Формирование наглядно-образного мышления у детей с умственной отсталостью посредством использования конструирования
Автор: Соколова Ксения Александровна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)
Дата публикации: 08.02.2014
Статья просмотрена: 14303 раза
Библиографическое описание:
Соколова, К. А. Формирование наглядно-образного мышления у детей с умственной отсталостью посредством использования конструирования / К. А. Соколова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 175-183. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/5011/ (дата обращения: 16.11.2024).
Мышление представляет собой обобщенное, опосредованное отражение внешнего мира и его законов, общественно обусловленный процесс познания, наиболее высокий его уровень. Оно имеет последовательно возникающие в онтогенезе ребенка и затем взаимодействующие наглядно-действенную, наглядно-образную и словесно-логическую формы, которые не сменяют друг друга, но взаимно дополняют и развиваются на всем протяжении его жизни. Эти формы мышления представляют собой единый процесс познания реального мира, в котором может преобладать то одна, то другая форма мышления в различные моменты, вследствие этого познавательный процесс в целом приобретает специфический характер.
Наглядно-образное мышление рассматривается, как внутренний план действия, а так же как способность оперировать конкретными образами предметов при решении определенных задач. Способность к оперированию образами в умственном плане не является непосредственным результатом усвоения знаний и умений, она возникает и развивается в процессе взаимодействия определенных линий психического развития: речи, подражания, игровой деятельности предметных действий, действия замещения, и т. д. Мыслительная деятельность выступает как оперирование образами.
С началом школьного обучения ведущим видом деятельности ребенка становится учебная деятельность. Приобретение научных представлений и понятий, изучение законов развития природы и общества — все это является задачей, которую ребенок должен решить. Успешность ученика во многом определяется уровнем развития мыслительной деятельности и является основой для оценки развивающей стороны обучения. Исходя из этого, можно утверждать, что наглядно-образное мышление играет существенную роль в интеллектуальном развитии ребенка дошкольного возраста. Опираясь на данный вид мыслительной деятельности, ребенок получает возможность вычленить наиболее существенные свойства, отношения между предметами окружающей действительности. Возникающие в сознании представления и образы вызывают у ребенка эмоциональный отклик на события.
Л. Е. Журова, Н. Ф. Виноградова, B. C. Мухина подчеркивают особую значимость наглядно-образного мышления как переход от практического вида мышления к теоретическому. Л. А. Венгер, М. Безруких, Е. В. Заика отмечают, что посредством развития образных представлений происходит оптимизация произвольных познавательных функций в дошкольном возрасте (восприятие, воображение, внимание, память). Все это приводит к повышению уровня интеллектуального развития ребенка.
Мыслительная деятельность дошкольников с нарушениями в развитии формируется с большими трудностями. Для них характерно использование наглядно — действенной формы мышления. Задания, требующие наглядно — образного мышления, вызывают у детей с умственной отсталостью большие затруднения, поскольку дети не могут сохранить в своей памяти показанный им образец и действуют ошибочно.
Мыслительные процессы у умственно отсталых дошкольников протекают весьма своеобразно. Выполняемый ими анализ зрительно воспринимаемого реального предмета или его изображения отличается бедностью, непоследовательностью, фрагментарностью. До конца дошкольного возраста у детей с нарушениями в развитии фактически отсутствует возможность решения наглядно-образных задач.
При нарушении развития интеллекта все виды мышления оказываются недоразвитыми. Л. С. Выготский говорил об относительной сохранности у детей с умственной отсталостью практического интеллекта. Дети могут решать проблемные ситуации на уровне практического действия.
Формирование различных видов деятельности у детей с особыми образовательными потребностями является центральным звеном во всей системе коррекционно-образовательной работы. В дошкольном возрасте ведущее значение имеет игра и первые виды продуктивной деятельности, к числу которых относиться конструирование. Конструирование имеет моделирующий характер, а также играет большую роль в развитии у ребенка образного и элементов наглядно схематического мышления, формирования у него представлений о целостном образе предметов.
