Формирование у школьников представлений о здоровом образе жизни
Авторы: Хаустова Валентина Николаевна, Овсянникова Светлана Александровна, Лукьянченко Алла Анатольевна, Бондаренко Ирина Васильевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)
Статья просмотрена: 3004 раза
Библиографическое описание:
Хаустова, В. Н. Формирование у школьников представлений о здоровом образе жизни / В. Н. Хаустова, С. А. Овсянникова, А. А. Лукьянченко, И. В. Бондаренко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 149-151. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4896/ (дата обращения: 15.11.2024).
Сохранение здоровья учащихся и формирование потребности в здоровом образе жизни — важнейшая задача начальной школы. В нашей школе в рамках воспитательной программы «Шанс» разработаны 10 направлений работы по профилактике вредных веществ и формированию ценностного отношения к здоровью. Одним из блоков программы является блок «Гармония», основу деятельности которого и составляет учебно-воспитательная работа учителей начальных классов по формированию у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, расширению знаний детей о правилах здорового образа жизни, воспитанию готовности соблюдать эти правила.
Родители поддержали предложение об основной цели воспитательной системы — создание условий для разностороннего развития личности на основе осознания учащимися ценности здоровья в широком понимании смысла этого слова. Они приняли участие в определении перечня мероприятий, а также в создании модели идеального выпускника начальной школы: здоровый физически и эмоционально, доброжелательный, ответственный, умеющий общаться, с правильной самооценкой, увлеченный какой-либо творческой или спортивной деятельностью, с потребностью в здоровом образе жизни.
Ключевая идея нашей воспитательной системы — это определение здоровья, данное Всемирной организацией здоровья: «Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Работа строится по принципу спирали: каждое следующее занятие углубляет, расширяет и дополняет те знания и навыки, которые дети получили на предыдущем занятии. Восприятие и отношение детей к собственному здоровью значительно отличаются от таковых у взрослого. «Здоровое» состояние естественно для ребенка, это то, что дано ему от рождения. Состояние болезни ребенком воспринимается главным образом как ограничение свободы. Прогнозировать же последствия своего отношения к здоровью в настоящем на перспективу способен не каждый взрослый, не говоря уже о ребенке. Одной из важных форм деятельности, поэтому является организация игр – тренингов. Ребенок выполняет желательные поведенческие схемы, которые становятся полезными навыками, не потому, что «нужно и полезно», а потому что это интересно.
Системообразующий вид деятельности – игра «Мы растим «цветок здоровья». Символ игры — «цветок здоровья». На собрании этот «цветок здоровья» был представлен родителям: — горшочек с землей, в котором находятся корни«цветка», — это факторы здоровья (наследственность, уровень медицинского обслуживания, экология, семейный уклад, организация обучения в школе, целенаправленная работа по формированию здорового образа жизни). Стебель с листьями — направления здоровьесберегающей работы, доступные для осуществления в семье и школе: гигиена, формирование правильной осанки, охрана зрения, правильное питание, организация физкультурно-оздоровительной работы, пропаганда здорового образа жизни. На сердцевине цветка — слово ребенок. Лепестки цветка — сферы здоровья: физиологическая, психологическая, социальная и вспомогательная, — оказывающие влияние на основные знания и увлечения.Для учащихся названия лепестков звучат так: «Учусь понимать себя», «Учусь понимать других», «Учусь общаться», «Мой организм», «Мое настроение», «Мое отношение к людям и окружающему миру», «Мои знания», «Мои увлечения».
Работа направлена на реализацию многих задач, главные из них: формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему; расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила.
На занятиях дети получают представление об основных органах чувств, об особенностях познания окружающего мира при помощи зрения, слуха, обоняния, осязания и т.д. Подобные занятия носят исследовательский характер. Самое главное для ребенка – анализ собственных чувств, поэтому учитель вместе с воспитанниками анализирует чувства литературных героев, знакомых ему людей. Неприятные чувства, особенно если они продолжительны, ухудшают здоровье человека, поэтому младшие школьники учатся регулировать свое эмоциональное состояние.
На кружковых занятиях выполняются упражнения на расслабление, которые помогают ребенку успокаиваться, снять напряжение, когда это необходимо. Педагог учит детей осваивать подобные упражнения, учит использовать их, например, при приготовлении уроков. Предлагаемые упражнения на занятиях ставят педагога в совершенно иную управленческую позицию, нежели при традиционной урочной системе, которая предполагает сведение «области неизвестного» для учителя к минимуму. Конечно, учитель выступает в роли инициатора определенных, точно известных ему процессов. Однако, путь и интенсивность протекания этих процессов, сама мыследеятельность сильно отличается от прогноза педагога. Поэтому «область неизвестного» в таких занятиях огромна, и важнейшей задачей учителя становятся постоянная ситуативная диагностика происходящих в группе процессов и адекватное координирование, направленное на достижение поставленной цели.
Жизнь человека интересна, если у него есть любимое дело – увлечение. Посещение различного рода музеев, выставок расширяет представление ребенка о многообразии окружающего мира, о профессиях людей прошлого и настоящего. Обсуждение «экспонатов» залов музея, сориентирует ребенка в мире увлечений, окажет помощь в выборе той области знаний, которая интересна будет только ему. Учитель, его родители рассказывают детям о своих увлечениях. В некоторых семьях есть общее увлечение: у взрослых и малышей. Совместно с родителями в школе прошла «Ярмарка интересных дел», где дети показали самые разнообразные интереснейшие неожиданные коллекции, которые они коллекционируют сами и вместе с родителями, бабушками, дедушками. Все это способствует созданию теплых доверительных отношений, как в классном коллективе, так и в семье.
