Профилактика и предупреждение правонарушений, совершаемых трудными подростками
Автор: Ситникова Светлана Александровна
Рубрика: 11. Семейная педагогика
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)
Дата публикации: 03.02.2014
Статья просмотрена: 329 раз
Библиографическое описание:
Ситникова, С. А. Профилактика и предупреждение правонарушений, совершаемых трудными подростками / С. А. Ситникова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 283-289. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/5069/ (дата обращения: 15.11.2024).
Забота о детях, всемерная охрана их интересов является важнейшим принципом, закрепленным в действующем законодательстве. Социально-экономические преобразования в России, повлекшие за собой снижение уровня жизни значительной части населения, изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентиров, ослабление воспитательных возможностей семьи, школы, детских учреждений, привели не только к существенному ухудшению уровня жизни взрослого населения, но также к массовым нарушениям прав детей.
В настоящее время проблема асоциального поведения несовершеннолетних приобрела катастрофические масштабы. Растет число подростков, проявляющих те или иные формы асоциального поведения. Более того, лица, совершающие сегодня асоциальные поступки и потребляющие психоактивные вещества, стали значительно моложе, чем это было ранее понятие «девиантное поведение» является более общим по отношению к асоциальному поведению и рассматривается как отклонение от социальных норм Его вариантами являются аддиктивное (зависимое) и делинквентное, которое в отождествляется с преступным поведением [6, с.156]. Однако многие подростки, демонстрирующие нарушения поведения, не являются ни аддиктивными, ни делинквентными, так как не совершают явных криминальных действий и не проявляют признаков зависимости от психоактивных веществ. К их действиям применимо понятие «асоциальное поведение», которое трактуется как нарушение социальных норм, не носящее характер криминальных девиаций, но при этом уклоняющееся от выполнения морально-нравственных аспектов жизни, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений.
В группу подростков с асоциальным поведением чаще других попадают дети с нарушениями развития, которые из-за своих клинико-психологических особенностей обладают повышенной чувствительностью к негативному воздействию среды.
Необходимо отметить, что условия жизнедеятельности несовершеннолетних также отличны от взрослых. Контакты с социальной средой сужены: семья, школа, дружеское окружение их почти исчерпывают. При этом не только родительская семья, но и учебный коллектив определяются по общему правилу, не зависящими от самого подростка обстоятельствами. Первичная социально-профессиональная дифференциация (выбор продолжения обучения, вида и конкретного учебного заведения либо поступления на работу) во многом чаще всего определяется внешними обстоятельствами. Специфику возрастного статуса дополняют и противоречивые социальные ожидания: ответственность, самостоятельность предполагаются при сохранении материальной зависимости, роли воспитуемого.
Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что основным фактором, влияющим на развитие самоотношения подростков, является семейное воспитание. По нашему мнению, семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия. Сюда входит доверительная атмосфера между членами семьи. Положительный пример родителей в выполнении общественных и семейных обязанностей, совместный труд, беседы с детьми на жизненно важные темы, и, наконец, авторитет родителей в решении ряда сложных и важных для ребенка и подростка проблем и т. д.
Психологами и педагогами не раз было отмечено, что психическая депривация, характерная для ситуации помещения ребенка в интернат или в детский дом, приводит к тому, что его общее физическое, моральное развитие детей замедляется и затрудняется. Впоследствии создается эффект, который в американской практической психологии получил диагностическое название — «психосоциальная карликовость». Известно, что результатом пребывания ребенка в детском доме является заниженная самооценка, небогатый социальный опыт, неразвитость эмоций, неготовность к самостоятельной жизни и отсутствие интереса к ней.
В семье легче и эффективнее осуществляется индивидуальный подход к человеку, вовремя замечаются промахи в воспитательной деятельности, активно стимулируется проявляющиеся положительные качества. Также родители вовремя замечают отрицательные черты характера и борются с ними. Таким образом, значение семейного воспитания оказывается незаменимым компонентом среди других социальных институтов.
