Формирование личности младшего школьника средствами народных традиций | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)

Дата публикации: 24.01.2014

Статья просмотрена: 2096 раз

Библиографическое описание:

Ахмедова, А. М. Формирование личности младшего школьника средствами народных традиций / А. М. Ахмедова, Ф. А. Махмудова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 90-93. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4887/ (дата обращения: 15.11.2024).

В современном обществе проблемы воспитания приобретают особую актуальность. На решении этой задачи первостепенной важности направлены усилия педагогических, общественных коллективов. На вооружение берутся все средства и методы воспитания, способные помочь в формировании всесторонне развитой личности. Не последнюю роль в этом играют замечательные идеи народа, заключенные в народной педагогике, одним из элементов средств которой являются прогрессивные народные традиции. В последние годы заметно возрос интерес к проблеме традиции и обычаев со стороны государственных органов, представители различных отраслей общественных и гуманитарных наук [1].

Традиции и обряды, передаваясь из поколения в поколение, являлись отражением общественной жизни, развиваются и изменяются вместе с обществом. Развиваясь вместе с обществом, они играют определенную роль в его развитии, так как являются отражением мировоззрения данного общества, его политических, нравственных, эстетических идеалов в этом состоит социальная сущность традиции и обычаев, как определенного явления общественной жизни. Для традиции характерны: бережное отношение к сложившемуся ранее укладу жизни организации, внимание не только к содержанию жизни и поведения, но и к их внешнему оформлению и проявлению. Жизнеспособность той или иной традиции зависит от ее поддержания и развития новыми поколениями членов организации.

Необходимым считаем подчеркнуть и воспитательную ценность традиций: традиции служат критерием общности жизни класса, школы, но это не только форма внутришкольных отношений, а и средство воспитания, черта характера человека.

Народные традиции и обычаи являются несомненным доказательством педагогического таланта народа примером того, что положительная народная традиция- это образец высокого педагогического мастерства. Вслед за выдающимся русским педагогом Д.Ушинским, Макаренко А. С. неоднократно подчеркивал, что в основе воспитания лежит формирование общественных привычек, внедрение их в повседневную жизнь и быт того или иного коллектива, превращение их в устойчивые правила поведения, т. е. в традиции и обычаи. В этом смысл правильного воспитания [3].

Народные традиции и обычаи в частности выступают в качестве регуляторов поведения людей, являются важными средствами формирования и закрепления чувств, настроений, мыслей и навыков поведения людей. Традиции и обычаи передаваясь из поколения в поколения и являясь отражением общественной и материальной жизни, регулируют нормы поведения в семье, определенные отношения в обществе. Воспитательное воздействие прогрессивных народных традиций усиливается тем обстоятельством, что они глубоко влияют на чувства людей, богатые героические традиции дагестанского народа на протяжении веков развили и обострили великое чувство любви к Родине и ненависть к «ее врагам» [7].

Какими же путями идет в дагестанской школе воспитание на традициях народа и в каких формах оно выражается?

Прежде всего, многие школы стараются приобщить своих воспитанников к народным традициям, издавна бытовавшим в своих селениях. Народные традиции часто используются во внеклассной воспитательной работе. Передовые учителя считают целесообразным пропагандировать устное народное творчество. Одной из форм приобщения молодежи к традиционному наследию своего народа школа считает непосредственное общение с представителями старшего поколения хранителями и носителями народных традиций и обычаев.

В организации и планировании воспитательной работы в школе необходимо учитывать значение прогрессивных народных традиций. Существует определенная взаимосвязь между воспитанием в семье и школе на основе прогрессивных народных традиций. Народные традиции ориентируют учащихся на самовоспитание и саморазвитие. Прогрессивные народные традиции обладают большим педагогическим потенциалом, что необходимо учитывать в работе особенно с младшим школьным возрастом.

Начальная школа является фундаментом в развитии личности, где закладываются основные качества и нормы поведения. Именно младший школьный возраст является сензитивным для воздействия на его эмоциональную сферу со стороны взрослых. Нравственное воспитание является одним из приоритетных направлений в воспитательной работе на современном этапе.

