сгорания» человек теряет психическую энергию, у него развиваются психосоматическая усталость, эмоциональное истощение, появляются немотивированное беспокойство, тревога, раздражительность, возникают вегетативные расстройства, снижается самооценка, утрачивается осознание смысла собственной профессиональной деятельности. Среди профессий, в которых СЭВ встречается наиболее часто (от 30 до 90 % работающих), следует отметить врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов.

Установлена связь выявленных изменений с характером профессиональной деятельности, сопряженной с ответственностью за судьбу, здоровье, жизнь людей. Эти изменения расценены как результат воздействия продолжительного профессионального стресса. Среди профессиональных стрессоров, способствующих развитию СЭВ, отмечается обязательность работы в строго установленном режиме дня, большая эмоциональная насыщенность актов взаимодействия. У ряда специалистов стрессогенность взаимодействия обусловлена тем, что общение длится часами, повторяется в течение многих лет, а реципиентами выступают больные с тяжелой судьбой, неблагополучные дети и подростки.

С. Маслач и другие считают, что этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг. Клиенты воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, есть благо для них. Наконец, редукция профессиональных достижений — возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Исследования последних лет не только подтвердили правомерность этой структуры, но и позволили существенно расширить сферу ее распространения, включив профессии, не связанные с социальной сферой. Это привело к некоторой модификации понятия «выгорание» и его структуры. Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Такое понимание несколько видоизменило и его основные компоненты: эмоциональное истощение; деперсонализацию; профессиональную эффективность [3].

На наш взгляд актуальным становится изучение особенностей проявления данного синдрома у педагогов медицинского ВУЗа, где на клинических кафедрах сочетается работа в качестве педагога и врача клинициста.

Целью исследования является уточнение его симптомов и факторов, обуславливающих его формирование у педагогов и врачей, и такой категории специалистов, которые являются и педагогами и врачами одновременно, в связи с их профессиональной деятельностью. Анализ факторов необходим для разработки научно обоснованных программ, ориентированных на профилактику профессиональных деформаций и заболеваний, а также на восстановление психоэнергетического потенциала работников.

Объектом исследования является синдром эмоционального выгорания и его основные симптомы, а также их взаимосвязь.

Предметом исследования — формирование синдрома эмоционального выгорания, анализ факторов его проявления у врачей, преподавателей, преподавателей клинических кафедр Медицинского института, профилактика и коррекция негативных явлений, связанных с синдромом выгорания.

В качестве основной психодиагностической методики была выбран опросник «Профессиональное выгорание» (Maslach Burnout Inventory, MBI). Модификация Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченковой. Предназначен для оценки симптомов выгорания у представителей социономических профессий. Данная методика является сокращенной версией известного западного опросника MBI-Maslach Burnout Inventory, разработанного на основе трехфакторной модели «синдрома выгорания» К. Маслач и С. Джексон (Maslach, 1982; Maslach, Jackson, 1986).

При исследовании синдрома эмоционального выгорания были проанализированы как конкретные значения по всем 3 субшкалам, их взаимосвязь. Исследование проводилось в феврале-марте 2013 г. Для сравнения интенсивности проявления факторов синдрома эмоционального выгорания было проанализированы 3 группы: 1 группа — врачи хирургических отделений; 2 группа — преподаватели Медицинского института, не задействованные в лечебном процессе; 3 группа — преподаватели клинических кафедр Медицинского института ПГУ, где работа на кафедре предполагает работу в хирургическом отделении в качестве врача. Всего было опрошено 64 респондента. В результате исследования были получены следующие результаты:

Таблица 1

Средние значения по субшкалам для трех профессиональных групп

Группы

Возраст

Стаж

Субшкалы

Эмоциональное истощение

Деперсонализация

Редукция личностных достижений

Врачи-хирурги

54

27

19,5

7,6

27,3

Преподаватели ВУЗа

40

13,2

22,2

8,7

28,2

Преподаватели-врачи

39

8,7/ 15,9

18,2

8,4

35,0

Если анализировать результаты нашего исследования, то видно, что наименьше значение по шкале «эмоциональное истощение» имеют преподаватели-врачи, и она соответствует среднему уровню. Если сравнивать такой фактор, как деперсонализация, то результаты также похожи и попадают в средний уровень. Если же рассматривать такой фактор, как редукция личностных достижений, то среднему уровню соответствует этот показатель только у преподавателей — врачей, у двух других исследованных категорий этот фактор показал высокий уровень. Высокая эмоциональная отдача представителей группы не покрывается положительным эмоциональным возвратом со стороны пациентов. Похожая ситуация и с преподавателями вуза.