В процессе целенаправленного обучения конструированию появляется возможность коррекционного влияния на ход психического развития детей с нарушениями в развитии в более ранние возрастные периоды, что существенно облегчает их дальнейшее обучение в школе. Выбор этого вида продуктивной деятельности с целью формирования наглядно — образного мышления обусловлен тем, что программой для групп VIII вида предложенной Е. А. Екжановой и Е. А. Стребелевой предусматривается включение в целостный образовательный процесс конструирования, содержание занятий которого тесно связано с содержанием других разделов программы. В настоящее время программой развития не предполагается изучение конструирования в рамках отдельных занятий, что негативно сказывается на всем образовательном процессе групп детей с умственной отсталостью.
Методологической основой исследования явились философские концепции общей и специальной психологии и педагогики о взаимосвязи процессов воспитания и развития, положение о единстве закономерностей нормального и аномального развития детей (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Г. М. Дульнев, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, С. Л. Рубинштейн, Г. Л. Трошин, Ж. И. Шиф и другие); исследования наглядно — образного мышления у детей дошкольного возраста с нормальным развитием и аномальным развитием (Б. Г. Ананьев, А. А. Люблинская, С. Л. Новоселова, А. Д. Виноградова, С. А. Клих, Е. Л. Журова, Мухина В. С., Т. А. Процко); теория о развивающей роли обучения (В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин); феномен использования технологий в обучении (В. П. Беспалько, М. В. Кларин, Г. К. Селевко и другие); теория деятельности (П. Л. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина и другие); методологические концепции о ведущей роли игры и конструирования при обучении нормально развивающихся дошкольников (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтъев, А. Л. Парамонова, Н. Н. Поддъяков, Н. П. Сакулина, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин), у детей с речевой патологией и умственно отсталых детей (О. П. Гаврилушкина, Г. В. Косова, В. И. Селиверстов, Н. Д. Соколова, другие); концептуальные основы леготехнологии (О. В. Михеева, С. Пейперт, П. А. Якушкин).
Цель работы — формирование наглядно-образного мышления у детей с нарушением в развитии посредством использования конструирования.
С учетом цели были поставлены следующие задачи:
1. Формировать у детей конструктивные навыки с целью воздействия на развитие наглядно — образного мышления;
2. Формировать у дошкольников с нарушениями в развитии элементы наглядно — схематического мышления;
3. Способствовать развитию у детей навыков сюжетного конструирования с использованием материалов Lego;
4. Разработать серию специальных дидактических игр по формированию конструктивных навыков у детей с нарушениями в развитии.
Особенности развития наглядно-образного мышления у детей с умственной отсталостью.
Дети, поступающие в коррекционную группу, отличаются целым рядом особенностей. В основе развития интеллекта нормального ребенка и ребенка с нарушением в развитии лежат общие закономерности. Однако наличие органического дефекта головного мозга у ребенка с нарушением в развитии обуславливает своеобразие его психического развития. Неполнота и неточность ощущений и восприятий, речевое недоразвитие такого ребенка обедняют и сужают круг его представлений и знаний, замедляют темп их формирования.
У умственно отсталых детей дошкольного возраста существует отличительная особенность отражательной деятельности — это нарушение познавательной деятельности. В частности это нарушение обобщенного и опосредованного познания окружающего мира.
Мышление является целенаправленной деятельностью, которая выступает как решение определенной проблемы. Решение мыслительной задачи имеет несколько этапов: осознание условия задания, постановка вопроса, создание гипотез возможного решения, осуществления решения и проверка его правильности. Все эти этапы мыслительного процесса представляют собой целенаправленную и произвольную деятельность, в которой происходит раскрытие знаний и умений, ее волевые и эмоциональные качества, способности личности.
Решение мыслительных задач у умственно отсталых детей уже на начальном этапе вызывают значительные затруднения. Дети данной категории в большинстве случаев неадекватно воспринимают суть задания, упрощают или искажают его смысл. Этот факт указывает нам на отсутствие целенаправленности мышления, что в свою очередь приводит к нарушению регулятивной функции всей мыслительной деятельности, далее обнаруживается неполноценность последующего решения поставленных задач. Например, гипотеза возможного решения заменяется нецеленаправленным манипулированием полученными данными. Способы, которые использует ребенок для решения проблемы, оказываются неэффективными и примитивными. У детей с умственной отсталостью обнаруживается тенденция соскальзывания, застревания на каком-то частном моменте проблемы. В большинстве случаев дети пользуются «методом проб и ошибок», не прибегая к проверке, как к необходимому этапу. Отмечается, что не производится связь полученных результатов с исходными данными.
