Мастерство невербального педагогического общения как средство профессионального роста начинающих учителей
Автор: Лукьянова Наталия Петровна
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)
Дата публикации: 04.03.2014
Статья просмотрена: 2846 раз
Библиографическое описание:
Лукьянова, Н. П. Мастерство невербального педагогического общения как средство профессионального роста начинающих учителей / Н. П. Лукьянова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 236-238. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5143/ (дата обращения: 15.11.2024).
В основе процесса образования лежит педагогическое общение. Профессор А. А. Леонтьев определяет его так: «Педагогическое общение—это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющие определённые педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношением между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива».
Передача и получение информации в процессе взаимодействия возможны лишь посредством знаковых систем — вербальных и невербальных. Вербальные коммуникации осуществляются посредством речи и её слушания. Психологи установили, что в процессе общения с помощью вербальных средств мы передаём и получаем 20–30 % информации. Остальная коммуникация осуществляется за счёт невербальных средств: 52 % информации мы получаем через «считывания» жестов, поз, мимики, а 38 % — через околоречевые сигналы (темп, тембр и пр.) Невербальные средства коммуникации включают в себя кинесику и пантомимику (взгляд, мимику, жесты, позы, телодвижения); таксику (рукопожатие, похлопывание, поцелуи); кожные реакцию (покраснение, побледнение, пятна на коже, потоотделение); паралингвистику, экстралингвистику (темп, дикцию, артикуляцию, паузы, слова-паразиты); проксемику — пространственно-временную организацию общения (позиции за столом, дистанцию) и ольфакторную систему, включающую приятные и неприятные запахи окружающей среды.
Кроме перечисленного важное значение для общения имеют элементы внешнего вида: средства преобразования телесного телосложения (одежда, причёска, косметика, очки, украшение, татуировка, усы и борода, ремни и шарфы), а также подчёркивания или сокрытие своих личных особенностей (признаков пола, возраста, расы, вероисповедания). Все эти характеристики, несомненно, играют большую вспомогательную роль в общении, могут обособлять или усиливать речевое воздействие [1, c. 27].
Категория начинающих учителей (стаж работы которых составляет от 0–5 лет) испытывают значительные трудности в педагогической деятельности. Процесс адаптации начинающих педагогов сопряжен с преодолением многочисленных дидактических, методических, организационно — воспитательных и других разноплановых барьеров, которые сопровождают их деятельность. В своей основной массе они оказываются не готовыми к плодотворной работе в силу отсутствия опыта работы и общения, незнания специфики учебного учреждения, школьного коллектива, родительского социума, и действия других причин адаптационно-профессионального характера [2]. Необходимо констатировать тот факт, что современное российское учительство находится в сложной, противоречивой ситуации, которая обусловлена необходимостью обеспечения притока начинающих кадров в школы и в тоже время школьная система не должна потерять в качестве образования, т. к. результат работы школы определяется качеством преподавания её учителей [3, с. 33]. Наставничество может привести к существенному улучшению результатов обучения за короткое время [3, с. 40]. Однако, наставничество, зачастую, носит формальный характер и поддержка, оказываемая учителям в этот период, редко бывает эффективной в той мере, какой могла бы быть [3, с. 38]. Поэтому, зачастую, в современных реалиях начинающий учитель надеется только на себя. В данной статье будут даны практические рекомендации общей стратегии профессионального поведения учителя.
Имидж учителя начинается с его внешнего вида: джинсы, толстовки, спортивную одежду из рабочего гардероба необходимо исключить. Предпочтение отдается классическим, строгим, респектабельным костюмам. Для педагогов-женщин допустимо элегантное платье, брючный костюм, традиционный пиджак с юбкой.
При выборе одежды важную роль играет цветовая гамма. Не стоит проводить урок в платье огненно-красного или оранжевого цвета. Лучше предпочесть костюм традиционных серого, бежевого, синего, цвета кофе с молоком. По этой же причине не нужно подбирать одежду с множеством драпировок, воланов, сложного кроя.
Украшения необходимо ограничить минимальным количеством или оставить для вечера. Допустимы небольшие аккуратные серьги, тоненькая цепочка, одно кольцо без ярких камней.
