Подготовка и повышение квалификации учителей в Татарстане в начале 20-х гг. ХХ в. (по материалам архивных документов) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 2. История образования и педагогики

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)

Дата публикации: 21.01.2014

Статья просмотрена: 100 раз

Библиографическое описание:

Евграфова, О. Г. Подготовка и повышение квалификации учителей в Татарстане в начале 20-х гг. ХХ в. (по материалам архивных документов) / О. Г. Евграфова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4868/ (дата обращения: 15.11.2024).

Второе десятилетие ХХI века отмечено новым обращением органов государственной власти к проблемам науки, а в связи с этим к задачам средней и высшей школы. Государство и общество осознают важность образовательной системы для формирования современных стандартов развития общества, сохранения богатейшего культурного и духовного наследия нашей страны. В послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 12 декабря 2013 г. В. Путин подчеркнул: «Решающее значение для будущего российской школы приобретает профессиональный рост учителя. Он должен быть готов использовать в обучении современные технологии, уметь работать с детьми с ограниченными возможностями по здоровью. Прошу подготовить комплексную программу обновления кадров для школ. Знаю, что Министерство образования этим уже занимается, включая развитие системы непрерывной подготовки и повышения квалификации учителей. Нужно завершать эту работу по подготовке этой программы». [2].

Естественно, что масштабная модернизация такой важной сферы общественной жизни как образование немыслима без внятной оценки преобразований, имевших место, в том числе, в первые годы советской власти. Образовательная реформа, предпринятая в ходе государственного проекта «культурной революции», в конечном итоге, позволила заложить фундамент той системы образования, которая в течение долгих лет отвечала самым строгим критериям, предъявляемым в ХХ в. к массовому образованию. Одновременно актуализировалась задача подготовки и переподготовки грамотных, идущих в ногу со временем, идеологически подкованных учительских кадров, которые были бы готовы работать в абсолютно новых условиях и выполнять качественно новые задачи, поставленные государством. В этой связи представляется интересным обратиться к опыту зарождения и развития начальных форм повышения квалификации учителей в отдельно взятой республике — Татарстан (ТАССР) — в начале 1920-х гг. ХХ в.

Новая система просвещения, ее цели и задачи были органически связаны с политическими, экономическими и культурными задачами строительства социалистического общества. На школу была возложена несвойственная ей политическая функция: она должна была стать «орудием полного уничтожения деления общества на классы, в орудие коммунистического перерождения, плацдарм для воспитания нового поколения. Принципы новой трудовой школы были определены в ряде документов государственной власти таких как «Положение о единой трудовой школе» (1918 г.) и «Основные принципы единой трудовой школы», что и обусловило содержание переподготовки кадров. Содержание национальной политики в области образования определялось тремя главными моментами: последовательная организация обучения на родном языке, выравнивание уровня грамотности населения, усиленной подготовкой педагогических кадров.

Самым острым и первостепенным был вопрос о грамотности населения. От роста грамотности трудящихся города и деревни зависело укрепление советской государственности в национальных республиках, превращение Советской власти в близкую для народных масс власть. Предстояло научить писать и читать десятки тысяч русских, чувашей, мордвы, марийцев. Грамотой на русском языке не владело подавляющее большинство татар.

Задача в области ликвидации неграмотности была очень важной. Решалась она двояким путем: 1) по линии ликвидации неграмотности взрослого населения, 2) через вовлечение большей массы детей школьного возраста в школы.

В соответствии с декретом СНК 1919 года «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» органы ТАССР развернули большую работу по ликвидации неграмотности среди населения. Уже в 1923–1924 годах действовал 1051 пункт ликбеза. За 1920–1925 годы элементарным навыкам письма и чтения в Татарии было обучено 200 тысяч взрослых. Следует напомнить, что общий процент грамотности в 1926 году по данным статистики оставался невысоким:33,1 % татар и 43,0 % русских. Особенно неблагополучно обстояло дело в деревне, где больше половины (54,8 %) населения в возрасте от 9 лет и старше оставалось неграмотным [6, С. 51].

В документах советской власти провозглашались: право всех граждан на образование, независимо от расовой национальной принадлежности и социального положения, равенство на образование женщины и мужчины, школа на родном языке, безусловность светского обучения, обучение на основе соединения с производительным трудом.

Декрет об образовании Татарской Автономной Советской Социалистической Республики, принятый 27 мая 1920 г. определил ее территорию, структуру государственных учреждений, принципы взаимоотношений между РСФСР и ТАССР. Созданный Наркомат просвещения занимался вопросами организационно-методической, кадровой работы, ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Это был многоведомственный государственный орган, который управлял всеми отраслями культурного строительства.