Ведущая роль в формировании личности несовершеннолетних принадлежит семье. При всем многообразии факторов семейного неблагополучия выделение обстоятельств, объективно затрудняющих воспитание (структурная неполнота семьи, материальные, жилищные проблемы и т. п.) и обусловленных личностной позицией родителей, их отношением к воспитанию (пьянство, скандалы, безразличное отношение к детям, отказ от выполнения воспитательных функций, правонарушающее поведение в быту) показывает, что собственно криминогенное значение имеют субъективные факторы, а объективные лишь способны усугубить их проявление.
Те или иные дефекты внутрисемейной обстановки имеют место в значительной части семей. Специфика же неблагополучия родительских семей несовершеннолетних правонарушителей состоит в том, что типичным является наличие комплекса взаимосвязанных негативных характеристик. Примерно в 40 % этих семей способом разрешения внутренних конфликтов являются скандалы, драки; почти в 35 % — злоупотребляют алкоголем; до 80 — не выполняют функции надзора за детьми; члены каждой четвертой семьи подростков-правонарушителей привлекались к уголовной ответственности [8, с.150].
Сложнейший аспект семейной педагогики — сохраняется равновесие между жесткими и мягкими мерами, положительными и отрицательными стимулами. Набалованный ребенок, каждое желание которого родители и родственники спешили выполнять, часто становится нравственным уродом. Он мучает окружающих, так как сам не способен приобрести удовлетворенность и счастье в этом мире.
Грубость и жестокость родителей могут сформировать внешне послушного и исполнительного человека, который на уровне подсознания имеет колоссальный заряд зла, обиды и агрессивности. Все это при случае изливается на более слабых [7, с.313].
Серьезный аспект криминогенности семьи — утрата связи между детьми и родителями. Родители перестают пользоваться у детей авторитетом, между ними утрачивается доверительность. Ребенок становится практически неуправляемым. Главная причина утраты связи между детьми и родителями — дефицит общения. Преодоление таких разрывов — сложнейшая творческая педагогическая задача. Если родители не могут или не хотят тратить время и силы на ее решение, это оказывается отправной точкой отчуждения.
Кризисная семья становится все более значительным фактором риска и неблагополучия детей. По официальным данным МВД только в сфере профилактического воздействия органов полиции сегодня находятся 113 тыс. родителей, отрицательно влияющих на поведение детей, среди них 30 % систематически злоупотребляют спиртными напитками, 40 % устраивают скандалы, ведут антиобщественный образ жизни.
О явном неблагополучии семейного воспитания свидетельствуют и другие данные. До 70 % всех детских травм имеют семейно-бытовой характер. Типичной для подростков — правонарушителей — продолжает оставаться семья, демонстрирующая и прививающая антиобщественные привычки, взгляды, потребности, не обеспечивающая контроля, эмоциональной поддержки и защиты от внешних негативных влияний и в силу этого вынуждающая подростка идти на поиск понимания и участия вне семейной среды.
Социальная несостоятельность родителей, аморальный образ жизни, рост алкоголизации, особенно женщин, привели к увеличению числа детей, находящихся в опасных для них условиях жизни, к невротизации большой массы населения в целом, к нарастанию конфликтности взаимоотношений во всех сферах жизнедеятельности граждан.
Ученые подчеркивают, что динамика структуры преступности несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних напрямую связана с невовлеченностью детей и подростков в общественно полезную деятельность. Ежегодно в совершении преступлений участвует до 4–5 тыс. несовершеннолетних, официально признанных безработными, свыше 1 тыс. из них не имеют постоянного места жительства.
Мы составили статистические данные о неблагополучных семьях города Липецка и Липецкой области (см. Приложение). В таких семьях процветает насилие по отношению друг к другу и к своим детям. Так, по данным исследователей, от произвола родителей ежегодно страдает около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет каждый десятый из них умирает, а 20 кончает жизнь самоубийством. [11, с.145]. Как прямое следствие этого — стремительный рост крайне опасных насильственных преступлений, совершаемых подростками и даже детьми. Жестокость порождает жестокость.