Внешний вид педагога не должен отвлекать учеников от урока, вместе с тем, важно, чтобы учитель чувствовал себя комфортно во время изложения материала. Одежда не должна сковывать движения и мешать перемещаться между рядами парт. Высокие каблуки для женщин могут оказаться настоящим испытанием, поскольку основное время урока преподаватель проводит стоя [4].
Каждому учителю, в том числе и начинающему, необходимо научиться управлять своим поведением в любых ситуациях педагогического общения, т. к. тогда он в значительной степени перестаёт зависеть от произвола случая.
Урок начинается с перемены, поэтому за несколько минут до урока педагог, для большей убедительности, может выйти в коридор и пригласить учащихся в кабинет. При этом учитель может стоять в дверях, провожая ребят взглядом, особо «шумных» можно пригласить в кабинет последними, дав им время успокоиться. Лицо и тело педагога должно выражать готовность к действию, настойчивость и решительность (начальное проявление мимики, отражающее готовность к действиям, проиллюстрировано на рис. 1.)
Рис. 1. Выражение готовности к действию
При этом рот закрыт, взгляд прямой, лоб гладкий, брови опущены, руки вытянуты, слегка сжаты в кулаки, туловище и голова несколько напряжены и наклонены назад, дыхание ритмичное, интонация голоса уверенная, «металлические» нотки с несколько приглушённой артикуляцией [5, с. 166].
Повышает настрой учащихся на занятие ритуал приветствия учителя, поэтому после подготовки ребят к уроку педагогу необходимо поднять ребят, причем, дети должны стоять до тех пор, пока не успокоятся, и в классе не будет полной «тишины».
Начать урок лучше с удивления учащихся. Действие «удивлять» часто использует учитель, считающий, что сообщаемая им информация для учеников приятна и даже долгожданна. «Я буду вести у вас самый замечательный предмет! Итак... (здесь обе руки вскидываются непринужденно вверх) — география!» После такой подачи класс готов аплодировать, даже не зная, что его ждет впереди.
Этот праздничный, концертный стиль возможен во всем: «На глупые вопросы не отвечаю!!!» или «За контрольную нет ни одной двойки!!! (и наоборот — все двойки!!!)», или «О том, что было дальше, вы узнаете на следующем уроке!!!».
Подобный стиль поведения делает учителя веселым и доброжелательным. Он всегда держит спину прямой, голову — гордо (но не высокомерно) поднятой. Знания, выдаваемые с помощью действия «удивлять», становятся для учеников подарком. Воздействуя на воображение, этот способ речевого поведения помогает пробуждать способности и таланты учеников.
Действие «удивлять» предполагает существование каких-то еще неведомых слушателям интересных областей знаний. А признание учителем существования таких областей хорошо само по себе. Обыкновенно учителей, умеющих удивлять, называют артистическими натурами [6, с. 45].
Если педагог попадает в ситуацию, когда ученики не склонны уделять ему свое внимание, он повышает голос. Переходит на крик. Стучит по столу или «звонит в колокольчик». Встает или поднимает руку. И так далее. То есть, он действует достаточно традиционными способами. Но знающему их заранее учителю лучше сначала прикинуть, какой из них может сработать. Возможно, учитель сразу поймет, что, скорее всего — никакой. Тон невежливого, «базарного» разговора очень часто связан именно с употреблением говорящим словесного действия звать. Когда к вам обращаются, как к глухому (то есть «зовут» обратить на что-то внимание), становится неприятно и обидно не столько от смысла сказанного, сколько от тона. Педагогам следует помнить, что люди, общающиеся с теми, кто к другим невнимателен, обычно много кричат и говорят излишне громко. Человек же, уверенно рассчитывающий на внимание собеседников (и уже тем самым внимание к себе привлекающий) не будет тратить лишних усилий на громкую речь. Общение с партнерами он не будет начинать с воздействий на их внимание, за редкими исключениями [6. с. 38].
