Воспитательная система «Цветик-семицветик»
Авторы: Данилина Ирина Викторовна, Захарова Рушанья Ибрагимовна, Полыгалова Наталья Геннадьевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)
Дата публикации: 28.02.2014
Статья просмотрена: 575 раз
Библиографическое описание:
Данилина, И. В. Воспитательная система «Цветик-семицветик» / И. В. Данилина, Р. И. Захарова, Н. Г. Полыгалова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 122-124. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5087/ (дата обращения: 18.12.2024).
В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка.
В. А. Сухомлинский.
Построение воспитательной системы в современных условиях становится объективной необходимостью, поэтому в данной работе представлена воспитательная система группы, главной целью которой является гармоничное развитие личности воспитанников. Система находится в стадии становления: идет апробация разработанных программ, годового цикла дел, определяются критерии, показатели, методы и приемы изучения эффективного функционирования воспитательной системы.
Своеобразие воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями детского коллектива, в котором она создается. Поэтому нам, воспитателям, решившим выстроить свою воспитательную систему, близка и понятна Концепция системного построения процесса воспитания, авторами которой являются известные ученые В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. Разработчики этой Концепции полагают, что и в современном российском обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности. Однако каждый педагог, ориентируясь в своей деятельности на эту цель-идеал, должен конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям, что мы и попытались сделать.
Цель воспитательной системы:создание комфортных условий для гармоничного развития личности каждого ученика, учитывая его природные задатки, условия жизни и воспитания в семье и школьном коллективе.
Задачи модели воспитательной системы: изучение потребностей, интересов, склонностей и других личностных характеристик учащихся; выявление природных задатков, развитие творческого потенциала каждого ученика; формирование самосознания и ценностей человеческой жизни; приобщение учащихся к богатству общечеловеческой культуры, духовным ценностям своего народа, формирование потребности личности ребёнка к дальнейшему осознанному стремлению в духовном обогащении; формирование культуры общения; воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности к общественным ценностям; воспитание положительного отношения к труду, развитие потребности в творческом труде, ответственности; воспитание потребности в здоровом образе жизни; формирование тесного взаимодействия семьи и школы.
Модель воспитательной системы включает в себя семь блоков (лепестков): гражданско-патриотический, учебно-познавательный, досуговый, коммуникативный, творческий, физкультурно-оздоровительный, семья и школа.
Приоритетные принципы построения воспитательной системы: принцип общественной направленности воспитания, принцип опоры на положительное в воспитании, принцип связи воспитания с жизнью, трудом, принцип гуманизации воспитания, принцип личностного подхода, принцип демократизации отношений, принцип культуросообразности, принцип комплексности и целостности, принцип дифференциации и интеграции.
Гражданско-патриотический блок
Цель: формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины и способной выполнять гражданские обязанности.
Задачи: формирование и развитие социально значимых ценностей гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения; формирование представления о Родине как месте, где человек родился; воспитание чувства привязанности к родному городу; расширение кругозора у детей на основе материала, доступного их пониманию; воспитание чувства уважения к людям труда; развитие любознательности и приобщение к общечеловеческим ценностям.
Формы реализации: работа органов ученического самоуправления; участие в тимуровском движении; школа вежливых наук; этические беседы; дискуссии; поздравление ветеранов; очные и заочные экскурсии по историческим местам города; участие в городском конкурсе.
Учебно-познавательный блок
Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.
Задачи:определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития; создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии; формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность; воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Формы реализации:участие в общешкольных праздниках и мероприятиях; этических бесед; тематические классные часы; тематические викторины и конкурсы; сотрудничество с городскими домами детского творчества; участие в конкурсах, интеллектуальных играх; участие в предметных неделях; экологические беседы.
Коммуникативный блок
Цель: формирование норм социального общения людей, нравственных качеств, нравственного поведения в обществе.
Задачи: изучение способности каждого ученика к общению в детском коллективе; формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок»; создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса; учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.
Формы реализации: социометрия; диагностика; наблюдения; беседы; игры и упражнения для детей с затруднениями в общении; игры и упражнения на формирование уверенности в себе; упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим; игры и упражнения на ослабление негативных эмоций; комплекс игр-упражнений на развитие коммуникативных навыков.
Досуговый блок
Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи: создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности; использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям и способствующих сплочению детского коллектива; развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи; воспитание толерантности.
Формы реализации: конкурсы, викторины, развлекательные мероприятия, день именинника, посещение кружков, настольные игры, турниры, участие в концертах, театральные постановки, походы.
Творческий блок
Цель:содействие индивидуализации воспитания и образования школьников путём создания благоприятных условий и психологически комфортной обстановки для успешного раскрытия и развития творческого потенциала детей.
Задачи: научить детей различным техникам творческой деятельности; способствовать развитию у детей моторики рук; формировать у детей навыки самостоятельной творческой деятельности, наблюдательность, творческое мышление, эстетический вкус; развивать творческие способности в коллективной деятельности; воспитывать трудолюбие, ответственность, коммуникативность, культуру общения; поддерживать творческую мотивацию учащихся, инициативность; способствовать сплочению детского коллектива.
