Изучение затухающих колебаний маятника с помощью виртуального измерителя угла его отклонения от положения равновесия | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)

Дата публикации: 15.02.2014

Статья просмотрена: 284 раза

Библиографическое описание:

Данилов, О. Е. Изучение затухающих колебаний маятника с помощью виртуального измерителя угла его отклонения от положения равновесия / О. Е. Данилов. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 239-240. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5131/ (дата обращения: 16.10.2024).

В статье приводится описание компьютерной экспериментальной установки с потенциометрическим датчиком для исследований затухающих колебаний физического маятника. Кратко рассмотрены конструкция датчика и назначение основных частей экспериментальной установки.

Ключевые слова:затухающие механические колебания, маятник, виртуальный измеритель, виртуальный прибор, учебная экспериментальная установка, обучение физике.

При подготовке занятия по физике, на котором будет демонстрироваться эксперимент, учитель решает проблему оптимального выполнения опыта. Иными словами, он выясняет, как с минимальной затратой времени добиться максимального воздействия на учащихся. В этом случае ему может помочь компьютерная техника [5, с. 189].

При традиционном подходе к школьным демонстрациям физические опыты имеют преимущественно качественный характер, так как количественные расчеты отнимают слишком много времени. Применение компьютера в демонстрационных опытах позволяет быстро и надежно получать количественные оценки наблюдаемых явлений и процессов. Это достигается за счет автоматизации эксперимента. Используя компьютерный эксперимент, учитель имеет возможность неоднократно повторять эксперимент, менять условия его проведения. Сделать это достаточно быстро с помощью традиционных средств очень сложно.

Сейчас в школьных кабинетах физики появилось оборудование, сопрягаемое с компьютерной техникой, — учебные информационно-измерительные системы [2; 5, с. 88]. Упрощенные схемы информационно-измерительных систем рассматривались нами в статье [3]. Практика показывает, что такие системы могут создаваться учителем физики самостоятельно из доступного оборудования [4].

Рис. 1. Схема экспериментальной установки с потенциометрическим датчиком

Рассмотрим следующий пример. В своей работе для демонстрации графика зависимости угла отклонения маятника от времени мы используем относительно простую с точки зрения ее конструкции экспериментальную установку, схема которой показана на рис. 1. Укажем назначение ее частей и конструктивные особенности некоторых из них. Объектом исследования является физический маятник, состоящий из металлической пластины, к нижней части которой прикреплен груз в виде цилиндра. Маятник насажен на ось, которой является движок потенциометра (переменного резистора). На потенциометр подается напряжение с помощью батареи. А напряжение с выхода потенциометра подается на аналого-цифровой преобразователь (АЦП), который выполняет функцию вольтметра [1]. Таким образом, в установке используется потенциометрический датчик, входным сигналом которого можно считать положение контакта потенциометра, а выходным сигналом — напряжение, которое снимается с этого контакта. Конструкция переменного резистора такова, что наш датчик представляет собой преобразователь угловых перемещений. Используя другие переменные резисторы, можно получить и преобразователи линейных перемещений. Следовательно, в нашем случае напряжение на выходе потенциометра пропорционально углу поворота движка потенциометра или углу отклонения маятника от положения равновесия. В заключении укажем, что АЦП преобразует электрическое напряжение в цифровой код, поступающий в компьютер, основная задача которого — визуализация результата измерения в режиме реального времени.

Рис. 2. Учебная экспериментальная установка для изучения затухающих механических колебаний

Предлагаемая экспериментальная установка проста в использовании и удовлетворяет как дидактическим требованиям, предъявляемым к учебному оборудованию, так и требованиям техники безопасности (рис. 2).

Литература:

1.   Данилов О. Е. Аналого-цифровой преобразователь как базовый элемент учебного компьютерного измерительного комплекса с аналоговыми датчиками физических величин / О. Е. Данилов // Молодой ученый. — 2013. — № 4. — С. 114–119.

2.   Данилов О. Е. Лабораторный практикум: Компьютерные измерения в молекулярной физике и термодинамике. Учебно-методическое пособие / О. Е. Данилов. — Глазов: ГГПИ, 2009. — 28 с.

3.   Данилов О. Е. Применение компьютерных технологий в учебном физическом эксперименте / О. Е. Данилов // Молодой ученый. — 2013. — № 1. — С. 330–333.

4.   Данилов О. Е. Создание компьютерного измерительного комплекса с аналоговыми датчиками для школьного кабинета физики / О. Е. Данилов // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2013. — № 3. — С. 93–102.

5.   Смирнов А. В. Методика применения информационных технологий в обучении физике: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. В. Смирнов. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 240 с.

Основные термины (генерируются автоматически): потенциометрический датчик, экспериментальная установка, выход потенциометра, компьютерная техника, переменный резистор, учебная экспериментальная установка, физический маятник.

Ключевые слова

виртуальный прибор, обучение физике, обучение физике., маятник, затухающие механические колебания, виртуальный измеритель, учебная экспериментальная установка

Похожие статьи

Использование компьютерной модели математического маятника при изучении механических колебаний в курсе физики

В статье описана компьютерная программа, моделирующая движение кругового математического маятника. Кратко изложена методика применения этой программы для изучения механических колебаний в курсе физики.