Хотя мы видим, что стаж работы и средний возраст сотрудников клинических кафедр меньше, чем у двух других категорий специалистов. Можно предположить, что дополнительная работа в качестве педагога ведет к увеличению профессиональной эффективности, повышает самооценку и повышает уверенность в своем профессионализме. А также сотрудники клинических кафедр традиционно имеют высокий авторитет среди сотрудников клиник, даже имея не большого опыта работы. Таким образом, положительная отдача от работы нейтрализует отрицательные стороны профессий педагога и врача, которые несут риск возникновения синдрома эмоционального выгорания.

Для сравнения приводим средние значения по субшкалам для четырех профессиональных группам (по данным российской выборки):

Таблица 2

Группы

Возраст

Стаж

Субшкалы

Эмоциональное истощение

Деперсонализация

Редукция личностных достижений

Менеджеры

32

3

21,1

10,7

31,5

Чиновники

43

7

17,0

7,6

32,5

Медицинские сестры

30

10

22,4

10,2

30,0

Врачи -терапевты

45

18

15,2

6,0

33,0

Тему СЭВ затрагивали и иные исследователи. В 2009 году вышла публикация В. В. Трубиной, в которой автор проводил похожее исследование среди среднего медицинского персонала одного из отделений больницы в Санкт-Петербурге. Была обследована часть персонала, работающего в отделении, и на момент обследования фокус-группу, в основном, составили сотрудники женского пола, имеющие большой стаж работы в этой области.

На момент исследования средний медицинский персонал обнаружил следующие данные эмоциональное истощение 17,8± 4,6; деперсонализация8,6±3,9; редукция личностных достижений 28,9±5,2.Показатели эмоционального истощения варьировали в рамках среднего у всех сотрудников отделения. У двух сотрудников выявлены высокие показатели деперсонализации. Показатели редукции личностных достижений оказались высокими у большинства сотрудников отделения, за исключением 3-х человек. Низкий уровень лояльности к организации проявили 5 сотрудников [4].

Похожее исследование было проведено с целью изучения степени выраженности СЭВ у людей социальных профессий. Результаты исследования показали, что специалисты с начальной стадией формирования «выгорания» имеют стаж профессиональной деятельности от 0 до 5 лет (52,2 %). В группу специалистов с отсутствием «выгорания» вошло 45,5 % со стажем работы по специальности от 5 до 10 лет. Группу специалистов со сложившимся «выгоранием» составили в равной степени те, у кого стаж превышает 10 лет и стажем от 0 до 5 лет (38,5 %). В группу респондентов с отсутствием «эмоционального выгорания» вошли социальные работники, удовлетворенные условиями труда (45,5 %), а в группу с высоким показателем «эмоционального выгорания» те, кто неудовлетворен условиями труда (7,6 %). На основании этого можно сделать вывод о том, что неблагоприятные условия труда повышают риск развития выгорания, а благоприятные являются фактором, ослабляющим влияние профессиональных стрессов. Большинство социальных работников, удовлетворенных возможностью повышения квалификации, составили группу специалистов с отсутствием синдрома «эмоционального выгорания» (54,5 %) [5].

Сравнивая полученные в ходе нашего исследования результаты с результатами из рассмотренных статей, оказалось, из всех профессий подверженных СЭВ, безусловно, наиболее высокие имеют профессия педагога. Объясняется это тем, что профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженностью. Известно большое количество объективных и субъективных факторов, которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Следует также учитывать, что это одна из профессий альтруистического типа, где вероятность возникновения психического выгорания достаточно высока. Проведенное нами исследование показало, что из трех групп выбора (преподаватели ВУЗа, врачи-хирурги и врачи-преподаватели) показатели эмоциональное истощения и деперсонализации наиболее высоки у группы преподавателей ВУЗа. Это можно объяснить высоким уровнем контакта ежедневно с большим количеством людей и крайне низкой положительной эмоциональной отдачей. Среди многих особенностей и трудностей педагогической работы зачастую выделяют ее высокую психическую напряженность. Более того, способность к переживанию и сопереживанию признается одним из профессионально важных качеств учителя и воспитателя. Все эти особенности могут способствовать формированию СЭВ.

