Организация педагогического контроля в комплексной спортивной школе
Автор: Мальгин Валерий Евгеньевич
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)
Дата публикации: 04.02.2014
Статья просмотрена: 1932 раза
Библиографическое описание:
Мальгин, В. Е. Организация педагогического контроля в комплексной спортивной школе / В. Е. Мальгин. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 9-10. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/5051/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассматриваются методы изучения тренировочного процесса в комплексной спортивной школе.
Ключевые слова: спортивная подготовка, педагогический контроль.
Основным вопросом управления процессом подготовки воспитанников спортивной школы является контроль выполнения нормативных правовых и программных документов. Научные основы контроля включают: общие методы познания контроля как социального явления (методические и естественно-научные основы); данные наук, изучающих закономерности управленческого контроля как целостного компонента системы экономической жизни общества, изучающих человека, его деятельность и среду обитания (субъект и объект контроля); процесс подготовки спортсмена как объект контроля (экономико-управленческие основы контроля); взаимосвязь контроля с функциями, которые наиболее тесно взаимодействуют (планирование, учет, анализ, руководство) [2, с.4]
Правильно организованный контроль дает возможность проведения оценки результатов и получения информации о необходимом в будущем состоянии объекта. Обеспечение информацией о предстоящих событиях — показатель эффективного контроля. Он является шкалой и показателем степени приближения к желаемому результату. Мероприятия по организации педагогического контроля заключаются в определении норм функциональной деятельности, которые, в свою очередь, согласуются с целями обучения. Полученные в результате данные составляют систему информации об объективном состоянии (здесь и сейчас) и позволяют выявить отклонения от желаемого или прогнозируемого результата.
Основная цель контроля состоит в том, чтобы добиться такого положения, при котором произойдет улучшение конкретной деятельности, достижение которого возможно через сбор информации, соотношение со стандартами и выявление проблемы. Конечной целью контроля является предотвращение или устранение ошибок. Задача контроля заключается в выявлении фактического состояния, оценке и коррекции.
В сферу задач педагогического контроля входит: разносторонняя оценка деятельности тренерско-педагогического коллектива; вариативность, обоснованность и эффективность применяемых в работе средств и методов тренировки; изучение и оценка уровня подготовленности спортсменов через анализ динамики их спортивных достижений и перспектив в занятиях определенным видом спорта; качественная характеристика воспитательных воздействий и их влияние на формирование личности занимающихся.
Важнейшей функцией контроля является разработка системы наблюдения за состоянием объекта и формированием системы отчетности в количественном и качественном отображении.
Однако, стоит заметить, что в современной спортивной школе наблюдается недостаточная развитость контроля. Педагогический контроль направлен прежде всего на улучшение деятельности по спортивной подготовке и воспитанию занимающихся, но на практике рассматривается как сковывающий инициативу и накладывающий рамки на работу тренера-преподавателя процесс. Огромное влияние на неразвитость контроля в спортивной школе оказывает многогранность культивируемых видов спорта (если говорить о комплексной спортивной школе), различный подход к оценке деятельности тренеров-преподавателей, субъективный характер выводов руководителя и специалистов учреждения. Например, анализируя документацию внутришкольной проверки МБОУДОД ДЮСШ ЗАТО г. Радужный выявлено, что более целесообразно директору, завучу и инструктору методисту посещать занятия совместно, т. к. важным условием организации контроля является всесторонний анализ учебно-тренировочного процесса, принципиальная требовательность и объективность оценок и выводов.
Для согласования приемов и методов наблюдения и анализа учебно-тренировочных занятий администрации спортивной школы необходимо привлекать и старших тренеров. Различия в преподавании того или иного вида спорта, должны быть учтены при составлении плана контрольной проверки, а администрация вместе с ведущими тренерами определяет круг тем и содержания проверяемого учебно-тренировочного и воспитательного процессов [4, с.28].
