Литературная игра для обучающихся 11 классов «Смешного бояться — правды не любить» (по роману И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»)
Авторы: Медведева Светлана Павловна, Попова Людмила Леонидовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)
Дата публикации: 01.02.2014
Статья просмотрена: 3028 раз
Библиографическое описание:
Медведева, С. П. Литературная игра для обучающихся 11 классов «Смешного бояться — правды не любить» (по роману И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев») / С. П. Медведева, Л. Л. Попова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 123-126. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4969/ (дата обращения: 15.11.2024).
Цель: углубление представлений обучающихся об эпохе 20-х гг. XX века на основе сатирического романа И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев».
Задачи:
1) ввести произведение И.Ильфа и Е,Петрова в культурологический контекст эпохи;
2) развивать творческую активность обучающихся;
3) воспитывать компетентного читателя;
4) создавать условия для развития коммуникативных компетенций обучающихся как средства повышения самооценки.
Оборудование урока: фрагмент фильма, презентация, карточки.
Вступление.
Название игры «Смешного бояться — правды не любить». Она посвящена увлекательному сатирическому роману И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», которому исполнилось 85 лет. Но это произведение до сих пор остаётся любимой книгой многих поколений читателей.
В игре принимают участие 4 команды. Представление капитанов команд, жюри, ассистентов. Игра состоит из 5 раундов.
I раунд «Лёд тронулся»
Вопрос 1. Фрагмент начала фильма Л. Гайдая.
Вы увидели начало фильма режиссёра Л.Гайдая. С каких слов начинается роман И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев»?
Ответ: «В уездном городе N …, казалось, жители рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься и умереть»
Вопрос 2. На экране фотографии времен НЭПа.
И. Ильф и Е. Петров писали, что «сюжет со стульями — причина, повод к тому, чтобы показать жизнь» [1, c.18]. 20-е гг. XX века — удивительное, непростое для России время, время расцвета НЭПа, в которое создавалось множество разнообразных лозунгов, призывов, подчас курьёзных, смешных, но отражающих жизнь страны.
Внимание на экран. Перед вами слайд: слева список предприятий, а справа — список названий. Составьте пару: предприятие — название.
Похоронное бюро «Сорбонна»
Погребальная контора «Плуг и молот»
Парикмахерская «Нимфа»
Кооператив «Пьер и Константин»
Столовая «Милости просим»
Гостиница «Уголок вкуса»
Ответ (на экране):
Похоронное бюро «Нимфа»
Погребальная контора «Милости просим»
Парикмахерская «Пьер и Константин»
Кооператив «Плуг и молот»
Столовая «Уголок вкуса»
Гостиница «Сорбонна»
Вопрос 3. Кроме разнообразных акционерных обществ и предприятий, в России 20-х гг. существовали различные партийные и непартийные подпольные организации. Как известно, Остап Бендер организовал «Союз меча и орала».
Что такое орало?
Ответ: орало — орудие для пахоты.
В выражении: «перековать мечи на орала» — «кончив войну, приступить к мирному труду». [2, c. 392]
Вопрос 4. На экране портрет Остапа Бендера.
В процессе создания романа замысел авторов изменился. О.Бендер был задуман как второстепенный персонаж. Для него у авторов была приготовлена только одна фраза…
Какая фраза была приготовлена у авторов романа для второстепенного персонажа Остапа Бендера?
Ответ:
«Ключ от квартиры, где деньги лежат» (звуковой фрагмент из фильма).
Комментарий. Вот что говорили по этому поводу сами авторы: «Бендер стал выпирать из приготовленных для него рамок. Скоро мы уже не могли с ним сладить. К концу романа мы обращались с ним как с живым человеком и часто сердились на него за нахальство, с которым он пролезал почти в каждую главу» [1, c.19]. Так Остап Бендер из второстепенного персонажа превратился в главного.
II раунд «В карете прошлого далеко не уедешь»
На экране карта путешествия героев романа.
Н. В. Гоголь писал: «Сюжет «Мёртвых душ» хорош для меня тем, что даёт полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров» [3, c.440]. И.Ильф и Е.Петров в своём романе «12 стульев» использовали тот же приём. С целью показать Россию 20-х гг. XX века они отправляют своих героев по стране. Клавдия Ивановна Петухова, Ипполит Матвеевич Воробьянинов, отец Федор Востриков, мастер Безенчук — всех их объединяет то, что они жители уездного города N. Жителям этого уездного города N мы и посвящаем данный раунд.
Вопрос 1. На экране изображение города N.
«Люди в городе N умирали редко, а Ипполит Матвеевич знал это лучше кого бы то ни было…». Почему Ипполит Матвеевич знал это лучше других?
Ответ:
Ипполит Матвеевич ведал столом регистрации смертей и браков в ЗАГСе. (На экране: К. Воробьянинов за столом в ЗАГСе).
Вопрос 2
Эти два человека были православными, оба не любили иноземцев, оба носили бороду, оба подписывали письма жене: «Вечно твой Фёдор». Один из них — герой романа «12 стульев», другой — известный русский писатель. Кто они?
