Организация работы с семьей по патриотическому воспитанию дошкольников с использованием ИКТ
Автор: Боровая Елена Васильевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)
Дата публикации: 06.02.2014
Статья просмотрена: 7751 раз
Библиографическое описание:
Боровая, Е. В. Организация работы с семьей по патриотическому воспитанию дошкольников с использованием ИКТ / Е. В. Боровая. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 43-46. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/5035/ (дата обращения: 15.11.2024).
Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в непрерывности и длительности последнего, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек (Т. Н. Доронова, О. Л. Зверева, С. В. Ковалев, Е. С. Евдокимова, Солодянкина О. В. др.).
Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью поиска резервов повышения эффективности педагогического процесса в решении вопросов организации работы с семьей по патриотическому воспитанию дошкольников.
В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторических ценностей. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одного из духовных ценностей нашего народа.
В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней. В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России…».
Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания дошкольников, в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа.
Общепризнано, что взаимодействие детского сада и семьи — важнейшее условие эффективной деятельности ДОУ в решении задач патриотического воспитания дошкольников. Освещая проблему организации работы с семьями по патриотическому воспитанию детей, исследователи рекомендуют вариативно использовать традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества с семьями воспитанников (Н. В. Алешина, Е. Ю. Антонов, О. Л. Зверева, Л. В. Левина, М. Д. Маханёва, Н. В. Микляева и др.)
А. А. Майер, О. И. Давыдова, И. В.Воронина в работе «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада» указывают на то, что использовать разнообразные формы работы с родителями необходимо с учетом изменений, произошедших в современной семье. А именно:
- рост образования родителей;
- повышение материального достатка молодых семей;
- мобильность современных родителей;
- повышение коэффициента детско-родительского общения;
- доступность информации и др.
В связи с этим авторы утверждают, что педагоги должны активно использовать новые возможности семьи и новые требования к образовательным услугам детского сада для дидактической поддержки ребёнка.
В последние годы внимание ученых привлекает проблема использования информационно-коммуникационных технологий в образовании (К. Ю. Белая, И. Калаш, Т. С. Комарова, Л. С. Новоселова, Л. А. Парамонова, А. В.Туликов и др.)
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) — это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг.
И. Калаш в работе «Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании» приводит перечень технических средства ИКТ, применимых в детском саду. На данный момент это: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, телевизор, принтер, сканер, магнитофон, цифровые фото- и видеокамера, программируемые игрушки и другие подобные устройства.
Исследователи выделяют критерии эффективности использования ИКТ:
- экономичность;
- компактность;
- наглядность;
- возможность проведения мониторинга;
- возможность творческого развития личности.
В настоящее время определены следующие направления внедрения ИКТ в образовании:
1. Создание презентаций.
2. Работа с ресурсами Интернет.
3. Использование готовых обучающих программ.
4. Разработка и использование собственных авторских программ.
Исследователи считают, что применение информационно-коммуникационных технологий в работе с родителями — это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности.
Поэтому целью нашей работы является вовлечение родителей в процесс патриотического воспитания дошкольников через активное использование информационно-коммуникационных технологий в разнообразных формах работы с семьями воспитанников.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучение теоретических основ проблемы использования ИКТ в работе с родителями дошкольников.
2. Выявление потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности по патриотическому воспитанию дошкольников.
3. Повышение педагогической грамотности родителей по проблеме формирования начал патриотизма у старших дошкольников.
4. Формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в реализации задач патриотического воспитания.
5. Укрепление статуса и престижа семьи, уважительного отношения всех членов семьи между собой.
Опираясь на классификацию форм сотрудничества с родителями, предложенную Т. В. Кротовой, нами были разработаны формы взаимодействия с семьями воспитанников с активным использованием информационно-коммуникационных технологий (ресурсы Интернет, авторские мультимедийные презентации, слайд-шоу, демонстрация видео- и фотосъёмки).
Работа по вовлечению родителей в деятельность ДОО по патриотическому воспитанию дошкольников проводится в три этапа:
1) выявление потребностей родителей в воспитании и образовании детей;
2) педагогическое просвещение родителей;
3) партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ.
На первом этапе активно использовались информационно-аналитические формы: социально-педагогические опросы и анкетирование, результаты работы педагога-психолога с родителями.