Предупреждение преступности — это целенаправленное воздействие государства, общества, физических и юридических лиц на процессы детерминации и причинности преступности в целях недопущения вовлечения в преступность новых лиц, совершения новых криминальных деяний, расширения криминализации общественных отношений.
Наряду с термином «предупреждение» часто употребляются другие: «профилактика», «предотвращение», «пресечение».
Одними авторами понятия «предупреждение» и «профилактика» трактуются как синонимы, другие — при трехчленном понимании «предупреждения» и имея в виду прежде всего предупреждение преступлений, а не преступности в целом — рассматривают профилактику как часть «предупреждения», относя к последнему также предотвращение и пресечение преступлений.
Индивидуальная профилактика преступлений — это, прежде всего, воздействие на тех лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, и их социальную среду. Данный вид деятельности представляет собой целенаправленную работу с конкретным человеком и его ближайшим окружением.
Объектами являются индивиды, поведение и образ жизни которых свидетельствуют о реальной возможности совершения ими преступлений. Взгляды, мотивы, система ценностных ориентации личности могут стать основанием для оказания на нее предупредительного воздействия лишь в том случае, когда эти взгляды, мотивы, ориентации проявились в антиобщественном поведении.
Суммируя сказанное, можно сформулировать следующее определение: индивидуальная профилактика преступлений — это деятельность государственных и образованных в соответствии с законом негосударственных органов, организаций и их представителей по выявлению лиц, от которых, по объективно установленным данным, можно ожидать совершения преступлений, и оказанию на них и окружающую их социальную микросреду позитивного корректирующего воздействия.
К общесоциальным видам предупреждения преступности несовершеннолетних относятся: а) развитие и совершенствование экономических отношений, учебных процессов и технического оснащения, что неразрывно связано с повышением жизненного уровня и материального благосостояния людей; б) повышение уровня культуры подростков, улучшения их образования, а следовательно, воспитанности, установления нравственных взглядов, основанных на всем том лучшем, что накопило человечество в данной области за весь период своего развития [4, с.71].
Немало внимания уделяется в литературе и отдельным видам преступности несовершеннолетних: рецидивной, корыстной, насильственной, корыстно-насильственной и другим.
Говоря о некоторых причинах вовлечения несовершеннолетних, лишенных родительского попечения, в преступную деятельность В. А. Лелеков обращает внимание на следующее. «В январе 2013 года нами был проведен экспертный опрос сотрудников Воронежской школы-интерната № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 39,5 % опрошенных считают, что после выпуска у воспитанников чаще всего возникают трудности с адаптацией к новым жизненным обстоятельствам. И это, по мнению 37,1 % экспертов, является одной из причин, объясняющих рост преступности данной категории несовершеннолетних. Так, по оценке специалистов, уже через год после выпуска из детского дома 20 % — становятся преступниками; 30 % –превращаются в бомжей; 10 % — заканчивают жизнь самоубийством». [10, с.119].
В ежегодном послании Федеральному Собранию 30 ноября 2010 года Президент России особо отметил: «Нам нужны программы социальной адаптации и сопровождения выпускников детских домов. Мало обучить и накормить детей — их нужно вывести в новую, взрослую жизнь подготовленными и уверенными в себе. Здесь велика роль не только педагогов, но и местных властей. Они могли бы, например, оплачивать расходы выпускников детских домов на посещение подготовительных курсов в системе высшего и среднего профессионального образования». [12].
Социальная адаптация детей сирот — одна из наиболее важных составляющих успеха в воспитании будущих граждан страны. Их будущее напрямую зависит от того, насколько они смогут ужиться в обществе. Нужно с малых лет показать детям-сиротам, что они полноценные члены общества. При этом ребенок еще с детства должен видеть примеры поведения не только в коллективе, где он находится круглые сутки. Закрытый, ограниченный коллектив — это не лучший пример того широкого общества, в которое вступает ребенок, покинув дом, в котором он вырос. Адаптация каждого ребенка должна начинаться не после того, как ребенок покинет приют, а с первых дней пребывания там.
