Основные роли педагога в условиях формального, неформального и информального образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)

Дата публикации: 25.01.2014

Статья просмотрена: 5807 раз

Библиографическое описание:

Гибадуллина, Ю. М. Основные роли педагога в условиях формального, неформального и информального образования / Ю. М. Гибадуллина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 228-231. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4768/ (дата обращения: 15.11.2024).

Стратегия обучения педагогов в условиях формального, неформального и информального образования направлена на: получение высокого качества образования, предоставляющего возможность сформировать профессиональные компетенции, необходимые для практической деятельности педагога, приобретения прочных умений и навыков, повышающих конкурентоспособность выпускника и способствующих развитию профессиональной карьеры.

В образовании, как и в других сферах жизнедеятельности, происходят определенные изменения:

-                   модели образования, включающей три уровня: бакалавриат, магистратуру и аспирантуру (формальное образование);

-                   процесса, действительно протекающего на протяжении всей жизни, в котором каждый приобретает взгляды, ценности, навыки и знания из повседневного опыта и получает образовательное влияние из ресурсов своей среды — начиная от семьи и соседей, от работы и игр, от рынка, библиотеки и средств массовой информации (неформальное образование);

-                   отдельной деятельности или существенной части более широкой деятельности, призванной служить субъектам обучения и реализующей цели обучения (информальное образование).

Эти изменения требуют формирования педагога нового типа, не только выполняющего образовательно-воспитательные функции, но и умеющего своевременно отреагировать на изменения рынка труда, требования социума и меняющегося общества.

В последнее время наблюдается расширение ролевого репертуара педагога. Наряду с традиционными ролями (педагог-организатор учебной деятельности, педагог воспитатель и педагог — наставник), у педагога появляется необходимость исполнения таких ролей как тьютора, модератора, фасилитатора. Трансформация ролей педагога «обусловлена влияниями внешних и внутренних факторов, новациями внутри профессиональных сфер, где актуализируются проблемы формального, неформального и информального образования, индивидуальных образовательных траекторий педагога» [7, с. 127].

Рассмотрим новые роли современного педагога, которые включают инновационные идеи и подходы в его образовательной и психолого-педагогической деятельности. Существует множество мнений по проблеме тьюторства. Тьютор — наставник, посредник, человек, который учит самостоятельно решать проблемы (переводить их в задачи); это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск; культура, формировавшаяся в истории параллельно культуре преподавания и обучения.

Однако тьюторство в современных условиях развития системы образования приобретает более широкий смысл. Тьютор сопровождает человека в его овладении способами новой деятельности и появляется в образовательном пространстве школы в результате назначения и закрепления его за определенной группой учащихся, либо в результате выбора тьютора самим учащимся [1, с. 33].

Различают несколько видов тьюторства:

1.         Учебный тьютор занимается репетиторством. Объектом его деятельности являются группы учащихся школы, испытывающих затруднения в учебной деятельности.

2.         Тьютор в исследовательской деятельности сопровождает и способствует освоению технологии данной деятельности учащимся, помогает в оформлении и представлении результатов (конкурсы, конференции).

3.         Тьютор в проектной деятельности осваивает с учащимися технологию написания проектов, постановку проблем, видение проблем в обществе, а также находить варианты путей и способов их решения.

4.         Тьютор-социальный продюсер осуществляет деятельность по организации для учащихся социальных и учебных практик, профессиональных проб, экскурсии на предприятия, встречи со специалистами различных профессий, дней школы в ВУЗах и день ВУЗов в школе, посещение ярмарки учебных мест «Образование и карьера».

5.         Тьютор — психолог формирует психологически комфортную среду для учащихся школы и педагогов.

6.         Тьютор по профессиональному самоопределению мотивирует учащихся на достижения желаемого, заявленного результата [6, с. 14].

Технология тьюторского сопровождения реализуется в трех направлениях: введение особой тьюторской позиции; максимальное насыщение школьной среды (секции, исследовательские и проектные студии, клубы образовательных путешествий, школьный театр и т. п.); организация «событийных» форм образовательной деятельности (олимпиады, фестивали и т. п.), провоцирующие спонтанное творческое общение учащихся [3].

