Организация самостоятельной работы студентов средствами компетентностно-когнитивного подхода
Автор: Пригожина Кира Борисовна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)
Дата публикации: 29.01.2014
Статья просмотрена: 764 раза
Библиографическое описание:
Пригожина, К. Б. Организация самостоятельной работы студентов средствами компетентностно-когнитивного подхода / К. Б. Пригожина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 244-246. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4958/ (дата обращения: 16.11.2024).
Данная статья посвящена вопросам организации самостоятельной работы студентов вузов в ходе обучения иностранному языку с помощью компетентностного и когнитивного подходов. Рассматриваются возможности использования этих подходов в комплексе с целью оптимизации образовательного процесса и обеспечения его непрерывности и преемственности.
Ключевые слова: компетентностный подход, когнитивный подход, компетенция, компетентностное обучение, эмоционально-оценочные умения, когнитивные умения.
Система образования в России сегодня руководствуется положениями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВПО) нового поколения. Среди основных положений этого документа необходимо отметить уровневую организацию системы образования, отказ от дисциплинарного подхода, модульное построение, а также компетентностный подход к результатам обучения [3].
Остановимся на понятии «компетенция» и сущности компетентностного подхода. Компетенция — совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения дисциплине, а также способность к выполнению деятельности на основе приобретенных знаний, навыков, умений [5]. Представленная формулировка, на наш взгляд, в полной мере отражает цели и задачи обучения на современном этапе. Система обучения способствует формированию у студентов системы знаний и умений таким образом, чтобы обеспечить условия для развития ряда компетенций, которые стали бы инструментом, обеспечивающим способность к автономному и эффективному практическому применению полученной информации и приобретенных умений.
Решение этих задач призван обеспечить компетентностный подход, заложенный в государственный образовательный стандарт как основополагающий, что неслучайно, поскольку компетентностный подход помогает сформировать знания и умения, развить способности, необходимые не только при решении конкретных учебных задач, формируемые компетенции важны и для дальнейшего образования, самообразования и успешности на работе. Компетентностный подход обеспечивает тем самым непрерывность системы образования, реализуя принцип автономности и образования на протяжении всей жизни. Что касается сопоставимости с образовательными системами других стран, компетентностный подход соответствует пониманию целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО: научить получать знания (умение учиться), работать и зарабатывать, работать и взаимодействовать.
В чем же отличие компетентностного обучения от некомпетентностного? Результатом обучения при отсутствии компетентностного подхода становятся знания, навыки и умения, оцениваемые как дидактические единицы в рамках учебного процесса. Соответственно наука рассматривается как свод законов, понятий и теорий, необходимых для освоения и запоминания. Методы и формы обучения подчинены предметному содержанию, а усвоение знаний и умений проверяется в учебных ситуациях, не всегда отражающих реалии современной жизни.
Компетентностный подход к процессу обучения предполагает изучение науки как хранилища опыта, накопленного человеком веками для решения проблем. Методы и формы обучения используются как самостоятельные средства для развития компетенций — способности и готовности студента к осмыслению получаемой информации и моделированию стратегий поведения сообразно конкретной учебной ситуации, аналогичной учебной или опосредованной учебной. В рамках процесса обучения осмысливается опыт решения задач, проводится анализ полученной информации для определения ее практической значимости в работе над проблемой. При этом важным критерием оценки является способность студента эффективно применять накопленный багаж знаний и умений для решения практических задач, то есть сформированность компетенций.
Эффективное формирование необходимого комплекса знаний и умений требует работы над развитием когнитивной компетенции у студентов таким образом, чтобы была задействована совокупность умственных способностей обучающегося. Сформированная в ходе обучения когнитивная компетенция позволяет студентам осуществлять осмысленный выбор стратегий и адаптировать их согласно целям и задачам конкретной учебной или жизненной ситуации.
Когнитивный подход реализует принцип междисциплинарности и комплексности системы образования. С помощью когнитивного подхода происходит трансформация студентов из сторонних наблюдателей и пассивных слушателей в активных участников образовательного процесса, способных к самостоятельной обработке, анализу, систематизации, критической оценке полученных знаний, а также выработке собственных учебных стратегий для решения задач и моделированию образовательной траектории. Формируется матрица восприятий — пониманий — действий («когнитивность» [4]), что обеспечивает не только понимание студентами изучаемого материала, но и осознание его теоретической и практической значимости, области его применения для достижения определенных целей и решения конкретных задач. Среди преимуществ когнитивного подхода в организации обучения следует отметить следующие:
1) комплексность и междисциплинарность;
2) двунаправленность формирования знаний:
- «знания наблюдателя» (знакомство, восприятие и первичный анализ),
- «знания деятеля» (обработка, анализ, систематизация и критическая оценка в деятельности по практическому применению знаний) [1];
3) формирование матрицы восприятий, пониманий и действий:
- развитие эмоционально-оценочных, когнитивных и оценочно-прагматических умений (знание — понимание — применение).
