Интернет как средство формирования медиакомпетентности студентов
Автор: Кошелева Наталья Ивановна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)
Дата публикации: 20.02.2014
Статья просмотрена: 285 раз
Библиографическое описание:
Кошелева, Н. И. Интернет как средство формирования медиакомпетентности студентов / Н. И. Кошелева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 230-232. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5150/ (дата обращения: 18.12.2024).
В процессе обучения будущего экономиста осуществляется формирование системы профессиональных компетенций, среди которых важное место отводится сформированности медиакомпетентности, то есть готовности специалиста к успешному взаимодействию с медиатехнологиями. Таким образом, развитие медиакомпетентности студентов выходит на одно из первых мест по значимости в осуществлении высшего профессионального образования. Анализ научных работ показал, что бесспорно эффективным средством, интегрирующим в себе мощные информационные ресурсы и обеспечивающим среду для формирования информационной компетентности, являются медиаобразовательные технологии, а медиакомпетентность — это информационная компетентность плюс критическое мышление.
Компьютер, включённый в структуру интеллектуальной деятельности студента, активно стимулирует продуктивные, творческие функции мышления. Приобретая навыки работы с информационно-поисковыми системами, студенты открывают для себя доступ к практически неограниченным ресурсам для исследовательской деятельности, т.о. расширяются границы университета как элемента системы высшего образования. Формированию медиакомпетентности студентов экономического профиля способствует наличие в ВУЗе медиаобразовательной среды, предоставляющей возможности выбора аппаратных, программных средств, для решения профессиональных задач на уровне требований, предъявляемых современным обществом к выпускнику. Медиаобразовательная среда, как наиболее эффективное и многофункциональное средство, интегрирующее в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, может обеспечить формирование и проявление ключевых компетенций, к которым относится в первую очередь в частности информационная компетенция.
Целью создания медиаобразовательной среды в нашем филиале является повышение качества образовательного процесса через реализацию личностно-ориентированного, профессионально-деятельностного и компетентностного подходов к обучению. Включение современных информационных технологий в образовательный процесс способствует формированию у будущих специалистов профессионально значимых качеств (активности, критичности мышления, креативности, самостоятельности, рефлексии и др.), а также практического опыта по использованию медиасредств в своей будущей профессиональной деятельности. В настоящее время Интернет — это одна из ключевых точек образования, дешевая система коммуникаций, создающая новую информационную среду.
По мнению Бейтса и Даниэла, использование Интернет позволяет вузам: расширять доступ к образованию и обучению, повышать качество образования, снижать стоимость обучения, снижать затраты на образование, увеличивать число курсов и программ, повышать доходы от образования, разрабатывать специализированные программы и использовать процесс технологических инноваций в качестве средства оживления других аспектов их деятельности. [1;2].
Поиск информации по требованию представляет собой такую форму работы, которая развивает у студентов самостоятельность в действиях и суждениях, учит их ориентироваться в информационных потоках, обобщать найденную информацию, приводить в систему, представлять ее в различных формах. На таких занятиях задача преподавателя — развитие способности студента самостоятельно ставить учебные цели, работать с разными источниками информации в сети, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Благодаря свободному доступу к сети Интернет, студенты сами выбирают источник информации, при этом, не придавая большого значения её достоверности и качеству. Вследствие этого на занятиях нами ставится задача научить студента анализировать полученную информацию, критически её осмысливать, тем самым развить критическое мышление студентов.
Содержание заданий по дисциплине «Финансово-коммерческая среда Интернет» включает:
- краткий анализ веб страницы или сайта: студенты формулируют собственную позицию по отношению к данным сайтам и их возможное практическое значение.
- описание деятельности интернет-сайта;
- анализ рекламного медиатекста (структурный, практический, идеологический, и пр.).
На занятиях по дисциплине «Финансово-коммерческая среда Интернет» нами ставится задача организовать самостоятельную познавательную деятельность студентов, научить их методам и способам добывания знаний, развивать умения применять их на практике. Изучая информацию на указанных сайтах, студенту следует составить к ним рецензию. В итоге медиатекст анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Получая новую информацию, студенты учатся рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее точности и ценности. Использование интернет-ресурсов служит базой для тренировки и развития навыков анализа, синтеза и оценки информации, развития критического мышления студентов. Работая в Интернете, студенты преобретают навыки навигации, изучают финансовые и комерческие сайты, так как современный специалист должен иметь представление об информационных ресурсах по проблемам будущей профессиональной деятельности, ведь без этого сегодня невозможна эффективная деятельность ни в одной из профессиональных сфер. Мотивация обучения идет через включение учащихся в поиск, исследование и решение поставленных задач.