Работа тьютора в школе различается по ступеням обучения: начальная, основная и старшая школа. В связи с чем в профессиональной подготовке педагогов должны рассматриваться и более основательно изучаться психолого-педагогические особенности детей различного возраста. Этому способствуют такие дисциплины как «Психология развития», «Возрастная педагогика», «Психология дошкольного возраста», «Психология детей младшего школьного возраста», «Психология подросткового возраста», «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса» и др.

По мнению педагогов-исследователей Н. С. Сердюковой, Е. В. Посохиной, Л. В. Серых тьюторское сопровождение:

-                   в начальной школе заключается в оказании младшему школьнику помощи в осознании и реализации познавательного интереса [6, с. 18];

-                   в основной школе включает две организационные модели: тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных проектов и тьюторское сопровождение детских образовательных маршрутов (путешествий, объединений) [6, с. 21];

-                   в старшей школе выходит за рамки образовательного учреждения (стажировки и социальные практики в мире взрослой деятельности) [6, с. 24].

Следовательно, в массовой муниципальной средней школе целесообразно существование одновременно нескольких организационных моделей реализации тьюторского сопровождения, с учетом возможности образовательного учреждения (кадровых, организационных, финансовых и т. д.).

Вторая роль педагога связана с модерацией, рассматриваемая как один из видов сопровождения человека наряду с консультированием, супервизией. Специалист, сопровождающий процесс управления взаимодействием в группе и отвечающий за соблюдение участниками установленных норм и правил поведения. Модерация, как и другие виды сопровождения, имеет определенные характеристики: сосредоточена на конкретной проблеме; ориентирована на кооперацию; исключает формальный контроль и оценку; содержит способы деятельности, указывающие путь решения проблемы для группы; создает психологически комфортные условия для субъектов профессиональной деятельности [1, с. 35].

Сегодня модерация — это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде [2, с. 121].

К основным элементам технологии модерации относятся:

1.         Интеракция (организации взаимодействия учащихся или воспитанников). Педагог на этапе планирования урока или воспитательного мероприятия должен предусмотреть и заложить в план механизмы эффективной интеракции, а в процессе урока или воспитательного мероприятия качественно их реализовать.

2.         Коммуникация. Эффективные интеракции невозможны без организации упорядоченного обмена информацией между всеми участниками учебно-воспитательного процесса. Коммуникация представляет собой средство для обмена информацией, знаниями, а также ожиданиями, настроениями, чувствами, которые передаются партнеру в разговоре или при невербальном общении. Организация двустороннего и многостороннего обсуждения (диалог и полилог), использование различных каналов и форм коммуникации, использование методов стимулирования коммуникативного процесса — все это позволяет обеспечивать эффективность взаимодействия.

3.         Визуализация. Визуализация этапов учебно-воспитательного процесса позволяет материализовать ход обучения и воспитания, дает возможность «потрогать» результаты и достижения учащимся (воспитанникам). Красочно оформленные презентации создают приподнятое настроение у учащихся (воспитанников) и педагога, праздничную атмосферу и позитивное мотивационное поле в классе или группе. Подключение зрительной памяти обеспечит повышенную выживаемость знаний.

4.         Мотивация. Поддержание тонуса, развитие уверенности в своих силах и позитивного настроя всех участников образовательного процесса, стимулирование познавательной активности и творческого процесса, раскрытие и развитие способностей обучающихся, содействие их эффективному сотрудничеству — катализатором этих процессов является мотивация.

5.         Мониторинг учебно-воспитательного процесса. Мониторинг учебного процесса включает в себя отслеживание и сверку получаемых результатов каждого раздела занятия с запланированными, а также формальное и неформальное фиксирование хода и результатов образовательного процесса и внесение, при необходимости, корректив по ходу занятия. В процессе осуществления модерации очень важно обеспечить мониторинг двух процессов: выполнения плана занятия и групповой динамики.

