Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников
Авторы: Топор Анна Владимировна, Черней Наталья Денисовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)
Дата публикации: 06.02.2014
Статья просмотрена: 2839 раз
Библиографическое описание:
Топор, А. В. Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников / А. В. Топор, Н. Д. Черней. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 138-139. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4999/ (дата обращения: 15.11.2024).
Феномен экологической культуры еще глубоко не исследован, несмотря на большое количество публикаций, проектов, конференций. Несомненно одно — экологическая культура востребована временем. Она обретает базовый смысл в концепции человека: это совокупность исторически изменчивых надбиологических программ человеческой деятельности, обеспечивающих коэволюцию (совместное развитие, соразвитие) природы и общества.
В педагогической литературе рассматривалась содержательная суть формирования у учащихся экологической культуры: Астанкова Г. Д., Бодрова Л. А., Дикарева И. Г. и др.
Однако, большая часть исследований ориентирована, в основном, на старший и средний школьный возраст. Между тем, вопрос экологического образования и воспитания младших школьников остается все еще мало разработанным, несмотря на значительный вклад, внесенный в работах Н. М. Верзилиной, И. Д. Зверева, И. Н. Пономаревой, Н. А. Рыкова и др.
Анализ и обобщение мнений многих исследователей позволили уяснить основные компоненты экологической культуры: экологические знания и умения, экологическое сознание, экологическое поведение.
Формированию экологической культуры младших школьников способствуют следующие педагогические условия:
1) моделирование отношений, в которые ребенок может быть включен в процессе своей жизнедеятельности на основе приёмов нравственной активизации младших школьников;
2) активное использование в учебно-воспитательном процессе ситуационных заданий, позволяющих развивать мотивацию учащихся к пониманию окружающего мира;
3) демонстрация личностного эколого-ориентированного стиля поведения;
4) создание эмоционально-ценностной среды;
5) реализация учебно-воспитательного потенциала всех предметов в формировании экологической культуры школьников.
Эти условия конкретизируются в процессе последовательного вооружения учащихся начальной школы экологическими знаниями в системе изучения природоведения (естествознания) в 1–3 классов; воспитания у младших школьников потребности общения с природой, положительного эмоционального восприятия природы, стремления изучать и охранять природную среду; формирования у учащихся экологических умений и навыков, необходимых для изучения и охраны природы родного края.
Соответственно этим условиям необходимо совершенствовать подготовку будущих учителей, вооружать их экологическими знаниями, умениями и навыками по специальности «Педагогика и методика начального образования». Введение федерального образовательного стандарта начального общего образования (2009г.) поставило перед учителем конкретные задачи и пути реализации экологического воспитания на первой ступени школы.
С целью дальнейшего совершенствования методики формирования экологической культуры учащихся младших классов, нами разработана программа мероприятий, нацеленная на повышение уровня экологической образованности. Предложенная программа состоит из уроков по природоведению с включением учебных экскурсий и внеклассных мероприятий. С использованием различных методов и приемов обучения в МОУ СШ № 9 г. Тирасполь, Приднестровье были организованы экскурсии по темам «Осенние изменения в жизни растений и животных». В задачи экскурсий входило, закрепление и уточнение знаний учащихся об осени как времени увядания природы, наблюдение за осенними изменениями в жизни растений и животных и воспитание бережного отношения к природе своего края. После экскурсий окончательное закрепление знаний проводилось на следующий день в классе. Учащимся предлагалось по плодам назвать растения, рассказать об осенних изменениях и явлениях в природе, раскрыть проблемы охраны природы. На каждом уроке использовались следующие методы: мультимедийные презентации, демонстрации отрывков фильмов, мультфильмов, аудиоматериалы (воспроизведение голосов животных и др.), а также разнообразные информационные ресурсы.
Одно из важных методических условий в формировании экологической культуры младших школьников — это создание проблемных ситуаций в процессе проведения уроков. Например, в начале урока «Правила поведения в природе» младшим школьникам предлагалось посмотреть мультфильм «Как вести себя в лесу» и, проанализировав его, дать ответ на вопрос: «Правильно ли поступили люди, оставив в лесу мусор?»
Использование игровых методов является одним из эффективных методических условий. Поэтому мы использовали на уроках экологические игры: «Экологический светофор», «Красные нити», «Лесная аптека» и др., а также провели викторину «Красная книга».
Практическая деятельность — одно из важнейших методических условий формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста. Младшие школьники увлеченно выполняли задания «Сделай домик для птиц». Экологическое воспитание должно включать в себя бережное отношение детей к природе, раскрытие эстетического, познавательного, оздоровительного, практического значения природы в жизни людей.
С целью развития экологических знаний и воспитания экологической культуры младших школьников помимо дополнительных занятий и факультативных курсов были использованы различные формы и методы экологического образования и воспитания (индивидуальные и групповые беседы, консультации, диспуты, встречи за круглым столом, деловые игры, лекции, открытые занятия с приглашением родителей).
Эффективными формами и методами экологического образования и воспитания младших школьников оказались: наблюдения, опыты, практические работы, экскурсии и походы в природу, экологические рейды, выставки ученических работ, смотры-конкурсы, олимпиады, родительские конференции с участием ведущих ученых-экологов, учителей школ, родителей, педагогов и руководителей эколого-биологических центров, по направлениям: «Экология и охрана природы», «Экология и здоровье», «Человек и природа», «Береги природу» др.
Как показали анкетные замеры до и после эксперимента, описанная выше система мероприятий доказала свою эффективность: в экспериментальных группах по сравнению с контрольными группами существенно повысился уровень экологических знаний, умений и навыков у школьников. Этому способствовало прежде всего систематическое проведение экскурсий на природу, непосредственные наблюдение и исследование природных явлений.
Литература:
1. Дикарева И. Г. Эффективность формирования экологической культуры школьников в процессе реализации педагогического проекта «Экологический год» [Текст] / И. Г. Дикарева, Г. Д. Астанкова // Молодой ученый. — 2012. — № 8. — С. 326–332.