Организация обучения свободному общению с использованием тандем-метода
Автор: Волошко Мария Олеговна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)
Дата публикации: 08.02.2014
Статья просмотрена: 1553 раза
Библиографическое описание:
Волошко, М. О. Организация обучения свободному общению с использованием тандем-метода / М. О. Волошко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 29-31. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4888/ (дата обращения: 15.11.2024).
Тандем-метод представляет собой метод в преподавании иностранных языков, который ориентирован на создание языковых тандемов между людьми, изучающими родные языки друг друга. Выделяют два вида тандема: коллективный (когда обучение происходит в группе) и индивидуальный (когда в процессе обучения задействовано только 2 участника тандема с разными изучаемыми языками). Кроме того, в рамках использования данного метода существует деление на реальное и виртуальное общение, в результате которого и осуществляется процесс обучения свободному общению. Таким образом, при использовании данного метода общение может происходить при личной встрече (face-to-face tandem) или удаленно (e-tandem). E-tandem может осуществляться посредством использования программ для видео- и аудио-общения (Skype, видеоконференции) и передачи текстовых сообщений (e-mail, переписка в социальных сетях и пр.). При этом занятие строится таким образом, чтобы каждая реальная или виртуальная встреча делилась на два равнозначных отрезка времени, в течение которых участники тандема общаются, обсуждают волнующие их проблемы, выполняют предложенные задания сначала на одном, а потом на другом языке. Обучение иностранному языку в тандеме позволяют его участникам повысить свой уровень владения языком, а также, улучшить коммуникативные и социальные навыки, повысить социокультурную компетенцию, обменяться полученным ранее опытом и знаниями и научиться свободно общаться на родном языке своего тандем-партнера [2, с. 13–17].
Прежде чем рассмотреть возможности применения тандем-метода в обучении свободному общению на занятиях по английскому языку, необходимо обратиться к ключевому понятию: «свободное общение».
Понятие «свободное общение» многогранно и неоднородно. Н. Н. Романова и А. В. Филиппов в книге «Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология» определяют свободное общение (свободное говорение) как говорение без затруднений, без затягивающихся и неуместных пауз, без задержек и речевых ошибок, логически структурированное, складное, связное [1, с. 890]. Г. А. Тезекбаева в статье «Спонтанная речь как объект лингвистики» описывает спонтанную речь как речь неподготовленную, осуществляемую говорящим в постоянно изменяющихся коммуникативных условиях [3, с. 76–79]. Таким образом, следует отметить то, что обучение свободному общению — это обучение всем видам речевой деятельности и аспектам языка, поскольку все эти процессы неразрывны в общении и тесно связаны в обучении (аудирование и говорение, чтение и письмо, лексико-грамматическая сторона речи).
Мы считаем, что использование тандем-метода в обучении свободному общению предпочтительнее использования иных методов, поскольку языковой обмен по принципу тандема позволяет обучающимся установить неформальные отношения со своими сверстниками, что особенно ценно. Кроме того, коммуникативный контекст повышает мотивацию, так как, вступая во взаимодействие с носителем языка, участники тандема приобретают уверенность в своих силах и естественным образом стремятся продвинуться в изучении иностранного языка.
В основе изучения языков в тандеме заложено два принципа:
1) принцип взаимодействия: каждый участник тандема делится с партнером знаниями, помогает изучать иностранный язык, выполнять различные задания, проекты в рамках предложенного курса;
2) принцип автономии: тандем-курс не имеет строгого учебного плана и формы отчетности по окончании пройденного курса, поскольку главная задача данного курса — это полноценное развитие обучающихся, ориентированное на их стремлении к самосовершенствованию, получению новых знаний и развитию умения общаться свободно в ситуациях реального общения. Поэтому каждый из двух партнеров несет ответственность за свое обучение и сам определяет, чему, как и когда он хочет научиться, и какую помощь он стремится получить от партнера. Преподаватель выполняет лишь роль посредника, помощника.
Применение тандем-метода на практике позволяет наладить межкультурное взаимодействие между его участниками, которое является важным компонентом образовательной практики, способствует личностному развитию субъектов взаимодействия. Кроме того, использование данного метода способствует:
- формированию социальных навыков в результате получения обратной связи от представителя изучаемого языка;
- участию в аутентичной ситуации общения, в которой нет четко заданной темы и формы, так как ученики полностью свободны в своем выборе (участники самостоятельно выбирают тему и форму представления проекта);
- развитию языковой компетенции и расширению кругозора.