При нарушении умственного развития все виды мышления оказываются недоразвитыми. В отличие от детей с нормальным развитием, умственно отсталые воспринимают ситуацию целостно, не выделяя из нее существенных признаков, не осознавая результатов своей деятельности, самостоятельно не могут перенести усвоенный способ в ситуации измененных условий. Решая практическую задачу, ребенок с нарушением интеллекта не делает самостоятельных выводов, не превращает полученный опыт в собственное приобретение.
Неточность, бедность и инертность представлений о предметах и явлениях окружающей среды являются одной из причин низкой эффективности наглядно-образного мышления детей с нарушением интеллекта. Ребенок данной категории не может в мысленном плане качественно оперировать образами — выделять отдельные части и существенные свойства, абстрагироваться от несущественных, переворачивать, объединять, изменять их. Отмечаются трудности актуализации связи между словом и образом, который стоит за ним.
Л. С. Выготский указывал на относительную сохранность у детей данной категории практического интеллекта. Дети могут решать проблемные ситуации на уровне практического действия. Задача взрослого состоит в том, что следует помочь детям с умственной отсталостью организовать свою деятельность, чтобы каждый отдельный этап мыслительной деятельности протекал полноценно.
Наглядно — образное мышление дошкольников с нарушением в развитии развивается своеобразно и замедленно. Многое из того, что нормально развивающийся ребенок приобретает самостоятельно в повседневном общении и деятельности, у ребенка с нарушением в развитии может быть сформировано лишь в условиях специально организованного коррекционного процесса. Из этого следует, что конструирование имеет большое значение для развития у ребенка наглядно — образного мышления, формирования у него представлений о целостном образе предметов. Конструирование как инструмент обучения предполагает включение в педагогический процесс активного мышления ребенка.
Основные направления работы по формированию наглядно-образного мышления
КОНСТРУИРОВАНИЕ
I. Пропедевтический этап направлен на обогащение сенсорного опыта, на начальное овладение операционально-техническими навыками конструирования. Сенсорное воспитание служит основой для развития у детей поисковых способов ориентировки: методов проб и примеривания. Сенсорное воспитание является, с одной стороны, основой для формирования у ребенка всех психических процессов — внимания, памяти, сферы образов — представлений, мышления, речи и воображения; с другой — оно выступает фундаментальной предпосылкой для становления всех видов детской деятельности (А. А. Катаева):
- закрепление знаний о форме, величине;
Для успешного овладения самостоятельным конструированием дети должны научиться видеть и выделять в предмете те пространственные свойства, которые должны быть отражены в конструкции. Поэтому их надо познакомить с формой, величиной, научить пользоваться способами выделения перечисленных свойств. С этой целью проводятся специальные игры и упражнения.
- развитие пространственных представлений;
Для успешного овладения самостоятельным конструированием дети также должны познакомиться с расположением предметов и их частей. С этой целью планируется проведение специальных игр и упражнений, направленных на развитие у детей с особыми образовательными потребностями восприятия пространственных свойств объектов, обеспечивающих сенсорное развитие.
- закрепление умения выполнять упражнения по непредметному конструированию по подражанию и образцу.
По мнению О. П. Гаврилушкиной непредметное конструирование — это тренировочные упражнения, обращающие внимание ребенка на изменчивость, относительность расположения предметов в пространстве. Такой вид конструирования необходим для усиления работы по сенсорному воспитанию детей с нарушениями интеллекта и направлен на обучение их умению воспринимать — воспроизводить пространственные отношения между предметами. С этой целью необходимо проведение игр и упражнений по непредметному конструированию.
II. Основной этап.
На основном этапе реализуется механизм конструктивной деятельности:
- обучение умению конструирования по образцу и модели;
По мнению А. Р. Лурии образец — это предмет, обладающий определенной конструкцией, все особенности которого дети могут хорошо рассмотреть самостоятельно или под руководством педагога.
