Педагогический опыт — результат творчества | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)

Дата публикации: 03.02.2014

Статья просмотрена: 224 раза

Библиографическое описание:

Снопко, Н. М. Педагогический опыт — результат творчества / Н. М. Снопко, Л. А. Малькова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 208-210. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4918/ (дата обращения: 16.11.2024).

И опыт, сын ошибок трудных…

А. С. Пушкин

Любая образовательная организация — живой организм, в т. ч. и наш колледж. И в этом смысле в авангарде всегда идут образовательные организации, которые активно ведут инновационную деятельность. Наш ГАОУ СПО города Москвы Технологический колледж № 28 — не исключение и, работая в инновационном режиме, преподавательский коллектив акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности студента, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности преподавателей.

Профессиональное образование сегодня находится в условиях перехода от информационной к системно-деятельностной компетентностной модели на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения. Основой ФГОС нового поколения является деятельностный подход. В связи с этим новая образовательная парадигма многое меняет в целях, содержании, процедуре и результатах деятельности преподавателей. Несмотря на то, что при компетентностном образовании упор делается на применение неурочных форм организации занятий, таких как группа по проекту, самостоятельная работа в библиотеке или компьютерном классе и т. д., основной формой организации обучения по-прежнему остается урок, основой которого должно стать самостоятельное приобретение знаний, их практическая востребованность впоследствии.

Урок, его планирование и проведение — это то, с чем преподаватель имеет дело ежедневно, то, что ему понятно. Однако с позиций требований стандартов третьего поколения существенные изменения претерпевают как сам урок, так и содержание и структура его плана.

Сегодня преподаватель должен иметь четкое представление о сути урока современного типа, в основу которого заложен принцип системно-деятельностного подхода, чем он отличается от традиционного урока: в чем отличие дидактических требований к этим урокам; что изменяется при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности преподавателя и студентов и т. д. Организация и проведение уроков с использованием практико-ориентированных технологий включает многие виды самостоятельной работы, направленной на познавательную активизацию деятельности и развитие познавательных умений, например,

-          подготовка тезисов по учебному тексту;

-          подготовка развернутого плана по тексту учебника;

-          составление конспекта (опорного конспекта) параграфа;

-          составление словаря по учебному тексту;

-          составление хронологических таблиц, схем;

-          заполнение таблиц, составление схем;

-          работа с документами и т. д.

В поле зрения современного преподавателя без должного внимания и практического использования не должны остаться информационно-коммуникационные технологии, являющиеся средством достижения новых образовательных результатов, предусмотренных ФГОС нового поколения. На заседаниях цикловых комиссий обязательно должны рассматриваться вопросы проектирования современного урока с использованием ИКТ и ЭОР (электронных образовательных ресурсов), а также обсуждаться критерии его эффективности.

Умения осуществлять методическое проектирование современного урока с учетом требований ФГОС к обучению с использованием ИКТ и ЭОР преподаватели показывают на открытых уроках, которые способствуют совершенствованию учебного занятия — урока как основной формы организации учебного процесса — и повышению профессиональной квалификации преподавателя. Процесс организации обучения студентов с использованием ИКТ и ЭОР позволяет сделать его более интересным, ярким и увлекательным, эффективно решать проблему наглядности в обучении, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным. К электронным образовательным ресурсам (пособиям) можно отнести мультимедийную презентацию и рассматривать ее как вспомогательное пособие, используемое преподавателем на уроке и требующее его комментариев и дополнений. Целесообразность применения электронной презентации на уроке обусловлена конкретными обстоятельствами:

-          Необходимостью продемонстрировать несколько различных таблиц или схем, менять которые по ходу урока сложно;

-          Невозможностью показать объект или явление иным способом;

-          Необходимостью показать образец выполнения задания.

Сегодня стало бесспорным, что педагогические инновации являются мощным фактором развития любой образовательной организации. Качество и эффективность инновационной образовательной деятельности зависят в большей степени от организации и проведения методической работы в ее структурах — цикловых методических комиссиях, от выявления, обобщения и распространения педагогического опыта, прежде всего, в самом педагогическом коллективе. Главная задача при организации учебного процесса и деятельности преподавателей — преодолеть:

-          стереотипность мышления;

-          узость методического кругозора и непонимание перспектив;

-          склонность к шаблонам, однажды освоенным, привычным, методам ведения учебных занятий.