Очевидно, что медиакомпетентность подразумевает и знание наиболее популярных Web-сайтов по вопросам образования и науки, умение производить поиск в электронных каталогах и базах данных информационных центров, занимающихся проблемами своей профессиональной деятельности. Подведение итогов, обобщения, анализ тренируют умения синтеза информации, если при этом обсуждаются медиатексты, их релевантность и достоверность, т. е. умение оценить интернет-ресурс. Во время такого занятия преподаватель выступает в роли наблюдателя, советчика, консультанта. Преподаватель при этом должен оставлять время для наблюдения за обучающимися, анализа их способностей и умений, распознания их индивидуальных проблем, трудностей и осуществления индивидуального консультирования и обучающего сопровождения. Благодаря наблюдению и анализу педагог получает сведения, важные для разработки новых учебных сценариев [3].
На занятиях в процессе подготовки рецензий на сайты по определенной теме, формируется умение критически осваивать медиапространство (в том числе — умение давать самостоятельную оценку медиаинформации, критически анализировать её), что в свою очередь является неотъемлемой составной частью медиакомпетентности личности. В результате использование интернет-ресурсов позволяет развивать навыки анализа, синтеза и оценки информации, а также критическое мышление студентов. Используя терминологию Ивановой Л. А. можно сказать, что на этих занятиях студент осваивает «пространственные лакуны».
Пространственные лакуны в образовании (от лакуны — дыры) представляют собой средства массовой информации, которые входят в информационно-коммуникационную карту мира, но не контролируются педагогическим сообществом и вузами, не взаимодействуют с образовательным пространством. [4]
Предлагая студентам использовать на занятии какой-либо интернет-ресурс, мы предварительно сами его всесторонне изучаем. После чего, мы можем определить: с какой информацией они будут работать, или же каким образом эту информацию обучающиеся могут найти сами, подготовить соответствующие рекомендации, которые могут помочь при поиске и структурировании информации (поисковые программы, адреса сайтов, закладки, и т. п.).
Создание проблемных ситуаций и организация самостоятельной поисковой деятельности аудитории применительно, в том числе и медиаобразовательному процессу, и направлено на решение важной педагогической задачи, состоящей в формировании «познавательной самостоятельности учащихся, развития их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей». [5]
Исходя из поставленных целей, самостоятельная работа проектируется таким образом, чтобы в ходе её выполнения студент учился группировать факты, свойства и явления, классифицировать их, раскрывать существенные стороны изучаемого медиапродукта, его внутреннюю структуру. Общеизвестно, что самостоятельная работа формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, которая играет существенную роль в структуре личности, что весьма актуально для современного специалиста. В условиях вуза самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной деятельности. Возможности организации самостоятельной работы студентов с использованием Интернет расширяются. Актуальной становится самостоятельная работа с обучающими программами, тестирующими системами, с информационными базами данных. При этом задания для студентов составляются таким образом, чтобы студент в процессе его выполнения акцентировал своё внимание на смысловой аспект деятельности. В итоге благодаря внутреннему осмыслению собственного опыта, способов деятельности, путей решения поставленных задач студент сможет освоить структуру деятельности, которая позволяет получать результаты.Эта работа в медиаобразовательном контексте тесно связана с использованием основных принципов, форм и методов интерактивного обучения. Интерактивные формы обучения — презентации, коллективные решения творческих задач, деловые и ролевые игры, конкурсы творческих работ, их обсуждение и т. д. — активно используются нами на занятиях. Интерактивное взаимодействие, общение в информационно-образовательном пространстве позволяет студенту познавать новое и, вместе с тем, реализовывать свои потенциальные возможности. Как справедливо отметил профессор Барановский А. И. «В настоящий момент инновации в образовании в техническом плане опираются, прежде всего, на цифровые технологии, под которыми мы понимаем не простую компьютеризацию, а создание интерактивного учебного процесса».
Знания о методах получения и обработки профессионально значимой информации необходимы для эффективной профессиональной деятельности экономиста. По мнению исследователей, занимающихся профессиональными компетенциями экономиста, современный экономист должен обладать критическим мышлением, что означает умение принимать обоснованные решения, умение видеть, формулировать и правильно разрешать проблему, умения прогнозировать и определять экономический эффект, создавать инновационные экономические модели, проекты и внедрять их в реальную экономику [6].
Литература:
1. Bates, T. (1996). The impact of technological change on open and distance learning.
2. Daniel, J. S. (1999). Distance learning in the era of networks // ACU. Bulletin of Current Documentation, 138 (April), 7–9.
3. Мантуленко В. В. Роль педагога в условиях использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе // Актуальные проблемы развития высшего и среднего образования на современном этапе: материалы IV Самарской региональной научно-практической конференции ученых и педагогов-практиков. Т. 1. Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2006. С. 222–224.
4. Иванова Л. А. Медиаобразовательное пространство в стратегии инновационного развития высшего профессионального образования в современной России: постановка проблемы // Педагогическая теория, эксперимент, практика / Ред. Т. А. Стефановская. Иркутск: Изд-во Иркут. Ин-та повыш. квалиф. работ. образования, 2008. С. 215–228.
5. Педагогический энциклопедический словарь, 2003, с. 218
6. Бляхман Л. С. Перестройка экономического мышления.- М.: Политиздат, 1990.