Реализация проекта «Центр поддержки учеников домашнего обучения» в условиях коррекционного образовательного учреждения
Автор: Ноговицына Лена Николаевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)
Дата публикации: 06.03.2014
Статья просмотрена: 351 раз
Библиографическое описание:
Ноговицына, Л. Н. Реализация проекта «Центр поддержки учеников домашнего обучения» в условиях коррекционного образовательного учреждения / Л. Н. Ноговицына. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 180-182. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5161/ (дата обращения: 18.12.2024).
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 4 г. Якутска была открыта в 1986 г. для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья: с умственной отсталостью, дети с расстройствами аутистического спектра, дети с синдромом Дауна, со сложными нарушениями.
Девиз школы: «Мы разные, но мы равные!». Миссия школы: «Создание для детей с особыми образовательными потребностями оптимальных условий обучения, воспитания, трудовой подготовки с целью успешной социализации и адаптации их в жизни».
Философским обоснованием жизнедеятельности школы являются слова Л. С. Выготского: «Рано или поздно человечество победит и глухоту, и слепоту, и умственную отсталость, но сделает это не медицински и биологически, а социально и педагогически».
Школа работает в режиме развития. Открыты классы для детей с расстройствами аутистического спектра, с тяжелыми и сложными нарушениями в развитии. Функционирует дополнительное образование «Предшкольное сопровождение детей с системными специфическими нарушениями в развитии» в виде дошкольной группы кратковременного пребывания при школе. Как указывает Н. Н. Малофеев «Каждый регион, каждое образовательное учреждение имеет свою специфику» и «… следует тщательно проанализировать зарубежный и отечественный опыт отобрав из него то, что наиболее адекватно условиям конкретного региона, конкретного учебного заведения» [1, с.31].
Всего в 2013/2014 уч. г. 198 учащихся, из них на дому 38. Это дети с органическими поражениями ЦНС, ранним детским аутизмом (РДА), генетическими нарушениями, глубокой умственной отсталостью. Из года в год количество таких детей увеличивается, диагноз усугубляется. В силу тяжелых и множественных нарушений развития они не могут заниматься по программе VIII вида, поэтому, согласно СФГОС для детей с ОВЗ, обучаются дома по индивидуальным адаптированным для них программам. Эти дети вынуждены постоянно находиться в изолированном состоянии, в замкнутом пространстве своей квартиры, без общения со своими сверстниками и здоровыми детьми. Родители, сами находясь в постоянном стрессовом состоянии, из-за своей занятости или непонимания, не имеют возможности выводить детей за пределы квартиры. Такое положение дезадаптирует ребенка, и в этом случае возникает уже вторичный дефект психического развития. Недостаток двигательной активности, отсутствие общения приводят к еще более значительному отставанию в развитии, бедности эмоциональной сферы. Требуется специальная работа по выведению такого ребенка в более сложную предметную и социальную среду. Смыслом такой работы является индивидуально дозированное поэтапное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах, в том числе, работа по организации регулярных контактов таких детей друг с другом и со сверстниками — нормально развивающимися детьми. В связи с этим задача социализации детей, находящихся на домашнем обучении очень актуальна. Необходимо обеспечить ту степень интеграции в социум, которая полезна и доступна на данном этапе развития ребенка.
В июле 2013 года наша школа совместно с кафедрой специального (дефектологического) образования ПИ СВФУ выиграла Грант Главы городского округа «город Якутск» по поддержке общественно значимых проектов в сумме 150.000 рублей. Руководитель проекта — Иванова Н. Н.-ст. преподаватель кафедры СДО. Проект «Центр поддержки учеников домашнего обучения (ЦПУДО)» — социально-ориентированный проект для поддержки и помощи учащимся — инвалидам школы, которые в силу своих эмоционально-поведенческих особенностей и по состоянию здоровья не могут посещать школу и находятся в изолированном состоянии, что в свою очередь ведет к дезадаптации ребенка с ОВЗ.
Целью данного проекта является:
– Вовлечение детей надомного обучения в социокультурное пространство вместе с их сверстниками и здоровыми детьми средствами культурно-досуговых мероприятий, социальная адаптация детей — инвалидов, их психологическая реабилитация.
– Поддержка волонтерской, добровольческой деятельности студентов, участвующих в решении социально значимых проблем в форме безвозмездного труда.
В 2013 году с 18 по 26 октября для оказания более специализированной коррекционно-педагогической помощи детям со сложными нарушениями по гранту обучили 4-х студентов — волонтеров с кафедры специального (дефектологического) образования ПИ СВФУ на курсах повышения квалификации на базе Центра лечебной педагогики (г. Москва).
Студенты-волонтеры оказывают неоценимую помощь детям надомного обучения преодолевать замкнутый образ жизни в семье, а помимо этого, волонтерская работа должна помочь им в дальнейшей профессиональной работе уже как педагогов — дефектологов, психологов, логопедов. Кроме того, добровольческая, тьюторская деятельность не только помогает решать социальные проблемы семьи ребенка, но и способствует изменению отношения общества к больным детям, детям — сиротам, тем самым помогает самому волонтеру стать зрелой личностью, создать крепкую семью и воспитать детей собственными примерами.