Модель — это предмет, имеющий определенную конструкцию и являющийся для учащихся ориентиром в работе. Однако в отличие от образца она не дает такого же наглядного и подробного представления об устройстве изделия, а предполагает, что ребенок должен определить его самостоятельно.
По данным видам конструирования предполагается проведение игр и упражнений.
- обучение умению конструирования по графическому образцу;
Это конструирование объектов, которые уже были в конструктивном опыте детей, но в строении которых появляются некоторые различия.
Игры и упражнения конструирования по графическому образцу совершенствуют умения детей анализировать образец, сравнивать разные конструкции объектов, имеющих одно функциональное назначение, замечать различия и передавать их в процессе создания конструкции.
- обучение умению работать со сборно-разборной игрушкой;
В процессе овладения умением собирать части в целое дети знакомятся с основными особенностями строения фигуры человека и тела животных, с приемами соединения отдельных элементов, учатся узнавать целое по отдельным частям, создавать целостный образ объекта.
- обучение умению конструирования по заданным условиям.
Это один из самых творческих видов конструктивной деятельности учащихся, приближающий их к условиям работы настоящего конструктора. При таком способе организации образец как объект копирования отсутствует. Ребенку предлагается набор условий, который должен удовлетворять изготавливаемый предмет в эксплуатации. Предлагаются игры и упражнения по обучению данного вида конструирования.
III. Заключительный этап.
На данном этапе предполагается использование сюжетного конструирования с включением в него нетрадиционных материалов — LEGO.
С точки зрения умственного воспитания эффективен метод сюжетного конструирования. Конструирование, являясь составной частью игры, становится способом для достижения игровой цели, а процесс конструирования, выбор деталей и прочее — средством сооружения постройки. Деятельность детей, таким образом, приобретает предметно-опосредованный характер, при этом ими используется ранее приобретенный опыт.
Кроме того, полноценное умственное воспитание может осуществляться тогда, когда цель деятельности ребенка заключена не в решении конструктивной задачи, а, для использования в сюжетной игре. При этом вся его деятельность приобретает более сложную, многоступенчатую структуру, а процесс конструирования подчиняется конечной цели, что положительно влияет как на характер анализа образца, так и на выбор средств деятельности, повышает уровень детской самостоятельности.
Lego конструирование — это вид моделирующей творческой, продуктивной деятельности. Создание Lego постройки используют в сюжетно — ролевых играх.
Способы и приемы развития наглядно-образного мышления
Конспект непосредственной образовательной деятельности по математике и развитию сенсорного воспитания детей на тему: «Веселый праздник — новоселье» в коррекционной группе
(Образовательная область «Познание»)
Тема: «Веселый праздник — новоселье»
Цель: формирование элементарных математических представлений и сенсорного воспитания посредством использования конструирования.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепление умения детей сравнивать две неравные группы предметов по количеству, устанавливая, каких предметов поровну, больше, меньше, используя прием наложения, уравнивать группы предметов путем прибавления;
- закрепление умения пересчитывать неоднородные предметы в пределах трех, называть итоговое число, соотносить с количеством пальцев на руках;
- закрепление умения выполнять постройку по графическому образцу;
- закрепление умения моделировать пространственные отношения между предметами: восприятие объемных образцов и воспроизведение на объемном материале;
- закрепление умения собирать сборно-разборную игрушку по образцу.
Коррекционно-развивающие:
- развитие зрительного внимания (дидактическое упражнение «Посчитаем игрушки»);
- развитие наглядно — образного мышления (игра со строительным материалом «Построим мебель»);
- развитие мелкой моторики (Пальчиковая гимнастика «Стул»);
- развитие координации, речи с движением (Динамическая пауза «Кроватка»);
- развитие ориентировки в пространстве (моделирование «Внимательные глазки»);
- развитие зрительного восприятия (игровое задание «Почини куклу»).
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание умения работать в коллективе.
Задачи интегрируемых образовательных областей:
«Художественное творчество»:
- развитие конструктивных навыков;
- развитие умения создавать постройку по графическому образцу;
- развитие умения ориентироваться в частях тела куклы, собирать сборно-разборную куклу.
