Диалоговое обучение на уроках биологии
Автор: Гайдар Лариса Николаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)
Дата публикации: 13.02.2014
Статья просмотрена: 2419 раз
Библиографическое описание:
Гайдар, Л. Н. Диалоговое обучение на уроках биологии / Л. Н. Гайдар. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 120-121. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5111/ (дата обращения: 18.12.2024).
Я знаю, для чего мне надо все то, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить.
Два года назад в Казахстане началось модернизация обучения в Республики Казахстан. Были введены трехуровневневые курсы по Кембриджской программе обучения учителей, чтоб данный педагог мог легко перейти на 12-летнее образование, которое планируется с 2015 года. В течение трех месяцев педагогов тренера обучают разным методикам, которые можно применить на уроках. Одна из таких методик это диалоговое обучение.
Каждый человек по-своему воспринимает окружающий мир, для того чтобы человек мог эффективно общаться, мы должны осознать, что все мы отличаемся друг от друга. Это понимание, которое формируется в течение всей жизни и является багажом для общения с другими людьми.
«Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон(2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. В исследовании подчеркивается, что интерактивное общение, как с взрослым, так и совместная работа со сверстниками способствует обучению детей и их когнитивному развитию». (Руководство для учителя, стр.145).
Современный учитель, не только обучает детей знаниям и умениям, но также развивает и воспитывает возможности своих учеников, чтобы воспитать личность, которая будет конкурентоспособной. Основы развития личности, обеспечивает диалоговое обучение, как способ получения новых знаний, которые используются на уроках.
«На сегодняшний день существует достаточно доказательств, которые указывают, что совместная или парная беседа приносит пользу при обучении учащихся, так как ученики могут обучаться:
- могут выражать свое мнение;
- помогает осознать, что людей разные мысли и идеи по данным рассуждениям;
- содействует аргументированию учениками своих идей;
Помогает учителям понять, на какой стадии находится их ученики в процессе своего обучения» (Руководство для учителя, стр.145)
Я поняла, что диалог это обмен мыслями между членами группы или класса. В большинстве случаев процессом диалогического обучения управляет учитель. «Анализ исследований показывает, обычный стиль разговора в классе, когда учитель контролирует беседу, задает важные вопросы, повторяет ответы учеников и высказывает похвалу, не повышает уровень мышления учеников и не развивает их речевые навыки» (Руководство для учителя стр.145).
На своих уроках я использую прием «Расскажи мне…». этот прием помог мне узнать психологический комфорт на уроке учащегося. Для дальнейшего развития диалога я применяю прием под названием «Микрофон», при данном приеме активно себя показали ученики, которые хорошо знали домашнее задание, а ученики, которые не были практически готовы к уроку не участвовали в процессе диалога я им разрешила пользоваться учебниками, чтобы заинтересовать учеников новой темой, чтобы он смог участвовать в диалоге с классом.
При использовании приема «Парная беседа», мне понравился диалог между «средним» и «сильным» учеником, ребята слаженно работали в паре, смогли распределить самостоятельно роли и обязанности в паре. Когда ученикам нужно было, найти ответы на заданные вопросы я разрешила им пользоваться сотовыми телефонами, чтобы они смогли зайти на сайт wiki, который привел учащихся взаимодействию и взаимопониманию. Я наблюдала, как ученика оказывали взаимопомощь друг другу, потому, что сотовые телефоны были не у каждого ребенка.
Для того чтобы создать конкретную ситуацию я учащимся составила проблемные вопросы, у них проявилось противоречие между знанием и незнанием данной темы. Такие затруднения на уроке стимулируют диалог в группе или в паре. Я наблюдала, что ответы у учащихся полностью не были сформированы правильно, но в основном отвечали не уверено, но к концу урока учащиеся наперебой хотели ответить, вели беседу в паре, обсуждали идеи и высказывали суждения относительно поставленного вопроса. «В диалоге ученики являются равноправными партнерами, прилагающими все усилия для получения согласованности и испытывающие и развивающие то, что Мерсер описал как совместное приобретение знаний и вовлечение в процесс «обмена мыслями»» (Руководство для учителя, стр.145)
«Барнс (1976) и Мерсер (2000) утверждают, что исследовательская беседа является тем типам беседы, который необходимо развивать учителем. При вовлечении учеников в исследовательскую беседу, как правило, используется работа в малых группах в которых участники имеют общую проблему, создают совместное ее понимание. При вовлечение в исследовательскую беседу ученики размышляют в слух: выдвигают гипотезы и рассуждают» (Руководство для учителя, стр.146) При исследовательской беседе учащиеся выходили на взаимный диалог. Учащимся в процессе диалога нужно было найти правильный ответ на поставленный вопрос. Научилась выдерживать паузу. Для себя сделала вывод, если увеличить время для ответа, то можно увидеть количество добровольных ответов, количество ответов от менее способных учеников, частоту дискуссионных ответов.