Положительные примеры уже есть: так, на базе Воронежского института МВД России по инициативе кафедры уголовного права и криминологии создан Ювенальный центр по правовому обеспечению реализации ювенальной политики в регионе. При Ювенальном центре с 2000 года работает специализированный детский правозащитный спортивно-оздоровительный лагерь «Ювеналист», который организует свою работу в каникулярный период для обучения основам ювенального права, правовой и социальной защиты различных категорий несовершеннолетних — лишенных родительского попечения, имеющих отклонения в поведении, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, детей-сирот, детей — социальных сирот и т. п. [10, с. 121].
Мы считаем, что именно воспитательный процесс, который складывается из физического, нравственного, трудового и патриотического воспитания позволит ребенку быть разносторонне развитым, грамотным и чувствовать себя равноправным членом общества, избежать пагубного влияния и пагубных привычек.
Еще одним моментом профилактики вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность является, по нашему мнению, отношение к детям-сиротам. Отношение к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, — это показатель развития гражданского общества и государства в целом.
Институт семьи в России переживает глубокий кризис. Максимальные показатели распада семей были отмечены в 2002 году, когда в России на 1000 зарегистрированных браков приходилось 837 разводов, а в 11 регионах — свыше одной тысячи (Рязанская область — 1154; Магаданская область — 1427 и др.). [13].
Положение осложняется ростом числа детей, родившихся у женщин, не состоявших в браке. Их удельный вес среди всех новорожденных достигает 30 %. Исследования показывают, что с одним родителем дети чувствуют себя «ущербными». Кроме того, часть из них по причине отсутствия должного контроля со стороны матери (отца) бывают вовлечены в преступную деятельность. Криминогенность неполных семей подтверждается судебной статистикой. Из числа ежегодно осуждаемых несовершеннолетних около половины воспитывались в семье с одним родителем (в 2009 г. — 45 %).
Почти как в условиях Гражданской войны в России растет сиротство детей. Это объясняется ростом лишений родительских прав, направлением родителей в места заключения за совершенные преступления, смертью родителей.
Российская практика сложилась таким образом, что большинство осиротевших (в том числе при живых родителях) детей передается под опеку родственникам, часть усыновляется посторонними лицами, в том числе гражданами зарубежья. За 15 лет было отдано в иностранные семьи 80 тысяч детей, из них 50 тысяч в США. [14, с.68].
К сожалению, практика усыновления детей в определенной мере приобрела «коммерческий» характер. Распространены факты побоев, насилия в отношении детей со стороны усыновителей как в зарубежных странах, так и в России.
Остается распространенным помещение детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты и другие специализированные учреждения, которых в России насчитывается 2273, в них находятся 44830 детей.
Сирота — особая категория, требующая внимания со стороны государства, общества. В. А. Лелеков отмечает: «Сплошное анкетирование, проведенное нами в Ново-Оскольской воспитательной колонии для несовершеннолетних женского пола, показало, что 77,5 % детей, лишенных родительского попечения, имеют судимых близких родственников, 18 % воспитанниц сами дважды, а 17 % трижды и более раз судимы» [9, с.17].
В январе 2013 года был проведен экспертный опрос сотрудников Воронежской школы-интерната № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На вопрос, что необходимо сделать для улучшения работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в России, эксперты заявили: «Методы воспитания детей, содержащихся в интернатных учреждениях, бесконечно отстали от тех требований, которые предъявляет жизнь к современному человеку. Для того, чтобы помочь детям из детских домов, не дать повторить им судьбу своих родителей, адаптировать к условиям жизни после интернатного учреждения, не позволить стать на преступный путь, нужно избегать формального подхода к проблемам сиротства.
Необходимо модернизировать систему воспитания этой категории несовершеннолетних, организовать курсы повышения квалификации для педагогов, работающих в интернатах, с целью обучения их современным, инновационным технологиям воспитания подростков, необходимо увеличить штат психологов в помощь педагогам, повысить заработную плату персоналу, выделять дополнительные средства для содержания детей и помещений».
