Коллективное исполнительство как одна из форм развития музыкальных способностей учащихся
Автор: Грозных Полина Александровна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)
Дата публикации: 11.02.2014
Статья просмотрена: 715 раз
Библиографическое описание:
Грозных, П. А. Коллективное исполнительство как одна из форм развития музыкальных способностей учащихся / П. А. Грозных. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 150-151. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/3024/ (дата обращения: 16.11.2024).
В настоящее время музыкальное образование детей побуждает к поиску таких путей обучения, которые сделали бы процесс приобщения к музыке и овладение навыками и приемами игры на музыкальном инструменте доступными ребенку с самыми обычными данными. Необходимо помнить, что процесс обучения должен быть понятным, посильным, пробуждать воображение, сделать интересными и любимыми занятия музыкой.
Известно, что игра в ансамбле значительно расширяет музыкальный кругозор учащихся, развивает такие качества, необходимые музыканту, как умение слушать не только собственное исполнение, но и партнера, общее звучание всей музыкальной ткани пьесы; активизирует творческое начало и фантазию, повышает чувство долга и ответственности за исполнение своей партии, развивает чувство товарищества.
Воспитанием навыков ансамблевого музицирования необходимо заниматься на протяжении всего времени обучения. Освоение первоначальных навыков игры в ансамбле происходит с первых шагов обучения в инструментальном классе. В начале — это ансамбль ученика и педагога, где ученик исполняет мелодию, а педагог аккомпанирует. При этом ребенок вслушивается в звучание нового для него гармонического фона в партии педагога, его ритмически-организующее начало, слушание элементов полифонии. Затем партиями меняются: простейший аккомпанемент поручается самому ученику. В процессе такой работы ученик приобретает первоначальные ансамблевые навыки «солирования», когда нужно ярче выявить свою партию и «аккомпанирования» — умение уйти на второй план ради единого целого. Педагог, приступая с учеником к работе над ансамблем, должен рассказать об исполняемом произведении, характере музыки и ее образном содержании, сходстве и различии частей формы, выразительных особенностей мелодии, ритма, регистров, динамики, штрихов, познакомить с автором.
Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Играя вместе с педагогом, ученик находится в определённых метроритмических рамках. Необходимость «держать» свой ритм делает усвоение различных ритмических фигур более ограниченным, даёт педагогу возможность диктовать правильный темп, формирует у ученика верное темпоощущение, что немаловажно для исполнения ив ансамбле, и индивидуально.
Но большей внимательности, концентрации внимания, ответственности, умению слушать себя и другого, дети учатся при игре в ансамбле друг с другом. Партнёрами выбираются по возможности дети приблизительно одного возраста, одинакового уровня подготовки. В этой ситуации возникает нечто вроде негласного состязания, являющегося стимулом к более основательной и более внимательной игре. С самого начала необходимо приучать детей, чтобы один из играющих не прекращал игру при остановке другого. Это научит другого исполнителя быстро сориентироваться, найти нужное место и вновь включиться в игру. Прежде всего, при ансамблевой игре участники ансамбля учатся синхронности исполнения, под которым понимается совпадение с предельной точностью всех звуков и пауз у всех исполнителей. Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля — единого понимания и чувствования партнёрами темпа и ритмического пульса.
Игра в ансамбле способствует интенсивному развитию специфических способностей учащегося-музыканта: музыкального слуха, чувства ритма, памяти, двигательно-моторных («технических») навыков. Ансамблевое исполнение имеет свою специфику запоминания произведения наизусть. Если в сольном музицировании при выучивании очень часто преобладает вызубривание, идущее от привычки упражняться механически, мало вникая в смысл заучиваемого, то игра в ансамбле этого не допускает. Память ансамблиста формируется более интенсивно. Исполнение ансамбля наизусть будет способствовать не механическому запоминанию, а откроет пути для развития аналитической, логической, рациональной памяти с опорой на фактический анализ. Прежде чем перейти к заучиванию произведения наизусть, партнеры должны понять музыкальную форму в целом, осознать ее как некое структурное единство, затем переходить к дифференцированному усвоению составляющих ее частей, к работе над фразировкой, динамическим планам и т. д.
Ансамблевая игра способствует также развитию двигательно-моторных способностей учащегося-пианиста. Благодаря ее привлекательности, на начальном этапе более легко и относительно безболезненно происходит организация игрового аппарата, учащиеся естественным путем осваивают основные приемы звукоизвлечения, знакомятся с разными типами фактуры. На первый взгляд двигательные навыки при игре в ансамбле развиваются достаточно традиционно: тоже постепенное обхватывание звукоряда, введение все новых и новых ритмов и т. д. Практика показала, что развитие двигательно-моторных навыков протекает значительно интенсивнее, и полученные навыки закрепляются прочнее, т. к. получают мощную поддержку со стороны слуха учащегося.
Таким образом, роль игры в ансамбле очень велика. Она учит всему: ритму, сознательному отношению к делу, ответственности, быстрому освоению нотной графики и пониманию строения музыкальных форм. К тому же очень нравится детям, приносит им огромное удовольствие и желание заниматься музыкой.
Литература:
1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. Москва. «Музыка», 1982.
2. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. Москва, 1971.
3. Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано. Москва. «Просвещение», 1984.