К проблеме о формировании мотивов к занятиям спортом у дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)

Дата публикации: 11.02.2014

Статья просмотрена: 2178 раз

Библиографическое описание:

Никифорова, Г. И. К проблеме о формировании мотивов к занятиям спортом у дошкольников / Г. И. Никифорова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5098/ (дата обращения: 15.11.2024).

В условиях современной России и растущей социальной значимости национального самосознания все большее значение приобретает спортивно-массовая работа, от которой зависит развитие спортивных резервов и, в конечном итоге, спортивные достижения. Это позволяет не только добиваться успехов в спорте на состязаниях различного уровня, но и, что не менее важно, способствует развитию спортивного движения в стране, повышает чувство патриотизма и создает условия для самореализации личности. Работа в данном направлении позволяет не только решать спортивно-организационные задачи, но и способствует физическому и нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Развитие личности средствами спорта начинается с детского возраста, где движущей силой включения в спортивную деятельность выступает мотивация. Психологические условия развития спортивной мотивации, побуждающие детей участвовать в соревнованиях, интенсивно тренироваться, работать над собой, взаимодействовать со сверстниками, отказываться от некоторых привлекательных видов досуга в пользу тренировок и спортивных состязаний, прилагать усилия для преодоления трудностей, пока еще остаются не до конца изученным явлением. [4,с.112]

Еще менее исследованным процессом в структуре развивающейся личности остается формирование спортивной мотивации средствами игровой деятельности. Это существенно осложняет решение задачи не только вовлечь детей дошкольного и школьного возраста в занятия спортом, но и поддерживать их спортивную активность на достаточно высоком уровне, не давая ей снижаться в ситуациях, связанных с неудачами на соревнованиях, разочарованиями в полученных результатах, монотонностью и напряженностью тренировок.

Проблема спортивной мотивации получила определенное освещение в психологической литературе. Для решения наших исследовательских задач важными являются опубликованные труды в области психологии спортивной деятельности, включающие развитие спортивных коллективов (В. С. Агеев, А. Г. Асмолов, Д. Я. Богданова, Л. В. Волков, Е. Н. Гогунов, Г. Д. Горбунов и др.), роль спорта в становлении межличностных отношений (Е. А. Воробьева, Е. Н. Гогунов, Г. Б. Горская, Б. И. Мартьянов, Д. Вуден и др.), влияние межличностных отношений на нравственное развитие человека (Д. Я. Богданова, Л. И. Божович, Т. Т. Гордеева, Т. О. Джамгаров, Е. П. Ильин, С. Б. Каверин и др.). Изучению спортивной мотивации в различных видах спорта посвящены исследования Г. Д. Бабушкина, Е. Г. Бабушкиной, Г. П. Фураева, А. П. Шумилина и многих других специалистов сферы физической культуры и спорта.

Значимыми для решения задачи развития у детей спортивной мотивации явились работы, выполненные в области мотивации выбора разных видов спортивной деятельности начинающими спортсменами (Г. Б. Горская, В. Гошек, А. А. Деркач, В. А. Зобков, Н. В. Кузьмина, Б. Д. Кретти и др.).

Феномен мотивации спортивных достижений особенно важен в контексте проводимого нами исследования и достаточно глубоко исследован в работах Н. В. Афанасьевой, Т. О. Гордеевой, Т. Т. Джамгарова, Е. Г. Знаменской, П. А. Рудика, Х. Хекхаузена и других ученых.

Также в плане данного исследования большой интерес представляет мотивация спортивной деятельности в условиях коллективных отношений (Ю. А. Коломейцев, А. В. Родионов, В. А. Сальников, М. Я. Сараф, Г. П. Фураев, Г. И. Хозяинов, В. И. Чирков и др.).

В современной психологической литературе нашли отражение исследования, посвященные развитию мотивации у детей дошкольного и школьного возраста средствами игровой деятельности, включающей подвижную игру (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. А. Рудик, А. П. Усова, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и др.).

Все дети нуждаются в мотивации, которая помогает им достичь желаемых результатов. Родители являются для своих детей примером для подражания и источником мотивации в достижении желаемого. Если у детей есть мотивация, то они развивают свои способности собственными усилиями. Такие дети испытывают тягу к получению информации, которая поможет им на пути к цели. Кроме того, мотивация поможет детям сосредоточиться на получении новых знаний и умений.

Особенно важно уделять внимание формированию устойчивых мотивов к занятиям спортом на начальной стадии спортивной подготовки, т. к. в этот период основными особенностями мотивации являются недостаточная осознанность потребностей, нестойкость, неопределенность и взаимозаменяемость различных способов их удовлетворения [1,с.106]. По многочисленным свидетельствам тренеров, именно в этот период наблюдается наибольшее количество случаев прекращения детьми регулярных тренировок по причине отсутствия мотивации к ним. Это определяет необходимость в особенном внимании тренеров к формированию мотивации занятий спортом у детей на начальном этапе подготовки.

Важная составляющая мотивации в спорте — самомотивация на победу. Известно, что со спортсменами работают психологи, помогая им преодолеть боязнь победы и неуверенность в победе. Многие спортсмены при подготовке к соревнованиям используют такой прием психологической подготовки, который называют идеомоторной тренировкой. В состоянии релаксации спортсмен в воображении выполняет то, что должен будет выполнить на соревнованиях: пробегает дистанцию, без промахов стреляет в цель. Причем делает это секунда за секундой, как бы проживая во внутреннем плане весь путь от старта до финиша. После такой идеомоторной тренировки мозг спортсмена и весь его организм уже как бы сделали то, что только предстоит сделать. И, выйдя на старт, спортсмен как бы заново проходит весь путь к победе.