Для себя я сделала вывод, что диалоговое обучение играет важную роль, так как «анализ исследований показывает, что обычный стиль разговора в классе, когда учитель контролирует беседу, задет важные вопросы, повторяя ответы учеников и высказывает похвалу, не повышает уровень мышления учеников и не развивает их речевые навыки». (Руководство для учителя стр.145)
Анализируя свои уроки я преследовала цель: правильное использование диалогового обучения на уроках, так как диалог- это метод познания окружающего мира. Диалоговое обучение это общение через знания, а знания, которые мы можем получить через общение. Я использую диалогические методы, такие как кумулятивная и исследовательская беседа. Учащиеся высказывали свои идеи, обосновывали выводы, и кроме этого учились работать и в паре и группе, стремясь добиться успеха и согласия.
На уроках использую все три типа бесед, которые развивают ораторское искусство, умение логически мыслить.
«В диалоге ученики (а также учителя) являются равноправными и партнерами, прилагающими все усилия для получения согласованности результата и испытывающие и развивающие то, что Мерсер (2000) описал как совместное приобретение знаний или вовлеченность в процессе «обмена мыслями». Обмен мыслями может быть, достигнут через диалог с учениками, однако ученики могут вести его между собой в процессе совместного исследования» (Руководство для учителя, стр. 145)
Ребята могли высказать свою точку зрения, ее отстаивать и аргументировать, почему они выбрали этот ответ. Материал усваивался более эффективно, осознано. На вопрос, который я задала в конце урока как вам больше понравилось работать в группе, в паре, или я, чтобы вам объясняла материал. То практически все учащиеся ответили, групповая и парная работа нам понравилась больше чем объяснение учителя, потому что нас в группе много и у всех разные знания по данной теме, а когда мы их обобщим, то получится единое целое восприятие темы урока.
Поэтому диалоговое обучение применяю регулярно на уроках, чтобы научить учащихся правильно излагать свои мысли. Анализируя проведенные уроки, я задумалась над вопросом, почему работая в школе столько лет, я не задумывалась, как влияет диалог она обучение учащихся?
Применяю на уроке метод «ассоциации», когда ребята создавали ассоциативный ряд к определенному слову, у них сразу возник такой вопрос, а что нужно писать. Когда они обсудили в паре, где использовалась исследовательская беседа, каждый участник пары предлагал информацию, которую рассматривались как полезные, но проходили тщательную оценку. Научилась внимательно выслушивать «детей, не перебивала, не оценивала выступающего, не выслушав его до конца. Если дети неправильно отвечали, я с помощью вопросов старалась направить их в нужное русло, опираясь на Руководство для учителя, где «Диалоговое обучения предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог и роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения является решающей для развития обучения ученика»
Я соглашусь с мнением Барнса (1971), «что речь используется в классе и оказывает наибольшее влияние на учеников, что обучение происходит не только посредством пассивного слушания учителя, но и в результате использования вербальных средств: говорения, обсуждения и аргументации. Учителю помогает понять, на какой стадии находятся ученики в процессе своего обучения».
«Диалоговое обучение — это взаимодействие ученика и учителя или ученик и ученик. На всех этапах урока у меня прослеживался диалог, ученики активно участвовали в нем. Для того чтобы правильно вести диалог нужно знать правило ведения диалога, научиться задавать правильные вопросы, чтобы диалог преследовал цель понимания для чего и почему.
По сравнению с вопросами учителей, на которые ученики дают короткие ответы, диалогическая беседа является тем типом взаимодействия, при котором как учителя, так и ученики вносят в обучения существенный и значимый вклад» (Руководство для учителя, стр. 148)
И заключение необходимо отметить «для того, чтобы выявить знания и не знания учеников, необходимы хорошо развитые коммуникативные навыки учителя и его чувство сопереживания. По сравнению с вопросами учителей, на которые ученики дают короткие ответы, диалогическая беседа является типом взаимодействия, при котором как учителя, так и ученики вносят в обучение существенный и значительный вклад» (Руководство для учителя стр.148)
Литература:
1. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан
2. Руководство для учителя обучения учителей (третий базовый уровень) 2013 г
3. Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. — М.: АО “Столетие”, 1995.
4. Закон РК «Об образовании»