Таким образом, компетентностно-когнитивный подход в тандеме реализует принцип обучения на протяжении всей жизниипринцип автономности, так как позволяет не только использовать, но и пополнять полученный комплекс знаний. У студентов вырабатывается единый алгоритм анализа и сравнения на основе системы устойчивых правил, интегрирующих прошлый опыт и функционирующих как система эмоционально-оценочных, когнитивных и оценочно-прагматических умений. Когнитивный подход позволяет реализовать основные принципы компетентностного подхода в обучении, а именно: практическую направленность и гибкость благодаря формированию автономности студента, развитию когнитивной и информационной компетенций.
Перечислим умения, которые подлежат формированию у студентов в ходе обучения, основанного на принципах когнитивного и компетентностного подходов (Таблица 1). Приведенные в Таблице 1 умения сгруппированы в два блока согласно последовательности их формирования (восприятие — понимание — действие).
Таблица 1
Умения общей когнитивной ориентации |
Умения когнитивного моделирования |
- рефлексировать |
- использовать когнитивные умения систематизации, интерпретации и моделирования |
- проявлять готовность и способность ориентироваться в информационном / учебном пространстве |
- давать обоснованную критическую оценку изучаемому явлению |
- использовать когнитивные умения наблюдения, идентификации / классификации, анализа и сопоставления |
- корректировать фактические и логические ошибки в рассуждениях и выводах |
- проводить различия между фактическими сведениями и оценочными суждениями / фактами и предположениями |
- создать комплексное представление о возможных вариантах решения учебной задачи |
- выделять логические и предметные виды связей |
- разрабатывать собственную логику и стратегию в оценочных суждениях, обоснованиях и выводах |
- выявлять и разграничивать обоснованные и необоснованные оценочные суждения и выводы |
- использовать когнитивные умения систематизации, интерпретации и моделирования |
На этапе ознакомления с учебным материалом происходит ориентирование, задействуется способность к рефлексии, анализу, сопоставлению, классификации изучаемых явлений. Студентам предлагаются задания, направленные на развитие основных когнитивных умений. На дальнейших этапах обучения, наравне и другими компетенциями, формируется когнитивная компетенция, позволяющая студентам самостоятельно давать критическую оценку и интерпретацию полученной информации, разрабатывать стратегию выполнения задач.
Немаловажную роль в этом играет способность к метапознанию, что предполагает осознание цели, наличие готовности к ее достижению, осмысленность в выборе стратегии и способов решения задач в различных ситуациях.
Компетентностно-когнитивный подход основывается на ряде принципов, среди которых можно выделить принцип рационального распределения временного ресурса. Необходимо развивать у студентов способность рассчитывать время, необходимое для выполнения задач, учитывая уровень их сложности, ожидаемый результат, выбор стратегии, особенности собственных когнитивных стилей. При этом важно понимание целей обучения и осознание практической значимости формируемых умений. Этому способствует формирование когнитивной компетенции с помощью проблемного и исследовательского характера заданий.
Организация самостоятельной работы студентов на основе компетентностно-когнитивного подхода строится в несколько этапов. На первых этапах обучения формируется способность к рефлексии и ориентированию в предоставляемом учебном материале, готовность к его осмысленному восприятию и оценке, осознание целей обучения и практической значимости приобретаемой информации и умений. На дальнейших этапах:
- развиваются когнитивные умения и умения в составе других формируемых компетенций,
- формируется способность к анализу, сопоставлению, моделированию стратегий для решения задач,
- создаются условия для практического применения полученных знаний и умений в ситуациях аналогичных учебной и опосредованных учебной, что требует от студента автономности и гибкости в принятии решений.
При выборе типов заданий необходимо руководствоваться принципом исследовательской мотивации, проблемности, практической направленности.
В заключение хотелось бы отметить, что в рамках системы высшего образования, несомненно, у студентов развиваются умения в составе базовых компетенций, они приобретают необходимые знания. Вместе с тем, чрезвычайно важно, чтобы сами студенты осознавали, какие умения и компетенции формируются у них в ходе обучения. В этом может помочь такой инструмент как самооценка, с помощью которой студенты могут самостоятельно проверить сформированность у них комплекса умений и компетенций.
Литература:
1.3айнуллина, Л. М. Объективация концептов в языке и этапы категоризации // Филология и культура / материалы V междунар. науч. конф. — Тамбов: изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2005. — с. 164–167.
2.Тарева, Е. Г. Теоретические основы и педагогическая технология формирования рационального стиля учебной деятельности у студентов университета: дис. … д-ра пед. наук. — Иркутск, 2002. — 317 с.
3.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, ФГОС ВПО 2010, № 225
4.Филатова, А. А. Концепт как конституирующий элемент культуры (когнитивный подход): дис. … канд. философ. наук. — Ростов н/Д., 2007. — 178 с.
5.Щукин, А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь / А. Н. Щукин. М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007. — 746 с.
