Формирование познавательной сферы через двигательную активность у детей раннего возраста в период адаптации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дорофеева, Е. В. Формирование познавательной сферы через двигательную активность у детей раннего возраста в период адаптации / Е. В. Дорофеева, Т. В. Давыдова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 66-71. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5139/ (дата обращения: 16.11.2024).

Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Каждый ребенок привыкает по-своему. Во-первых, надо помнить, что до 2 -3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный. Дети 2–3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе. Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом. Они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. Осложняющим фактором адаптации будут и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе.

Что тут можно порекомендовать?

Если ребенок — единственный в семье, часто болеет, испытывает страхи, то его вхождение в детский сад должно быть постепенным. Сначала его нужно привести в группу, познакомить с воспитателем и ребятами, посмотреть вместе игрушки, вызвать интерес к новому окружению и вернуться домой. Затем несколько дней можно приводить ребенка в сад и забирать до начала дневного сна. В зависимости от поведения ребенка время пребывания нужно постепенно увеличивать. Дома следует побольше играть с ним в подвижные эмоциональные игры, поскольку в детском саду ребенок чувствует себя скованно. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом.Впривычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения:

-        четкий режим дня;

-        отсутствие родных рядом;

-        постоянный контакт со сверстниками;

-        необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;

-        резкое уменьшение персонального внимания.

Часть детей адаптируются относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1–3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация может длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.

Кому адаптироваться легче?

1.                  Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли «в садик» с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить.

2.                  Детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи.

3.                  Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду.

4.                  Детям, чей рацион питания приближен к садовскому. Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье — это залог более уравновешенного состояния.

Кроме того в поведении ребенка в период адаптации происходят некоторые изменения:

-        Эмоции ребенка. Впервые дни пребывания в саду гораздо сильнее выражены отрицательные эмоции: от хныканья, «плача за компанию» до постоянного приступообразного плача.

-        Контакты со сверстниками и воспитателем. В первые дни у ребенка снижается социальная активность. Даже общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными.

-        Познавательная активность. Первое время познавательная активность может быть снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок не интересуется даже игрушками. Многим детям требуется посидеть в сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке.

-        Навыки. Под влиянием новых внешних воздействий в первое время малыш может на короткое время «растерять» навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т. д.).

-        Особенности речи. У некоторых детей словарный запас скудеет или появляются «облегченные» слова и предложения.

-        Двигательная активность. Некоторые дети становятся «заторможенными», а некоторые — неуправляемо активными.Это зависит от темперамента ребенка. Изменяется также и домашняя активность.

-        Сон. Если ребенка оставить на дневной сон, то первые дни он будет засыпать плохо. Малыш может вскакивать или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон.

-        Аппетит. В первое время у ребенка может быть пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус), а также со стрессовыми реакциями — малышу просто не хочется есть.

-        Здоровье. В это время снижается сопротивляемость организма инфекциям, и ребенок может заболеть в первый месяц (а то и раньше) посещения садика.

Чем может помочь мама

Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.

-        В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей.

-        Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.

-        В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня.

-        Не отучайте ребенка от «дурных» привычек (например от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать нервную систему малыша.

-        Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова.

-        Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка! Будьте терпимее к капризам.

-        Обнимите кроху, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру). Дайте в сад небольшую игрушку.

-        Призовите на помощь сказку или игру. Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете «проиграть» с игрушками.

-        Главное правило таково: спокойна мама — спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается. И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно.

-        Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете.

-        Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую кроха берет с собой в садик.

-        Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться.

-        Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает).

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка. Чего нельзя делать ни в коем случае:

                   I.                        Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», — тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.

                II.                        Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

             III.                        Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад — это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

             IV.                        Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, очень много говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Она тоже остро нуждается в помощи и почти никогда ее не получает. Часто мамы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Чтобы помочь себе, нужно:

-       быть уверенной, что посещение сада действительно нужно семье. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее.

-       поверить, что малыш на самом деле вовсе не «слабое» создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой.

-       воспользоваться помощью. Если в саду есть психолог, то этот специалист может помочь не только (и не столько!) ребенку, сколько его маме, рассказав о том, как проходит адаптация, и, уверив, что в саду действительно работают люди, внимательные к детям.

-       заручиться поддержкой. Вокруг вас мамы, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие «ноу-хау» есть у каждой из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.

В нашем саду с 8 июля 2013 года проходила адаптация детей раннего, среднего и старшего дошкольного возраста. В этот период были предприняты следующие меры:

-       Воспитателям были розданы заранее адаптационные листы на каждого ребенка;

-       Ежедневно проводилось наблюдение за детьми;

-       Проводятся индивидуальные консультации для родителей;

-       Раскладушки с информацией для родителей (например, адаптация детей к условиям ДОУ);

-       Также с детьми раннего возраста проводятся занятия педагога-психолога, музыкального и физического работников.