Нами был разработан собственный тандем-курс, рассчитанный на обучающихся среднего и старшего школьного возраста. Для участия в проекте были отобраны обучающиеся учебного лингвистического центра «Диалог» с высоким уровнем мотивации к изучению английского языка, были налажены контакты с языковыми школами за рубежом.
При создании тандем-курса нами были определены следующие этапы реализации проекта:
1. Поиск потенциальных участников для организации обучения в билингвальной межкультурной среде на основе тандем-метода. Для этого можно связаться с лингвистическими школами за рубежом, в которых ведется обучение русскому языку (например, Лондонская школа русского языка и литературы, см. http://www.russian-school.co.uk/about-our-school/). Также возможно найти тандем-партнера на сайтах, которые ориентированы на изучение иностранных языков (например: http://livemocha.com и др.). При этом обучающиеся должны пройти обязательный инструктаж по основам безопасной работы в Интернете.
2. Совместное определение целей, содержания, средств и стратегий взаимообучения, составление плана работы.
3. Выбор предпочтительного типа тандем-курса: индивидуальный или коллективный тандем (в зависимости от поставленных целей и задач, а также от пожеланий самих обучающихся).
4. Стадия межличностной переписки, которая может осуществляться с помощью сети Интернет или традиционным способом.
5. Стадия виртуального общения посредством проведения видеоконференций, организации совместных групповых и индивидуальных (по одному носителю языка с каждой стороны) занятий при помощи программы Skype.
6. Стадия определения тематики совместных проектов, обсуждение и поиск необходимой информации.
7. Стадия работы над выполнением совместных проектов.
8. Защита проектов (может осуществляться как реально, так и виртуально).
9. Стадия реального общения (поездки участников проекта друг к другу в гости; возможна организация встреч на территории третьих стран, в которых активно используются изучаемые языки).
Наиболее актуальной стадией реализации данного проекта является организация виртуального общения посредством проведения видеоконференций и использования программы Skype. Мы считаем, что использование подобных ресурсов и программного обеспечения для организации виртуального общения — наиболее удачный способ организации билингвального межкультурного обучения свободному общению на основе тандем-метода, который не требует значительных затрат.
Что касается непосредственной организации опытного обучения и реализации данного проекта на практике, нами были отобраны участники из России и Великобритании для организации учебного процесса в билингвальной межкультурной среде на основе тандем-метода, определены цели, содержание, средства и разработаны стратегии взаимообучения. На основе поставленных целей и задач, а также с учетом пожеланий обучающихся нами был выбран индивидуальный тип тандема (в дальнейшем тип тандема может быть изменен, в зависимости от пожеланий обучающихся и при увеличении участников проекта). В данный момент проект находится на стадии межличностной переписки, осуществляемой при помощи сети Интернет.
Следует выделить следующие положительные стороны использования виртуального общения в рамках организации опытного обучения с применением тандем-метода:
1. Расширяются границы и возможности общения, так как партнера по тандему можно найти практически во всех странах мира.
2. Партнеры в процессе обучения находятся в своем привычном жизненном пространстве, удобном для пользования аутентичными материалами и необходимыми информационными источниками.
3. На начальной стадии общение осуществляется преимущественно в письменной форме, что способствует совершенствованию навыков письменной речи.
4. Последующее обучение происходит на базе письменных текстов в форме писем и сообщений, а также устных форм общения, которые выполняют функцию образца аутентичных материалов; с их помощью происходит знакомство с образцами речевого поведения партнера и овладение ими.
5. В процессе обмена устными и письменными сообщениями происходит совершенствование умения понимать письменные тексты и устную речь, которое при необходимости может сопровождаться разъяснениями со стороны носителя изучаемого языка.
6. Исправление ошибок партнера помогает формировать умения поиска и анализа чужих и своих собственных ошибок в дальнейшем.
В заключение следует отметить, что тандем-метод является эффективным способом обучения свободному общению в естественной языковой среде. Данный метод обладает огромным потенциалом и может активно применяться в учебных учреждениях различного типа: в общеобразовательных и специализированных школах, центрах дополнительного образования, вузах. Тандем-метод является особенно актуальным на сегодняшний день, благодаря популяризации и широкому распространению не только студенческой академической, но и ученической мобильности.
Литература:
1. Романова Н. Н., Филиппов А. В. Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология. М.: Флинта; Наука, 2009. 304 с.
2. Тамбовкина Т. Ю. Тандем-метод — один из путей реализации личностно ориентированного подхода в языковом образовании // Иностранные языки в школе. 2003. № 5. С. 13–17.
3. Тезекбаева Г. А. Спонтанная речь как объект лингвистики // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2011. № 1. С. 76–79.