Использование пословиц и поговорок в становлении личности учащихся младшего школьного возраста
Автор: Коконова Елена Андреевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)
Дата публикации: 04.02.2014
Статья просмотрена: 2976 раз
Библиографическое описание:
Коконова, Е. А. Использование пословиц и поговорок в становлении личности учащихся младшего школьного возраста / Е. А. Коконова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 115-118. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/5001/ (дата обращения: 19.12.2024).
Для жизнедеятельности современных детей характерно ограниченное общение со сверстниками. Игры, совместная деятельность и сотрудничество с взрослыми и сверстниками часто оказываются ограниченными во времени или вообще недоступными для младших школьников. Это значительно затрудняет освоение детьми системы моральных норм и взаимоотношений, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости, толерантности и др.
Большинство современных детей, в отличие от детей прошедшего XX в., не участвует в деятельности детских и подростковых общественных организаций, поэтому лишены возможности приобретения опыта коллективных взаимоотношений, сотрудничества и взаимопомощи, бескорыстного труда на благо общества.
Таким образом, сегодня главная задача школы, в том числе начальной, заключается в организации такого образовательного процесса, который бы способствовал формированию индивидуального стиля жизни, обеспечивал условия для развития у детей качеств, помогающих реализовать себя в будущем, вырабатывать свою позицию в жизни, свое мировоззрение. В дидактическом отношении образование должно иметь гуманистическую, личностно ориентированную направленность. Знания, умения, навыки сегодня являются не целью, а средством развития познавательных и личностных качеств ребенка, средством развития и становления личности, обеспечения возможностей его самосовершенствования и самораскрытия; средством привития нравственных привычек, расширения нравственных знаний, повышения культуры взаимоотношений;средством развития личности младшего школьника, осмысления им целостности и разнообразия мира; средством социализации ребенка, воспитания культуры общения, уважения к своему народу и народам, проживающим вего окружении; активизация познавательного интереса к окружающему миру, истории и культуре родного народа. Огромное значение в становлении личности ребенка имеет возвращение культурных традиций семьи.
Современный выпускник начальной школы – это человек:
- любознательный, активно познающий мир
- владеющий основами умения учиться;
- любящий родной край и свою страну;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
«Научить наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словами»,- так определяет В.А. Сухомлинский главную роль начальной школы. Инструментом, который содержит информацию, обогащающую человека новыми знаниями, навыками, жизненным опытом, является слово. Оно способствует дальнейшему развитию личности, приучает ее к определенным правилам поведения в обществе, к выбору наиболее подходящих вариантов действий и поступков. А для этого необходимо знакомить ребенка с народной мудростью, с опытом народа, который накоплен в устном народном творчестве, в том числе, в пословицах и поговорках: «Старинная пословица не мимо молвится»; «На всякого Егорку живет поговорка».
Пословицы и поговорки, являясь по содержанию отражением культуры, быта, традиций народов, в образной, сжатой и меткой афористической форме запечатлели опыт народа и суждения, почерпнутые из его трудовой деятельности, общественно-исторических отношений. Эту их особенность отметил М.А. Шолохов: « И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой не проявляется ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах». Как языковое и духовное богатство народа пословицы неразрывно связаны с живой речью, делая ее богатой, убедительной, действенной. Из поколения в поколение пословицы передавали светлые идеалы народа, их высокие нравственные принципы. Именно поэтому и являются они важным инструментом нравственного воспитания и становления личности младшего школьника.
Хакасия – территория, на которой не только проживают, но и мирно уживаются представители более ста народов России. У каждого из этих народов своя культура, свои обычаи и свои черты в жизненном укладе и трудовой деятельности. У каждого народа, казалось бы, свои жизненные принципы, свои идеалы, свое отношение к окружающему миру. Но если мы сравним пословицы разных народов (в том числе, и народов мира), то увидим, что в них отражены общечеловеческие принципы развития общества, отношения людей, нравственные оценки человека.
Итак, современный школьник – это человек любознательный, активно познающий мир. Это качество способствует развитию широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества, формированию умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке). Воспитанию активной личности, формированию самоуважения и эмоционального отношения к себе помогут пословицы и поговорки, прославляющие человеческий ум как интеллектуальную силу, являющуюся незаменимым помощником в трудовой и творческой деятельности народа: Смолоду прорешка – к старости дыра (русская); Не украшай платье, а украшай ум (бурятская); Грамотный человек – словно солнце, неграмотный – что черная ночь (хакасская); Только тот человек ценен, кто смолоду трудиться привык (алтайская); От работы убежишь – в беду попадешь, от знаний убежишь – в ошибку попадешь (тувинская); Учение – лучшее богатство (хакасская); Есть калачи – не сидеть на печи (русская); Глаза страшат, а руки делают (русская); Умел ошибиться – умей и поправиться (русская); Зажиточная жизнь – в упорном труде (тувинская).