Анализ результатов обследования семей воспитанников позволяет говорить о том что, семья дошкольника, как ни в какой другой период своего развития, ориентирована на воспитание детей. Наиболее значимыми в системе целевых ориентаций родителей выступают: воспитание у ребенка любви к родителям, близким, дому, малой родине; воспитание стремления к образованию, культуре.
Педагогическое просвещение родителей — самый важный этап. Здесь использовались коллективные и индивидуальные формы: родительские собрания, консультации, семинары-практикумы, тренинги, педагогические гостиные, деловые игры, устные журналы, встречи с интересными людьми. А также наглядно-информационные средства педагогического просвещения родителей.
Мультимедийное сопровождение различных форм организации педагогического просвещения родителей способствует лучшему восприятию содержания материала, помогает сделать его более информативным и занимательным, позволяет слушателям при желании конспектировать услышанное. Например, живой интерес к теме собрания «Воспитание начал патриотизма и гражданственности» появился у родителей в процессе демонстрации слайдов с результатами мониторинга знаний детей о семье, родном городе, стране. Были включены различные материалы: схемы, диаграммы, видео- и аудио- фрагменты детских высказываний. Использование возможностей мультимедийной презентации позволило в наглядной, доступной и запоминающейся форме познакомить родителей с некоторыми педагогическими терминами, дать понятие об основных направлениях работы по патриотическому воспитанию дошкольников.
Просмотр видео- и фотоматериалов, иллюстрирующих образовательную деятельность детей по ознакомлению с родным краем, является положительным опытом взаимодействия педагогов и родителей. Например, на семинаре-практикуме «Свой край люби и знай!» живой интерес вызвала демонстрация видеофильма «Виртуальная экскурсия «Архангельск — столица Поморья». Родители смогли увидеть методы и приемы работы по ознакомлению детей с историческими и современными достопримечательностями города Архангельска.
На консультации «Как знакомить детей с природой» был организован просмотр слайд-шоу «Как мы в поход ходили». Это фотоматериалы экскурсии в природу, целью которой является обогащение знаний детей о растительном и животном мире, о взаимодействии человека и природы. Фото на слайдах иллюстрировали алгоритм ознакомления детей с природными объектами.
Успешно прошло мини-собрание «О городе мы свой ведем рассказ», на котором мы использовали видео- и фотоматериалы экскурсии «Улицы родного города». Это позволило родителям составить представления о том, какие краеведческие знания о родном городе, о его достопримечательностях, городских зданиях и учреждениях доступны старшим дошкольникам.
Использование ресурсов Интернет при проведении педагогической гостиной «Быт и традиции поморов» позволило повысить эффективность общения педагогов и родителей по проблеме ознакомления детей с народными костюмами, утварью поморской избы, народными праздниками и традициями. Родители обменивались знаниями, почерпнутыми с педагогических сайтов, делились опытом семейного воспитания. В беседы о народном костюме поморов родители активно использовали материалы консультаций воспитателей группы по патриотическому воспитанию дошкольников, опубликованных на сайте ДОО.
Ежегодно родители получают CD, DVD, флеш-карты с фильмами и фотоматериалами, созданными в ходе различных видов и форм деятельности детей. На таких носителях записаны занятия, игры, экскурсии, праздники. Это позволяет сделать наглядным содержание образования дошкольников.
Главная задача на третьем этапе — формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в реализации задач патриотического воспитания детей. Это может быть достигнуто при участии педагогов, родителей и детей в различных формах совместной деятельности: тренинги, кружки для родителей, открытые просмотры различных видов деятельности детей, совместные досуги и праздники, викторины, тематические вечера, турпоходы, выставки совместного творчества.
Большой интерес у родителей вызвал открытый просмотр непосредственно-образовательной деятельности «Птицы Севера», в ходе которой мы продемонстрировали свой подход к применению ИКТ в ознакомлении детей с природой родного края. Презентация «Репортажи с кормушки» позволила показать родителям, что изучение нового с помощью мультимедиа весьма увлекательно для детей. Картинки, фото, анимация вызывают живой интерес и являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности обучения детей. Так, использование мультимедийной презентации явилось примером для родителей, как можно эффективно использовать ресурсы Интернет для обогащения знаний детей о природе родного края.