Обратимся к статистике. За десять лет (2000–2009 гг.) были осуждены за преступления 88240 воспитанников детских домов, школ -интернатов. Причем динамика удельного веса воспитанников детских домов среди всех осужденных несовершеннолетних вызывает особую тревогу: в 1996–1998 годах он был равен 5,3 %; в 1999 г. — 5,4 %; в 2000 г. — 5,5 %; в 2001–2007 гг. постоянно возрастал и достиг максимального значения — 12,8 %; в 2008 г. — 12,6 % и в 2009 г. — 12,3 % (незначительное снижение).
В России не ведется официальной статистики сиротства и о том, как складывается судьба выпускников интернатных учреждений в обществе, имеются лишь сведения эпизодического характера. Так, несколько лет назад Генеральная прокуратура Российской Федерации, обследовав группу областей Центрального региона, установила, что из выпускников государственных сиротских заведений 40 % после оставления детского дома становятся алкоголиками, 40 % — преступниками или обслугой преступников; 10 % — кончают жизнь самоубийством и только 10 % –устраиваются удовлетворительно в условиях самостоятельной жизни [14, с.71].
Выпускники детских домов являются наиболее уязвимыми перед жизненными трудностями. Они недостаточно адаптированы к самостоятельной жизни и часто становятся жертвами мошенников и равнодушия властей.
На 1 января 2010 года более 60 тысяч детей-сирот не были обеспечены жильем и фактически оставались на улице. 1068 тысяч судебных решений о предоставлении жилья детям-сиротам остались неисполненными.
Мы считаем, что представляется необходимым на региональном и федеральном уровнях рассматривать вопросы, связанные с сохранением жилья для выпускников детских домов и интернатов или сирот, отбывших наказание в местах лишения свободы, и обеспечением жильем тех, у кого его не было.
Сложно рассчитывать на снижение криминогенности «детдомовской среды» усилиями одних сотрудников этих воспитательных учреждений.
Для повышения эффективности воспитательной работы, организации досуга, контроля за поведением несовершеннолетних, подготовки к жизнедеятельности вне детского дома потребуются дополнительные финансовые затраты государства, участие всех общественных институтов, тесное взаимодействие органов образования, здравоохранения, внутренних дел, учреждений культуры, спортивных организаций, частного бизнеса.
Прогноз специалистов неутешителен: при непринятии чрезвычайных мер сиротство в России будет расти. В связи с этим экстренные меры, на наш взгляд, должны заключаться в следующем:
1. Повышение качества работы органов опеки и попечительства с учетом положительного отечественного и зарубежного опыта, сложившейся обстановки.
2. Проведение в учебных заведениях родительского всеобуча по вопросам профилактики и предупреждения правонарушений с привлечением психологов, сотрудников МВД, социальных работников.
3. Передача детей для усыновления в зарубежье должна осуществляться в исключительных случаях (наличие родственников в этой стране, потребность в лечении и т. д.)
4. Тщательный подбор и изучение семей, готовых усыновить ребенка. Постоянный контроль за условиями воспитания и проживания сирот в приемной семье.
5. Расширение практики создания семейных детских домов, их поддержка со стороны государства.
6. Всеобщая «ревизия» состояния воспитательной работы, материально — технической базы, кадрового состава детских домов и школ-интернатов.
7. Рассмотрение этих вопросов в правительстве России.