Выполнение задач, стоящих в области школьного строительства требовало ускоренной подготовки новых кадров учителей. Для них открылись в 1919 году Чистопольский и Восточный (в г. Казани) институты народного образования. Организация институтов произошла в связи с изменением статуса учительских семинарий в педагогические курсы. Так, например, первоначально Чистопольский институт народного образования имел лишь одно отделение — подготовки работников школ 1 ступени по программе педагогических курсов. Уже в первый год образования института было подано свыше 100 заявлений от будущих студентов-слушателей, не считая бывших семинаристов. Согласно архивным документам, несмотря на целый ряд неблагоприятных факторов (отсутствие своих кабинетов, отсутствие освещения во время значительной части зимнего сезона, заболевания сыпным тифом нескольких преподавателей) Совету Института удалось разработать и выполнить учебный план. Причем работа, по словам руководства, не страдала излишней теоретичностью. Одновременно с теоретическими и практическими занятиями студенты работали в переплетной и столярной мастерских и на ферме. Согласно отчетам, особенно большое внимание среди трудовых процессов Институт обращал на сельскохозяйственные работы по той причине, что сельское хозяйство является типичным видом промышленности края и потому учителю необходимо быть с ним знакомым. Получив от Коммунального отдела участок земли из городского выгона, Институт силами студентов в первый же год поднял, обработал и засеял почти половину участка, именно 13 десятин. Работа шла под руководством специалистов — агронома и инструктора огородного дела [5, л. 46].

Кроме того, к началу 1919/20 учебного года в Казанской губернии были созданы 17 педагогических курсов, как одна из первых и наиболее массовых форм повышения квалификации педагогов. Курсы подготовки педагогов для школ 1 ступени включали, как правило, изучение таких дисциплин как педагогическая психология, история педагогических учений, трудовая школа и школьной строительство, обучение различным методикам (татарского и русского языка, математики, естествознания, географии, истории культуры); цикл «Трудовые процессы» включал работу по сельскому хозяйству, организацию лабораторных занятий по изготовлению наглядных пособий, работу по дереву и металлу, картону, а также кройку и шитье; цикл по эстетическому (рисование, лепка, пение и организация школьного театра) и физическому развитию (летний спорт и организация подвижных детских игр) [1, л.10].

Напомним, что первая мировая и гражданская войны нанесли тяжелейший урон экономике края. Негативное влияние на хозяйственную и культурную жизнь аграрной республики оказал и голод 1921 г. В этих условиях осуществить переподготовку, охватывающую всю массу учительства было крайне сложно.

Важным аспектом подготовки новых кадров учителей являлось их информационное обеспечение. Для этой цели создается такая форма методической работы как Институт инструкторов. Из переписки Народного комиссариата просвещения с Наркоматами, кантисполкомами ТАССР и Челябинским губоно об организации летних инструкторских курсов в г. Казани: «На Вашу телеграмму от 13/I с. г.(сего года — 1921 — прим. авт.) Организационно- Инструкторский отдел Наркомпроса ТССР сообщает, что курсы для подготовки работников Просвещения по всем отраслям народного образования открываются в мае месяце текущего года. Прием заявлений желающих прослушать курсы с 1 марта. Заявления адресовать в организационно-инструкторский отдел НКПроса ТССР. Образовательный ценз требуется не ниже среднего для поступления на инструкторские курсы и не ниже окончившего 4 класс среднего заведения или специального как то учительские семинарии для других работников просвещения» [1, л.15].

Инструктора Наркомата Просвещения, как работники, обладающие большей квалификацией в определенной области народного образования, должны были обеспечивать «живейшую связь с кантонотнаробами (кантонные отделы народного образования) и правильное выполнения на местах предначертаний Центра». Они выделялись от кантонных отделов народного образования в количестве двух лиц (русского и татарина), утверждались Коллегией Наркомпроса (НКП). «Для этой цели инструктор 1)обязан не менее 10 дней в месяц пробыть в кантоне в учреждениях подотдела 2) через каждые 3 мес. инструктор НКП приезжает с докладами по своей отрасли на очередной инструкторский съезд, где он получает задания и информационный материал, прослушивает лекции, беседы, работает в показательных учреждениях Наркомпроса. Срок пребывания — не менее 10 дней 3) по возвращении в кантон после Всетатарского Общеинструкторского съезда инструктор созывает съезд кантональных инструкторов, на котором детально знакомит с результатами от Центра. 4)перед поездкой в Центр на Всетатарский Общеинструкторский съезд инструктор созывает таковой же для получения отчетов и информации иного материала о ходе работ в кантоне 5) инструктор пользуется правом получения из распределителей Наркомпроса книг и изданий методического характера, в том числе из библиотек НКПса и педагогической библиотеки при музее на срок от одной поездки до другой, а также канцелярскими принадлежностями. 6) инструктор удовлетворяется жалованием, командировочными и путевыми из касс Наркомпроса. Примечание: Погонные инструктору оплачиваются из расчета на пару лошадей. 7) Инструктор Наркомпроса считается ответственным работником и как таковой снабжается в первую очередь прозодеждой и пайком ответственного работника [4, л.16].