Ответ: Отец Фёдор Востриков и Ф. М. Достоевский. (Портреты на экране)
Вопрос 3
И Ипполит Матвеевич Воробьянинов, и отец Фёдор прекрасно были осведомлены не только о тех, кто рождался в городе N, но и о тех, кто умирал. «Похоронных дел мастер» Безенчук в силу своей профессии живо интересовался умирающими в городе и любил пофилософствовать на этот счёт.
Внимание на экран. Перед вами «классификация» человеческих смертей с точки зрения Безенчука. Подберите соответствующие каждому типу людей фразеологизмы.
«мужчина видный» «дуба дал»
«торговый человек» «в ящик сыграли»
«дворник, крестьянин» «приказал долго жить»
«из начальства кто» «перекинулся или ноги
протянул»
Ответ:
Звуковой фрагмент: «Вы, мужчина видный, возвышенного роста. Вы считается, ежели, не дай бог, помрёте — в ящик сыграли. А который человек торговый…, тот, значит, приказал долго жить. А если чином поменьше, дворник…или кто из крестьян, про того говорят: «Перекинулся или ноги протянул». Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дал».
Вопрос 4. На экране — бриллиантовые украшения.
Как известно, сумма в 70 тысяч рублей заставила героев бросить службу и отправиться в путешествие за бриллиантами. Как распорядились бы сокровищами И. М. Воробьянинов, отец Фёдор и О.Бендер, если бы их нашли?
Ответ:
Отец Фёдор — свечной завод, Воробьянинов — Париж, О.Бендер — Рио-де-Жанейро.
III раунд. «Командовать парадом буду я»
На экране карта путешествия героев романа.
Как известно, звёздная встреча «бывшего предводителя дворян» и «великого комбинатора» произошла в Старгороде. Данный раунд посвящается главным героям, а также событиям, произошедшими с ними в этом городке.
Вопрос 1
На экране портрет О.Бендера, главного героя романа. За 1 минуту заполните анкету.
1. Фамилия, имя (Остап Бендер или Остап-Сулейман-Берта-Мария- Бендер-бей)
2. Родители
- отец (турецко-поданный)
- мать («графиня, жила нетрудовыми доходами»)
3. Возраст (27 лет)
4. Место работы (безработный)
Ответ: на экране
Вопрос 2. На экране портрет И. М. Воробьянинова.
В детстве его звали Киса, в зрелые годы — Ипполит Матвеевич. Остап Бендер по-разному называл своего компаньона. Как «великий комбинатор» называл И. М. Воробьянинова?
Ответ: гигант мысли; отец русской демократии; особа, приближенная к императору; товарищ фельдмаршал; светский лев; покоритель женщин.
Вопрос 3. На экране бутылочка с надписью «Титаник»
Перед поездкой за сокровищами бывший член Государственной думы И. М. Воробьянинов решил изменить внешность и приобрел в аптеке средство для окраски волос «Титаник». Он не смог устоять перед рекламой, которую дал этому средству аптекарь.
Звуковой фрагмент: «Получено с таможни. Контрабандный товар. Не смывается ни холодной, горячей водой, ни мыльной пеной, ни керосином. Дает радикальный черный цвет».
Составьте рекламу на «Титаник» в современном стиле.
Мы знаем, чем закончилась покраска волос таким средством. Остап Бендер вынужден был обрить Кису.
Вопрос 4
В Старгороде мы знакомимся с несколькими героинями.
Блиц-вопрос. Узнай героя.
1. «Знойная женщина — мечта поэта»
2. «Вся такая воздушная, к поцелуям зовущая»
3. «Рослая дама, миловидность которой была несколько обезображена николаевскими полубакенбардами»
Ответ:
На экране портреты с надписью:1. Мадам Грицацуева 2. Елена Боур 3. Сашхен, жена завхоза дома соцобеспечения № 2
IV раунд. «Заседание продолжается»
В погоне за стульями главные герои отправились в Москву. Данный раунд о Москве и москвичах и о том, что произошло с нашими героями в столице.
Вопрос 1
В «Евгении Онегине» они упоминаются более 20 раз. В «12 стульях» они часто встречаются в главах, посвященных Москве и москвичам. Качество их в романе противоположно тому качеству, которое ценил в них Пушкин. Сколько же их в романе «12 стульев»?
Ответ: 48, на экране 12 стульев.
Пушкин ценил стройные женские ножки, ножки же у стульев были изогнуты.
Вопрос 2
Интересное время — 20-е гг. XX в. «Шаляпин пел, Капабланка готовился к матчу с Алехиным, Горький писал большой роман…». Главный герой О. Бендер был человеком читающим, знающим русскую классику.
Назовите авторов, строки из произведений которых цитировал Остап Бендер.
1. «Я пришел к тебе с приветом …» (А.Фет «На заре ты её не буди»)
2. «Дробясь о мрачные скалы,
Кипят и пенятся валы» (А. С. Пушкин «Обвал»)
3. «В карете прошлого далеко не уедешь» (М.Горький «На дне»)
Вопрос 3. На экране портрет Эллочки.