Воздействуя на мышление собеседника, люди обычно полагаются, прежде всего, на логику высказываемого, тогда как сами слушающие (в роли которых бывают все) гораздо большее значение придают особой терпеливо-растолковывающей интонации, которая помогает непонятному проясниться и стать понятным. Поэтому, если учитель осознаёт, что излагает нелёгкий материал, то пусть он старается быть терпеливым и внимательным к затруднениям слушающих. Иногда новый материал ученикам всё же полезно преподносить с легким оттенком «отделывания» — это, мол, вы и сами знаете. Это может быть уместным, ибо такой парадоксальный ход освобождает детей от накручивания преждевременных страхов и впадания в «ученическую кому», что особенно свойственно младшему школьному возрасту. Правда, освобождение может наступить при условии очень редкого употребления учителем воздействия отделываться. Иначе картина возникает совершенно иная — учитель опять так «занят» чем-то своим («блажью»), что даже объяснить по-человечески новый материал не удосуживается. Обычно учителя начинают отделываться, когда не могут объяснить ту или иную тему, в то время как воздействие отделываться может быть полезным только в том случае, если само объяснение данного материала не составляет учителю труда [6, с. 40].
Учителю вредно постоянно корить, одергивать учеников. Это ведет к укоренению в педагоге опасного мнения о себе как о человеке всезнающем, никогда не ошибающемся в том, что хорошо и что плохо. Педагогу желательно следить за тем, чтобы ни само действие упрекать, ни его обертоны не занимали в арсенале его способов воздействия существенного места. Если учитель постоянно упрекает, ворчит, проявляет недовольство, то это значит, что он потерял контакт с детьми и явно заблуждается в том, чего можно, а чего нельзя требовать от них и от себя. Ворчание, особенно у начинающих учителей, может оказаться тревожным сигналом профессиональной непригодности человека к педагогической работе.
Противоположный способ воздействия, обращенный к чувствам, эмоциям, са-мочувствию — ободрять. Типичное яркое ободрение проявляется в общении с маленьким ребенком, когда нужно поддержать его решимость, закрепить какое-то хорошее, полезное дело. Тогда мы говорим: «Ну, ну! Смелее! Молодец! Не бойся! Ну-ну-ну!». Воздействие ободрять украшает речь учителя. Хотя слишком частое использование на уроке словесного воздействия «ободрять» приводит к «сюсюканью», которое может плохо восприниматься школьниками, даже самыми маленькими. Они любят, чтобы с ними разговаривали как со взрослыми [6, с. 43].
Учитель, прибегающий к действию приказывать, вероятно, считает, что всем всего не объяснишь или, что понимание в принципе невозможно, поэтому в совместной работе можно только приказывать и повиноваться. Но, как каждый знает по своему собственному опыту, мы слушаем только тех, кому добровольно отдали право распоряжаться, или тех, за кем сила, способная подавить непослушание. Все остальные приказы часто вызывают у нас естественное сопротивление и желание приказать «наперекор».
Тон распоряжений и приказов, царящий на многих уроках, особенно в начальной школе, впитывается детьми и переносится ими в общение между собой, что обычно создает скандальную атмосферу, а в соединении с утрированным утверждать приводит к дракам и ябедничеству.
Приказывать уместно и даже необходимо, когда требование сводится к простому движению, которое нужно выполнить ученику: встать или сесть, взять или положить, открыть или закрыть. Чем проще — тем лучше, тем ситуативно результативнее [6, с.45].
Учителю лучше всего исходить из предположения (деловой подход) о том, что в его взаимоотношениях с детьми в классе полная и абсолютная ясность, которая строится на реальном (а не на словесном) признании учителем своих обязанностей помогать всем и каждому. Притязания к учащимся исчезают при установке, что дети в классе такие, какие они есть, и именно он учитель, должен организовать и обеспечить для них интересную и полезную деятельность [6, с. 113].
Таким образом, предложенные приёмы, помогут начинающему учителю совершенствовать технику невербального педагогического общения, профессионально расти, тем самым повышая свою самооценку и улучшать качество образования.
Литература:
1. Панфилова А. П. Теория и практика общения: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ А. П. Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.—288 с.
2. Назарова О. В. Адаптационные затруднения начинающих педагогов/ О. В. Назарова [Электронный ресурс], URL: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=4234 (Дата обращения: 15.02.2014)
3. Бабер М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах /М.Барбер, М.Мона. — «МакКензи», 2008.—62 с.
4. Внешний вид современного учителя http://www.delopis.ru/919-vneshniy-vid-pedagoga.html (Дата обращения: 15.02.2014)
5. Попов С. В. Визуальное наблюдение/ Попов С. В.—СПб.: Издательство «Речь» совместно с издательством «Сементика-С», 2002.—320 с.
6. Ершов П. М. / Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя/ Ершов П. М., Ершова А. П. Букатов В. М.—М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.—336 с.