«Социализация»:
- развитие умения выполнять игровые действия с предметами.
«Коммуникация»:
- развитие навыков активного слушания (умения слушать и понимать);
- развитие фразовой речи.
«Труд»:
- приобщение детей к самообслуживанию, способствовать развитию самостоятельности волевых усилий, положительной самооценки.
Предполагаемый результат: втечение подгрупповой непосредственной образовательной деятельности, достигнуть поставленные цели задачи, задания будут способствовать усвоению новых знаний, умений и навыков.
Использование различных видов конструирования позволит детям быстрее усвоить материал, использовать его в выполнении математических задач и сенсорного воспитания.
Дети умеют сравнивать две неравные группы предметов по количеству, уравнивают группы предметов путем прибавления; пересчитывают неоднородные предметы в пределах 3, называют итоговое число, соотносят с количеством пальцев на руках; выполняют постройку по графическому образцу; соотносят и воспроизводят объемные образцы на объемном материале; собирают сборно-разборную игрушку по образцу.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, игровая, трудовая.
Формы организации совместной деятельности: дидактическое упражнение, игра со строительным материалом, проблемная ситуация, моделирование, игровое задание.
Предварительная работа:
- коллективная постройка с детьми «Дом» из деталей конструктора Lego Duplo;
- беседа с детьми о празднике — новоселье;
- разучивание пальчиковых гимнастик и текстов для координации речи с движением по теме «Мебель».
Демонстрационный материал:
игрушечные Lego Duplo — человечки, автобус, дом.
Раздаточный материал:
конструктор — Lego Duplo; карточки с графическими изображениями стульев разных цветов (красный, желтый, синий, зеленый); сборно–разборные куклы, набор геометрических форм на каждого ребенка (куб, брусок, крыша); плоскостные изображения мячей и пирамидок.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Структурные этапы занятия |
Деятельность учителя — дефектолога |
Деятельность детей |
I. Организационный момент. Приветствие «Солнечные лучики» |
Педагог встает в круг вместе с детьми: — Ребята, посмотрите, какое яркое, лучистое солнышко светит нам в окно. Улыбнемся солнышку! Подарим улыбки друг другу. — Сделаем свое солнышко. Представим, что наша рука — это лучик. Посчитаем наши лучики. Педагог начинает счет, выставляя вперед свою руку, далее каждый ребенок по очереди кладет свою руку поверх всех, продолжая устный счет. Устный счет дефектолог и дети ведут до 4. — Ребята! Сколько лучиков у нашего солнышка получилось? Педагог подводит детей к построенному ранее дому из конструктора, читает стихотворение: «Вот построен новый дом! Тили — бом! Тили — бом! Кто же будет жить в нем?» «Тили — бом! Тили — бом! Вот построили мне дом!» Из–за дома появляется человечек. — Ребята, давайте поздороваемся с человечком и спросим, как его зовут. Педагог озвучивает человечка: — Здравствуйте, ребята! Меня зовут Коля! В этом новом и красивом доме буду жить я! У меня сегодня новоселье. — Скоро ко мне приедут гости! |
Улыбаются «солнышку» и друг другу. Дети ведут устный счет до 4, выполняя необходимые для упражнения действия. — 4. — Здравствуй человечек, как тебя зовут? |
II. Основная часть. 1. Закрепление умения пересчитывать неоднородные предметы в пределах трех. Дидактическое упражнение «Посчитаем игрушки» |
Педагог везет автобус, в котором сидят игрушечные человечки. — Ребята! Что это едет? Автобус! А в автобусе едут гости! — Посчитаем гостей. Педагог достает одного человечка из автобуса, здоровается с ребятами от имени игрушки, просит посчитать. — Сколько человечков вышло из автобуса? Посчитай. — Сколько всего человечков? — Покажи столько пальчиков, сколько человечков перед тобой. Педагог достает из автобуса еще одну игрушку. — Сколько всего человечков вышло из автобуса? Посчитай. — Сколько всего? — Покажи столько пальчиков, сколько человечков перед тобой. Педагог достает из автобуса еще одну игрушку. — Сколько всего человечков вышло из автобуса? Посчитай. — Сколько всего человечков? — Покажи столько пальчиков, сколько человечков перед тобой. — Молодцы! — Ребята, человечки принесли игрушки. Давайте посчитаем, сколько мячей, пирамидок принесли гости. Педагог раздает каждому ребенку определенное количество предметов. — Настя, сколько мячей и пирамидок, посчитай. — Сколько всего? — Покажи столько пальцев, сколько перед тобой мячей. Далее педагог просит посчитать предметы других детей. |