«Словарь В.Шекспира составляет 12 тыс. слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» — 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась 30 словами», — писали И.Ильф и Е.Петров в романе «12 стульев».
Пользуясь словарем Эллочки Людоедки, вставьте в диалог её реплики.
— Ты живешь не по средствам!
(- Не учите меня жить!)
— Давай поговорим серьезно. Я получаю 200 рублей.
(-Жуть!)
— Взяток не беру, денег не краду, подделывать не умею.
(- Мрак!)
Звуковой фрагмент.
Вопрос 4. Фрагмент фильма о Гавриле. На экране портрет Ляписа-Трубецкого и слова:
Страдал Гаврила от гангрены
Гаврила от гангрены слег.
—-----------------------------------------
Гаврила ждал в засаде зайца,
Гаврила зайца подстрелил.
—-----------------------------------------
Гаврила шел кудрявым лесом,
Бамбук Гаврила порубал.
Автор этих строк бездарный поэт Ляпис-Трубецкой, который пытался поместить свою поэму во все журналы.
Сочините две строки поэмы о Гавриле, которую Ляпис-Трубецкой попытался бы «пристроить» в журнал «Компьютер и ИКТ».
Вопрос 5
На экране коллаж «Москва и москвичи». Ваша задача — определить, кому из героев принадлежат данные предметы.
Ответ: мех — Эллочка Людоедка, вегетарианское блюдо — молодожены Лиза и Коля, мыло и мочалка — инженер Щукин, 2 огурца — Киса Воробьянинов, ручка с пером № 86 — редактор газеты, скелет — студент Иванопуло, кепи и шарф — Остап Бендер.
V раунд. «Шансы увеличиваются, а бриллиантов все нет…»
На экране карта. На карте обозначен дальнейший маршрут охотников за сокровищами. Герои отправляются за сокровищами по Волге, на юг нашей страны, а вслед за ними и мы.
Вопрос 1. Перед вами слайд со скриншотами из кинофильма «12 стульев». Ваша задача — восстановить хронологию событий одноименного романа.
Ответ на экране
1. Плакат «Сеятель»
2. Васюки
3. Восстановление Провала
4. Отец Федор у инженера в Баку
5. Землетрясение в Ялте
6. Последний стул в клубе
Вопрос 2. На экране кадр из фильма.
Одной из достопримечательностей Пятигорска считался Провал. Это единственное место, куда туристов пускали бесплатно. Остап Бендер исправил это досадное упущение, собирая плату за вход в провал.
С какой целью, по словам Бендера, взималась плата за вход?
Ответ: Звуковой фрагмент. С целью капитального ремонта, чтобы не слишком проваливался.
Вопрос 3. На экране список афоризмов.
С легкой руки И.Ильфа и Е.Петрова вошло в наш обиход много крылатых фраз. Угадайте их по первым словам.
Дело помощи утопающим — …(дело рук самих утопающих)
Дети — …(цветы жизни)
Мы чужие…(на этом празднике жизни)
Время, которое мы имеем -…(это деньги, которых мы не имеем)
Утром — деньги, вечером — стулья,…(вечером — деньги, утром — стулья).
Вопрос 4. На экране портреты О. Бендера и Ш. Холмса.
Великий комбинатор О.Бендер и знаменитый сыщик Ш.Холмс имеют в своей судьбе нечто общее.
Что общего в судьбе «великого комбинатора» и знаменитого сыщика?
Ответ:
Оба были «убиты» авторами, а потом «оживлены» по требованию читателей. Остап Бендер «оживет» в следующем романе И.Ильфа и Е.Петрова «Золотой теленок».
Домашнее задание (на выбор):
1. Как бы вы закончили роман «12 стульев»?
2. Почему роман «12 стульев» актуален в наши дни?
3. В чём состояла двойственность отношения И.Ильфа и Е.Петрова к своему герою. Любили ли они его или страшились?
Фрагмент фильма.
Заключение. Звучит песня в исполнении А.Миронова «Белеет мой парус такой одинокий…»
Авторы актуального в наши дни романа «за одним разом посмеялись над всем» [3, c.440]: над пороками людей, над несовершенством государственного устройства. Они вложили в эту книгу все, что знали. Знали о времени, о людях, о себе.
Подведение итогов игры.
Литература:
1. Петров Е. Из воспоминаний об Ильфе // Сборник воспоминаний об И. Ильфе и Е.Петрове. Составители Г. Мунблит, А. Раскин. — М.: Советский писатель, 1963, с.336
2. Ожегов С. И. Словарь русского языка — 18 изд.- М., Русский язык, 1986, с.392
3. Гоголь Н. В. Авторская исповедь[Электронный ресурс] / Подгот. к печати Л. М. Лотман. // Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: [В 14 т.] / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — [М.; Л.]: Изд-во АН СССР, 1937–1952. — Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/gogol/default.asp?/feb/gogol/texts/rub-tx1.html