Младший школьник двадцать первого века – человек, готовый к самостоятельным действиям, ответственный за их результаты. Образно, наглядно, выразительно пословицы и поговорки передают опыт народа в данной области общественной жизни. Осуждая плохую и ленивую работу, пословицы создают неприглядный образ человека, в которого может превратиться тот, кто не обращает внимания на свои действия, человек безответственный, который в жизни не сможет стать успешным. Авось да небось – хоть брось (о работе, выполненной кое-как, наспех, бездумно и бездушно); Быстрая лошадь быстрее станет (о нерасчетливой трате времени). Едки насмешки над неумелой Акулей, которая принялась шить, да не так: «Акуля, что шьешь не оттуля? – А я, матушка, ещё пороть буду»; Тяп-ляп – не выйдет корабль; За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь; Шьет, а нити наружу выходят; Где тонко – там и рвется; Спишь, спишь, и отдохнуть некогда; Велик телом, да мал делом; Готово, да бестолково; наскоро делать – переделывать; Поспешишь – людей насмешишь. Часто дети с готовностью берутся за какое-то дело в классе, но потом интерес, не подкрепленный родителями, взрослыми, учителями, пропадает, ребенок делает дело наспех, лишь бы отделаться от ответственности. Тогда пословица говорит: «И готово, да бестолково» (русские). За один удар дерева не срубишь; Из тощего мяса сала не вытопится.
Будущий старший школьник, а затем гражданин своей страны – человек, любящий родной край и свою страну. В пословицах родная страна названа разными именами: Родина, Отечество, родная сторона, родная земля, родимая сторона. В этих названиях слышится сыновнее отношение к тому месту на Земле, где ты родился, вырос, перед которым ты в долгу, как перед родителями. Особенно эта тема актуальна сегодня, когда столько людей покидают родное гнездо, уезжая за рубеж. А еще процесс вынужденной миграции заставляет молодых людей уезжать и на учебу, и на работу, и на постоянное место жительство, оставляя родителей и свой родной дом. Важно сформировать в ребенке уважение к Родине, к родителям уважительное и теплое отношение, способность заботиться о них, где бы они ни оказались. Глупа та птица, которой гнездо свое не мило; Где сосна выросла, там она и красна; Без корня и полынь не растет; Своя земля и в горсти мила; Родимая сторона – мать, а чужая – мачеха; С родной земли умри – не сходи (русские пословицы). Свою землю и табун знает; на своей земле и бык силен; Скотину, отделившуюся от стада, волк съедает, человек, отделившийся от народа – погибает (хакасские пословицы).
Жизненный оптимизм и готовность к преодолению трудностей – еще одно качество, необходимое человеку в жизни. Младший школьник должен быть готов к тому, что в жизни не всегда бывает все хорошо, и пословица, как психолог, дает совет для успешного преодоления трудностей. Придет солнышко и нашим окошкам; Золото и в грязи блестит; Волка бояться – в лес не ходить; Капля камень долбит; Слезами горю не поможешь; После грозы – вёдро, после горя – радость (русские); У несчастного и на дороге бревно лежит; Не побывавши в горе, хорошего не оценишь; Кто в беде, того не огорчай (хакасские). Как солнечный свет приходит к каждому окну, обращенному к светлой стороне неба, так и удача является к человеку, умеющему ждать. Народ считает, что слезами горю не поможешь, что несчастья бояться – счастья не видать и что любое горе можно завить веревочкой: «Не все несчастье, проглянет и красно солнышко».