У дошкольника по умолчанию есть желание общаться с родителями, походить на них. Это значит, что ребёнок 3–6 лет получает сильные и значимые положительные эмоции от контакта с родителями. Положительные эмоции — это как раз та связка, с помощью которой мы прикрепляем новую мотивацию к уже имеющейся. [6,с.97]

Как прикрепляем? Путём совмещения в ситуации того в чём ребёнок уже заинтересован и того в чём мы хотим его заинтересовать. То есть, будучи родителем, берём дошкольника, берём мячик и выходим во двор играть, например, в футбол. Или вместе встаём на коньки. Или вместе играем в воде, (если это лето, и у вас есть озеро). Яркие положительные эмоции, переживаемые в контакте с родителем, захватывают в своё «поле» и само действие — плавание, футбол, катание на коньках. Такие совместные переживания в дальнейшем приводят к тому, что уже и сама игра в мяч или катание на коньках прочно связываются у ребёнка с положительными эмоциями, и эти действия начинают сами по себе нравиться, уже без мамы или папы. Теперь уже можно и в спортивную секцию.

Автор книг по формированию мотивации В. К. Вилюнас назвал этот процесс «переключением эмоций» со старого содержания на новое, в результате чего происходит «мотивационное обусловливание». То есть механизм развития мотивации отчасти похож на схему формирования условного рефлекса. Отчасти — потому что человек обладает большими возможностями, нежели «собака Павлова». [11,с.46]

Приведу ещё пример про детей и начало спортивной карьеры. Предположим, родитель наблюдает за дошкольником на тренировке или на первых соревнованиях. На чём фокусирует внимание родитель? Опасается за то, как бы его Васенька оказался не хуже других? Тогда он и видит в первую очередь признаки неуспехов. И встречая чадо после окончания действа говорит: почему ты здесь не сделал этого? («Почему там сутулился, здесь не успел, а сейчас вообще сопля висит, на кого ты похож?») Что в этом случае делает родитель? Конечно, прочно скрепляет в переживаниях ребёнка две вещи: соревнования (или тренировку) и отрицательные эмоции. В частности, стыд, одно из самых ядовитых и травматичных переживаний при неправильном обращении. В общем, хороший способ уменьшать мотивацию. Поскольку то, что вызывает отрицательные эмоции рано или поздно перестаёт мотивировать. [2,с.64]

Если же родитель всегда встречает после тренировки и соревнования с улыбкой, и лучше — может назвать конкретные вещи, которые понравились из увиденного, то сформировать мотивацию к спорту гораздо легче. Да, промахнулся мимо шайбы, но как быстро до неё добежал! Да, заплакала после падения, но красиво улыбалась в начале выступления. Дело здесь не в похвале, похвала сама по себе не всегда имеет мотивирующее действие. Данный случай — пример переключения позитивных или негативных эмоций с контакта со значимым человеком на спорт как таковой. И это наиболее важно для дошкольников в силу возрастных особенностей их психики. [3,с.59]

Исследователи выявили шесть механизмов мотивирования — это те способы, с помощью которых можно повысить мотивацию ребёнка к достижению цели в домашних условиях.

Вот эти 6 механизмов:

1.                 Поощрять исследование окружающей среды

2.                 Прививать начальные способности к исследованию, такие как: определение предметов, упорядочение, сортировка, сравнение

3.                 Хвалить ребёнка за совершённые достижения

4.                 Оказывать помощь в развитии и тренировке навыков

5.                 По возможности воздерживаться от наказания и критики за ошибки и плохие результаты

6.                 Стимулировать языковое и символическое общение

Выполнение всех 6 условий поможет вашим детям обрести мотивацию к достижению успеха с ранних лет.

Литература:

1.                 Батаршев А. В. Современные теории личности: Краткий очерк. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 96 с.

2.                 Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта. — М.: Академия, 2000. — 288 с.

3.                 Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1984. — 391 с.

4.                 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с.

5.                 Энциклопедия глубинной психологии./Под ред. Боковикова А. М., — М.: MGM Interna, 1998. — 800 с.

6.                 Нечаев А. П., Психология физической культуры, М., 1960

7.                 Общая и спортивная психология под ред. Г. Д. Бабушкина, Омск: СибГУФК, 2004

8.                 Психология физического воспитания и спорта под ред. Т. Т. Джамчарова, А. Ц. Пуни, М.,1979

9.                 Попов А. Л. Спортивная психология: учебное пособие для вузов, 2 изд., М., Московский психолого-социальный институт, 1999.

10.             Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.

11.             Вилюнас В. К. Психология развития мотивации. «Речь», 2006

12.             Марочкина Н. В. Возрастная динамика развития спортивной мотивации у детей дошкольного и школьного возраста (на примере художественной гимнастики): автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.13 / Марочкина Н. В - Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, 2012.- 23 с.

Основные термины (генерируются автоматически): спортивная мотивация, ребенок, спортивная деятельность, мотивация, родитель, эмоция, занятие спортом, игровая деятельность, соревнование, школьный возраст.