Развитие младшего школьника — очень сложный и противоречивый процесс. В этом возрасте ребенок должен очень многое понять, а поэтому нужно максимально использовать каждый день его жизни.

Главная задача возраста — постижение окружающего мира — человеческих отношений. Интенсивно формируются почти все интеллектуальные, социальные и нравственные качества и многие из них уже останутся неизменными на протяжении всей жизни.

Становление личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений с взрослыми — учителями и сверстниками, новых видов деятельности и общения, включения в целую систему коллективов общешкольного и классного. У него складываются элементы социальных чувств, вырабатываются навыки общественного поведения — коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.

В становление личности младшего школьника происходит:

-        формирование мотивов учения, развития устойчивых, познавательных потребностей и интересов;

-        развитие продуктивных навыков учебной работы;

-        раскрытие индивидуальных особенностей и способностей;

-        развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

-        становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим;

-        усвоение социальных норм, нравственного развития;

-        развитие навыков общения со сверстниками.

В этом возрасте ребенок должен почувствовать радость познания, приобрести умение учиться, научиться дружить и т. д. Ведущая роль принадлежит учебной деятельности. При этом активно участвуют и другие виды деятельности, такие как игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством (музыка, танцы). Для детей младшего школьного возраста характерно то, что они легко отвлекаются, не могут долго сосредоточиться, эмоциональны и легко возбудимы.

В начальной школе учащиеся приобретают навыки устной и письменной речи, счета, усваивают определенные знания об окружающем мире, у них формируются первоначальные трудовые навыки и умения, развивается интерес к искусству, художественному и техническому творчеству. Важное место отводится физическому воспитанию ребенка, укреплению его здоровья.

В этот период дети должны получать представление о жанрах фольклора, учить стихи, песни, знакомиться со сказками, с декоративным и прикладным искусством своего народа, а также с его обычаями и культурными традициями.

Начальный этап обучения имеет решающее значение в развитии личности. Именно на этом этапе обучения уже в игровой, а далее и в деятельности учения и общения, как отмечают психологи, складывается ядро личности, раскрываются сущностные силы растущего человека. А в процессе самореализации, как известно, дети проявляют как положительные, так и отрицательные качества. У одних — это доброта, уступчивость, честность, смелость, у других — грубость, хитрость, жадность. Наиболее важное направление педагогической работы — сделать для ребенка престижной сферу нравственного самоутверждения.

Возрастные психологические особенности младших школьников определяют специфику форм и методов работы педагога, среди которых преобладают методы, воздействующие на окрепшее сознание ребенка. Знание правил помогает детям соотносить свои поступки с объективными требованиями, оценивать свое поведение и поступки окружающих, помогает строить взаимоотношения, содействует взаимопониманию между детьми [6].

Однако в становлении личности особую роль играет самостоятельное нравственное поведение ребенка, которое является необходимым условием формирования активной жизненной позиции, способности нравственного мышления и ответственного выбора поступка. Такое поведение возможно при актуализации его внешнего и внутреннего критериев. Внешний критерий нравственного поведения — выполнение требований общественного мнения. Внутренний критерий — появление обостренного чувства совести, вызывающего в человеке, в зависимости от характера его поступка, либо состояние нравственного удовлетворения, либо раскаяния и беспокойства, угрызения и нравственных мук.

Ценностными основами воспитания отношений детей самому себе являются:

а) познавательные ценности: ребенок начинает осознавать свою непохожесть на других, у него возникает интерес к своей жизни и жизни других;

б) ценности преобразования: на основе потребности в признании возникает стремление действовать «как все»;

в) ценности переживания: чувство физической и психологической защищенности, полнота разнообразных чувств [4].

Только в итоге гармоничного развития в ребенке этих ценностей формируются начала самосознания личности. Это значит, что ребенок, прежде всего, учится ценить себя. В этом случае он вряд ли станет причинять себе вред и никому не позволит сделать это. Обладая самоуважением, он меньше зависит от чужих мнений.