6.         Рефлексия. Осмысление новых знаний, умений, качеств и ценностей, критический анализ информации, генерация ответов на вызовы окружения, а также самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе групповой работы, корректировка своей деятельности на основе этой оценки и потребностей группы — обязательный атрибут современного образования [2, с. 124–137].

Третья роль выступает как профессионально важное качество личности педагога — фасилитация означающее «облегчать», «содействовать» что в современной образовательной системе подходит для раскрытия роли и значимости педагога.

По мнению авторов И. И. Черкасовой, Т. А. Ярковой, педагог-фасилитатор:

-          стимулирует самостоятельность и ответственность студентов при выборе учебных курсов, при определении учебных целей, способов их достижения, при оценке результатов своего труда;

-          создает благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного учения;

-          мотивирует, поощряет взаимодействие в учебной работе [8, с. 121].

Фасилитация — это профессиональная организация деятельности группы обучающихся, направленная для выработку решений и на достижение поставленных целей. [8, с. 20]. Воснове педагогической фасилитации лежит:

-          формирование и «создание гуманной воспитательной среды, способствующей достижению поставленной цели в процессе поддержки обучающихся [5, с. 117];

-          взаимодействие субъектов образовательного процесса, направленного на раскрытие способностей каждого обучающегося.

Технологию фасилитации можно определить как:

-          процесс, предполагающий разработку и управление групповой структурой (чего необходимо достичь; кто должен быть вовлечен; разработка процесса, в котором участвует группа, и последовательности выполняемых заданий; коммуникация; достижение соответствующего уровня участия и использования ресурсов; групповая энергия, движущие силы и способности участников; физическая и психологическая среда);

-          результат, способствующий помощи группе в том, чтобы стать лучше (повысить качество решений; повысить ответственность в отношении принимаемых решений; значительно сократить время реализации решений; улучшить отношения в группе; усилить личную удовлетворенность участников группы; способствовать организационному обучению) [4].

Фасилитация как функция педагога способствует повышению групповой эффективности и направлена на:

-          помощь группе определить ее общие цели и специфические задачи, оценить их потребности и разработать планы по их удовлетворению;

-          управление групповой дискуссией и поддержание ее в нужном направлении;

-          поддержание участников в оценке имеющихся у них навыков и выработке новых, в управлении их собственной межличностной динамикой.

Педагог-фасилитатор содействует усилению продуктивности образования и развитию субъектов профессионально-педагогического процесса за счет особого стиля общения и личности педагога.

Изучение и раскрытие значимости вышеуказанных ролей в системе подготовки педагогов будет осуществляться на основе:

-          формального образования в рамках педагогического вуза, через изучение педагогических дисциплин «Введение в профессию», «Введение в социально-педагогическую деятельность», «Введение в психолого-педагогическую деятельность», «Общая педагогика», «Общая и экспериментальная психология» и др.

-          неформального образования, который происходит вне специального образовательного пространства, в котором чётко обозначены цели, методы и результат обучения, в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, во время индивидуальных занятий, а также различных дополнительных курсов, тренингов, коротких программ, которые предлагаются студентам в период профессиональной подготовки, а работающим педагогам на этапе трудовой деятельности. Такими курсами для студентов являются: «Волонтерство в социально-педагогической деятельности», «Тренинг профессиональной наблюдательности», «Тренинг личностного роста», «Социально-педагогическое взаимодействие в образовательном социуме», «Тьюторское сопровождение в профессиональной деятельности педагога», «Модерация в деятельности педагога» и «Педагог-фасилитатор в образовании».

-          информального образования, где будущий педагог получает определенную сумму знаний, умений и навыков в значительной мере спонтанно в процессах и эксцессах самой жизни, совместной жизнедеятельности: трудовых процессах, праздниках, посещая театр, общаясь с окружением, в семье, церкви, публичных зрелищах, туристических поездках. Особое место в современном информальном образовании играет система средств массовой коммуникации (телевидение, Интернет, радио, кинематограф, музыка и т. п.). В информальном образовании ключевую роль играет самообразование, поэтому задача преподавателя вуза вывести своего студента на уровень взаимодействия через систему самообразования и включением его в поисковую и исследовательскую деятельность.