Ключевые слова
компетенция, компетентностный подход, когнитивный подход, компетентностное обучение, эмоционально-оценочные умения, когнитивные умения., когнитивные уменияПохожие статьи
Интегративно-поэтапный подход к формированию грамматической компетенции при обучении иностранному языку
Данная статья посвящена вопросам оптимизации процесса формирования грамматической компетенции у студентов в ходе изучения иностранного языка на основе интеграции современных и классических подходов и методов обучения. Особое внимание уделяется коммун...
Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя
Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.
Разработка психолого-педагогического комплекса для прогнозирования успешности формирования общекультурных компетенций у студентов медицинского вуза
В статье анализируются возможность повышения качества формирования обще-культурных компетенций у студентов медицинского вуза за счет использования данных психолого-педагогической диагностики об актуальных способностях и потенциальных возможностях сту...
Развитие коммуникативных умений младших школьников на материале имени прилагательного в свете информатизации образования
В статье очерчены пути реализации коммуникативного подхода к начальному курсу украинского языка с использованием современных информационных методов, в частности, в процессе формирования у младших школьников коммуникативной компетентности на материале...
Проект как средство оценивания сформированности информационно-коммуникативных компетенций
В данной статье рассматриваются возможности реализации проектного подхода при обучении иностранному языку в сфере высшего профессионального образования. Перечисляются различные классификации учебных проектов, в основе которых лежат те или иные критер...
Компетентностный подход как средство достижения нового качества образования учащихся колледжа
В данной статье рассматриваются: компетентностный подход, являющийся одним из ключевых направлений реформирования среднего профессионального образования, а также компетенции — способность применять знания, умения, личностные качества, характеристики ...
Формирование межкультурной компетенции с помощью тренинг-программ
В статье рассматриваются тренинг-программы как способ организации процесса формирования межкультурной компетенции на занятиях по иностранному языку. Целью статьи является выявление лингводидактического потенциала тренинг программ, выделение параметро...
Использование современных педагогических методов и технологий в процессе формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся
В статье рассматриваются современные методы и технологии обучения иностранному языку, способствующие развитию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, приводятся схемы их применения.
К вопросу о коммуникативной компетенции врача как об условии эффективного общения с пациентом
В статье рассматриваются общие вопросы организации дискурса, а также влияние уровня коммуникативной компетенции специалиста (врача) на результаты эффективного общения с пациентами разных возрастных групп.
Коммуникативный подход при обучении иностранного языка студентов туристического профиля как стратегическая проблема при подготовке будущего специалиста туристической сферы
В статье представлены принципы коммуникативного подхода и представлены пути их реализации в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов туристической отрасли.
Похожие статьи
Интегративно-поэтапный подход к формированию грамматической компетенции при обучении иностранному языку
Данная статья посвящена вопросам оптимизации процесса формирования грамматической компетенции у студентов в ходе изучения иностранного языка на основе интеграции современных и классических подходов и методов обучения. Особое внимание уделяется коммун...
Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя
Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.
Разработка психолого-педагогического комплекса для прогнозирования успешности формирования общекультурных компетенций у студентов медицинского вуза
В статье анализируются возможность повышения качества формирования обще-культурных компетенций у студентов медицинского вуза за счет использования данных психолого-педагогической диагностики об актуальных способностях и потенциальных возможностях сту...
Развитие коммуникативных умений младших школьников на материале имени прилагательного в свете информатизации образования
В статье очерчены пути реализации коммуникативного подхода к начальному курсу украинского языка с использованием современных информационных методов, в частности, в процессе формирования у младших школьников коммуникативной компетентности на материале...
Проект как средство оценивания сформированности информационно-коммуникативных компетенций
В данной статье рассматриваются возможности реализации проектного подхода при обучении иностранному языку в сфере высшего профессионального образования. Перечисляются различные классификации учебных проектов, в основе которых лежат те или иные критер...
Компетентностный подход как средство достижения нового качества образования учащихся колледжа
В данной статье рассматриваются: компетентностный подход, являющийся одним из ключевых направлений реформирования среднего профессионального образования, а также компетенции — способность применять знания, умения, личностные качества, характеристики ...
Формирование межкультурной компетенции с помощью тренинг-программ
В статье рассматриваются тренинг-программы как способ организации процесса формирования межкультурной компетенции на занятиях по иностранному языку. Целью статьи является выявление лингводидактического потенциала тренинг программ, выделение параметро...
Использование современных педагогических методов и технологий в процессе формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся
В статье рассматриваются современные методы и технологии обучения иностранному языку, способствующие развитию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, приводятся схемы их применения.
К вопросу о коммуникативной компетенции врача как об условии эффективного общения с пациентом
В статье рассматриваются общие вопросы организации дискурса, а также влияние уровня коммуникативной компетенции специалиста (врача) на результаты эффективного общения с пациентами разных возрастных групп.
Коммуникативный подход при обучении иностранного языка студентов туристического профиля как стратегическая проблема при подготовке будущего специалиста туристической сферы
В статье представлены принципы коммуникативного подхода и представлены пути их реализации в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов туристической отрасли.