У человека с детства должны быть воспитаны целеустремленность и настойчивость в достижении целей, способность и потребность к взаимовыручке и приобретению верных спутников и в жизни, и в любом деле. Достичь желаемого можно, имея друзей, единомышленников, тех, на кого можно положиться в любом деле, да и самому нужно жить так, чтобы не подводить тех, кто в тебе нуждается. В дружной работе, в ладной жизни «миром», «артельно» народ усматривал силу: Берись дружно, не будет грузно; Согласного стада и волк не берет; Две головни и в поле дымятся, а одна и в печи гаснет; С миру по нитке – голому рубаха; Семеро одного не ждут; Один и у каши загинет; Одной рукой и узла не завяжешь; Старый друг лучше новых двух; Без беды друга не узнаешь; Где лад, там и клад; нет друга – ищи, нашел – береги; Дружба дружбой, а служба службой; «Ах, Ах!» – а пособить нечем; Как аукнется, так и откликнется (русские). Дружная жизнь – длинная, недружная жизнь – короткая; Вместе голодай, вместе жаждай, но друга не бросай; Двое хороших сойдутся – и вода между ними не протечет; Лучше быть другом добрым, нежели богатым; Одинокое дерево ветра боится (хакасские)
Не прошли пословицы мимо развлечений и обычаев гостеприимства. Относительно их народ держался мнения, что особенно весело тому, кто поработал. Кончил дело – гуляй смело; Гуляй, да не загуливайся; Делу время – потехе час; Хозяин весел – и гости радостны; Желанный гость зову не ждет; На вкус и цвет товарища нет. Народ предупреждает и о разумном распределении жизни и о поведении в гостях: Частые пирушки изведут полушки; Хорошо в гостях, а дома лучше; Даровому коню в зубы не смотрят; Встречают гостя по платью, а провожают по уму; Гость часто за шапку берется – не скоро уйдет.
Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма предполагает принятие и уважение младшим школьником ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им. И в этом вопросе пословица будет средством достижения цели воспитания. Дом, порядок в нем, мир и лад среди домашних народ считается залогом житейского благополучия. Пословицы вникают во все мелочи: тут и мысль о том, как вести себя девушке, как укладывать волосы (Коса – девичья краса), как держать себя в чистоте и опрятности, как вести себя с домашними, т.е. даются наставления и правила. В чужой монастырь со своим уставом не ходят; Чья земля, того и городьба; Добрая наседка одним глазом зерно видит, другим – коршуна; Каждая наседка свой насест хвалит; У нашей хозяюшки все в работе: и собаки посуду моют; У семи нянек дитя без глазу; Чего не припасешь – того и не будет; Копейка рублю бережет; По одежке протягивай ножки; Хорошо беречь шубу на стужу, а деньги на нужу;, Долг платежом красен; Хозяйство водить – не разиня рот ходить (русские) Какое мясо – таков и суп, каковы родители – таковы и дети; Сырое дерево гни, пока оно не высохло, ребенка учи в свое время; Хорошую лошадь видать по жеребенку, хорошего человека – по ребенку (хакасские). Мораль видна и понятна даже ребенку: без хозяина дом – сирота, какова семья – таковы и дети. Пословицы передают мысль о порядке и устройстве семьи, о рачительном и правильном ведении дома.
Важная часть воспитания младшего школьника – ориентация его в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. И этот аспект жизни народ не обошел стороной. Это пословицы о гордыне, щегольстве, скупости, драчливости, злых тайных мыслях. Это небольшая энциклопедия того зла, от которого страдают люди. В наше время эта проблема не перестала быть актуальной, наоборот, становится все менее разрешимой, чему дети видят огромное множество примеров в жизни взрослых. Не подымай носу: споткнешься; Бодливая корова комола (без рогов) живет; И вашим и нашим за копейку спляшем; Чего в другом не любишь, того и сам не делай; В чужом глазу сучок видим, а в своем и бревна не замечаем; Не смейся, горох, не лучше бобов; У драчливого кочета гребень всегда в крови; Любишь кататься – люби и саночки возить; Не смейся чужой беде, своя на гряде; Шапочка в две денежки и та набекрень (русские). У хвастуна не ищи ума; У бездельника язык злой; Трусливый человек и зайца боится (хакасские).
Таким образом, использование в воспитательной и учебной работе с младшим школьником пословиц и поговорок способствует выполнению государственного заказа: формированию личности как идеального представителя гражданского общества. Воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда) – результат формирования личностных универсальных учебных действий, задачи, поставленной в Стандартах второго поколения.
Литература:
1. Программа формирования универсальных учебных действий. Примерная основная
образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост.
Е.С.Савинов].—2‑е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2010. — 204 с. — (Стандарты второго поколения).
2. М. Шолохов. Сокровищница народной мудрости. Вступление к сборнику В. Даля «Пословицы русского народа».- М.: ГИХЛ, 1957
3. В.П. Аникина. Старинные русские пословицы и поговорки. – М.: Детская литература.- 1984
4. Б. Ховратович. Так в Сибири говорят. Пословицы и поговорки народностей Сибири.- Красноярское книжное издательство.- 1964