Все занятия начинаются с приветствия и психотехнических игр – это облегчает для детей вхождение в работу. После упражнений, несущих существенную эмоциональную нагрузку, проводится мини – рефлексия, обсуждение значимости испытанных детьми ощущений, эмоций, чувств.
Важной задачей является организация правильного режима дня, т.к. режим влияет на здоровье, учебу. Учитель с помощью медицинских работников и родителей помогает детям проанализировать свой распорядок дня, скорректировать его, более рационально выстроить режим дня дома. Регулярные занятия спортом, организуемые учителями начальных классов школы и родителями, веселые спортивные соревнования между классами, выполнение различных специальных комплексов упражнений, совместные прогулки, экскурсии на природу, походы, соблюдение режима дня – все это помогают снизить утомляемость, усталость, справляться с учебными нагрузками, а значит, добиваться успеха.
«Для чего нужна улыбка?» – на этот вопрос учитель помогает ответить детям. Веселые песни, спетые детьми, мини – спектакли, поставленные ими во время занятий, дают ребенку представление о доброжелательных отношениях между людьми. Образно-ролевые игры, улыбки себе самому с помощью обыкновенного зеркала, смешные рожицы как логическая точка в этой теме – все это воспринимается детьми как праздник. Учитель, устраивая подобные праздники на занятиях, поддерживает эту атмосферу радости, успеха, а также показывает на личном примере, что доброжелательность и приветливость – это те качества, которые помогают человеку в общении с другими людьми.
У детей младшего школьного возраста, как правило, именно в школе формируются дружеские отношения, поэтому на занятиях педагог учит детей ценить дружбу, дорожить друзьями и хорошими отношениями со своими одноклассниками. В данный период жизни важно сформировать у ребенка оценку себя и других людей, которая поможет избежать проблем в подростковом возрасте, в том числе связанных с самоутверждением путем употребления психоактивных веществ. В играх в непринужденной обстановке мимикой и жестами дети изображают свое хобби, рассказывают о себе, о своей дружбе между взрослыми и детьми в семье. Положительный опыт дружбы сестер, братьев, старших членов семьи может послужить для ребенка примером. Конечно, помочь детям найти общие интересы со своими сверстниками – требуют времени и длительного усилия, как со стороны школьных наставников, так и со стороны родителей, но эти усилия сполна окупаются появлением друга или подруги у самого застенчивого и скромного мальчика или девочки вашего класса.
Ключевым в курсе профилактики наркотизации является вопрос о воспитании своего характера, на занятиях рассматриваются вопросы воспитания силы воли и упорства в достижении поставленной цели – качеств, необходимых человеку для противостояния негативному влиянию.
Современная школа и окружающая действительность очень рано ставит перед ребенком сложные задачи, поэтому с первых дней в школе у ребенка могут возникнуть трудности, с которыми он порой не может справиться. Вследствие этого формируется эффект «обученной беспомощности» – состояния стойкой неуверенности в своих силах, при котором ребенок, еще не начиная работу и не пытаясь преодолеть возникшую проблему, заранее считает, что у него ничего не получится. Примеры мужества, жизнестойкости взрослых, анализ конкретных примеров поведения, классификация определенных черт характера на положительные и отрицательные – все это помогает ребенку обрести уверенность в себе, понимание того, что трудности преодолимы, если не сдаваться и добиваться поставленной цели.
Варианты организации занятий различны, они отличаются от урока, преобладают групповые и индивидуальные формы. Используются: спортивный, танцевальный залы, читальный зал библиотеки, комната психологической разгрузки школы. Для выполнения индивидуальных заданий участники могут выбрать любое удобное им место, любой уголок школы, классной комнаты, а также местом занятий может оказаться близлежащий парк или просто зеленый уголок рядом со школой.
Все упражнения на занятиях относятся к психологическим, т.к. обладают некой внутренней бесконечностью. Основная работа с пройденным материалом происходит у каждого ребенка индивидуально и несколько отсрочено во времени. Дело учителя – запустить процессы, дальше начинается сложная внутренняя работа, результативность которой можно отследить лишь много позже.
Общение – самый сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Навыки общения младших школьников весьма ограничены, хотя маленький человек и осваивал эту деятельность практически с рождения. После детского сада поле общения ребенка расширяется: помимо семьи, спортивная команда, друзья, значимые взрослые. Тем не менее, даже при весьма широком и разнообразном круге контактов дети не приобретают навыка грамотного общения. Обучение правилам «цивилизованного» продуктивного общения – задача, которую решают учителя начальных классов школы. На первых порах формирование определенных социальных норм общения дается с трудом, но определенные результаты достигнуты: количество учащихся, умеющих строить свои отношения с окружающими, увеличилось с 69% до 71% среди третьеклассников и с 71% до 75% среди четвероклассников.
Нам всем в жизни приходится кому-то в чем-то отказывать. Делать это крайне неприятно, но иногда необходимо. Ребенок часто не имеет понятия, как проявить твердость, когда к нему обращаются с просьбами, которые он не может выполнить. Для того, чтобы пореже обращались с разными неприятными просьбами, мы учим сразу выражать свою позицию уверенно, не пользоваться такими оборотами, как «посмотрим», или «там будет видно». Эти обороты очень похожи на обещания. Помимо этого дети учатся четко, ясно, спокойно объяснять свою позицию, прибегать к специальным техникам отказа. Диагностика четвероклассников показала, что умение отстоять свое мнение, сформировано у 62%, по сравнению с прошлым годом (54%).
Хочется подчеркнуть, что дети на занятиях учатся определять свое настроение, свои чувства, справляться с плохим настроением, учатся делать свою жизнь насыщенной и интересной, а, значит, и здоровой. От учителя зависит, в какие краски будет раскрашена жизнь их воспитанников.