Но основную работу по скорейшей адаптации мы делаем с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, т. е. с детьми 2–4 лет. Также упор мы делаем в своей работе на развитие познавательной сферы дошкольников, предупреждение психоэмоциональных расстройств (агрессивности и тревожности), сплочение детей. Следует отметить, что дошкольное учреждение придерживается основной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М. А. и ФГТ. Упражнения хоть и взяты из различных источников, но подкорректированы под себя и неоднократно апробированы в ДОУ. Также воспитателям рекомендуются

Рассмотрим поглубже, какого плана занятия проводятся с детьми раннего (с 2 до 3 лет) и младшего дошкольного (с 3 до 4 лет) возраста. Так как план самообразования педагога-психолога звучит «Взаимосвязь познавательной сферы и физической активности дошкольников», то на занятиях педагог-психолог придерживается следующих правил:

-       комбинируем упражнения различной направленности (двигательные, познавательные, направленные на скорейшую адаптацию и развитие детей);

-       берем детей по подгруппам (до 8 детей);

-       строим и ведем занятия с учетом временных рамок, тематического планирования на учебный год;

-       опираемся на возрастные особенности детей и особенности конкретной группы;

-       развиваем познавательную сферу и двигательную активность через разные виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые);

-       активно взаимодействуем с работником по физическому воспитанию.

Вот пример занятия, которое очень нравится детям.

«Большая и маленькая собачки»

Цель: учить детей правильному звукоподражанию; действовать в соответствии со словом; продолжать формировать понятие «домашние животные»; учить различать большие, маленькие предметы;

Материалы и оборудование: большая и маленькая собаки, большая и маленькая косточки (из белого картона, по количеству детей), большое и маленькое ведра, большие и маленькие шарики, мисочки под косточки.

Ход занятия:Вначале занятия педагог представляет детям большую собаку. Большая собака здоровается с каждым ребенком, и педагог рассказывает стихотворение про собаку:

К нам пришла собачка, умная такая

С детками играет, очень громко лает

(педагог предлагает детям громко полаять).

Затем педагог предлагает послушать стихотворение про собаку еще раз:

К нам пришла собачка, умная такая

С детками играет, очень тихо лает

(педагог предлагает детям тихо полаять).

Затем педагог достает маленькую собаку. Собака здоровается с каждым ребенком и рассказывает стихотворение про собаку (дублирование стихотворения про собаку). После этого педагог говорит, что собаки очень любят играть и предлагает детям выйти со стульчиков и пройти на «поляну», где разложены большие и маленькие шарики. Педагог предлагает собрать большие шарики к большой собачке в большое ведро, а маленькие шарики к маленькой собачке в маленькое ведро (собак предварительно кладут рядом с ведрами). По окончании игры педагог говорит, что собаки очень сильно проголодались, и предлагает детям сесть на стульчики и их покормить — сначала большую собаку — большой косточкой (параллельно раздаются больше косточки). Затем большие косточки убираются, и детям предлагается покормить маленькую собаку — маленькой косточкой. У детей второй младшей группы спрашивают, какую косточку они дадут конкретной собачке. Затем педагог предлагает детям поиграть с собаками еще. Дети рассаживаются на стульчики, а педагог читает стихотворение:

Стихотворение «Пес»

Вот сидит лохматый пес,

В лапы свой уперши нос.

Мы сейчас его разбудим

И посмотрим, что же будет

(педагог предлагает детям разбудить пса и после того как пес «просыпается», дети убегают. Играют сначала с большой, затем с маленькой собакой).

В конце занятия педагог хвалит детей за успехи, подводит итоги занятия, и собачки прощаются с каждым из детей (сначала прощается большая собака, а потом маленькая). Вопросы для анализа:

1.                  Кто приходил в гости?

2.                  Что собирал конкретный ребенок в большое ведро?

3.                  Что собирал конкретный ребенок в маленькое ведро?

4.                  Какой косточкой кормил маленькую собачку конкретный ребенок?

5.                  Какой косточкой кормил большую собачку конкретный ребенок?

Также с детьми дошкольного возраста работает работник по физической культуре. В своих занятиях с детьми раннего возраста мы используем не столько физическое развитие, сколько развитие движений. Все действия организуются в игровой форме. Занятия объединены определенным игровым сюжетом (например, «Курочка Ряба»). В своей работе придерживаемся следующих задач (на примере 1 квартала):

1.                  учить ходить и бегать, координируя движения рук и ног, не опуская головы;

2.                  энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках в длину;

3.                  развивать глазомер, ловкость, умение действовать сообща в процессе выполнения физических упражнений; выполнять правила подвижных игр.

СЕНТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

ХОДЬБА

«Стайкой» за воспитателем с одной стороны площадки на другую

Ходьба вдоль границ зала «стайкой»

Ходьба парами, взявшись за руки

БЕГ

Бег «стайкой» на расстояние до 10 м

Бег вдоль границ зала небольшими группками

Бег вдоль границ зала всей группой

УПРАЖНЕНИЯ В РАВНОВЕСИИ

Ходьба по прямой дорожке, ограниченной линиями (ширина 25–20 см, длина 2–2,5 м)

Ходьба по доске, положенной на землю

Ходьба по наклонной доске шириной 25 см (один конец приподнят на 15–20 см)

ПРЫЖКИ

Ритмичные приседания и выпрямления

Подпрыгивание на двух ногах

Прыжок вверх

ПРОКАТЫВАНИЕ МЯЧА

Катание мяча с горки или ската и бег за ним

Катание мяча воспитателю в положении сидя, стоя

Бросание мяча руками снизу вперёд и вверх

ПОЛЗАНИЕ

Ползание на четвереньках в разных направлениях

Ползание на четвереньках к предмету на расстояние 3–4 м

Ползание по дорожке между двух линий

ПОСТРОЕНИЯ

Свободное

Врассыпную

В полукруг

Также на группы еженедельно раздаются комплексы для утренней гимнастики. Вот пример занятия для детей раннего возраста:

Физкультура через сказку «Колобок» (младший возраст).

Жили — Были дед и баба

На полянке у реки

И любили очень — очень

На сметане колобки.

На полянку весело ребятки спешат,

Дедушку и бабушку навестить хотят.

Ходьба и бег.

Вот и прибежали детки в гости.

Возле леса на опушке

Жил старик со своею старухой.

Ходьба детей.

Попросил старик старуху:

«Испеки мне колобка».

Логоритмическая разминка ОРУ с малыми мячами.

Бабка тесто замесила

Имитация лепки.

Колобка она слепила.

В печь его поставила

Там его оставила.

Повороты туловища.

Вышел он румян, пригож

И на солнышко похож.

Руки вверх потянуться.

Он остыть хотел немножко

И улёгся на окошко.

Приседание.

Не хотел он там лежать,

Захотел он убежать,

Но вначале поскакать

Бег друг за другом.

Прыжки.

Огород он пересёк

И пустился наутёк — на мосток.

Ходьба по мостику.

Колобок румяный бок укатился под мосток

Спрыгнем тоже мы с мостка и догоним колобка.

ОВД

Прокатить мяч и побежать за ним.

Убежал наш колобок покатился круглый бок.

Пролезть в обруч.

Покатился колобок круглый да румяный бок,

Прямо на полянку, где ждала его лиса.

Стал с лисою он играть.

С колобком лиса играла, далеко мячи бросала.

Бросим тоже мы мячи

Лисонька ты не шали,

Наши мячики лови.

Игра «Зайцы и лиса».

Шубы нет в лесу рыжей.

Зверя нет в лесу хитрей.

Шутки не шути с лисой,

А беги скорей домой.

Медленный бег в домик.

Колобок прощается с детьми

Литература:

1.      Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для детей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 240 с., илл.

2.      Герасимова А. С., Кузнецова В. Г. Школа раннего развития. От рождения до 3х лет. — СПб.: Издательский дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2001. — 208 с.

3.      Глазырьева Л. Д. Физическая культура — дошкольникам: Младший возраст. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. — 272 с.

4.      Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. — М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2008. — 128 с.

5.      Демина Е. С. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 192 с.

6.      Кантор С. И. Развивающие игры. От 1 до 3 лет. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 160 с.: илл.

7.      Павлова П. А., Горбунова И. В. Расти здоровым, малыш! Программа оздоровления детей раннего возраста. — М.: ТЦ «Сфера», 2006–96 с.

8.      Печера К. Л., Пантюхина Г. В., Голубцева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. — М.: Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 2004. — 172 с.

9.      Роньжина. А. С. Занятия психолога с детьми 2–4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. — М.: Книголюб, 2004. — 72.

10.  Синкевич Е. А., Большева Т. В. Физкультура для малышей. — СПб.: «Детство-Пресс», 2009. — 48 с.

11.  Страковская В. Л. Помогите малышу к школьной жизни: оздоравливающие и развивающие подвижные игры для детей от 1,5 до 3 лет. — М.: Терра-Спорт, 2000. — 112 с.: илл.

12.  Юрченко Е. М. Узнаю! Научусь! Сумею! Развивающие игры и упражнения для детей 2–3 лет. — Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008. — 350 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, малыш, сад, маленькая собака, педагог, собака, маленькая собачка, маленькое ведро, ранний возраст.

Похожие статьи

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

Развитие познавательной сферы детей с особыми образовательными потребностями через сенсомоторную деятельность

Развитие речевой активности детей раннего возраста в игровой деятельности

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Формирование коммуникативной функции у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Формирование эмоциональной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи через самостоятельную творческую деятельность

Роль двигательной активности в формировании личности детей дошкольного возраста

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Развитие сенсорных процессов у детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

Развитие познавательной сферы детей с особыми образовательными потребностями через сенсомоторную деятельность

Развитие речевой активности детей раннего возраста в игровой деятельности

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Формирование коммуникативной функции у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Формирование эмоциональной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи через самостоятельную творческую деятельность

Роль двигательной активности в формировании личности детей дошкольного возраста

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Развитие сенсорных процессов у детей дошкольного возраста