Особенности и эффекты лечебной физкультуры для дошкольников в условиях ДОУ № 28 г. Читы
Автор: Шашина Евгения Иосифовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)
Дата публикации: 06.02.2014
Статья просмотрена: 486 раз
Библиографическое описание:
Шашина, Е. И. Особенности и эффекты лечебной физкультуры для дошкольников в условиях ДОУ № 28 г. Читы / Е. И. Шашина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 78-79. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/5002/ (дата обращения: 15.11.2024).
Лечебная физкультура полезна всем детям без исключения. Она необходима для правильного развития и роста. Регулярные занятия оздоровительной гимнастикой дают свой положительный результат. Они укрепляют иммунитет, улучшают обмен веществ и восстанавливают нарушенные функции организма.
C 2011 года совместно с кафедрой стоматологии детского возраста, ЛОР болезней и физиотерапии в нашем саду внедряется экспериментальный проект оздоровления детей по теме:
«Влияние функциональных нарушений ЛОР органов и патологий челюстно-лицевой области на психоэмоциональное и физическое развитие ребенка».
Программа «Лечебная физкультура» составлена с учётом особой актуальности проблемы сохранения здоровья воспитанников, проживающих в условиях резко континентального климата Забайкалья. Программа раскрывает систему работы по физическому и психическому развитию, коррекции и оздоровлению дошкольников. Особое внимание уделяется профилактике лор-заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья и физического развития воспитанников.
Цель программы
1. Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
2. Создание условий для становления творческой, интеллектуальной, духовно и физически развитой личности, способной к осознанному саморазвитию.
Система работы по данной программе раскрывает следующие направления:
- Комплексная диагностика
- Формирование основ здорового образа жизни
- Коррекционная работа: ЛФК, коррекция развития
- Профилактическая оздоровительная работа
Ежегодно в образовательную программу вносятся коррективы, в связи с внедрением современных здоровьесберегающих технологий (гибкий режим, улучшение рациона питания, совершенствование эмоционального фона занятий и т. д.). Таким образом, создание активной среды, в которой обучение детей происходит не за счет ресурсов его здоровья, а в результате специально организованной системы оздоровления воспитанников, становления актуальной задачей современного ДОУ.
Программа направлена на развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет и реализуется поэтапно:
I этап — «Аналитический» (2011–2012 учебный год).
(комплексная диагностика, подбор и разработку индивидуальных программ определение приоритетных направлений по оздоровлению детей в ДОУ и семье).
В начале 2011–2012 учебного года нами был проведены анализ заболеваемости и распределение по группам здоровья. По данным анализа состояние здоровья детей за период с 2005 г. по 2010 г. ухудшилось на 17 %, увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания до 28 %, количество детей имеющих различные отклонения в состоянии здоровья увеличилось до 50 %, наблюдалось увеличение количества детей, имеющих недостатки в психосоматическом развитии. Таким образом, перед коллективом ДОУ возникла необходимость создания специальной программы развития, коррекции и оздоровления дошкольников на основе имеющегося опыта организации физкультурно-оздоровительной работы.
II этап — «Практический» (2012–2014 учебные годы).
- коррекцию и реабилитацию состояния здоровья воспитанников;
- формирование банка данных об особенностях физического развития и здоровья дошкольников;
- апробацию индивидуальных программ оздоровления ребенка в домашних условиях;
- создание благоприятных медико-социальных условий в ДОУ.
Направления работы на практическом этапе: в нашем саду высокий процент детей с ЛОР заболеваниями (аденоиды, ангина, риниты). Поэтому мы сосредоточили внимание на обучении детей правильному дыханию с помощью методики А. Н. Стрельниковой. Все упражнения выполняются одновременно с коротким, резким и шумным вдохом через нос, что усиливает внутреннее тканевое дыхание, что повышает усвояемость кислорода организмом, улучшая общие обменные процессы. Дыхательная гимнастика используется во всех физкультурно — оздоровительных мероприятиях. Этой методике обучаются как педагоги, так и родители наших воспитанников.
Особенность нашей работы в том, что:
- осуществляется осмотр детей специалистами детской поликлиники;
- регулярный осмотр детей врачом ЧГМА, определение группы здоровья;
- осмотр детей инструктором ЛФК для ранней диагностики нарушений опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие) и других функциональных нарушений.
В течение 2012–2013 учебного года воспитателями и специалистами ДОУ регулярно проводились занятия лечебной физкультурой с акцентом на правильном дыхании. В результате сравнительного анализа шкал заболеваемости детей на конец года отметилось снижение показателей болезней органов дыхания (с 95 до 51), ОРВИ (с 50 до 31) и бронхо-легочной системы (с 15 до 3). На карантин в зимний период была закрыта только одна адаптационная группа.
III этап — «Итоговый» (2014–2015 учебный год).
(эффективный контроль за динамикой физического развития воспитанников; систему физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье; проведение сравнительного анализа состояния здоровья за период реализации программы).
Прогнозируемые результаты:
- подготовленный ребенок к школе готовый успешно войти в новый режим и условия учебной деятельности;
- система физкультурно-оздоровительной работы на основе современных здоровьесберегающих технологий;
- сформированность элементарных представлений ребенка о себе, своем здоровье и физической культуре.
Современная действительность ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья подрастающего поколения. Программа «Лечебная физкультура» способствует решению данных задач.