Необходимо приложить все усилия для того, чтобы сохранить для общества тех, кто в скором времени войдет во взрослую жизнь и станет его полноправным членом.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сведения о состоянии семейного неблагополучия на территории Липецкой области в 2008-2013 годах |
||||||||||||||||||
Лист № 1 |
состоит на учете неблагополучных родителей |
снято с учета по исправлению родителей |
материалов на лишение родительских прав |
|||||||||||||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
По области |
2368 |
2546 |
2523 |
2577 |
2732 |
2929 |
669 |
680 |
736 |
741 |
695 |
1066 |
567 |
573 |
568 |
593 |
599 |
720 |
УВД г. Липецка |
864 |
835 |
949 |
921 |
1037 |
1181 |
205 |
322 |
326 |
307 |
268 |
375 |
246 |
253 |
251 |
249 |
263 |
316 |
Воловский район |
72 |
75 |
77 |
74 |
75 |
69 |
30 |
5 |
32 |
28 |
18 |
12 |
7 |
5 |
7 |
5 |
6 |
5 |
Грязинский район |
74 |
110 |
112 |
110 |
82 |
82 |
39 |
58 |
55 |
31 |
14 |
79 |
28 |
30 |
30 |
36 |
28 |
29 |
Данковский район |
140 |
143 |
144 |
145 |
156 |
157 |
52 |
43 |
59 |
60 |
59 |
60 |
26 |
27 |
27 |
27 |
31 |
31 |
Добринский район |
128 |
128 |
150 |
161 |
162 |
115 |
14 |
16 |
18 |
24 |
25 |
45 |
30 |
33 |
40 |
42 |
42 |
42 |
Добровский район |
44 |
42 |
54 |
44 |
45 |
58 |
31 |
32 |
27 |
54 |
33 |
41 |
12 |
10 |
11 |
17 |
8 |
8 |
Долгоруковский район |
44 |
38 |
41 |
49 |
44 |
40 |
3 |
10 |
10 |
13 |
15 |
11 |
4 |
4 |
4 |
5 |
12 |
12 |
гор. Елец |
260 |
297 |
299 |
299 |
308 |
310 |
63 |
49 |
49 |
53 |
72 |
92 |
80 |
72 |
53 |
40 |
52 |
75 |
Елецкий РОВД |
75 |
33 |
67 |
67 |
78 |
65 |
8 |
5 |
24 |
15 |
17 |
39 |
7 |
24 |
26 |
24 |
25 |
42 |
Задонский район |
134 |
140 |
68 |
111 |
112 |
174 |
29 |
25 |
24 |
18 |
12 |
32 |
8 |
9 |
13 |
1? |
7 |
10 |
Измалковский район |
64 |
72 |
69 |
75 |
73 |
70 |
0 |
0 |
9 |
14 |
26 |
28 |
10 |
10 |
9 |
9 |
10 |
10 |
Краснинский район |
55 |
64 |
57 |
62 |
60 |
31 |
2 |
2 |
14 |
11 |
2 |
44 |
2 |
3 |
3 |
5 |
4 |
3 |
Лебедянский район |
30 |
29 |
28 |
31 |
30 |
49 |
2 |
2 |
0 |
5 |
6 |
16 |
18 |
8 |
17 |
11 |
15 |
17 |
Лев-Толстовский район |
36 |
45 |
36 |
33 |
44 |
44 |
12 |
12 |
21 |
17 |
7 |
7 |
10 |
10 |
16 |
70 |
16 |
19 |
Липецкий район |
101 |
99 |
93 |
93 |
95 |
95 |
25 |
23 |
19 |
25 |
28 |
29 |
21 |
23 |
24 |
25 |
25 |
25 |
Становлянский район |
70 |
55 |
64 |
67 |
80 |
104 |
5 |
5 |
7 |
6 |
8 |
47 |
13 |
10 |
7 |
10 |
4 |
18 |
Тербунский район |
44 |
49 |
57 |
58 |
58 |
57 |
15 |
5 |
е |
9 |
12 |
22 |
3 |
3 |
3 |
4 |
1 |
3 |
Усманский район |
48 |
53 |
50 |
50 |
66 |
71 |
15 |
17 |
17 |
24 |
19 |
20 |
27 |
24 |
31 |
33 |
28 |
30 |
Хлевенский район |
40 |
50 |
74 |
75 |
68 |
77 |
11 |
25 |
12 |
23 |
23 |
30 |
3 |
8 |
4 |
9 |
11 |
12 |
Чаплыгинский район |
45 |
39 |
40 |
53 |
59 |
80 |
23 |
19 |
5 |
4 |
30 |
37 |
12 |
7 |
7 |
12 |
11 |
13 |
Сведения о состоянии семейного благополучия на территории Липецкой области в 2007-2012 годах |
||||||||||||
Лист №2 |
привлечено родителей к административной ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних |
привлечение родителей или законных представителей к уголовной ответственности по ст.156 УК РФ (ненадлежащее исполнение родительских обязанностей) |
||||||||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
По области |
1204 |
1625 |
1855 |
2527 |
2632 |
4086 |
5 |
8 |
13 |
11 |
15 |
19 |
УВД г. Липецка |
544 |
599 |
664 |
512 |
952 |
1643 |
2 |
2 |
4 |
4 |
1 |
1 |
Воловский район |
33 |
53 |
64 |
72 |
69 |
70 |
1 |
1 |
1 |
2 |
||
Грязинский район |
149 |
162 |
167 |
207 |
164 |
219 |
1 |
1 |
||||
Данковский район |
83 |
91 |
95 |
95 |
120 |
206 |
||||||
Добринский район |
52 |
112 |
161 |
221 |
240 |
310 |
1 |
1 |
3 |
1 |
||
Добровский район |
47 |
59 |
75 |
76 |
63 |
79 |
1 |
1 |
||||
Долгоруковский район |
21 |
25 |
23 |
35 |
36 |
42 |
1 |
1 |
1 |
|||
гор. Елец |
79 |
79 |
101 |
111 |
123 |
212 |
3 |
1 |
1 |
2 |
||
Елецкий РОВД |
11 |
37 |
43 |
17В |
96 |
134 |
1 |
|||||
Задонский район |
29 |
49 |
60 |
146 |
155 |
201 |
1 |
1 |
1 |
|||
Измалковский район |
31 |
39 |
41 |
43 |
49 |
60 |
4 |
1 |
5 |
|||
Краснинский район |
30 |
31 |
36 |
60 |
50 |
73 |
1 |
1 |
||||
Лебедянский район |
20 |
23 |
23 |
24 |
24 |
112 |
1 |
1 |
||||
Лев-Толстовский район |
28 |
29 |
48 |
54 |
51 |
45 |
1 |
1 |
||||
Липецкий район |
46 |
51 |
37 |
40 |
42 |
70 |
1 |
|||||
Становлянский район |
41 |
42 |
43 |
128 |
90 |
192 |
||||||
Тербунский район |
33 |
29 |
34 |
53 |
36 |
95 |
2 |
3 |
||||
Усманский район |
64 |
85 |
74 |
94 |
110 |
171 |
4 |
|||||
Хлевенский район |
9 |
11 |
29 |
33 |
62 |
71 |
||||||
Чаплыгинский район |
19 |
19 |
12 |
35 |
70 |
91 |
1 |
Литература:
1. Абрамов В. И. Права ребенка и их защита в России: общетеоретический анализ: Автореф. дис. докт. юрид. наук. Саратов: Саратовский университет, 2008.
2. Аванесов Г. А. Криминология. М.: Статут, 2007.
3. Антокольская М. В. Лекции по семейному праву. М.: Юрист, 2009.
4. Бабаев М. М. Борьба с преступностью как международная проблема // Преступность и общество: Сборник научных трудов. М.: ВНИИ МВД России, 2008.
5. Бакаев А. А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: Монография. — М.: ВНИИ МВД России, 2003.
6. Барсуков А. В. Структура самоотношения асоциальных подростков. Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Психология и педагогика № 3 (3). Киров, 2009.
7. Гилинский Я. И. Криминология. Курс лекций. СПб: Питер, 2008.
8. Иншаков С. М. Криминология: Учебное пособие. М.: Статут, 2011.
9. Лелеков В. А. Воспитание несовершеннолетнего вне семьи как криминогенный фактор // Вестник Воронежского института МВД России № 1. 2013.
10. Лелеков В. А. Проблемы социальной адаптации выпускников детских домов и школ-интернатов как криминогенный фактор// Вестник Воронежского института МВД России № 2 / 2013.
11. Лисовский В. Т. Молодежь России в зеркале криминологии //Криминология — XX век. СПб.: Альфа, 2007.
12. Материалы официального сайта Президента Российской Федерации. — URL:http://kremlin.ru /news/9637.
13. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: статистический сборник /Росстат. М., 2007.
14. Рот Л. Г. Преступность несовершеннолетних, лишившихся родительского попечения, и меры по ее предупреждению // Закон и право. 2008. № 9.