Применение учебной компьютерной модели двойного математического маятника в обучении физике

В статье приводится описание функций учителя, которые он осуществляет при использовании компьютерных моделей в процессе обучения физике. Рассмотрено, как это происходит, на примере использования компьютерной модели двойного математического маятника.

Учебные компьютерные программы, моделирующие сложение колебаний

В статье рассмотрены виртуальные лаборатории двух типов: позволяющие проводить опыты с реальной экспериментальной установкой и при ее отсутствии. Указаны их преимущества. Приводится пример виртуальной лаборатории второго типа, предназначенной для экс...

Разработка и определение параметров экспериментального стенда силового гидроимпульсного механизма

Представлена физическая модель гидроимульсных механизмов бурильных машин с одним и двумя колебательными контурами. Получены дифференциальные уравнения, описывающие механические и гидравлические процессы, протекающие в механизме за весь цикл его работ...

Изучение процессов зарядки и разрядки конденсатора с помощью виртуальных приборов

В статье приведено описание системы учебных опытов для изучения процессов зарядки и разрядки конденсатора с помощью виртуального осциллографа, построенного на базе прибора NI myDAQ. Предлагаемая методика проведения измерений может быть реализована в ...

Исследование двухфазного фонтанирующего слоя в коническом аппарате

В статье исследуются разработанные аналитические зависимости по определению значения сопротивления слоя, критической скорости и скорости витания в зависимости от толщины слоя и влажности для модельных материалов.

Учебные компьютерные модели маятников

В статье рассматриваются учебные компьютерные программы как один из распространенных видов учебных моделей. В качестве примера приводятся программы, моделирующие движение маятников.

Учебная компьютерная модель пружинного маятника

В статье приведен пример учебной компьютерной модели, предоставляющей обучающимся возможность иcследовать вертикальный пружинный маятник с помощью вычислительного эксперимента.

Анализ погрешности кинематического указателя числа Маха в кабине пилота

Цель работы — проанализировать значение погрешности кинематического указателя числа Маха в кабине пилота, а также рассмотреть пригодность применения пакетных программ SOLID WORKS в изучении и численном анализе аэродинамических характеристик самолета....

Подготовка и осуществление компьютерной визуализации в процессе создания учебной модели

В статье рассматривается специфический вид информационной модели — учебная компьютерная модель. Перечислены наиболее важные части такой модели. Кратко описана технология осуществления визуализации объекта изучения с помощью OpenGL.

Похожие статьи

Использование компьютерной модели математического маятника при изучении механических колебаний в курсе физики

В статье описана компьютерная программа, моделирующая движение кругового математического маятника. Кратко изложена методика применения этой программы для изучения механических колебаний в курсе физики.

Применение учебной компьютерной модели двойного математического маятника в обучении физике

В статье приводится описание функций учителя, которые он осуществляет при использовании компьютерных моделей в процессе обучения физике. Рассмотрено, как это происходит, на примере использования компьютерной модели двойного математического маятника.

Учебные компьютерные программы, моделирующие сложение колебаний

В статье рассмотрены виртуальные лаборатории двух типов: позволяющие проводить опыты с реальной экспериментальной установкой и при ее отсутствии. Указаны их преимущества. Приводится пример виртуальной лаборатории второго типа, предназначенной для экс...

Разработка и определение параметров экспериментального стенда силового гидроимпульсного механизма

Представлена физическая модель гидроимульсных механизмов бурильных машин с одним и двумя колебательными контурами. Получены дифференциальные уравнения, описывающие механические и гидравлические процессы, протекающие в механизме за весь цикл его работ...

Изучение процессов зарядки и разрядки конденсатора с помощью виртуальных приборов

В статье приведено описание системы учебных опытов для изучения процессов зарядки и разрядки конденсатора с помощью виртуального осциллографа, построенного на базе прибора NI myDAQ. Предлагаемая методика проведения измерений может быть реализована в ...

Исследование двухфазного фонтанирующего слоя в коническом аппарате

В статье исследуются разработанные аналитические зависимости по определению значения сопротивления слоя, критической скорости и скорости витания в зависимости от толщины слоя и влажности для модельных материалов.

Учебные компьютерные модели маятников

В статье рассматриваются учебные компьютерные программы как один из распространенных видов учебных моделей. В качестве примера приводятся программы, моделирующие движение маятников.

Учебная компьютерная модель пружинного маятника

В статье приведен пример учебной компьютерной модели, предоставляющей обучающимся возможность иcследовать вертикальный пружинный маятник с помощью вычислительного эксперимента.

Анализ погрешности кинематического указателя числа Маха в кабине пилота

Цель работы — проанализировать значение погрешности кинематического указателя числа Маха в кабине пилота, а также рассмотреть пригодность применения пакетных программ SOLID WORKS в изучении и численном анализе аэродинамических характеристик самолета....

Подготовка и осуществление компьютерной визуализации в процессе создания учебной модели

В статье рассматривается специфический вид информационной модели — учебная компьютерная модель. Перечислены наиболее важные части такой модели. Кратко описана технология осуществления визуализации объекта изучения с помощью OpenGL.