Большую роль в решении этой главной задачи решают творческие группы, создаваемые в педагогическом коллективе, и работающие по определенному направлению. Примером может служить творческая группа, созданная в рамках цикловой комиссии гуманитарных дисциплин: Л. Ю. Маковская, С. В. Ларькова — преподаватели английского языка, И. В. Ускова — преподаватель русского языка и литературы, А. В. Грошева — преподаватель истории. Этими преподавателями была разработана тема «Творчество У.Шекспира» с приоритетом в использовании междисциплинарных связей, финалом стало проведение открытого интегрированного учебного занятия «Высокое Возрождение. Идеи гуманизма в истории и литературе на примере жизни и творчества У.Шекспира», на котором студенты показали знания по литературе, истории, английскому языку. Урок был проведен с элементами театрализации. Вели его четыре преподавателя: Маковская Л. Ю., Ларькова С. В., Ускова И. В., Грошева А. В. Студенты переводили сонеты У.Шекспира на английский язык (Галогре М. была лучшей), участвовали в викторине.

В процессе методической работы преподавателями регулярно проводятся уроки нетрадиционной формы, исследовательская работа среди обучающихся, активное используются информационно-коммуникационные технологии (каждый учебный кабинет оснащен мультимедиа проектором), причем, компьютерная техника применяется не только к оформлению, но и решению образовательных развивающих задач урока, применению современных приемов и методов обучения.

Все это способствует повышению профессионального мастерства, совершенствованию педагогической техники, в конечном счете, повышению квалификационной категории преподавателей.

Положительный педагогический опыт должен обязательно транслироваться как в самой образовательной организации, так и за его пределами. Методические разработки, где описывается опыт работы преподавателей, изучаются всеми членами цикловых комиссий, публикуются в рамках мероприятий, проводимых ИД «Первое сентября» — «Открытый урок», «Портфолио ученика» и др. Своим опытом преподаватели делятся на различных международных заочных научно-практических конференциях, например, преподавателем Заленской Н. С. опубликована статья «О понятии активной жизненной позиции» (Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова, ВЕСТНИК № 1(3) 2012), Н. И. Смагиным — «Профессиональная деятельность и физическая культура» (НОУ ДПО «Экспертно-методический центр», г. Чебоксары, 2013 г.), Л. М. Гусевой — «Формирование навыков устных и письменных вычислений на уроках математики (методические рекомендации по урочной деятельности студентов ОУ СПО) (Образовательный потенциал: II Международная ярмарка образовательных технологий. 29 января 2013 г./гл.ред. М. П. Нечаев — Часть I- Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2013. — 760 с.) и ряд других. Всего только за 2012 и 2013 гг. преподавателями были опубликованы материалы собственного педагогического опыта боле 50.

Современной профессиональное образование становится подлинно индивидуальным (персонифицированным), а главное — одной их универсальных человеческих потребностей является способность к учению как самостоятельному приобретению, обновлению, использованию знаний на основе новых образовательных технологий. Полученные на уроках теоретического и практического обучения знания и компетенции — база для профессиональной деятельности выпускника колледжа, которая сыграет большую роль в его творческом росте и развитии.

Литература:

1.         Кроль В. Педагогика/Кроль В. — М.: Высшая школа, 2008. — 320 с.

2.         Поташник М. М. Как развивать педагогическое творчество./ Поташник М. М. — М.: Знание, 1987. — 80 с.

3.         Делия В. Профессионализация в условиях современной системы инновационного образования./Делия В., Астафьев Б. и др. Под ред. Делия В. Изд. ИСЭПиМ, Де-По, 2011. — 292 с.

4.         Бухвалов В. А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества./Бухвалов В. А. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. — 144 с.

5.         Гайнеев Э. Р. Деятельно-компетентностный подход в реализации ФГОС как средство повышения квалификации педагогов профессионального образования./ Гайнеев Э. Р.// Методист — 2013. — № 1. — С. 44–49.

6.         Дьякова Т. М. Современные подходы к оценке знаний, умений и практического опыта обучающихся./Дьякова Т. М.// Методист — 2013. — № 2. — С. 42–43.

7.         Литвинова В. Е. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов учреждений профессионального образования./Литвинова В. Е.// Методист — 2013. — № 1. — С. 41–44.

Основные термины (генерируются автоматически): преподаватель, английский язык, урок, главная задача, методическая работа, образовательная организация, самостоятельная работа, современный тип, современный урок, учебный процесс.