Таким образом, трансформация ролей педагога в условиях формального, неформального и информального образования обуславливает подготовку педагога к новому профессионально-ролевому репертуару — педагог-тьютор, педагог-модератор и педагог-фасилитатор. Для выполнения социального заказа общества и самих педагогов, необходимо разработать научно обоснованную стратегию деятельности по подготовки, сопровождению и поддержки учителей, педагогов. Речь идет не просто о разработке и внедрении в педагогический процесс адекватных организационных форм, технологических ритмов и методов работы с педагогическими кадрами, а еще и о создании таких алгоритмов профессиональной деятельности, которые позволили бы ему становиться творческой, саморазвивающейся личностью, обладающей системным взглядом на педагогическую реальность. В связи с вышесказанным и возникает необходимость изучения будущими педагогами и педагогами-практиками особенностей и возможностей тьюторства, модераторства и фасилитации.

Литература:

1.         Доронина Н. А. Методическая система подготовки социальных педагогов в вузе к социально-педагогическому взаимодействию: дисс. канд. пед. наук. — М., 2012. — 319 с.

2.         Иванова О. А., Доронина Н. А. Организация социально-педагогического взаимодействия в современном социуме: учебно-методическое пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. З. И. Колычевой. — Тобольск: ТГСПА им. Д. И. Менделеева, 2012. — 204 с.

3.         Ковалева Т. М. Введение в тьюторство [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mioo.ru/

4.         Мартынова А. В. Фасилитация как технология организационного развития и изменений [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.orgpsyjournal.hse.ru

5.         Ниязова А. А. Воспитание гуманистической направленности личности учащихся в процессе экологического образования: дисс.. пед. наук, Екатеринбург, 2003.- 179 c

6.         Организация тьюторского сопровождения в общеобразовательном учреждении. // Методическое пособие. Авторы- составители Сердюкова Н. С., Посохина Е. В., Серых Л. В. — Изд-во., БелРИПКППС — г. Белгород., 2011. — 122с.

7.         Ройтблат О. В. Неформальное образование в системе повышения квалификации в условиях трансформации педагогической профессии. — Мир науки, культуры, образования. -№ 2 (27). -2011. — С.127

8.         Черкасова И. И., Яркова Т. А. Панорамно-педагогическое мышление будущего учителя как инновационный ресурс «Новой школы»: монография. — СПб.: НОУ «Экспресс», 2013. — 142 с.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, образование, педагог, учебно-воспитательный процесс, воспитательное мероприятие, исследовательская деятельность, неформальное образование, образовательное учреждение, профессиональная деятельность, психолого-педагогическая деятельность.

Похожие статьи

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Педагогические и психологические основы выбора оптимизированного содержания трудового образования

Социально-педагогические аспекты профессионализации личности будущего педагога как составляющего элемента процесса социализации

Роль педагога в воплощении принципов инклюзивного образования

Технология индивидуального стиля учебной деятельности как ресурс реализации индивидуального подхода в обучении

Организационно-педагогические условия развития ИКТ-компетентности

Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога

Способы и содержание субъективного познания культуры личностью в современном образовании

Роль языкового образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий

Роль технологии развивающего обучения в формировании психосоциальной компетентности обучающихся

Похожие статьи

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Педагогические и психологические основы выбора оптимизированного содержания трудового образования

Социально-педагогические аспекты профессионализации личности будущего педагога как составляющего элемента процесса социализации

Роль педагога в воплощении принципов инклюзивного образования

Технология индивидуального стиля учебной деятельности как ресурс реализации индивидуального подхода в обучении

Организационно-педагогические условия развития ИКТ-компетентности

Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога

Способы и содержание субъективного познания культуры личностью в современном образовании

Роль языкового образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий

Роль технологии развивающего обучения в формировании психосоциальной компетентности обучающихся