Использование интернет-ресурсов на уроках литературы в условиях реализации ФГОС
Автор: Докучаева Мария Александровна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)
Дата публикации: 04.02.2014
Статья просмотрена: 3389 раз
Библиографическое описание:
Докучаева, М. А. Использование интернет-ресурсов на уроках литературы в условиях реализации ФГОС / М. А. Докучаева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 295-297. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/5044/ (дата обращения: 15.11.2024).
Современное образование представляется немыслимым без использования актуальных информационных технологий. Уже не вызывает сомнений преимущество внедрения интернет-технологий в процесс обучения. Ресурсы сети Интернет являются обширнейшим фундаментом для создания информационно-предметной среды, образования, а главное, самообразования учащихся. Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями.
Использование интернет — ресурсов переводит на качественно новый уровень подготовку и проведение уроков, открывает широкие возможности для творчества. Интернет — это источник дополнительной и актуальной информации, используя которую возможно сделать процесс обучения более эффективным.
На данный момент, в современном мире с учетом новых форм аттестации учащихся (ЕГЭ и ГИА), с учетом требований ФГОС возрастает и роль учителя в подготовке школьников. Каждый учитель старается в меру своих сил и возможностей подготовить учащихся как можно лучше. Но, к сожалению, у педагогов не всегда есть «инструменты» для этого. Речь идет не столько о наличии техники и других средств, сколько об учете самой специфики аттестации по конкретным предметам. В частности, по литературе.
Как показывают профессиональные наблюдения, лишь часть учащихся читает все произведения школьной программы по литературе. В связи с чем были проведены диагностические исследования. С помощью них удалось узнать, что причинами непрочтения учащимися произведений по учебной программе были следующие: «произведения школьной программы неинтересны, сложны и скучны», «не всегда есть время на чтение», «лень читать произведение полностью», «отсутствие полной версии произведения в учебнике», «я не люблю читать». При работе также мы выяснили, что школьники «увлеченно читают», но не учебную литературу, а книги собственных предпочтений разных жанров: фэнтези, фантастика, детективы, любовные романы и т. д. Также они отметили, что некоторую часть времени проводят в сети Интернет, читают комиксы, статьи на волнующую их тематику, много общаются в социальных сетях и др.
В ФГОС основного общего образования установлены требования к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, среди которых и предметные: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Использование интернет — ресурсов переводит на качественно новый уровень подготовку к урокам, открывает широкие возможности для творчества и самообразования. Интернет — это источник дополнительной и актуальной информации, используя которую, возможно сделать процесс обучения более эффективным и интересным для школьника. С точки зрения организации самостоятельной работы для подготовки к урокам литературы учащийся имеет возможность работать в удобном для него темпе, а преподаватель выполняет функцию консультанта. Это позволяет больше внимания уделять индивидуальной работе, учитывая способность и уровень подготовки учащегося.
В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения Интернет — технологий в образовании вообще:
1) использование Интернет — технологий в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
2) использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
3) использование Интернет — ресурсов в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;
4) организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
5) использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга.
Перечисленные возможности интернет-технологий могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений, учитывая требования ФГОС к изучению литературы:
— воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение.
Отметим также, что необходимо учитывать и новые требования ГИА, ЕГЭ по литературе:
- умение сопоставлять форму и смысл произведения;
- умение правильно понимать смысл отдельных фраз и эпизодов:
—Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения? (Демонстрационный вариант ЕГЭ-2014);
- понимание текста в целом:
—Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА
А) Евгений Базаров 1) получает ранение на дуэли
Б) Николай Кирсанов 2) женится на сестре Одинцовой
В) Павел Кирсанов 3) умирает от тяжёлой болезни
4) делает Фенечку законной женой
(Демонстрационный вариант ЕГЭ-2014);
- умение подробно отвечать на вопросы по тексту и обосновывать свою позицию:
—В каких произведениях русской классики отображён конфликт между представителями разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»? (Демонстрационный вариант ЕГЭ-2014);
— Как в прозе М. А. Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита».) (Демонстрационный вариант ЕГЭ-2014).
Не вызывает сомнений тот факт, что не читая произведений по учебной программе, школьникам будет очень непросто написать итоговые аттестационные работы на высокий балл.
Таким образом, проблема чтения школьниками произведений учебной программы по литературе является актуальной для современного общества и требует своего решения с учетом требований ГИА, ЕГЭ и ФГОС.
Для преодоления этой проблемы учителю рекомендуется: предоставлять школьникам ссылки на ресурсы с опубликованными произведениями школьной программы по литературе, мультимедийная составляющая сайтов позволит повысить интерес к изучаемым произведениям; онлайн-тестирование, опубликованное, например, на сайте учителя, создаст более комфортные условия для работы учащихся, возможность пользоваться дополнительными материалами во время онлайн-тестирований расширит кругозор ученика, даст детям знание лингвистических и литературоведческих терминов, даст возможность самостоятельно найти сайты разработанные исследователями и программистами, посвященные творчеству того или иного поэта или писателя, что без сомнения, активизирует поисково-познавательную деятельность учащихся.
Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц, с помощью привычного учебника. Сайты содержат теоретический материал, видеофрагменты, фотографии, портреты, библиографические списки и т. д., а значит, усиливается мотивация к обучению, в индивидуальном темпе проходит усвоение новой информации, учащийся овладевает стратегией усвоения учебного материала, имеет возможность для самоподготовки. Также учителю необходимо учить детей работать с информацией в глобальной сети, критически относиться к ней, подвергая анализу и творческому осмыслению.
Преимущество интернет-ресурсов в том, что они
1. способствуют совершенствованию практических умений и навыков;
2. позволяют индивидуализировать процесс обучения;
3. повышают интерес к урокам русского языка и литературы;
4. активизируют познавательную деятельность учащегося;
5. развивают их творческий потенциал;
6. делают урок современным.
Подводя итог, можно сказать, что интернет-технологии можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности ученика: ученик становится добытчиком новых знаний, что, конечно же, повышает его творческую активность.
Информационные ресурсы сети Интернет постепенно становятся для учителя одним из основных видов реализации профессиональной потребности в информации, необходимой для оптимизации учебной деятельности. Происходит решение главной задачи: содействие учебному процессу путем облегчения и повышения эффективности доступа к информационным ресурсам, реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей.
Литература:
1. http://www.ed.gov.ru/news/konkurs/5692/
2. Нечаева Ю. В. Компьютерные и интернет-технологии на уроках литературы// Интернет-журнал Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», http://festival.1september.ru/articles/582327/
3. Гусарова Е. Н. Современные педагогические технологии. — М.: АПК и ПРО, 2004.
4. Грузан И. В. «Проблемы преподавания литературы в школе», 2001.
5. Широкова Е. В. «Не помнящая зла…". (Выступление на научно-практической конференции «Современная русская литература: проблемы изучения и преподавания»).
6. Образование в 21 веке: эксперимент и инновации: Сборник научно-практичесих материалов/ Сост. И науч. Редактор А. С. Сидоренко. — М.: АПК и ПРО, 2004
7. Бурляй В. К. Современный урок литературы: использование активных методов. ИПКПРО г. Ульяновск, 1996 г. — с. 112