Мяч и речь — технология коррекции речевых нарушений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Илюхина, И. В. Мяч и речь — технология коррекции речевых нарушений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / И. В. Илюхина, Н. А. Семочкина, А. А. Рангаева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4889/ (дата обращения: 15.11.2024).

Представленный опыт применения нетрадиционных подходов к использованию разнообразных игр с мячом позволит повысить интерес ребёнка к сохранению своего здоровья и развития речевых способностей. Повысить уровень знаний педагогов ДОУ об взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, и внедрения их в этапы непосредственной образовательной деятельности и в различные режимные моменты. Создание условий для развития речи у детей дошкольного возраста с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в играх и специальных упражнениях. Методическая разработка раскрывает механизм, принципы, условия внедрения здоровьесберегающих игровых технологий. Предназначена для педагогов образовательных дошкольных учреждений, работающих с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Введение.

Внедрение здоровьесберегающих игровых технологий в деятельность образовательного учреждения требует инновационных подходов к оздоровлению детей, так как прежние формы и методы не могут в должной мере противостоять ухудшению здоровья подрастающего поколения.

Насущная проблема современной коррекционной педагогики заключается в развитии физического и психического здоровья детей с нарушениями речи, нормализации двигательной активности и профилактики гиподинамии, коррекции недостатков просодической, эмоциональной стороны речи и успешной социализации детей с дефектами речи. Все это поставило перед нами проблему поиска комплексной системы, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его психофизического здоровья.

Раскрывая понятие здоровьесберегающих игровых технологий, считаем важным подчеркнуть, что речь идет о комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения и сохранение здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья. Мы разработали и апробировали разнообразные стимулирующие игровые приёмы здоровьесбережения, которые являются перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими нарушения в речи. На фоне комплексной помощи эти приёмы оптимизируют процесс коррекции речи и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Основная часть.

Одной из таких игровых технологий является «Мяч и речь». Она включает в себя словесные, дидактические, подвижные игры с использованием мяча. Таким образом, происходит интеграция: речь + движение.

Организуя работу, мы ставили перед собой задачи физического развития:

-          обогащать двигательный опыт детей;

-          развивать потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании; использовать подвижные игры и упражнения как основное средство повышения двигательной активности детей в НОД по физической культуре, прогулках и в самостоятельной деятельности;

-          формировать у детей представления о здоровом образе жизни.

Задачи познавательно-речевого развития:

-          развивать речь и различные формы речевого общения;

-          расширять ориентировку в окружающем и формирование словаря;

-          формировать речевые умения и навыки, механизмы речи (мотив, замысел, выбор слов, построение высказывания, контроль за его продуцированием);

-          осуществлять коррекцию и обогащение сенсорного опыта детей, представления о предметном и социальном мире, активизацию общения;

-          формировать звуковую культуру и грамматический строй речи;

Коррекционно-развивающие задачи:

-          развитие социально-бытовой ориентировки;

-          развитие зрительного восприятия;

-          развитие ориентировки в пространстве;

-          развитие осязания, мелкой моторики и двигательных функций.

При составлении перспективного плана работы были взяты игры, составленные О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьёвой «Мяч и речь», А. И. Смирновой «Школа мяча». Игры с мячом известны с древних времен. Они встречаются практически у всех народов мира. В России в старь в простонародье мячи делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка — ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком. В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до плотного состояния, а потом бросали в кипяток и просушивали. Такой мяч был легким и по упругости не уступал резиновому.

Мяч, пожалуй, стоит отнести к самым универсальным и многогранным игрушкам. Многие почему-то отдают ему только спортивную роль. Однако эта игрушка не только развивает ловкость, координацию движений ребенка, но и учит мыслить, развивает наблюдательность, является средством общения между людьми.

Практика использования мяча показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом:

-          игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению;

-          освобождают детей от утомительной не подвижности;

-          помогают разнообразить виды деятельности;

-          развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;

-          помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи;

-          регулируют силу и точность движений;

-          движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное (мяч может быть брошен любому ребенку);

-          игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей;

-          развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции;

-          развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.

Все это является:

-          необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов;

-          оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, она выполняет роль комплексного развития всех аспектов целостной личности, оказывает влияние на весь ход и результат развития дошкольника. Формирование умений и представлений в форме игры может быть интересным, занимательным. Для реализации этого подхода образовательная технология «Школа мяча» содержит четко пошаговую систему игровых заданий и различных игр. Технология «Школа мяча» опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагогов заключается в создании и организации предметно- пространственной среды. Здоровьесберегающая игровая технология «Школа мяча» является наиболее комплексным и универсальным средством развития ребёнка с нарушениями речи, поскольку содействует формированию ориентации в пространстве, скорости реакции, координации двигательных действий, способности к согласованию отдельных движений, развитию силовых и скоростных качеств. Дети с удовольствием играют в серию игр «С мячом играем — речь развиваем»: «Мяч бросай — слово называй!», «Цепочка звуков», «Лови да бросай — цвета называй». Такая деятельность с мячом органично вплетена в режим дня группы, двигательный и оздоровительный режимы. Эффективность решения оздоровительных и коррекционных задач в ходе работы можно определить по динамике физического состояния и речевым показателям детей. Каждая игровая двигательная деятельность состоит из трёх частей. Вводная часть включает комплекс разминок для развития мелкой моторики: «Разминка с мячом», «Фокусник», «Мячик и ладошки». В основную часть включены словесные, дидактические или подвижные игры с мячом, в ходе основной части решаются главные задачи того или иного этапа обучения. Заключительная часть — состоит из простых упражнений, направленных на расслабление мышц, с обязательным использованием дыхательных упражнений.