— Один. —Один человечек. Показывает один пальчик. — Два. — Два человечка. Показывает два пальчика. — Три. — Три человечка. Показывает три пальчика. Ребенок считает. — Два. Показывает два пальца. |
2. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Стул» |
— Ребята, гости долго ехали на автобусе и хотят попить чай, поставим греться чайник, посадим их за стол. Ой! А стульев — то нет! Давайте каждый из вас сделает человечку стул. Перед тем, как делать мебель поиграем пальчиками. Педагог показывает движения руками и пальчиками, побуждает повторять за ним слова и движения, читает стихотворение: Это стул. Сиденье, спинка, К прямой правой ладони приставить согнутую левую, чтобы получился «стульчик». А на спинке две картинки, Показать два пальчика на правой руке. А еще четыре ножки, Показать по два пальчика на обеих руках. Чтоб сидеть под стулом кошке. Присесть, сделать из ладошек «ушки». |
Дети выполняют движения по подражанию действиям взрослого, проговаривают слова. |
3. Развитие наглядно — образного мышления. Игра со строительным материалом «Построим мебель» |
— Ребят, а из чего мы будем делать мебель? Педагог читает стихотворение и достает коробку, в которой лежит конструктор. Есть коробка у меня, В ней живут наши друзья. Они очень разные, Желтые и красные, Зеленые и синие, Все дружные и сильные. Вместе любят собираться И в постройки превращаться! — Что это? — Ребята, сейчас вам надо построить мебель. Чтобы вам было легче ее собирать, Коля дает карточки с изображением стула. Вам необходимо построить так же. Выбирайте детали нужного цвета. Вместе с детьми определяют части стула. Педагог раздает каждому ребенку карточки с графическим изображением стульев. — Ребята, какая мебель по цвету у вас получилась, давайте ее опишем! — Молодцы! Дефектолог озвучивает человечка: — Ребята, спасибо! У меня никогда не было такой красивой и уютной мебели! |
— Это конструктор! Дети строят из конструктора по графическому образцу стулья. — Синий стул, зеленый стул, красный стул. |
4. Закрепление умения уравнивать две группы предметов. Проблемная ситуация «Стулья и человечки» |
Педагог: — Ребята, как вы думаете, хватит ли стульев человечкам? Давайте проверим. — Посадим человечков на стульчики. — Поровну? — Кого больше? — Чего меньше? — На сколько человечков больше, чем стульев? — На сколько стульев меньше, чем человечков? — Что надо сделать, чтобы стало поровну? Педагог ставит стул, сделанный ею. — А сейчас поровну стульев и человечков? |
Рассаживают человечков на стулья. — Нет. — Человечков. — Стульев. — На один? — На один. — Нужно взять еще один стул. — Да. |
5. Развитие координации речи с движением. Динамическая пауза «Кроватка» |
— Пока Коля и гости радуются новой мебели, отдохнем! Педагог показывает движения и читает стихотворение, побуждая детей повторять слова и движения: Вот и Колина кроватка, Развести руки в стороны. Чтобы спал наш Коля сладко, Присесть, положить сложенные ладони под левую щеку. Чтоб во сне он подрастал, Медленно подняться. Чтоб большим скорее стал. Встать на носочки, потянуться руками вверх. |
Дети повторяют движения за педагогом, повторяют стихотворение. |
6. Развитие ориентировки в пространстве. Моделирование «Внимательные глазки» |
— Ребята! Гости хотят поиграть в игру «Внимательные глазки». Педагог раздает каждому ребенку набор геометрических форм: куб, брусок, крыша. — Ребята, посмотрите, какие геометрические формы перед нами? Вместе с детьми называют формы. Далее выстраивает в произвольном порядке формы. Просит детей построить так же. — Молодцы, а сейчас я поменяю формы местами (выполняет за экраном) — Переставьте у себя так же. Педагог просит сказать или показать расположение каждой формы |
Называют геометрические формы. Строят по образцу. Выполняют задание в соответсвии с инструкцией. |
7. Развитие зрительного восприятия. Игровое задание «Почини куклу» |