Неподдельную радость у детей и родителей вызвали аудиозаписи песен из репертуара Государственного Академического Северного русского народного хора, прозвучавшие во время совместного досуга «Северные посиделки».
Удачно зарекомендовал себя такой вид использования ИКТ, как мультимедийное оформление совместных праздников, развлечений. Это позволяет сделать их эмоционально окрашенными, привлекательными, современными.
Хорошей традицией стало проведение выставок совместного творчества детей и родителей. К сожалению, у дошкольного учреждения нет возможности сохранять все детские работы. Но выход найден: ведь нет ничего проще, чем сфотографировать понравившиеся творческие работы и составить из них электронную выставку. И вот у родителей на дисках (или других электронных носителях) уже есть, например:
- выставка поделок из природного и бросового материала «Чудо с грядки», «Мукосольные картинки», «Берестяные чудеса» и др.
- экспозиция рисунков «Город у Белого моря», «Северные узоры», «Здравствуй, осень золотая!», «Моя семья» и др.
В сотрудничестве с семьей по формированию основ патриотического воспитания важную роль играют инаглядные средства педагогического просвещения, оформленные с широким использованием ИКТ: журналы и газеты, издаваемые ДОО для родителей; стенгазеты; буклеты; папки-передвижки; фотовыставки и фотостенды; памятки-рекомендации; видеофильмы; мини-библиотеки. Использование технических средств ИКТ позволило сделать наглядные материалы для родителей информационно ёмкими, зрелищными, комфортными.
Результаты взаимодействия ДОО и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников с использованием ИКТ:
- возросла активность родителей по подготовке и проведению совместных мероприятий в ДОУ, увеличилась посещаемость родителями проводимых в детском саду мероприятий;
- создалась благоприятная эмоциональная атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между всеми участниками педагогического процесса;
- обогатились педагогические знания родителей по проблеме ознакомления детей с родным краем.
Позиция родителей изменилась, теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники жизни детского сада. Использование средств ИКТ не заменяет традиционных методов и технологий работы с родителями, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует родителей и тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.
Перспективы использования ИКТ в работе с родителями:
- Создание мультимедийных презентаций по материалам экспозиций краеведческих и художественных музеев Архангельской области для знакомства детей со сведениями, визуально недоступными в обычной жизни и трудно моделирующимися в условиях мини-музея детского сада.
- Обобщение и распространение передового опыта семейного воспитания по формированию у дошкольников начал патриотизма (фото-видеоальбомы, мультимедийные презентации, буклеты).
- Составление родителями электронного портфеля творческих работ, выполненных дома совместно с детьми («Город у Белого моря», «Природа Северного края», «Народные промыслы», «Быт и традиции поморов», «Знаменитые люди Поморья».)
- Электронные творческие отчеты посещения семьями воспитанников исторических мест, достопримечательностей, социально-значимых событий города и родного края.
- Создание медиатеки по патриотическому воспитанию дошкольников «В помощь родителю».
- Размещение на сайте ДОУ консультаций, опыта работы по формированию начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста «Растим патриотов».
Литература:
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2004.
2. Белая К. Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ // Современное дошкольное образование. Теория и практика. № 4/2011, с. 14.
3. Государственная программа; Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы. М., 2005.
4. Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей //Дошкольное воспитание. 2003. № 3.
5. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М., 2008.
6. Зверева О. Л. Взаимодействие ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников. http://www.udou.ru/vzaimodejstvie-dou-i-semi-po-patrioticheskomu-vospitaniyu-doshkolnikov/
7. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. М., 2010.
8. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей /Авт.-сост.: Е. Ю. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова. М., 2003.
9. Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании. — Юнеско, 2011. http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214673.pdf
10. Ковалев С. В. Психология современной семьи. — М.: Просвещение, 1988.
11. Комарова Т. С. Комарова И. И. Туликов А. В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. — М.: Мозаика-Синтез, 2011. lib.rus.ec/b/449147/read
12. Майер А. А., Давыдова О. И., Воронина Н. В. 555идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. — М.: Сфера, 2011.
13. Маханева М. Д.Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М., 2010.
14. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. /под редакцией Н. В. Микляевой. — М.: ТЦ СФЕРА, 2013.
15. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. — М.: АРКТИ, 2004.