Была подобрана и разработана гимнастика для мелкой моторики рук с мячом, которая представляет собой систему упражнений для коррекции речи. Комплексы «Разноцветные мячи», «Ты катись веселый мячик», «Ёжики», «Стучалочка». Эту гимнастику можно проводить как в образовательной, так и в совместной деятельности детей с взрослым. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах ГМ и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умения подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения с мячом, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он запоминает определенные положения руки последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет рассказать «руками» целые истории. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцев приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Экспериментально доказано, что уровень развития речи детей зависит от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук. Поэтому пальчиковые игры с мячом должны быть разнообразными, эмоционально-приятными, неутомительными, динамичными, проводимые в хорошем темпе, с веселым настроением.

Иры с мячом могут нести в себе целый комплекс коррекционно-развивающих задач:

-          снять напряжение после изучения нового материала, когда требовалась максимальная концентрация произвольного внимания и памяти;

-          развивать память, внимание, эмоции;

-          закреплять произношение отдельных звуков речи;

-          развивать интонационную сторону речи.

Совместная игровая деятельность с взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием игрового материала (шапочки, маски), потому что задания превращаются в занимательную игру. Обязательно мы учитываем возраст детей и речевую патологию при подборе содержания и объема стихотворения. Поэтому мы разработали картотеку игр с мячом для удобства в практической работе по лексическим темам. Одним из средств коррекционно-развивающей работы является использование сухого бассейна, который находится в спортивном зале. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, у ребенка формируется произвольность, координация движений, нормализуется мышечный тонус, стимулируется тактильные ощущения, увеличивается объем и амплитуда движений. Специальные упражнения с мячом в сухом бассейне способствовали развитию внимания, произвольному переключению движений — торможению ненужных и активизации необходимых.

Все игры и упражнения с мячом, используемые в нашей практике, делятся на следующие виды:

-          игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики;

-          игры и упражнения с мячом, направленные на развитие мелкой моторики;

-          игры и упражнения с мячом, направленные на развитие ориентировки;

-          игры и упражнения с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия и закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков;

-          игры и упражнения с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, игры с элементами ТРИЗ.

Для того чтобы достичь положительных результатов в работе с детьми, имеющими особенности развития, комбинируются различные методы, техники и приемы, — традиционные и нетрадиционные, а также разрабатываются игры с мячом. Опыт работы показал, что эти игры эффективны в коррекционной деятельности с детьми с нарушениями речи. Для того чтобы организовать работу с детьми в социуме необходимо обучить их играть, выполнять необходимые действия, правильно говорить и др. и итогом всей коррекционно-развивающей деятельности является перенос знаний полученных в процессе обучения в игровую деятельность.

Поэтому коррекционно-развивающая работа с детьми планируется в тесном взаимодействии с педагогами, родителями. Успешная коррекционно-развивающая работа и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны, т. к. хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию детей. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка — это основа формирования личности. Долголетние наблюдения педагогов и исследования гигиенистов показывают, что работоспособность, качество усвоения программы, формирование умственных операций, развитие речи, овладение разнообразными умениями находятся в прямой зависимости от состояния здоровья. Весь комплекс здоровьесберегающих мероприятий помогает предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизическое здоровье детей, а значит, и обеспечить полноценное и гармоничное развитие дошкольников.

Литература:

1.                  Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. № 2. С.21–28.

2.                  Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. «Мяч и речь». — СПб.: Дельта, 2001.

3.                  Логопед № 3, 2008 Солодова Ю. В. «Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна».

4.                  Логопед № 4, 2012 Добровольнова О. В., Константинова С.А, Медведева Е. А. «Здоровьесберегающие мероприятия в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников».

5.                  Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. — М., 2002.

6.                  Смирнова А. И. «Влияние физических упражнений на развитие общей и мелкой моторики «Школа мяча». — Тольятти.: Издательство Фонда «Развитие через образование». — 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): мяч, игра, ребенок, упражнение, мелкая моторика, развитие, нарушение речи, основная часть, развитие речи, речь.

Похожие статьи

Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Формирование фонематических процессов, как основа коррекции нарушений письма у дошкольников с нарушением речи

Нейробика как технология сбережения здоровья детей с речевыми нарушениями

Фольклор и музыка как средство коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников

Использование нетрадиционных методов и средств в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников

Обучающие игры, упражнения как средство развития и коррекции внимания у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Формирование речевых способностей у слабослышащих дошкольников в системе русского жестового языка

Здоровьесберегающие технологии как основное средство развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата

Логопедические проекты как средство активизации познавательно-речевой деятельности дошкольников с нарушением речи

Ритмика как средство коррекции двигательной сферы детей с нарушениями зрения

Похожие статьи

Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Формирование фонематических процессов, как основа коррекции нарушений письма у дошкольников с нарушением речи

Нейробика как технология сбережения здоровья детей с речевыми нарушениями

Фольклор и музыка как средство коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников

Использование нетрадиционных методов и средств в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников

Обучающие игры, упражнения как средство развития и коррекции внимания у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Формирование речевых способностей у слабослышащих дошкольников в системе русского жестового языка

Здоровьесберегающие технологии как основное средство развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата

Логопедические проекты как средство активизации познавательно-речевой деятельности дошкольников с нарушением речи

Ритмика как средство коррекции двигательной сферы детей с нарушениями зрения