Формы реализации: игры-упражнения на развитие творческих способностей, творческие практикумы, организация и посещение творческих выставок, знакомство с художественными и историческими ценностями края, тематические викторины, творческие конкурсы, тематические видео и аудиосеансы, поручения, коллективные творческие работы.
Физкультурно-оздоровительный блок
Цель: научить детей оберегать себя и близких в современных условиях жизни, сохраняя психическое и физическое здоровье, развивать стремление к здоровому образу жизни.
Задачи: формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья; воспитание понимания детьми значимости физического и психического здоровья человека; знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья; приобщать детей к активному и здоровому образу жизни.
Формы реализации: уроки безопасности; взаимодействие с медицинским работником с целью профилактики различных заболеваний; уроки здоровья; просмотр тематических презентаций, спектаклей; участие в спортивных конкурсах и соревнованиях различного уровня; подвижные народные игры; спортивные игры; комплексы оздоровительной гимнастики; тематические беседы; ведение уголка здоровья.
Семья и школа
Цель: создание условий для нормального умственного и физического совершенствования ребёнка в семье.
Задачи: знакомство родителей с возрастной психологией и физиологией детей; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс школы; способствовать сплочению родителей, учащихся и педагогического коллектива.
Формы реализации: анкетирование; беседы; посещение семей; тематические родительские собрания; индивидуальные консультации для родителей; организация работы родительского комитета; общешкольные родительские собрания; привлечение родителей к организации и участию в классных и школьных мероприятиях и конкурсах; консультации школьного психолога.
Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса.
В педагогической науке нет общепринятой точки зрения по поводу критериев и методов изучения результативности воспитательной системы класса. Главным критерием оценки результативности воспитательного процесса может выступить воспитанность учащихся, ее изменения из года в год. На наш взгляд, мерилом эффективности функционирования системы обязательно должны быть следующие критерии: уровень воспитанности учащихся; сформированность классного коллектива, межличностные отношения; сформированность норм и правил внутри коллектива, не противоречащих общечеловеческим ценностям; сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности учащихся; развитость креативных способностей учащихся; проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом; сформированность классного коллектива; стремление к успешности. Перечисленные критерии и подобранные в соответствии с ними диагностические методики, безусловно, позволяют оценить уровень развития и эффективности созданной в группе воспитательной системы.
Предполагаемые достижения и результаты.
Организация досуговой деятельности поможет достичь положительных результатов в деле сплочения коллектива: дети научатся проявлять заботу друг о друге, поддерживать уважительные и дружеские отношения, самостоятельно организовывать свободное время, увеличится уровень познавательной активности. Дети научатся серьезно относиться к обязанностям в группе, анализировать свою работу, совместно преодолевать эмоциональные проблемы, получать огромную радость от общения друг с другом.
Организация интеллектуально-познавательной деятельности учащихся сформирует положительное отношение к учебе, знаниям, науке; разовьёт их индивидуальные, интеллектуальные качества; привьёт навыки культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры.
Организация деятельности по формированию здорового и спортивного образа жизни сформирует у учащихся и их родителей культуру и понимание значимости сохранения и совершенствования собственного физического и психического здоровья; сформирует желание осознанно вести здоровый и активный образ жизни.
Организация гражданско-патриотической деятельности приобщит учащихся к традициям и истории Отечества, города, семьи, школы; сформирует и разовьёт социально значимые ценности гражданственности и патриотизма; разовьёт любознательность и приобщит к общечеловеческим ценностям.
Организация творческой деятельности разовьёт эстетический вкус, творческие способности и задатки учащихся, сформирует способности восприятия и понимания прекрасного, обогатит духовный мир детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности. У детей сформируются способности к сотрудничеству в творческой деятельности. Они станут более усидчивыми, научаться концентрироваться на своей деятельности. Сформируется способность детей к преобразованиям, своему видению предмета, креативному отношению к миру и к себе, стремление к творчеству, увлечённость процессом творческой деятельности. Творческие способности в коллективной деятельности помогут сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, научат культуре общения. Творческие занятия носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также сформируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность.
Знакомство детей с творчеством своих одноклассников сделает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс школы будет способствовать сплочению родителей, учащихся и педагогического коллектива. Родители научатся лучше понимать своих детей, будут стремиться участвовать в становлении достойной личности своего ребёнка, развитии его способностей.
В целом реализация воспитательной системы способствует максимальному сближению интересов родителей, детей и педагогов в развитии личности детей. Успехи детского коллектива не возникают на пустом месте, они становятся итогом постоянных усилий и целенаправленной работы всех: педагогов, учащихся, родителей. Воспитание эффективно, если оно системно.
Литература:
1. Соловейчик С. М. Воспитание творчеством. М., Знание. 1978г.
2. Фопель Клаус. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практич. пос. для педагогов и школьных психологов. Ч.1/Пер. с нем.-2-е изд.-:Генезис,2000.
3. Цветкова И. В. Как создать программу воспитательной работы. — М., 2006.
4. Александрова М. А., Алексеева Н. А., Володина И. Г., Степанов Е. Н. Воспитательные дела в классе: Комплексные формы.
5. Е. Н. Степанов. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. Издательство: ТЦ Сфера, 2008 г.
6. Л. И. Петрова. Воспитание младшего школьника.