Създы и конференции могут также считаться ранними формами повышения квалификации педагогов республики. Так, зимой 1921 г. в Казани проходили не только Всетатарский съезд инструкторов, но и съезд представителей педкурсов Татреспублики, конференция по выработке школьного уклада для показательных школ [6], в марте 1921 — съезд клубных работников [4, л.1].

Проблема переподготовки национальных учительских кадров в Татарстане была одной из насущных задач в годы становления и развития новой школы. В 1923 г. в республике насчитывалось 8 педтехникумов, из которых Казанский и Елабужский обслуживали исключительно татарское население, Чистопольский — татарское и русское. Казанский русский техникум — русское, Казанский чувашский — чувашское, Крященский — крященных татар. Спасский и Тетюшский главным образом — русское население.

Зарождение ранних форм подготовки и повышения квалификации педагогических кадров Татарстана проходило в исторически сложный переломный период, который был обусловлен новыми задачами, предъявляемыми государством системе образования. Окончание гражданской войны, переход к восстановлению народного хозяйства дали органам народного образования возможность более целенаправленно заняться претворением в жизнь принципов единой трудовой школы, а это, в свою очередь потребовало активизации усилий по переподготовке педагогических кадров. Создававшаяся постепенно из зачатков ранних форм переподготовки кадров система повышения квалификации учителей окончательно оформилась и получила свое дальнейшее развитие в последующие периоды отечественной истории педагогики

Литература:

1.         Переписка с Наркоматами, кантисполкомами ТАССР и Челябинским губоно об организации летних инструкторских курсов в г. Казани по подготовке работников просвещения (нач. 20 ноября 1920 г. — 4 апреля 1921 г. // НА РТ. Ф. 3682.Оп.1. Д. 8.

2.         Послание Президента Федеральному собранию. 12 декабря 2012 г., Москва, Кремль [Электронный ресурс] // http: news// kremlin.ru

3.         Протокол заседаний конференции по выработке школьного уклада для показательных школ // НА РТ. Ф. 3682 Оп. 1. Д. 136.

4.         Материалы 1-го Всетатарского съезда инструкторов (с 15 по 25 января 1921 г.), съезда представителей педкурсов ТАССР (с 16 февраля по 20 февраля), съезда клубных работников ТАССР (с 22 по 26 марта 1921 г.) // НА РТ. Ф. 3682 Оп. 1. Д. 72.

5.         Материалы о деятельности Чистопольского русско-татарского Педтехникума от 23 января 1923 г.// НА РТ. Ф. 3682. ОП,1, Д.161.

6.         Тутаев, М. З. Развитие народного образования в Татарии (1917–1940 гг.) [Текст]/ М. З. Тутаев. — Казань: Татарское книжное издательство, 1975. — 204 с.

Основные термины (генерируются автоматически): народное образование, единая трудовая школа, Инструктор, Казань, советская власть, взрослое население, Всетатарский Общеинструкторский съезд, государственная власть, гражданская война, ответственный работник.

Похожие статьи

Актуальные вопросы развития проблемы самообразования школьников в научных трудах 60–80-х годов ХХ века

Содержание патриотического воспитания в деятельности классного наставника отечественной гимназии в начале ХХ в. (на материале Казанского учебного округа)

Возникновение и развитие городского транспорта в г. Уфе и г. Стерлитамаке в 30-х гг. XX века

Культурно-просветительская деятельность украинцев в Иркутской области (XX — начало XXI вв.)

Развитие системы профессионального образования в Омской губернии в начале 20-х годов XX века

Развитие здравоохранения в Западной Сибири в конце ХIХ — начале ХХ века

Становление и развитие географического образования учащихся с нарушением умственного развития в 20–70-е годы ХХ столетия

Правовое положение и деятельность новгородской адвокатуры в 1980 гг. ХХ века

Особенности становления профессионального музыкального образования в Республике Татарстан в начале ХХ века

Историография становления библиографического дела в Узбекистане (конец XIX — середина XX в.)

Похожие статьи

Актуальные вопросы развития проблемы самообразования школьников в научных трудах 60–80-х годов ХХ века

Содержание патриотического воспитания в деятельности классного наставника отечественной гимназии в начале ХХ в. (на материале Казанского учебного округа)

Возникновение и развитие городского транспорта в г. Уфе и г. Стерлитамаке в 30-х гг. XX века

Культурно-просветительская деятельность украинцев в Иркутской области (XX — начало XXI вв.)

Развитие системы профессионального образования в Омской губернии в начале 20-х годов XX века

Развитие здравоохранения в Западной Сибири в конце ХIХ — начале ХХ века

Становление и развитие географического образования учащихся с нарушением умственного развития в 20–70-е годы ХХ столетия

Правовое положение и деятельность новгородской адвокатуры в 1980 гг. ХХ века

Особенности становления профессионального музыкального образования в Республике Татарстан в начале ХХ века

Историография становления библиографического дела в Узбекистане (конец XIX — середина XX в.)