Уровень групп врачи-хирурги и преподаватели-врачи по тем же показателям ниже, чем у преподавателей ВУЗов, но все равно достаточно высок. Это можно связать с тем, что благодаря длительному опыту и характеру работы у данных групп выработалась относительная резистентность к СЭВ. Это хотя и проявляется эмоциональным истощением, но представители группы относятся к этому привычно. Хотя изначально гипотеза была такова, что данные показатели будут значительно выше из-за «наслоения» двух наиболее подверженных СЭВ профессий.

Эмоциогенные факторы вызывают нарастающее чувство неудовлетворенности, накопление усталости, что ведет к кризам в работе, истощению и выгоранию. Сопутствуют этому физические симптомы: астенизация, частые головные боли и бессонница. Кроме этого возникают психологические и поведенческие симптомы: чувства скуки и обиды, снижение энтузиазма, неуверенность, раздражительность, неспособность принимать решения. В результате всего этого снижается эффективность профессиональной деятельности. Нарастающее чувство неудовлетворенности профессией ведет к снижению уровня квалификации и обусловливает развитие процесса психического выгорания. Поэтому крайне важно тем специалистам, которые в большей степени подвержены синдрому эмоционального выгорания, иметь представление о методах его коррекции и лечения. Надо отметить, что эмоциональное «выгорание» — процесс довольно коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять что происходит, поэтому он нуждается в поддержке окружающих и понимании, а не обвинении, когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы сотрудники в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти для него разумное решение возникшей у него проблемы.

Литература:

1.                  Рогинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях. // Психологический журнал. 2002 г. Том 23. — № 3. С.85–95

2.                  Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6.

3.                  Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Журнал практической психологии и психоанализа. — № 3. — 2001.

4.                  Н. П. Ванчакова, В. В. Трубина. Сравнительный анализ профессионального выгорания у среднего медицинского персонала соматопсихиатрического, психиатрического и терапевтического отделений //Ученые записки СПБГМУ им.акад.И. П. Павлова, том XVI-№ 4–2009 г.

5.                  Бусовикова О. П., Мартынова Т. Н. Исследование формирование синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников. // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов». — Вып. 2. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. — 410 с.

6.                  Водопьянова Н. Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2000.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное истощение, эмоциональное выгорание, профессиональная деятельность, синдром, выгорание, группа специалистов, Медицинский институт, преподаватель ВУЗа, психическое выгорание, стаж работы.

Похожие статьи

Особенности развития эмпатических способностей у студентов разных специальностей педагогического вуза

Моделирование процесса становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа

Влияние мотивации учения на развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста

Особенности эмпатии студентов, обучающихся на факультете психологии

Влияние стратегий критического мышления на повышение познавательной деятельности учащихся на уроках химии

Психологические особенности общения студентов с разным уровнем социального интеллекта

Работа педагога-психолога по профилактике дезадаптации межличностных отношений студентов

Проблема формирования коммуникативной культуры будущих специалистов в медицинском вузе

Психологические особенности проявления страха и тревожности у студентов вуза

Анализ развития физических качеств студенток Западного Казахстана, обучающихся в медицинском вузе, под влиянием различных методик

Похожие статьи

Особенности развития эмпатических способностей у студентов разных специальностей педагогического вуза

Моделирование процесса становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа

Влияние мотивации учения на развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста

Особенности эмпатии студентов, обучающихся на факультете психологии

Влияние стратегий критического мышления на повышение познавательной деятельности учащихся на уроках химии

Психологические особенности общения студентов с разным уровнем социального интеллекта

Работа педагога-психолога по профилактике дезадаптации межличностных отношений студентов

Проблема формирования коммуникативной культуры будущих специалистов в медицинском вузе

Психологические особенности проявления страха и тревожности у студентов вуза

Анализ развития физических качеств студенток Западного Казахстана, обучающихся в медицинском вузе, под влиянием различных методик