На базе ЦПУДО педагогами домашнего обучения и студентами-волонтерами апробируется модель психолого-педагогической помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии. Отличительными особенностями данной модели помощи являются:
- «включение» в образовательное инклюзивное пространство детей, ранее считавших «необучаемыми»;
- выстраивание индивидуальных образовательных программ по траектории развития детей с учетом их индивидуальных особенностей под руководством педагогов школы и согласованности с родителями школьников;
- оказание психолого-педагогической помощи детям-инвалидам в активном сотрудничестве с семьями;
- психолого-педагогическое сопровождение детей — инвалидов в инклюзивно-образовательном процессе по плану мероприятий;
В рамках реализации этой модели психолого-педагогической помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии при активном содействии волонтеров проведены циклы групповых занятий, расширяющие представления об окружающем мире. Дети в сопровождении учителей и студентов — волонтеров посещали различные интересные занятия, которые специально готовили организаторы в доступной для них форме. Очень запомнились такие занятия, как «Музыка для всех», проведенное на базе Национального художественного музея РС(Я) совместно с обучающимися СОШ № 17, занятие вокального кружка в Детском центре «Айхал», экскурсия по залам Национального художественного музея. И примечательно, что детям после экскурсии сотрудник музея Федорова Н. И. провела занятие «Мы рисуем», где было предложено детям рисование по замыслу: изобразить на бумаге то, что им больше запомнилось или понравилось.
Ученики домашнего обучения и раньше по возможности посещали общешкольные мероприятия. Но с открытием центра (ЦПУДО), количество детей стало намного больше. Были высказаны от их родителей немало благодарностей, что у детей отмечается неподдельный интерес к окружающей действительности, искреннее желание общения с другими детьми, радость и ожидание предстоящих мероприятий. Так, приняли активное участие в общешкольных праздниках «День Матери», «Осенины», «День Хомуса», в Международный день инвалидов в отделении Пенсионного фонда РФ при РС(Я) была организована выставка детских поделок и рисунков детей, «Новогодняя игрушка — лошадка», проведена акция «К нам стучится Дед Мороз», где студенты-волонтеры в костюмах Деда Мороза и Снегурочки доставили новогодние подарки по домам детям домашнего обучения. Приобретены для Центра модульные игровые оборудования, предметы длительного пользования, канцтовары для индивидуальных занятий. Готовится к выпуску учебно-методическое пособие «Приобщение детей с нарушением интеллекта к истокам народного творчества». Авторами являются Иванова Н. Н.,- ст. преподаватель кафедры СДО ПИ СВФУ, Егорова Л. В., Спиридонова Л. П., Лукина М. В. — педагоги С(К)ОШ VIII вида № 4 г. Якутска. Научным редактором является Данилов Дмитрий Алексеевич — д. п. н., член-корреспондент РАО, профессор СВФУ. Публикация данного пособия осуществляется на средства гранта Научно-издательским центром «Социосфера».
В коррекционно-педагогическую работу по реализации мероприятий по гранту вовлекаются по возможности не только учителя домашнего обучения, но и другие специалисты. Сегодня можно отметить активную работу, заинтересованность таких педагогов, как Спиридонова Л. П., Егорова Л. В., Шадрина Л. И., Винокурова А. В., Неустроева М. Б., Канаева Ф. В. и т. д. Проект действительно заинтересовал и вдохновил всех: и учителей, и родителей, и детей.
Реализация модели психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями по социальной инклюзии в рамках гранта Главы округа способствует положительной социализации детей с множественными нарушениями в развитии, находящихся в условиях домашнего обучения при непосредственном тьюторском сопровождении студентов-дефектологов ПИ СВФУ. В ПИ СВФУ на кафедре специального (дефектологического) образования 31 января 2014г. состоялся интересный научно-методический семинар по теме: «Волонтерство: вчера, сегодня, завтра» с участием ведущего специалиста Центра волонтерства Республики Саха (Якутия), учителей школы и студентов — волонтеров.
В работе семинара приняли участие: Ноговицына Л. Н., директор МОКУ С(К)ОШ № 4 г. Якутска с докладом «Нормативно-правовые основы волонтерской деятельности», Спиридонова Л. П., педагог надомного обучения С(К)ОШ № 4 г. Якутска с докладом «Волонтерская деятельность студентов в условиях специального образовательного учреждения», Егорова Л. В., учитель технологии С(К)ОШ № 4 г. Якутска с докладом «Обучение студентов-волонтеров технологии сувенирного дела для коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ» и преподаватели и студенты кафедры СДО ПИ. Хисматова Н. А., специалист АНО «Центр по работе с волонтерами РС (Я)» (добровольческий центр) рассказала о структуре и функциях центра, поделилась опытом волонтерской работы.
Максимова Алина, Потапова Наталья, Львова Аэлита, студентки группы ОПЛ-09 (специальность «Олигофренопедагогика с дополнительной специальностью логопедия») выступили с докладами о волонтерской деятельности с детьми надомного обучения, рассказали о реализованных ими проектах, проведенной новогодней акции «Дед Мороз и Снегурочка».
Данный проект реализуется педагогами надомного обучения МОКУ С(К)ОШ VIII вида № 4 г. Якутска при активном участии студентов — волонтеров кафедры СДО ПИ СВФУ, способствуя взаимодействию «Школа — ВУЗ» в проектной деятельности с практико-ориентированной направленностью.
Литература
1. Малофеев Н. Н. Из истории интегрированного обучения: как все начиналось // Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения: материалы междунар. науч.-практ. конф.,сент.2011г./отв. ред. Е. И. Михайлова, д. п. н.: редкол.: А. А. Григорьева, д. п. н.,и др.].—Якутск: Офсет, 2011. — 2011.- 276с. — с.31.