Коллективное исполнительство как одна из форм развития музыкальных способностей учащихся | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)

Дата публикации: 11.02.2014

Статья просмотрена: 715 раз

Библиографическое описание:

Грозных, П. А. Коллективное исполнительство как одна из форм развития музыкальных способностей учащихся / П. А. Грозных. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 150-151. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/3024/ (дата обращения: 16.11.2024).

В настоящее время музыкальное образование детей побуждает к поиску таких путей обучения, которые сделали бы процесс приобщения к музыке и овладение навыками и приемами игры на музыкальном инструменте доступными ребенку с самыми обычными данными. Необходимо помнить, что процесс обучения должен быть понятным, посильным, пробуждать воображение, сделать интересными и любимыми занятия музыкой.

Известно, что игра в ансамбле значительно расширяет музыкальный кругозор учащихся, развивает такие качества, необходимые музыканту, как умение слушать не только собственное исполнение, но и партнера, общее звучание всей музыкальной ткани пьесы; активизирует творческое начало и фантазию, повышает чувство долга и ответственности за исполнение своей партии, развивает чувство товарищества.           

Воспитанием навыков ансамблевого музицирования необходимо заниматься на протяжении всего времени обучения. Освоение первоначальных навыков игры в ансамбле происходит с первых шагов обучения в инструментальном классе. В начале — это ансамбль ученика и педагога, где ученик исполняет мелодию, а педагог аккомпанирует. При этом ребенок вслушивается в звучание нового для него гармонического фона в партии педагога, его ритмически-организующее начало, слушание элементов полифонии. Затем партиями меняются: простейший аккомпанемент поручается самому ученику. В процессе такой работы ученик приобретает первоначальные ансамблевые навыки «солирования», когда нужно ярче выявить свою партию и «аккомпанирования» — умение уйти на второй план ради единого целого. Педагог, приступая с учеником к работе над ансамблем, должен рассказать об исполняемом произведении, характере музыки и ее образном содержании, сходстве и различии частей формы, выразительных особенностей мелодии, ритма, регистров, динамики, штрихов, познакомить с автором.           

Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Играя вместе с педагогом, ученик находится в определённых метроритмических рамках. Необходимость «держать» свой ритм делает усвоение различных ритмических фигур более ограниченным, даёт педагогу возможность диктовать правильный темп, формирует у ученика верное темпоощущение, что немаловажно для исполнения ив ансамбле, и индивидуально.

Но большей внимательности, концентрации внимания, ответственности, умению слушать себя и другого, дети учатся при игре в ансамбле друг с другом. Партнёрами выбираются по возможности дети приблизительно одного возраста, одинакового уровня подготовки. В этой ситуации возникает нечто вроде негласного состязания, являющегося стимулом к более основательной и более внимательной игре. С самого начала необходимо приучать детей, чтобы один из играющих не прекращал игру при остановке другого. Это научит другого исполнителя быстро сориентироваться, найти нужное место и вновь включиться в игру. Прежде всего, при ансамблевой игре участники ансамбля учатся синхронности исполнения, под которым понимается совпадение с предельной точностью всех звуков и пауз у всех исполнителей. Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля — единого понимания и чувствования партнёрами темпа и ритмического пульса.

Игра в ансамбле способствует интенсивному развитию специфических способностей учащегося-музыканта: музыкального слуха, чувства ритма, памяти, двигательно-моторных («технических») навыков. Ансамблевое исполнение имеет свою специфику запоминания произведения наизусть. Если в сольном музицировании при выучивании очень часто преобладает вызубривание, идущее от привычки упражняться механически, мало вникая в смысл заучиваемого, то игра в ансамбле этого не допускает. Память ансамблиста формируется более интенсивно. Исполнение ансамбля наизусть будет способствовать не механическому запоминанию, а откроет пути для развития аналитической, логической, рациональной памяти с опорой на фактический анализ. Прежде чем перейти к заучиванию произведения наизусть, партнеры должны понять музыкальную форму в целом, осознать ее как некое структурное единство, затем переходить к дифференцированному усвоению составляющих ее частей, к работе над фразировкой, динамическим планам и т. д.

Ансамблевая игра способствует также развитию двигательно-моторных способностей учащегося-пианиста. Благодаря ее привлекательности, на начальном этапе более легко и относительно безболезненно происходит организация игрового аппарата, учащиеся естественным путем осваивают основные приемы звукоизвлечения, знакомятся с разными типами фактуры. На первый взгляд двигательные навыки при игре в ансамбле развиваются достаточно традиционно: тоже постепенное обхватывание звукоряда, введение все новых и новых ритмов и т. д. Практика показала, что развитие двигательно-моторных навыков протекает значительно интенсивнее, и полученные навыки закрепляются прочнее, т. к. получают мощную поддержку со стороны слуха учащегося.

Таким образом, роль игры в ансамбле очень велика. Она учит всему: ритму, сознательному отношению к делу, ответственности, быстрому освоению нотной графики и пониманию строения музыкальных форм. К тому же очень нравится детям, приносит им огромное удовольствие и желание заниматься музыкой.

Литература:

1.         Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. Москва. «Музыка», 1982.

2.         Готлиб А. Основы ансамблевой техники. Москва, 1971.

3.         Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано. Москва. «Просвещение», 1984.

Основные термины (генерируются автоматически): ансамбль, игра, ансамблевая игра, педагог, ребенок, ученик.

Похожие статьи

Хоровое пение как одна из форм художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Декоративно-прикладное искусство как часть развития интеллекта учащихся

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Развитие творческих способностей у младших школьников как одно из средств развития личности

Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста

Устное народное творчество как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся

Театрализованная деятельность как средство развитие творческих способностей старших дошкольников

Интеллектуальные игры как форма развития умственных способностей учащихся средней общеобразовательной школы

Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания младших школьников

Похожие статьи

Хоровое пение как одна из форм художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Декоративно-прикладное искусство как часть развития интеллекта учащихся

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Развитие творческих способностей у младших школьников как одно из средств развития личности

Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста

Устное народное творчество как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся

Театрализованная деятельность как средство развитие творческих способностей старших дошкольников

Интеллектуальные игры как форма развития умственных способностей учащихся средней общеобразовательной школы

Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания младших школьников