— Ребята, гостям понравилось новоселье, им пора уезжать. Попрощаемся с ними! Педагог рассаживает человечков в автобус, и гости уезжают. — Ребята, гости оставили на память кукол, но они во время долгой дороги сломались. Давайте починим кукол. Педагог достает четыре сборно-разборных человечка, у которых откреплены те или иные части тела: — Ребята, а вот и сами куклы. Их необходимо починить. |
Прощаются с гостями Дети собирают сборно–разборные игрушки. |
III. Заключительная часть. Итог и оценка деятельности детей, рефлексия. |
- Ребята, какой сегодня праздник отмечал Коля? В какие игры мы с вами играли? Ребята, какое задание вам понравилось больше всего? Педагог читает стихотворение: У нашего Коли нынче радость и веселье! У него сегодня праздник новоселье! — Ребята, Коля и его друзья благодарят вас за помощь. Попрощаемся с Колей. |
Дети отвечают на вопросы взрослого. |
Литература:
1. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Творю. Строю. Мастерю (Развитие конструктивного праксиса). — СПб.: «Паритет», 2004. — 176 с.
2. Варяхова, Т. «Лего» в детском саду/ Т. Варяхова// Дошкольное воспитание. — 2005. — № 2. — С. 48–50.
3. Венгер Л. А. Мухина B. C. Развитие мышления дошкольников / Л. А. Венгер, В. С. Мухина В. С. // Дошкольное воспитание. — 1974. — № 7. — с 15.
4. Виноградова, А. Д. Особенности образного мышления умственно отсталых детей / А. Д. Виноградова, С. А. Клих // Дефектология. — 1988. — № 3. — С. 59–62.
5. Гаврилушкина О. П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей: Книга для учителя.- М.: «Просвещение», 1991. — 94 с.
6. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. В. Лифимцева, Н. П. Ялпаева; под ред. В. А. Сластенина. — 2 — е изд. перераб. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
7. Дворникова, З. Русский строительный материал. Радует, развивает, развлекает / З.Дворникова // Дошкольное воспитание. — 2001. — № 5. — С. 112.
8. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. — 224 с.
9. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 208 с.
10. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 432 с.
11. Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
12. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика — Синтез, 2006. — 64 с.
13. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 240 с.
14. Парамонова Л. А., Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. Пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.
15. Парамонова, Л. Творческое конструирование: психологические и педагогические основы его формирования / Л. Парамонова // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 11. — С. 58.
16. Петрова, И. Лего — конструирование / И. Петрова // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 10. — С. 112–115.
17. Пузанов Б. П., Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др.; Под ред. Б. П. Пузанова. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.
18. Разенкова, Ю. От игры в кубик к конструированию / Ю. Разенкова // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 4. — С. 61
19. Ремезова Л. А. Учимся конструировать. Пособие для занятий с дошкольниками в ДОУ общего и компенсирующего вида. — М.: Школьная Пресса, 2005.
20. Ремезова, Л. Рекомендации по обучению конструированию детей старшего дошкольного возраста с нарушением в развитии / Л.Ремезова //Дошкольное воспитание. — 1999. — № 3. — С. 32–41.
21. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — СПб: Издательство «Питер», 2000–712 с.
22. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. — Ярославль: ТОО «Гринго», 1995. — 240 с.
23. Урадовских, Г. Художественное конструирование из деталей конструктора / Г. Урадовских // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 2. — С. 15
24. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений. — 3-е изд.,стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 336 с.
25. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада/ Под ред. Г. А. Урунтаевой, — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 291 с.
26. Усанова О. Н. Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия». — М.: НПЦ «Коррекция», 1993.
27. Шадрина, С. ЛЕГО — град для взрослых и ребят / С.Шадрина // Ребенок в детском саду. — 2007. — № 4. — С. 43–45.