К последним относятся:
- своевременность и правильность ведения журнала учета групповых занятий;
- результаты прохождения занимающимися медицинского осмотра;
- объем тренировочной, теоретической и соревновательной подготовки;
- комплектование групп и посещаемость занятий;
- соответствие учебно-тренировочных занятий поставленным задачам;
- уровень знаний, навыков занимающихся в пределах требований программ по видам спорта;
- выполнение занимающимися приемных, контрольных, переводных нормативных требований по ОФП, СПФ, технической и теоретической подготовке;
- соревновательная деятельность занимающихся и соответствие уровня спортивных результатов минимальным требованиям по спортивной подготовленности.
Эффективность проверки во многом зависит от организационных форм и методов ее проведения, умения наблюдать педагогический процесс, устанавливать причинно-следственные связи, на основе конкретных фактов делать объективные выводы.
В связи с этим необходимо выделить следующие стороны тактики проверки: объективность и принципиальность проверяющих; анализ материалов проверки по единой схеме [1, с. 93].
Чтобы посещение тренировочных занятий оказалось действенным средством повышения качества работы тренеров, проверяющие должны соблюдать определенные методические требования:
1) проверка должна проводиться по заранее составленному плану с четко выраженными целями;
2) проверяемые факты должны быть тчательно изучены и обобщены, после чего можно делать соответствующие выводы и вносить предложения;
3) при проверке должны соблюдаться правила, регламентирующие взаимоотношения проверяющего с тренером и занимающимися; проверка должна проходить в доброжелательной обстановке;
4) выполнение указаний и предложений, сделанных тренеру, должны систематически проверяться [2, с.9]
В практике работы спортивных школ используются следующие методы контроля:
- анализ и обобщение учетной и отчетной документации;
- педагогические наблюдения, связанных с регистрацией отдельных характеристик учебно-тренировочного и воспитательного процесса;
- фиксированный метод проверки уровня знаний, умений и навыков спортсменов.
Особое внимание рекомендуется обратить на наличие условий для организации и плодотворного проведения учебно-тренировочного и воспитательного процесса:
1. Учебно-материальные — наличие оборудованных мест занятий, позволяющих реализовать требования учебной программы.
2. Школьно-гигиенические — соблюдение норм освещенности, температуры, организации питания, наличие условий для активного отдыха и восстановления.
3. Морально-психологические — умение тренера создать благоприятную атмосферу, способствующую плодотворной деятельности.
4. Кадровые — обеспеченность тренерскими кадрами, их подбор и расстановка, соблюдение трудового законодательства и установленных правил внутреннего трудового распорядка, соблюдение закона об охране труда.
5. Финансовые — наличие сметы спортивной школы и соответствующих статей, а также фонда заработной платы, позволяющего выполнять предусмотренные объемы тренировочной работы и соревновательной деятельности [1, с.10]
Исследованиями в области педагогического контроля в разное время занимались Бабанский Ю.К., Белорусова В.В., Беспалько В.П., Бордовская Н.В., Прохорова М.В., Решетень И.Н., Сидоров А.А., Сластенин В.А. И другие.
Литература:
1. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. – М. 1977
2. Бауэр В. Г. Организация педагогического контроля деятельности спортивных школ.- М. Советский спорт, 2003
3. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. – М.: ФиС, 1983
4. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. М.:ФИС, 1980
Похожие статьи
Методика и особенности проведения подготовительной части занятия в игровой форме
В данной статье рассматривается методика особенности проведения подготовительной части занятия в игровой форме, задачи и свойства разминки. Определяется ее позиция в ходе всего урока.
Психологическая подготовка в системе управления тренировочным процессом юношей в пауэрлифтинге
В статье даны определения взаимосвязи между силовыми показателями юношей в пауэрлифтинге и основными психологическими факторами развития личности юных спортсменов, с учетом которой предложена методика психологической подготовки.
Физическая подготовленность детей по спортивной гимнастике на спортивно-оздоровительном этапе
В статье авторы изучают уровень физической подготовленности гимнастов на спортивно-оздоровительном этапе подготовки с целью разработки планирования тренировочного процесса.