Отношение к другим людям воспитывается на основе взаимосвязи следующих аспектов:

а) познавательные ценности: у ребенка появляется социальная ориентация на точку зрения другого человека, на его эмоциональное состояние, отношение к действию другого как к поступку;

б) ценности преобразования: ребенок стремится воздействовать на окружающих, оказывать на них влияние, брать под свою защиту и помогать им; в) ценности переживания: ребенок замечает, что рядом с ними люди, такие же, как и он, и в то же время отличные от него, т. е. в нем впервые рождается чувство значимости другого.

Известно, что наиболее благоприятным средством воспитания любви к родному языку, уважения к старшим, заботы и чуткости к слабым, доброго отношения к природе, ко всему живому для детей младшего школьного возраста является детский фольклор [5].

Систематическое ознакомление младших школьников с традициями дагестанского и других народов Северного Кавказа должно осуществляться, прежде всего, в учебном процессе на основе целенаправленного использования тех возможностей воспитания на народных традициях, которые заложены в учебных программах и учебниках начальных классов общеобразовательных школ. Своеобразным дополнением к этому процессу должно выступать знакомство с такими традициями в процессе разнообразной внеучебной деятельности и труде. Целенаправленное использование разнообразных форм, методов убеждения во всех сферах деятельности младших школьников позволяет вооружать их системой знаний о традициях разных народов, все более углубляющейся и обогащающейся по мере перехода учащихся из класса в класс, формировать их нравственные чувства.

Для большей эффективности этого процесса следует систематически знакомить родителей с дагестанскими и другими народными традициями через педагогический всеобуч, вовлечение во внеклассную деятельность, оказание помощи учителю в подготовке и проведении ряда мероприятий, экскурсий, походов, что послужит большему сближению школы и семьи, учащихся и их родителей, т. к. недостаточная связь школы с родителями влечет к несогласованной совместной работе по использованию традиций народного воспитания детей.

Литература:

1.                  Алиев М. Н. Народные традиции и их роль в формировании нового человека. — Махачкала, -1998. -235c.

2.                  Волков Г. Н. Этнопедагогика. — М., 2003.

3.                  Гилязов Д. Традиции народной педагогики в действии// Воспитание школьников. — 2004. — № 6. — С. 8–11.

4.                  Кукушкин В. С. Этнопедагогика: Учебное пособие. — М.: Изд-во МОДЭК, 2002.

5.                  Магомедов А. Этнопедагогическая культура Дагестана. — Махачкала, 2005. — 325с.

6.                  Мухина В. С. Возрастная психология: Учебное пособие. — М., 2003.

7.                  Цаллагова З. Б. Теория и практика функционирования средств и форм традиционного воспитания народов Северного Кавказа. — М., 2001.

Основные термины (генерируются автоматически): традиция, ребенок, младший школьный возраст, младший школьник, обычай, становление личности, внутренний критерий, воспитательная работа, начальная школа, общественная жизнь.

Похожие статьи

Воспитание патриотизма старших дошкольников средствами музыкального фольклора

Формирование экологической культуры дошкольников по средствам использования русского фольклора

Патриотическое воспитание младших школьников средствами музейной педагогики

Формирование нравственных представлений детей младшего дошкольного возраста средствами художественной литературы

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Развитие речевого творчества старших дошкольников средствами загадки

Формирование экологической культуры дошкольников средствами театральной деятельности

Развитие индивидуальных особенностей младших школьников средствами дифференцированного подхода

Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Воспитание патриотизма старших дошкольников средствами музыкального фольклора

Формирование экологической культуры дошкольников по средствам использования русского фольклора

Патриотическое воспитание младших школьников средствами музейной педагогики

Формирование нравственных представлений детей младшего дошкольного возраста средствами художественной литературы

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Развитие речевого творчества старших дошкольников средствами загадки

Формирование экологической культуры дошкольников средствами театральной деятельности

Развитие индивидуальных особенностей младших школьников средствами дифференцированного подхода

Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста