Социальная работа как фактор гуманизации общества: этико-философский аспект | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 14. Социальная работа

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)

Дата публикации: 03.02.2014

Статья просмотрена: 2023 раза

Библиографическое описание:

Хадисова, К. В. Социальная работа как фактор гуманизации общества: этико-философский аспект / К. В. Хадисова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 307-309. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/5007/ (дата обращения: 17.10.2024).

Социальная работа в настоящее время является специфическим институтом и профессиональной деятельностью, связывающим общество и государство, обеспечивающим стабильность и защищенность человека. Социальная работа прямо или опосредовано охватывает практически все стороны общественной жизни. Важно отметить, что в современном мире социальная работа – одно из важнейших условий и одновременно средств развития и совершенствования человека и общества, достижения благополучия человека и государства в целом.

Главная цель социальной работы состоит в реализации общественного идеала – достижения социально-экономического благополучия членов общества, особенно слабо защищенных ее членов: дети, молодежь, женщины, пожилые, лица с ограниченными возможностями здоровья, мигранты и т.д.

Специфика социальной работы связана с особым вниманием к нравственной стороне этого вида деятельности, поэтому основные, содержательные принципы социальной работы (альтруизм, гуманизм, солидарность и справедливость, демократизм отношений с клиентом и др.) носят этический характер и касаются трех сторон деятельности специалиста: моральной ответственности перед клиентом, перед обществом и перед своей профессией и коллегами. Этика социальной работы проявляется в понимании социального благополучия как права каждого человека, которым он должен обладать благодаря улучшению функционирования социальных служб и социальной политики государства.

Социальная работа – это гуманистический процесс развития общественных отношений, связанных с оптимизацией жизнедеятельности личности и общества, который проявляется в форме взаимодействий ее субъектов и объектов. Независимо от того, какая модель социальной работы осуществляется, ключевой ценностью ее реализации выступает человеческая личность. В международных документах, начиная с Всеобщей декларации прав человека 1948г., Международных пактов о гражданских и политических правах человека и об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., законодательно закрепляются неотъемлемые права граждан – на жизнь, свободу и справедливость, фиксируется их всеобщий, прирожденный, неотъемлемый и целостный характер. В этих документах утверждается, что действия специалиста должны быть этически оправданными и должны соответствовать международным стандартам. Он должен, основываясь на принципе социальной справедливости и полученных знаниях, проявлять уважение к правам человека, соблюдать принципы личной неприкосновенности и уникальности, оказывать помощь каждому, кто в ней нуждается, стараться не применять методов принуждения, сотрудничать с клиентом во благо, но не во вред другим людям.

При этом правом на получение помощи должен обладать каждый индивид. Это право закреплено в 7 ст. Конституции России: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»[1].

Гуманистическое мировоззрение выступает как один из факторов обоснования и ориентации социальной работы, определения перспектив, направлений ее развития, постановки целей и задач.

Гуманизм – это мировоззрение, выступающее в современном цивилизованном мире в роли положительного общественного идеала. Оно основано на признании неотъемлемых прав человека, в том числе права на достойную, полноценную жизнь для каждого, независимо от его национальных, религиозных, возрастных, социальных и других особенностей. Человек в гуманистической идеологии представлен в качестве высшей ценности, которая подразумевает веру в созидательный потенциал личности, в способность человека преодолевать препятствия на пути к полноценному социальному функционированию.[2]

В социальной работе гуманизм проявляется в принципе клиентоцентризма и практических формах помощи людям на профессиональной основе.

Проблема ценностного базиса социальной работы связана с ее гуманистической сущностью. Ценности социальной работы обосновывают весь процесс практической деятельности и одновременно становятся одним из важнейших факторов и условий социального прогресса. Как справедливо отмечает Г.П.Медведева: «Ценностные основания социальной работы являются одной из важнейших детерминант сущности и содержания не только самой социальной работы, но и общественных отношений и общественного бытия. Реализация ценностей социальной работы одновременно становится одним из важнейших факторов и условий социального прогресса».[3, С. 35].

На основе осознания необходимости защиты прав человека для общественного блага постепенно складывались ценностные ориентации социальной работы. По мнению Е.Р.Ярской-Смирновой, иерархия ценностей социальной работы содержит четыре «главные ценности». Это доступ к ресурсам; человек, его достоинство и индивидуальность; свобода, самостоятельность и способность к самоопределению; ответственность за реализацию указанных ценностей [5]. Т.Н. Никитина выделяет следующие виды ценностей социальной работы:

-       общечеловеческие, признаваемые большинством современного человечества;

-       социетальные, признаваемые преимущественно в конкретном (российском) обществе;

-       профессиональные, имеющие значение в основном для профессиональной группы, приобретающие специфику в связи с особенностями профессиональной деятельности;

-       индивидуальные – ценности специалистов, их клиентов, других личностей, санкционирующих в социальной работе в различном качестве [4].

Важно обратить внимание на то, что изучение специфических ценностей профессиональной социальной работы оказывает существенное влияние на ее эффективность. Среди специфических ценностей социальной работы следует выделить такие, как благо человека и общества, права и индивидуальность человека, профессионализм, гуманистический смысл деятельности, социальный статус человека, его возраст и пол. Следует более подробно остановиться на некоторых из этих ценностей. Различные социокультурные типы общества имеют специфические ценности, которые составляют основу социализации личности. Существуют две ценностные парадигмы: восточная и западная. Каждая из них отражает ценности, связанные со спецификой образа жизни соответствующего общества. Так, для восточной традиции характерно утверждение единства общества и человека, справедливость, гуманность, искренность, человечность, уважение к родителям и старшим по возрасту. Главная установка в воспитании и социализации делается не на изменение мира, а на изменение себя, на самосовершенствование. Для западной традиции характерно противопоставление человека и общества, господство личного над общественным. Социализация связана с изменением мира и общества[4]. Таким образом, мы приходим к выводу, что в социальной работе выделяется специфичный культурно-ценностный аспект, во многом определяющий модели и технологии социальной работы.

В России накоплен достаточно большой социальный опыт, который стал основой для отечественной модели социальной работы. Для всех периодов развития российского общества характерны определенные гуманистические аспекты жизнедеятельности. Каждая эпоха своим специфическим образом реализовывала гуманистическую составляющую общественного развития, посредством внедрения мер поддержания, реабилитации жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности. Можно сказать, что социальная работа, в сущности, является социогуманистической деятельностью, так как она в целом служит целям развития человечества, поскольку обеспечивает гармоничный характер взаимодействия личности и общества, снижению конфликтности, уменьшению бедности, социальному комфорту и благосостоянию. Ее частную основу составляют поддержание жизнеобеспечения, социального функционирования и развитие личностных качеств конкретного клиента. Забота о жизнеобеспечении человека, слабо защищенных категорий населения при этом должна рассматриваться как приоритетная задача общества и государства, важный вектор развития стратегии социальной политики.

Литература:

1.                 Конституция Российской Федерации. – Москва,1993 г.

2.                 Кульбакина О.Е. Интеграция идей гуманизма: мировоззренческий и праксиологический аспект: Автореф.дис.к.филос.н. – М., 2011. //Научная библиотека диссертаций и авторефератов http://www.dissercat.com/content/integratsiya-idei-gumanizma-mirovozzrencheskii-i-praksiologicheskii-aspekt#ixzz2rgwfmpim

3.                  Медведева Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы. Курс лекций. – Москва, 2002. – 268 с.

4.                 Никитина Т.Н. Ценности в социальной работе. // Материалы конференции/. Социальные науки: опыт и проблемы подготовки специалистов социальной работы. / Сб. мат. конф. Вып.2. 2006.

5.                 Ярская-Смирнова Е.Р. Профессиональная этика социальной работы. М., 1999.

6.                 http://window.edu.ru/resource/906/49906   

Основные термины (генерируются автоматически): социальная работа, общество, ценность, изменение мира, клиент, профессиональная деятельность, социальный прогресс.

Похожие статьи

Право как социокультурный феномен: теоретико-методологический аспект

Проблемы взаимоотношений адвокатуры и государства: общая характеристика и значение в уголовном процессе

Книжная культура Узбекистана как актуальное научное исследование: историографический аспект

Роль экономики в жизни общества: проблемы и суждения

Научный статус социальной и культурной антропологии: границы дискурсивных закономерностей

Психолого-педагогические проблемы информатизации образования в условиях глобализации

К вопросу об актуальности проблем современного образования: анализ российского и зарубежного опыта

Функции и феноменология управления в системе педагогического знания

Терроризм: историко-политический аспект

Философско-методологические аспекты интегративных курсов в профессиональном образовании: закономерности построения и функционирования

Похожие статьи

Право как социокультурный феномен: теоретико-методологический аспект

Проблемы взаимоотношений адвокатуры и государства: общая характеристика и значение в уголовном процессе

Книжная культура Узбекистана как актуальное научное исследование: историографический аспект

Роль экономики в жизни общества: проблемы и суждения

Научный статус социальной и культурной антропологии: границы дискурсивных закономерностей

Психолого-педагогические проблемы информатизации образования в условиях глобализации

К вопросу об актуальности проблем современного образования: анализ российского и зарубежного опыта

Функции и феноменология управления в системе педагогического знания

Терроризм: историко-политический аспект

Философско-методологические аспекты интегративных курсов в профессиональном образовании: закономерности построения и функционирования