Методика построения тренировочного процесса квалифицированных пауэрлифтеров в предсоревновательном периоде
В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом квалифицированных пауэрлифтеров на развитие подготовленности и изменения силовых способностей путём внедрения комплекса сор...
Отдых как параметр тренировочной нагрузки при развитии координации у спортсменов в условиях тренировочной деятельности
В статье рассматривается проблема форм отдыха как одного из параметра тренировочной нагрузки при развитии координационных способностей у спортсменов, занимающихся прикладными видами единоборств в условиях тренировочной деятельности.
Совершенствование технической подготовки квалифицированных пауэрлифтеров
В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом квалифицированных пауэрлифтеров на развитие подготовленности и изменения силовых способностей путём внедрения комплекса сор...
Психологическая подготовка самбистов
В статье рассматривается проблема психологической подготовки самбистов с помощью психотехнических игр.
Психологическая подготовка пловцов к соревнованиям
В статье описаны методы создания необходимой психической подготовленности у пловцов. Рассмотрено, какие аспекты необходимо учитывать тренерам, а также их воспитанникам для достижения высоких результатов и успешного выступления на соревнованиях.
Роль тренера в обеспечении психической готовности игроков волейбольной команды к соревнованиям
В статье рассмотрены особенности работы тренера по волейболу. Специфика проведения тренировок и психологическая подготовка к соревнованиям. Эффективность тренировочного процесса.
Средства общей физической подготовки спортсмена в танцевальном спорте
В данной работе описываются средства общей физической подготовки, которые должны быть включены в процесс развития спортсмена танцевального спорта для достижения спортивного мастерства.
Похожие статьи
Методика и особенности проведения подготовительной части занятия в игровой форме
В данной статье рассматривается методика особенности проведения подготовительной части занятия в игровой форме, задачи и свойства разминки. Определяется ее позиция в ходе всего урока.
Психологическая подготовка в системе управления тренировочным процессом юношей в пауэрлифтинге
В статье даны определения взаимосвязи между силовыми показателями юношей в пауэрлифтинге и основными психологическими факторами развития личности юных спортсменов, с учетом которой предложена методика психологической подготовки.
Физическая подготовленность детей по спортивной гимнастике на спортивно-оздоровительном этапе
В статье авторы изучают уровень физической подготовленности гимнастов на спортивно-оздоровительном этапе подготовки с целью разработки планирования тренировочного процесса.
Методика построения тренировочного процесса квалифицированных пауэрлифтеров в предсоревновательном периоде
В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом квалифицированных пауэрлифтеров на развитие подготовленности и изменения силовых способностей путём внедрения комплекса сор...
Отдых как параметр тренировочной нагрузки при развитии координации у спортсменов в условиях тренировочной деятельности
В статье рассматривается проблема форм отдыха как одного из параметра тренировочной нагрузки при развитии координационных способностей у спортсменов, занимающихся прикладными видами единоборств в условиях тренировочной деятельности.
Совершенствование технической подготовки квалифицированных пауэрлифтеров
В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом квалифицированных пауэрлифтеров на развитие подготовленности и изменения силовых способностей путём внедрения комплекса сор...
Психологическая подготовка самбистов
В статье рассматривается проблема психологической подготовки самбистов с помощью психотехнических игр.
Психологическая подготовка пловцов к соревнованиям
В статье описаны методы создания необходимой психической подготовленности у пловцов. Рассмотрено, какие аспекты необходимо учитывать тренерам, а также их воспитанникам для достижения высоких результатов и успешного выступления на соревнованиях.
Роль тренера в обеспечении психической готовности игроков волейбольной команды к соревнованиям
В статье рассмотрены особенности работы тренера по волейболу. Специфика проведения тренировок и психологическая подготовка к соревнованиям. Эффективность тренировочного процесса.
Средства общей физической подготовки спортсмена в танцевальном спорте
В данной работе описываются средства общей физической подготовки, которые должны быть включены в процесс развития спортсмена танцевального спорта для достижения спортивного мастерства.